Урок по теме Планеты Солнечной системы УМК Перспективная начальная школа (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 2 класс

УМК: Перспективная начальная школа

Тип урока: ОНЗ (открытия новых знаний)

Тема урока: «Планеты»

Цель: сформировать представление о планетах Солнечной системы, продолжить знакомство с основными типами небесных тел: звездами и планетами; развивать умение выделять главное в научно-популярном тексте; развивать пространственное воображение, абстрактное мышление;

Предметные УУД:

-формировать представление детей о разнообразии космических тел;

-расширить знания детей о планетах Солнечной системы;

-закрепить знания о птицах, зимующих в наших краях и перелётных; Личностные УУД: - проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные УУД: - определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; - воспитывать умение работать в группе и самостоятельно Познавательные УУД: - развивать память, логическое мышление и речь на языке предмета; - устанавливать причинно-следственные связи; - использовать различные способы обработки, анализа и представления информации; - строить монологическую речь в устной форме Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;

-совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им;

- формировать умения обобщать, делать выводы, находить закономерности;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Основные понятия: планета, Солнечная система

Ресурсы: 1) основные: О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов «Окружающий мир», О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов учебник-хрестоматия ,тетради для самостоятельной работы, карточки для самостоятельной работы, карточки с записью основных понятий

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент (1мин)

Задача: создание доброжелательной психологической атмосферы в классе

Добрый день и добрый час,

Мы начнём урок сейчас.

Тихо дети сели,

Тишине открыли двери,

На уроке пусть сидит,

Будет шумно - улетит!

Ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, ведь она нам пригодиться!

Задача: психологически подготовиться к восприятию нового учебного материала.

Взаимодействие детей друг с другом

Регулятивные УУД:
эмоционально-положительный настрой на урок

  1. Мотивация деятельности учащихся(1мин)

Задача: сближение детей для дальнейшей работы

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать

Качество - внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Задача: психологически настроиться к восприятию учебного материала

Слушают, настраиваются на работу

Регулятивные УУД:
создание ситуации успеха, доверия.

  1. Актуализация знаний(7-8 мин)

СЛАЙД 2


















  1. Целеполагание

Задача: закреплять знания о звезда,-

- Работу на нашем уроке мы начнем с выполнения задания в рабочей тетради Работа в тетради на печатной основе (стр. 11, з.16) - Разгадаем кроссворд, а также повторим все, что мы уже знаем. Табличка на доску «Звезды» Назовите слово, которое получится в выделенном столбике. (планета) Это слово нам знакомо? (Да, мы живем на планете земля) А более подробно мы знакомились с планетами? (нет)

Прочитайте название темы нашего урока

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

- На какие вопросы мы должны ответить, чтобы достичь цели?

-Что мы будем делать для достижения этой цели?

-А где мы будем добывать знания?(Будем работать с книгой, слушать учителя, высказывать свои мнения, работать в парах и группах)

Задача: выполнять логические операции сравнение, анализ, синтез.



Задача: учиться самостоятельно выделять и формулировать тему и цель урока.
1) Учащиеся ставят цель (Что нужно узнать, чтобы найти решение этой проблемы)

2) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. ( Будем работать с книгой, слушать учителя ,высказывать свои мнения, работать в парах и группах)

Регулятивные УУД: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности, создание ситуации успеха, доверия.
КоммуникативныеУУД: использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания.
ПознавательныеУУД: выполнять логические операции сравнение, анализ, синтез.
ЛичностныеУУД: высказывание предположений, принятие точки зрения другого.


  1. Выявление места и причины затруднения

(2-3 мин)



  1. Реализация построенного проекта ( 10-12 мин)

Задача: мотивировать учащихся на изучение темы. - Можно ли все светящиеся точки на небе назвать звездами? (Нет, так как кроме звезд на небе можно видеть планеты)











Чтение текста учебника стр. 29 - Давайте выясним значение слова «Планета» Работа с толковым словарем. Стр 125 Табличка на доску «планета» Откройте стр. 30 учебника - Давайте внимательно посмотрим на ночное звездное небо. - Меняется ли вид звездного неба? Что изменилось? (На звездном небе есть светящиеся кружочки, которые непрерывно меняют свое место на небе.) - Что это за небесные тела? Это планеты. Слово «планета» означает блуждающая. Эти космические тела похожи на звезды, но в отличие от звезд - огромных раскаленных светящихся шаров, - планеты представляют собой остывшие холодные небесные тела - Если планеты - остывшие небесные тела, то, как же мы их видим? (Они светят не своим, а отраженным солнечным светом.) - Какую планету можно видеть только после захода Солнца или в утренние часы? После захода и перед восходом Солнца с Земли можно наблюдать яркую планету Венеру. Венера и Земля имеют почти одинаковую величину. Венера ближе к Солнцу, чем Земля. Поэтому Солнце освещает и нагревает ее намного сильнее, чем Землю. Сияя ровным бледно-желтым светом, Венера по яркости уступает только Луне.

Задача: умение осознанно и произвольно строить высказывания.


Проявляют познавательную инициативу. Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий

Дети работают по учебнику

Дети перечисляют, что они видят

Регулятивные УУД: планировать своё действие в соответствии с постановленной задачей,
Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество.

Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи , выполнение логических операций, самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Коммуникативные УУД: уметь выражать свои мысли, формулировать своё мнение, допускать возможность существования у людей различных точек зрения; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Регулятивные УУД: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием( что я знаю и умею)


7. Физминутка

(2 мин) Задача: создать условия для эмоциональной разгрузки учащихся

Музыкальная физминутка «На зарядку»

Задача: физически и эмоционально отдохнуть на уроке.

8. Реализация построенного проекта ( 10-12 мин) Задача: через совместную деятельность познакомить учащихся с планетами Солнечной системы . Работа по учебнику стр. 32 - Рассмотрите расположение планет вокруг Солнца (стр.32 учебник). Что это за дорожки вокруг Солнца? (Вокруг Солнца движутся по своим орбитам планеты.) Слайд 3. Вокруг Солнца движется целая семья небесных тел: восемь больших планет со своими спутниками, около 2000 астероидов (или малых планет), несколько тысяч комет, множество метеоритных и метеорных тел, метеорные потоки и плоское облако мельчайшей космической пыли. Вся совокупность этих тел называется Солнечной системой. Слайд 4. Меркурий - наименьшая и ближайшая к Солнцу планета в Солнечной системе. Названа именем древнеримского бога торговли. Слайд 5. Венера - вторая от Солнца планета Солнечной системы, третий по яркости (после Солнца и Луны) небесный объект, соседка Земли. Названа именем древнеримской богини красоты. Слайд 6. Земля - третья от Солнца планета, единственная в Солнечной системе планета, на которой есть жизнь. Названа именем древнегреческой богини плодородия. Слайд 7. Марс - четвертая от Солнца планета Солнечной системы, соседка Земли со стороны внешних планет. Названа именем древнеримского бога войны. Слайд 8. Юпитер - самая большая, пятая от Солнца планета Солнечной системы. Названа именем древнеримского бога неба. Слайд 9. Сатурн - шестая от Солнца планета Солнечной системы. Названа именем древнеримского бога плодородия. Окружена очень тонким кольцом - это сотня маленьких колец, прилегающих друг к другу; они состоят из частиц льда и камня. Слайд 10. Уран - седьмая от Солнца планета Солнечной системы. Названа именем древнеримского бога неба. Слайд 11. Нептун - восьмая от Солнца планета Солнечной системы. Названа именем древнеримского бога морей. - Давайте вспомним, в каком порядке планеты обращаются вокруг Солнца. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун) - У Андрея Усачева есть считалочка «Звездочет», которая поможет нам запомнить расположение планет. Прочитайте ее. (Дети читают считалочку на интерактивной доске). А. Усачев «Считалочка звездочета» Жил на свете звездочет, он планетам вел подсчет: Меркурий - раз, Венера - два-с Три - Земля, четыре - Марс Пять - Юпитер, шесть - Сатурн Семь - Уран, восьмой - Нептун Затем - Эрида и Плутон Кто не знает - выйдет вон! - Эрида и Плутон относятся к малым планетам- планетоидам. До 2006 года Плутон считали небольшой планетой, девятой по счету от Солнца. -В какой последовательности в считалочке названы планеты? (В порядке удаления их от Солнца.) Задача: познакомиться с планетами Солнечной системы
Обсуждают в парах варианты ответов. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

Выводы о полноте и правильности

Высказывания детей

Ученик читает определение


Формулируют своё мнение

Предположения детей, высказывания

Дети работают по учебнику

Дети перечисляют, что они видят

Оценивают уровень владения учебным действием( что я знаю и умею)

Под руководством учителя выявляют место затруднения

Предположения детей



Предположения детей


Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи , выполнение логических операций, самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Коммуникативные УУД: уметь выражать свои мысли, формулировать своё мнение, допускать возможность существования у людей различных точек зрения; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Регулятивные УУД: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием( что я знаю и умею)

  1. Первичное закрепление учебного материала(5-6 мин.)

Задача: углубить уровень осмысления изученного материала, глубины его понимания
  1. Работа в печатной тетради стр.12
- Рассмотрите рисунок Солнечной системы на странице 12. - Сколько планет в Солнечной системе? (8) -Подпишите названия планет в порядке удаления от Солнца. Взаимопроверка слайд 12 - 13
  1. Решение проблемной ситуации
- Все ли планеты Солнечной системы получают одинаковое количество тепла и света от Солнца? - Прочитайте высказывания на стр 13. Выберите правильный ответ, отметьте его галочкой.


Задача: осмыслить изученный материал через выполнение заданий

Выполняют самопроверку по эталону.

Самооценка

Проблемный вопрос

Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства (модели) для решения учебных задач.
Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, способность к самооценке.
Регулятивные УУД: управлять своей деятельностью, контроль, коррекция, инициативность, самостоятельность.
Коммуникативные УУД: умение задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему мнению.


  1. Итог урока

( 2-3 мин) Задача: учить осуществлять итоговый контроль своей деятельности.
- Какая была тема нашего урока?

-Какие цели и задачи мы поставили перед собой?

-Достигли ли мы задач урока? Цели?

-Что вы узнали для себя нового на уроке?

- Что вам понравилось на уроке?

- Где вам могут пригодиться в жизни эти знания и умения?









Называют
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы.

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли,
Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

  1. Рефлексия деятельности

(1-2 мин)

Задача: формировать умение объективно оценивать свою активность и качество своей работы на уроке.

 Ответим на вопросы: ( Слайд 14 )

- Что приятнее всего? (Достичь желаемого).

Какое задание больше всего понравилось на уроке?

Какое задание вызвало затруднения? Почему?

Самооценка.

На доске три таблички с высказываниями. Перед вами лежат кружки трех цветов. Выберите себе кружок и поместите его около того высказывания, которое ближе по смыслу вашему результату работы на уроке.

Красный - «Доволен»

Синий - « Не совсем доволен»

Зелёный - «Недоволен»

Учитель делает выводы по самооценке учеников, Задача: оценить свою активность и качество работы.

Читают и отвечают на вопросы






Дети выходят к доске и прикрепляют кружки на соответствующее высказывание

Регулятивные УУД

-способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении;

-осознание своих возможностей на основе сравнения «Я» и «Хороший ученик



© 2010-2022