Методическая разработка Методика организации массовых мероприятий

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методика организации массовых мероприятий.
Методическая разработка Методика организации массовых мероприятийМетодическая разработка Методика организации массовых мероприятийМетодическая разработка Методика организации массовых мероприятийМетодическая разработка Методика организации массовых мероприятийМетодическая разработка Методика организации массовых мероприятийМетодическая разработка Методика организации массовых мероприятийВоспитывать - значит организовывать деятель­ность детей. Человек разви­вается, формирует свои на­выки, модели поведения, ценности, чувства в процес­се совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому педагог для достижения воспитательных целей дол­жен уметь организовывать разнообразную деятельность детей (педагоги называют ее развивающей, воспитываю­щей), а для детей она являет­ся их естественной жизнью. Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в любом образовательном учрежде­нии всегда была и останется очень важной для педагога. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в бо­лее или менее свободной об­становке имеют существен­ное, нередко решающее значение для их развития и вос­питания. Они важны и для са­мого педагога, классного ру­ководителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хоро­шие отношения, открывают неожиданные и привлека­тельные для учеников сторо­ны личности самого педаго­га, наконец, позволяют пере­жить счастливые минуты единения, совместных пере­живаний, человеческой бли­зости, что делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь. Это дает педагогу ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованнос­ти, как сейчас говорят. Однако, чтобы это проис­ходило, надо знать, как орга­низовать такую работу. Так что же такое воспитательное мероприятие? Это относи­тельно завершенная совмест­ная деятельность детей в оп­ределенный фиксированный промежуток времени, орга­низованная педагогом с вос­питательной целью. Для успешного проведе­ния мероприятия нужно:

  • знать существующие формы;
  • уметь наполнить эти формы каждый раз нужным содержанием;
  • владеть методикой орга­низации мероприятий;
  • уметь придумать полу­ченному результату название.
Какие же формы воспита­тельных мероприятий суще­ствуют:
  • Конкурсная программа;
  • Ролевая игра;
  • Диспут;
  • Лекторий;
  • Интеллектуальная игра;
  • Концерт;
  • Выставка;
  • Спектакль;
  • Эстафета;
  • Тренинг;
  • Дискотека;
  • Экскурсия;
  • Олимпиада;
  • Поход и т.д.
Всю организацию меро­приятия можно разделить на 4 этапа:
  1. Конструирование;
  2. Подготовка;
  3. Проведение;
  4. Анализ.




  1. Конструирование мероприятия.


  1. Четкое определение це­лей и задач мероприятия (расширить кругозор, стимулировать познавательную ак­тивность, сплотить класс, от­дохнуть и т.п.);
  2. Определение тематики мероприятия. (Мероприятие - это един­ство, объединенное одной те­мой).
  3. Определение формы проведения мероприятия.
  4. Соответствие выбран­ного мероприятия, его фор­мы и содержания возрасту детей, их уровню развития, психолого-физиологическо­му состоянию на момент про­ведения мероприятия. (При организации меро­приятия необходимо помнить возрастные особенности детей:
    • Дети младшего возраста: повышенная эмоциональ­ность, открыты, нет комплек­сов, хорошо воспринимают людей старшего возраста, требуется смена деятельнос­ти, применяются игровые формы.
    • Дети среднего школьно­го возраста: нуждаются в со­здании собственного мира, происходит бурное развитие фантазии, здесь стоит исхо­дить из интереса детей, что­бы они могли свои стремле­ния реализовать.
    • Дети старшего школьно­го возраста: ищут свое место в обществе, им необходима речевая деятельность.
  5. Разработка правил и ус­ловий проведения мероприя­тия (конкурсной программы, интеллектуальной игры). Для этого нужно ответить на не­сколько вопросов:
  • Кто принимает участие: команды или индивидуаль­ные участники?
  • Если участвуют коман­ды, то из какого количества человек состоит команда? Сколько всего команд (участников)?
  • Каким образом отбира­ются команды (участники)?
  • Задания (конкурсы, воп­росы) выдаются на месте, или как домашнее задание?
  • Последовательность выступления (по жребию, по готовности)?
  • Сколько времени отво­дится участникам на подго­товку задания?
  • Сколько времени отво­дится на каждый конкурс?
  • Продолжительность ме­роприятия? (Набор опреде­ленного количества баллов, ограничение временем...).
  • Каким образом участ­ники оповещают о готовнос­ти? (Для интеллектуальных игр).
  • Каким образом оцени­вается выступление команд? (Критерии оценки).
  • Кто оценивает?
  • Как определяется побе­дитель?
    1. Определение времени и места проведения мероприя­тия.
    2. Создание названия ме­роприятия. (Название ме­роприятия должно быть ем­ким, интригующим. Важно, чтобы люди, которые про­чли название, захотели прийти поучаствовать и уз­нать, что за этим названием скрывается).
    3. Подбор заданий (кон­курсов, вопросов) для участ­ников мероприятия.
    4. Разработка положения мероприятия. (Положение является результатом этапа
      конструирования и включает в себя следующие разделы: цели и задачи; организаторы; участники; условия проведе­ния; время и место проведе­ния; критерии оценки; фи­нансирование; подведение итогов. К положению при­кладывается смета расходов, заявка на участие).



II. Подготовка.
Подготовительный этап начинается с четкого распре­деления обязанностей среди организационной группы по подготовке и проведению ме­роприятия:

  1. Дать информацию о проводимом мероприятии:
    • Довести положения до участников мероприятия;
    • Разработать, размно­жить и распространить объявления, афиши, рекламу, билеты-приглашения и т.п.
2. Подготовить место про­ ведения мероприятия:
  • Оформить согласно те­матике мероприятия;
  • Подготовить атрибуты, декорации.
  • Подготовить места рас­положения участников, жюри, зрителей, ведущего,
  • Определить места, где располагается оргкомитет мероприятия, переодеваются участники, раздеваются гос­ти, подводит итоги жюри.
  1. Подготовить музыкаль­ное оформление. (Фоновая музыка, фанфары, сигналь­ная музыка и т.п.).
  2. Подготовить световое оформление.
  3. Подготовить техничес­кое обеспечение мероприя­тия (микрофоны, магнитофо­ны, видеомагнитофоны, теле­визоры, видеокамеры и т.п.).
  4. Приготовить реквизиты (материал, необходимый для проведения конкурсов, кар­точки с вопросами, жетоны, фишки и т.п.).
  5. Подготовить оценочные листы.
  6. Пригласить жюри. (В состав должны входить люди компетентные, пользующие у
    участников и зрителей авто­ритетом, независимые, име­ющие собственный опыт в деятельности, которую пред­стоит оценить, число членов жюри должно быть нечетное: от 3 до 7 человек. Члены жюри должны знать правила, условия проводимого меро­приятия, его задачи, крите­рии оценки).
  1. Подобрать ведущего. (Ведущему во время прове­дения мероприятия отводит­ся большая роль. Лучше с этой ролью справится чело­век, знающий всю кухню, человек, который участво­вал в разработке, подготов­ке и написании сценария мероприятия. Для ведущего важно четко объяснять ус­ловия, контролировать про­цесс проведения, динамику мероприятия, вовремя фик­сировать результаты, своев­ременно пресекать наруше­ние правил - все это плюс многое другое требует на­ходчивости, терпения, вни­мательности, твердости и чувства юмора и, конечно же, ведущий должен владеть ораторским искусством).
  2. Продумать, чем запол­нить паузы. (Игры с залом, музыкальные паузы...),
  3. Подготовить призы. (Концовка, финальная точка имеют особое значение. Хо­рошо, чтобы победитель по­лучил приз, пусть даже сим­волический; но не забудьте и проигравших, их важно по­ощрить за участие, чтобы не пропало желание участвовать в последующих мероприяти­ях. Обязательно определите, кто будет вручать призы, как будет проходить церемония награждения).
  4. Подготовить програм­му мероприятия.
  5. Написать сценарий. (В настоящее время многие организаторы отказываются от сценариев, сценарий - слишком жесткая форма, он сковывает инициативу и ограничивает полет фантазии. Вместо сценария использует­ся описание хода мероприя­тия.
Например:
  1. Церемония открытия.
  2. Представление команд.
  3. Представление жюри.
  4. Объяснение правил и условий игры и т.д.).

  1. Проведение репети­ции.

III. Проведение мероприятия.
Выполнение вышепере­численных этапов организа­ции мероприятия является гарантией успешности про­ведения мероприятия, его большого воспитательного эффекта. И помните, что при прове­дении мероприятия рекомен­дуется придерживаться сле­дующих правил:

  • Начало и конец меропри­ятия должны быть яркими, запоминающимися;
  • Все занятые в проведе­нии должны хорошо знать, что и когда следует делать;
  • Мероприятие должно идти на мажоре и по возрас­тающей.

IV. Анализ мероприятия.
Точку в проведении ме­роприятия можно поставить лишь после того, как будет проведен анализ. Анализ мероприятия включает в себя следующие пункты:

  • Цель.
  • Кто присутствовал.
  • Кто принимал участие, количество участников.
  • Соответствие меропри­ятия уровню развития уча­щихся.
  • Активность:
    • в подготовительный пе­риод;
    • во время проведения ме­роприятия.
  • Какие функции выпол­няло мероприятие; познава­тельную, развивающую, вос­питательную, организационно-управляющую.
  • Поставленные задачи вы­полнены или не выполнены?
  • Что удалось, а что сле­дует улучшить?


Литература:
  1. Б.В. Куприянов, М.И. Рожков, И.И. Фришман. Организация и методика про­ведения игр с подросками - М.:Владос, 2001.
  2. Н.Е. Щуркова. Класс­ное руководство: игровые методики - М.: Педагогическое общество России, 2004.
  3. Ю.Н. Таран, В.В. Тала­нов. Познавательная игра в досуге школьников. Методи­ческие рекомендации, Смо­ленск, 1995.
  4. A.M. Рудко, Т.М.Гисматулин. Игры, конкурсы, развлече­ния. - СПб.: Союз, 1998. 48 с.
  5. В. Воронов. Разнообра­зие форм воспитательной рабо­ты./ Воспитание школьников. №№ 6-10. 2001, № 5.2002.




















Методика

организации массовых

мероприятий.


© 2010-2022