Конспект урока по русскому языку на тему: Сложные слова (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ гимназия г.Зернограда

Конспект урока

по русскому языку

в 3 «Б» классе

Тема: Сложные слова

Учитель начальных классов

Личкановская Татьяна Валерьевна

08.12.2014

Тема: Сложные слова Цель: формирование представления о понятии «сложные слова», создание схемы сложного слова. Задачи:

  • Образовательные:
познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных).
    • совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов.
  • Развивающие:
развивать орфографическую зоркость, развивать навыки исследовательской деятельности, обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.
    • развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать; практические умения: работать с алгоритмами;
  • Воспитательные:
    • воспитывать навыки сотрудничества;
    • формировать навыки самостоятельной и групповой работы;
    • воспитывать интерес к предмету.
Личностные результаты:
  • осознание значимости отобранного материала;
  • формирование своего отношения к учебной задачи и осознание значимости ее;
  • формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха / в учебной деятельности.
Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
  • формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;
  • целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
  • готовность к преодолению трудностей;
Познавательные УУД:
  • развивать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;
  • устанавливать аналогии;
  • решать языковые задачи моделированием;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
  • формировать умение находить общее решение;
  • умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу
Предметные результаты
  • формирование умений правильно писать соединительные гласные -о- и -е- в сложных словах, используя алгоритм.
  • создание условий для исследовательской деятельности учащихся;
  • выведение алгоритма действий;
  • формулирование общего вывода.
Тип урока: урок изучения нового материала. Используемые методы обучения: системно-деятельностный метод обучения (работа в группах, парах, проблемный (подводящий) диалог, метод демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод, самостоятельная работа, информационно-коммуникативный) Способы контроля: в форме устного опроса учителя, во время практической, самостоятельной работы, во время письменного выполнения заданий. Оборудование:
  • учебник «Русский язык», часть 1, А.В.Полякова.Москва «Просвещение»2013г ,рабочая тетрадь;карточки с заданиями для групповой работы;ИКТ (презентация к уроку)

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика



1. Мотивация деятельности

Цель: включение обучающихся в учебную деятельность

2.Минутка чистописания

Цель: узнать, хорошо ли мы владеем пройденным материалом

Слайд 2 - Доброе утро, ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Ребята, вы готовы к уроку? Итак, мы начинаем урок русского языка. Я желаю вам плодотворной работы на уроке.

Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова,
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов!

а) Слайд 3,4

В гости к азбуке

Установите, какая буква пропущена.

А, Б, В Ж, З, И П, Р, . .

Закончи фразу:

Буква__ в русском языке обозначает ___ звука

- Какая буква была пропущена? Почему?

От одного слова бывает навек ссора.

б)

Образуй словосочетание, подобрав подходящее по смыслу слово к данному. Воспользуйся словами из справки.

Состав_______, состав_______, состав_____.

Группа, слово, поезд, кошка

Запиши полученные словосочетания в тетрадь.

- Проверяем, какие словосочетания вы смогли образовать?





Приветствие учителя.

Работа в паре

Работа в паре

Эс», т.к. буквы идут в алфавитном порядке.

Запись пословицы, работа над смыслом.

состав поезда; состав группы; состав слова



II.Актуализация знаний. Постановка темы урока.

Цель: осознание потребности к новым действиям

Слайд 5,6,7

На доске слова:
мышь мышь мыши мышка

мышью мышонок

мышеловка

мышиный

мышковать

- Что вы можете сказать о словах первого столбика?

- Докажите.

- Что можете сказать о словах второго столбика?

- Докажите.

- Что такое корень?

- Прочитайте ещё раз слова второго столбика и скажите, какое слово «лишнее»?

- Почему?

- Как называются слова, имеющие 2 корня?

Вы догадались, какая тема урока?

Как можно назвать этап урока?

Индивидуальные карточки



- Это разные формы одного и того же слова. - Отличаются только окончанием. - Это однокоренные слова, образованные при помощи суффиксов. - Все слова имеют одинаковый корень (мыш-) и общее лексическое значение. - Корень - это общая часть всех однокоренных слов, в котором заключено общее лексическое значение всех однокоренных
- Мышеловка. - Имеет два корня (мыш- и -лов-)- - Слова, имеющие 2 корня, называются «сложными».

- «Сложные слова». (Слайд 8)

Минутка чистописания



III. Выявление места и причины затруднения.

Цель: выполнение пробных действий и фиксация затруднения, постановка проблемы Составим план действий Слайд 9 - Какой первый пункт нашего плана? - Как вы думаете, что это за слова такие - сложные? - А какое слово в математике имеет такой же корень как и слово сложные? - А что можно сложить на уроке русского языка? Подумайте На доске появляется запись: (слайд 10) -нос-, -н-, -ок-, -рог-, с-, варит, -ик-, -ы, -а, -сам-, - Что это такое?

- Что здесь лишнее? - Какое задание можно придумать? (Я предлагаю составить слова, затем их записать в тетрадь.) Давайте выполним это задание. Какие слова у вас получились? - Что мы сейчас складывали? - Ребята, а про какую часть слова мы забыли? -Что такое основа?
-А можно ли сложить две основы? Давайте проверим и узнаем, кто оказался прав. Найдите основы в словах: носы и рога. Попробуйте сложить эти основы. Какое слово получилось? Кто такой носорог? (слайд 10). - Ребята, у нас получилось сложное слово. Как мы его получили? -Попробуйте сложить основы слов: сам и варит. -Как вы получили сложное слово самовар ? -Какой вывод мы можем сделать? Как образуются сложные слова? отметить в листе исследования

Слайд 11

- (Как образуются сложные слова?) - (предположения детей)

(сложение) ( звуки, слоги, слова в предложения, предложения в текст)





- (Это части слова: приставка, суффикс, корень, окончание) (Варит - это не часть слова, а целое слово)



(носик, носы, рога, рожок, сварит,) - (части слова в слова) - (основа) - (Основа - это часть слова без окончания) - (высказывания ребят) (Это животное, у которого на носу рог) (слайд 10).

- (Сложили две основы)
- (самовар)
- (Мы сложили основы) (СЛОЖНЫЕ СЛОВА ОБРАЗУЮТСЯ СЛОЖЕНИЕМ ОСНОВ)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: определение средств решения проблемы (построение алгоритма действий по достижению поставленной задачи)





Физминутка Исследование № 2.Соединительная гласная в сложных словах.



-Какой следующий пункт плана? (При помощи чего соединяются корни в сложных словах?) - Чтобы узнать это, вернёмся к написанным сложным словам. - Выделите в словах самовар и носорог корни. - Что соединяет корни? Как её можно назвать? - Правильно, ребята. Гласная, которая соединяет корни в сложных словах, называется соединительная гласная. -Как образовались слова кашевар, пылесос? Запишите слова выделив в них корни и основы. Какие соединительные гласные в этих словах?

Слайд 12 Исследование №3. Наблюдение над ролью сложных слов в речи( -Прочтите следующий пункт нашего плана.( какую роль играют сложные слова в речи?) Давайте подойдём к тексту ,увидели ли вы сложные слова? Назовите. -А что означает слово рыболов? -Что удобнее использовать в нашей речи: слово рыболов или предложение Человек, который любит ловить рыбу) (слово рыболов) Вернёмся к нашему слову в котором у нас возникло затруднение снегопад(выпадение снега в большом количестве) -Почему? (Так короче, удобнее, быстрее) -Итак, какую роль играют сложные слова в русском языке?
Формулировка правила. -Давайте обобщим всё, что мы узнали. -Итак, что же такое сложные слова?

Физминутка Слайд 14









( сам, вар, нос, рог ) - (Гласная О). (Соединяющая, соединительная)


- (. пыль+сосёт, каша+варит)
(е, о)





(Человек который любит ловить рыбу)



(Это слова, образованные сложением основ. Корни в сложных словах могут соединяться при помощи соединительных гласных о. е и без них) (Их используют для краткости речи; вместо того, чтобы использовать предложение или словосочетание)

V. Работа в группах.

Цель: открытие нового знания по составленному алгоритму.







(Учитель выполняет направляющую роль при необходимости)



- Если в группе готов алгоритм наблюдения над словами, то вы приступаете к практической части работы - наблюдением над словами, затем формулируете правило написания соединительных гласных.

После окончания работы в группах ответственные вывешивают составленный алгоритм действий и сверяют с алгоритмом на доске. (Слайд 13)

- Какой вывод вы сделали?

(Учитель выслушивает ответственных каждой группы).

А теперь вернёмся к пробному слову и исправим ошибки. Какую соединительную гласную нужно писать в слове «птиц?ферма»? (Слайд 6)

- Почему?

- Молодцы! А помнить всегда это правило

вам поможет стихотворение - «запоминалка»:

После мягких, шипящих и Ц
В сложных словах пишется «Е».
А после твёрдых пишется «О» -
Не перепутает буквы никто!

Дети строят алгоритм наблюдения над словами:

  1. Прочитай (произнеси) слово.
  2. Убедись, что оно сложное: найди корни и устно подбери к каждому однокоренные слова.
  3. Если слово сложное, посмотри, на какой согласный звук оканчивается первый корень.

  4. Сделай вывод:

- соединительная буква «е» пишется:

1) после…

2) …

3) …

- соединительная буква «о» пишется после…

После построения алгоритма дети работают со словами: овцебык, пылесос, пчеловод, пешеход, корнеплод, пищевод и наблюдают над последним гласным первого корня, в результате чего делают вывод.

Вывод детей:

- соединительная буква «е» пишется

1) после мягких согласных (пылесос, корнеплод);

2) после шипящих (пешеход, пищевод);

3) после «ц» (овцебык);

- соединительная буква «о» пишется:

после твёрдых согласных (пчеловод, самокат).

- Соединительную гласную «е».

- После «ц» в сложных словах пишется «е».

Сначала стихотворение читает один ученик, а затем все хором.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: фиксация нового способа действия в речи, знаках (эталон).

1. Работа у доски.


































Модуль2 Слайд 15(проверка)

Цель: выявить уровень усвоения нового материала

Выбери задание, соответствующее твоему уровню. Выполни его. Проверь выполнение

1 балл

Образуй и запиши сложные слова, обозначающие названия профессий в тетрадь. Выдели корень и подчеркни соединительную гласную.

Вода возить -_________

Лес рубить - _____________

Сталь варить- ____________

2 балла

Замени каждую фразу одним словом. Запиши полученные слова в тетрадь. Выдели корень и подчеркни соединительную гласную.

Человек, разводящий пчёл- ________

Человек, который прошел первый-_________

Человек, который ловит рыбу ________

3 балла

Прочитай стихотворение. Найди сложное слово, которое существует в русском языке. Выпиши его. Выдели соединительную гласную. Подбери и запиши сложное слово с одним из корней выписанного слова.

Показал садовод

Вот такой огород:

Там на грядках,

Засеянных густо

Огурцы росли,

Редисвёкла, чеслук и репуста.

Сельдерошек поспел

И моркофель дозрел.

Осыпается густо спаржовник.

А таких баклачков

Да мохнатых стручков

Не видал ни один огородник

--------------------------------------------------------------------

Подведи итог работы с учителем по уроку

Какие профессии у вас получились?

Каким способом образовались все эти слова?

Оцените себя по алгоритму оценивания вслух.


- Напишите на листочках, какую бы вы себе выбрали профессию в будущем. Положите их в конверт. В 11 классе вы их достанете и посмотрите, совпадут ли ваши желания и мечты. - Какую бы вы профессию не выбрали, самое главное, чтобы вы приносили пользу своей семье и другим людям, а для этого надо быть … человеком Каким вы узнаете, расшифровав ребус (трудолюбивый)

Работай индивидуально.





Оцени себя

VII. Рефлексия учебной деятельности. Цель: соотнесение цели урока и результата, самооценка деятельности.


Итог урока. -Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале урока. Кто считает, что выполнил эту задачу? -На следующем уроке мы продолжим работу над сложными словами. Рефлексия. - В конце урока предлагаю побывать скалолазами(альпинистами). Знаете, кто это? У каждого на парте самолет и бабочка. -Если вы усвоили на уроке всё и можете объяснить другим, поместите свой рисунок на вершину горы. Если вы, в основном, всё усвоили, но остались некоторые моменты, непонятные вам, поместите на середину горы. Если вам непонятно написание сложных слов, оставьте у подножия горы. - Молодцы! Спасибо всем за урок! Слайд 28

- Вспомните, чего желала я вам в начале урока?

- Как вы считаете: вы плодотворно поработали?

- Вы ничего не заметили?

- Какое?

- Молодцы!

Учите русский - годы к ряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждёт великая награда,

И та награда - в нём самом!

Спасибо за урок!

(Дети оценивают свою работу на уроке)

(Люди, достигающие вершин гор).



(Ученики размещают фигуры альпинистов).

- Плодотворной работы.

- Да.

В предложении «Желаю плодотворной работы!» есть сложное слово.

- Плодотворной.

VIII. Домашнее задание Домашнее задание. (дифференцированно по выбору учащихся ) -

Образуйте сложные слова по образцу:

Красная грудка - (какая?) красногрудая

Яркая голова - _________________________

Длинные ноги - ________________________

Короткий хвост - _____________________

Пёстрые крылья - _____________________

По воде плавает - _________________________


А домашнее задание вы выберите себе сами. На «Листах исследований» вы видите две карточки: зелёную и розовую. На зелёной карточке задание более трудное, а на розовой - полегче. Кто желает, тот может выполнить оба задания.













Из ряда слов выписать сложные слова:

Ледокол, снеговик, пешеход, островок, паровоз, землекоп, земляника, самолёт, утконос, стенгазета, вездеход.









(Учитель раздаёт стихи-запоминалки).


© 2010-2022