Методическая разработка классного часа О милосердии

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка классного часа О милосердииНегосударственное общеобразовательное учреждение

«Православная гимназия преподобного Илии Муромца»

города Мурома Владимирской области













Сценарий классного часа

в 3 классе

«О милосердии»









подготовила

учитель начальных классов

Мирошкина Ирина Владимировна










г. Муром

2013

Классный час

3 класс

Тема: Милосердие
Цель: создать условия для формирования духовных понятий «милосердие», «милосердный», «ближний». Задачи: развитие монологической и диалогической устной речи, воспитание милосердного, сострадательного отношения к ближнему.
Оборудование: икона Иулиании Лазаревской, презентация к занятию, толковые словари, солнышко милосердия (рисунок), карточки для работы в группах, в парах; интерактивный тест; книги об Иулиании Лазаревской, высказывания о доброте, милосердии, веретено, прялка, видеоролик «Притча о добром самарянине», рисунки, рассказывающие о жизни святой.

Предварительная работа: чтение жития Иулиании Лазаревской, рисование рисунков, подготовка инсценирования эпизода из детства святой, посещение Дома ребёнка, создание книги об Иулиании Лазаревской.

Ход классного часа

1.Организационный момент.

- Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем наших гостей. Начинаем наш классный час. (Дети стоят в кругу). Пожмём друг другу ладошки по очереди и с рукопожатием передадим частичку тепла своей души.

2.-Сегодня у нас классный час - размышление. Ведь учась в гимназии, вы не только изучаете основы наук, но и пытаетесь постичь другую науку - науку о добродетелях, о важнейших человеческих ценностях. Каждый из вас стремится подняться вверх по лесенке добродетелей. Сейчас давайте мысленно перелистнём некоторые страницы нашей школьной жизни и вспомним, о каких добродетелях мы думали, стремились глубже понять их суть, следовать им каждый день.

( Фото из классного альбома . Дети перечисляют).

- Назовите, чему мы учились?

1.Трудолюбие (фото на уроке, в огороде, посадка яблонь). Человек становится сильным , умным, если постоянно трудится. Учебный труд требует от нас воли, терпения

2. Смирение, послушание. (Фото сценки «О пророке Ионе»)

(Притча о пророке Ионе учит нас смирению, послушанию. Кого должны слушаться дети?

3. Прощение (Фото сценки «Семьдесят раз семь»)

Как должен поступать каждый православный христианин? (Господь хочет, чтобы мы всегда всех прощали. Если мы просим прощения у Бога, и Бог прощает нас, то и мы должны прощать тех людей, которые нас чем - то обидели. Уметь прощать! Не осуждать!

3. Определение темы классного часа.

Тема классного часа…а впрочем я думаю, вы назовёте её сами.

У кого она в достатке,

С тем дружить легко и гладко.

Для души приобрету Я у Бога … Доброту.

- Доброта. Подберём синонимы к слову доброта.

(Сочувствие, милосердие, сострадание, забота, любовь)

- Сегодня мы с вами поразмышляем о милосердии: что называется милосердием, какими добрыми делами вы можете помочь людям.

ИТАК, ТЕМА - МИЛОСЕРДИЕ (Солнышко - картинка на доске)

-Как вы думаете, почему я изобразила милосердие в виде солнышка?

- Как вы понимаете слово «милосердие»? (Добрый человек с милующим сердцем)

4. Работа в группах со словарём

- Обратимся к толковым словарям и найдём значение слова «милосердие».

1 группа - толковый словарь Ожегова

2 группа - современный толковый словарь

3 группа - Большой Энциклопедический словарь

Милосердие Толковый словарь Ожегова

- готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия. Действовать без милосердия (жестоко).

Милосердие Большой Энциклопедический словарь

- сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность и т. п.

- Прочитаем определения слова «милосердие»

-Что главное в объяснении значения слова? (Это готовность помочь, простить, любовь, участие в жизни нуждающихся людей).

- Ребята, как вы понимаете, что значит милосердный человек? (Слово «милосердный» означает «милующий», «жалеющий». Если вы жалеете кого- либо, сочувствуете его бедам, то вы проявляете милосердие к нему).

Может злой человек быть милосердным? (Ответы)

- Злой человек не может быть милосердным. Милосердный человек - это человек, у которого доброе, милующее сердце, отзывающееся на беды других людей, жалеющее, сочувствующее им сердце.

- Ребята, послушайте: Доброта, Сострадание, Любовь, Сочувствие, Забота. Какое из этих качеств, по- вашему мнению, является главным, без него человек не проявит другие свои добрые качества, не будет делать добрые дела? (Любовь)

- Какой лучик должен появиться на нашем солнышке? ЛЮБОВЬ к Богу и Ближнему

(К солнышку прикрепляется лучик со словом «Любовь»)

- Милосердный человек относится к каждому человеку как к родному, как к своему ближнему.

5. Просмотр видеоролика «Притча о милосердном самарянине». Обсуждение просмотренного.

- Мы знаем, что Христос учил Своих учеников любить всех людей и даже врагов своих. Вспомним заповедь «возлюби ближнего».

- Но можно ли любить людей, которые неприятны, злы? (Ответы). Оказывается, давно - давно задавали этот вопрос Своему учителю Иисусу Христу апостолы. Посмотрим притчу и узнаем, что он им ответил.

- Что такое притча? (Нравоучительный рассказ)

Словарная работа.

Самарянин - житель самарянской земли.

Священник, левит - служители храма.

- Однажды некий человек спросил Иисуса Христа: «Кто мой ближний?» В ответ на вопрос Христос рассказал притчу.

Просмотр видеоролика (6 мин.)

Беседа:

- Какой вопрос был задан Христу?

- Как ответил Христос?

- Кто шёл по дороге, куда и откуда? Что с ним произошло?

- Кто шёл по той же дороге? Что сделал каждый их них?

- Кто оказался ближним пострадавшему человеку?
- Почему христиане называют своим ближним каждого человека, который нуждается в помощи? В чем проявляется милосердие христианина?

- Кого Христос называет ближним? (Ответы)

- Христос сказал, что ближний - это всякий нуждающийся человек. Нельзя оставлять без помощи никого, ни «своего», ни «чужого» человека. Ближний - это не тот человек, который нам близок по родству или потому что он был добр к нам. Ближний - это всякий нуждающийся в помощи человек. И христиане старались быть милосердными.

6.Выполнение задания в парах. (У учащихся карточки со словами)

- Слово, противоположное милосердию? Жесткосердие

Задание. Самостоятельно прочитайте слова и распределите их на 2 группы. Выберете слова, относящиеся к милосердию, и слова, относящиеся к жесткосердию.

( Бескорыстный, добрый, равнодушный, бесчувственный, сострадательный, безжалостный, отзывчивый)

В столбике слов, относящимся к милосердию, какое слово на ваш взгляд наиболее значимое…- Бескорыстие

- Почему так считаете?

-Что оно означает? (Ответы)

- Но некоторые люди думают, а зачем быть милосердным? Что я получу в ответ от людей? Похвалят ли меня, скажут ли мне спасибо? А некоторые ещё и ждут, что им заплатят деньги за оказанную помощь. Есть и такие «добрые» мальчики и девочки: помог он, например, чужой старушке донести до дома тяжёлую сумку. Это хороший поступок? (Ответы). Верно, хороший. Помочь слабому, помочь старому, помочь нищему, больному, инвалиду - это хорошие поступки. Но вот только, когда этот мальчик поставил бабушкину сумку у двери её квартиры, он сказал: «Бабушка, я помог тебе, заплати мне за эту помощь пять рублей!».

-Хорошо ли это? Что здесь плохого? Почему нельзя требовать денег за оказанную помощь? (Ответы)

- Помощь, за которую мы не требуем награды, то есть совершаем без выгоды (корысти) для себя, называется бескорыстной. Так относится к людям - не всегда легко для нас.

2 лучик нашего солнышка милосердия -БЕСКОРЫСТИЕ.

7.Рассказывание учащимися о жизни Иулиании Лазоревской с использованием презентации. Инсценирование сцены из детства. (По времени - можно использовать материал частично)

(Приложение 1)Презентация «Иулиания Лазаревская»

- Знаем ли мы примеры такой любви? (Ответы)

- Высочайший пример такого милосердного и бескорыстного отношения к людям - это крестная жертва Иисуса Христа.

- Каких святых, подвизавшихся на подвиге милосердия вы знаете?

- Образ Иулиании Лазаревской - образ любви и милости.

-Сейчас, давайте вспомним о жизненном подвиге нашей землячки, святой Илуании Милостивой. Так еще при жизни её величала Пресвятая Богородица. Иулиания не могла проходить мимо человеческого горя: помочь, порадовать, утешить - было потребностью её сердца. (Подготовленные учащиеся рассказывают о жизни святой)

Беседа после прослушанного:

- Послушание или красоту, развлечения избрала Иулиания в детстве, в юности?

- Какие милосердные дела она совершала? Кому помогала?

- Ждала ли благодарности? К кому обращалась за помощью в трудные минуты жизни?

- Как она помогала людям во время голода?

- Почему мы обращаемся к жизни Иулиании Лазаревской? Чему мы, современные люди, можем поучиться у Милостивой Иулиании?

(Она для нас пример нелицемерного милосердия и сострадания к ближним).

- Ребята, а есть ли у нас в городе храмы, часовни в честь Иулиании Лазаревской? (В городе домовой храм при МиВЛГУ, в селе Лазарево- часовня, святой источник)

- В мае мы совершим поездку в село Лазаревское к святому источнику.

- Ребята, в наше время есть такие добрые, отзывчивые люди?

- Кому вы можете помочь?

- Какие добрые поступки можно совершить дома? в классе?

- Кто ещё нуждается в нашей помощи? (Дети - сироты, одинокие пожилые люди, ветераны Вов)

- Давайте вспомним, как мы ходили в Дом ребёнка. Чем вы там занимались? (показывали спектакль, дарили подарки, играли с малышами)

- Радовались ли встрече с вами ребятишки?

- Какие чувства вы испытывали? Что мы с вами решили? (Регулярно посещать своих маленьких друзей)

Фото из школьного альбома. «Ребята в доме ребёнка»

- Не нужно ждать особого случая, чтобы сделать доброе дело. Нужно оглянуться вокруг себя и не пройти равнодушно мимо того, кому нужна твоя помощь, поддержка.

8. Работа в группах.

- Как научиться милосердию, добру? Может быть напишем огромный плакат «Будьте добрыми», и все станут добрыми?

- Поработаем в группах, чтобы ответить на этот вопрос. Повторим правила работы в группах.

(Задания даны в конвертах, лучики - Приложение 2)

Задание для 1 группы.

Составить и защитить свои правила милосердия. Записать их на лучиках.

Задание для 2 группы.

Найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.

1.Вы узнали, что рядом живёт одинокая бабушка…

2.У кого-то заболел близкий человек…

3.Мальчик забыл в автобусе ранец с учебниками…

4.Вы нашли у своего дома маленького котёнка…

Задание для 3 группы. Тест на компьютере «Доброе дело настоящее, если делается…».

Защита работы каждой группы.

Итог занятия

- Ребята, в чём же проявляется истинное милосердие ? (Ответы детей)

- Милосердию и состраданию человек может научиться, только делая добрые дела, поэтому третье ключевое слово - добрые дела (Прикрепляем 3 лучик).

Любовь

Бескорыстие Добрые дела 9. Рефлексия. - Ребята, что лично для себя вы взяли из этого занятия?

Давайте все вместе прочитаем стихотворение «Добро творить» (Музыка)

Добро творить спеши, мой друг,
И для друзей и для подруг,
Порою им бывает худо,
Добро твое им будет чудом.
Добро, как Божья благодать,
Спасеньем в жизни может стать,
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.
И слово доброе, и дело
Ты применить сумей умело,
Их не жалей любому дать,
Добром их души исцелять.
С обидой в сердце трудно жить,
Добром за зло умей платить.
Тот, кто добро творить умеет,
Зла сотворить уже не смеет,
Дари, дружок, добро дари,
За все добром благодари

10. На память гостям подарим самиздатовскую книгу об Иулиании Лазаревской. (папка «Православная книга своими руками»)




Приложение 1( «Житие Иулиании Лазаревской»).

Презентация.

Мы расскажем о святой простой женщине, которая не уходила в монастырь, не страдала как мученица за веру. Она была замужем, имела много детей, вела большое хозяйство. Она стала святой, и память о ней сохраняется уже несколько веков.

Иулиания родилась в Москве, в знатной и благочестивой семье в тридцатые годы 16 века. Оставшись в шесть лет сиротой, Иулиания попадает в Муром, где жила её бабушка. Девочка была удивительно тихой набожной. Она избегала детских игр и забав, предпочитая пост. Молитву и рукоделие. Бабушка, Анастасия Никифоровна Лукина, была доброй женщиной и очень любила Иулианию.

Инсценирование.

Автор:

- Подумала бабушка, что рукоделью надо внучку научить - прядению и ткачеству, шитью и вышивке. Купила на базаре прялку. Стала учить девочку, как работать.

Вот получилось первое полотенечко - маленькое пока, но нарядное. Вышивкой его украсили - залюбуешься!

Радуется бабушка.

Бабушка:

- Такое полотенце надо в сундук спрятать - на приданое!

Иулиания:

- Нет, бабашку. У Софьюшки, поварихи нашей, дитя родилось - ему и подарим. Пусть личико ему моим полотенцем вытирают!

Автор:

- Удивилась бабушка такому решению, но возражать не стала. Не хотела бабушка, чтобы внучка строго постилась - силёнок у неё и так мало. Но внучка сама решила, что будет поститься, как бабушка, и ещё строже.

Бабушка:

- Ты хоть кашки откушай, цветик мой лазоревый! В том греха для ребёнка нет. Ведь голодна, поди!

Иулиания:

- Нет, бабушка, я неголодна. Позволь эту кашку снести Аннушке, стрелецкой вдове, у неё малые детушки голодают.

Бабушка: - Ульянушка больше заботится о других, чем о себе. Уж такая девонька добросердечная!

Но девочке недолго пришлось пожить под её заботливым крылом. Когда Иулиании минуло двенадцать лет, бабушка умерла, завещав своей замужней дочери, Наталье Драповой взять сиротку к себе.

В новой семье Иулиании было нелегко. Своим двоюродным сёстрам она казалась странной, слишком задумчивой, слишком тихой… Они смеялись над ней ней, дразнили её. Церкви поблизости не было и Иулиании трудно и грустно было без богослужений. Читать в те времена девочек не учили, и она не могла находить утешение в книгах. Зато она хорошо научилась всем женским рукодельям и много работала. Тайком, по ночам, она шила одежду, чтобы раздавать бедным.

Когда Иулиании минуло 16 лет, её выдали замуж за молодого, богатого, знатного Дворянина Георгия Осорьина. Ему принадлежало село Лазаревское, недалеко от города Мурома.

Иулиания была доброй женой, матерью, хозяйкой. Весь день она хлопотала по хозяйству. Со всеми была кротка и ласкова. Услуг самой от прислуги она никогда не требовала, говоря: «Кто я, чтобы Божье создание служило мне?»

Когда умерли родители её мужа, Иулиания раздала бедным в память их почти всё своё собственное имущество. У неё с мужем было тринадцать детей, шестеро умерло маленькими. Иулиания посвятила жизнь свою воспитанию детей.С верой, твёрдой и чистой, обращалась она к угодникам Божиим, полагаясь не на свои силы, а на помощь свыше.

Искусно вышитые пелены Иулиания дарила в храмы, а остальную работу продавала, чтобы деньги раздать нищим. Благодения она совершала тайно от родных, а милостыню посылала тайно от родных по ночам с верной служанкой. Особенно заботилась она о вдовах и сиротах.

После трагической смерти двух сыновей Иулиания стала просить мужа отпустить её в монастырь, а он уговаривал Иулианию остаться дома ради детей. Всю жизнь Иулиания забывала себя ради других, поэтому и на этот раз согласилась.

Оставшись дома, Иулиания стала жить подвижнически. Когда весь дом засыпал, она вставала на молитву и долго молилась, сократив сон до 2-3 часоов в день, а рано утром шла в церковь к обедне. Остальное время она посвящала домашним делам и продолжала много заботиться о бедных и больных.

В конце жизни Иулиании, в царствование Бориса Годунова, наступил страшный голод. У Иулиании не хватало муки выпекать достаточно хлеба, чтобы кормить всех приходивших к ней голодающих, и она научила своих слуг печь хлеб, смешивая муку с толчёной древесной корой и лебедой. А приходившие к ней говорили, что её хлеб вкуснее, слаще, чем хлеб, испечённый из чистой муки.

Иулиания скончалась 2 января 1604 года. Болела она всего шесть, но и во время болезни вставала на молитву каждый день.

Похоронили Иулианию рядом с её мужем. В 1614 году, когда копали землю рядом с могилой Иулиании для её умершего сына Георгия, были обретены мощи святой. Они источали миро. Многие люди, особенно дети, получали исцеление от болезней. В этом же году праведная Иулиания Лазаревская была причислена к лику святых.

Храм в селе Лазарево, где находились мощи святой Иулиании, был закрыт в 1930 году. Рака с мощами, перенесённая в Муромский краеведческий музей, стояла рядом с мощами святых Петра и Февронии Муромских. Сейчас мощи святой праведной Иулиании Лазаревской находятся в Муромском Николо - Набережном Храме.

Приложение 2.

Задание для 1 группы.

Составить и защитить свои правила милосердия. Записать их на лучиках.

Задание для 2 группы.

Найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.

1.Вы узнали, что рядом живёт одинокая бабушка…

2.У кого-то заболел близкий человек…

3.Мальчик забыл в автобусе ранец с учебниками…

4.Вы нашли у своего дома маленького котёнка…

Задание для 3 группы. Тест на компьютере «Доброе дело настоящее, если делается…».

Доброе дело настоящее, если делается:


по принципу

да «ты мне - я тебе»? нет

да бескорыстно нет

да ради получения денег или славы нет

да незаметно для других нет

да чтобы гордиться собой нет да не ради себя, а ради Бога нет

Да потому что заставили нет Да из любви к ближнему нет

Список использованной литературы:

  1. Опочинин Е.Н. Матушка Ульяна. - Храм во имя Преображения Господня. - М. 1999.

  2. Издание Спасо - Преображенского Муромского мужского монастыря «Житие Святой праведной Иулиании Лазаревской». - Муром. 1999.

3. «Житие Иулиании Лазаревской» (в обработке С.С.Куломзиной). - М. 2000.

4. Дорофеев Виктор, протоиерей; Янушкявичене О.Л. Основы православной культуры: Учебно-методическое пособие для учителя к учебнику 2-го класса. - М.: Про-Пресс. 2007.

Использованные интернет- ресурсы:

1. uznaem-kak.ru/urok-pravoslavnoj-kultury-tema-dobrota-i-miloserdie-xristianina/

2. ru.wikipedia.org/wiki /Иулиания Лазаревская

3. pravicon.com/icon-2092

4. images.yandex.ru/ Иулиания Лазаревская


© 2010-2022