Урок по кубановедению Казачий фольклор

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок кубановедения в 3 классе

Казачий фольклор

Цель:

-Познакомить с казачьим фольклором

Задачи урока:

  • способствовать развитию интереса к произведениям народного творчества;

  • воспитывать эстетические чувства, любовь к родному краю и месту, где родился и вырос человек.

Оборудование: проектор (презентация).

ХОД УРОКА 1.Организационный момент.

Здравствуете ребята. Сегодня у нас с вами гости давайте поприветствуем их. (дети поворачиваются и здороваются головой).

Ты зимой чудесен,

Летом - щедр, как в сказке.

Край стихов и песен,

Край наш Краснодарский.

Виктор Подкопаев
2.Повторение изученного.

Мы с вами узнали много интересного о традициях нашего народа. Давайте вспомним - что такое традиции? (Тради́ции - множество представлений, обычаев, привычек и навыков, передаваемых из поколения в поколение,) - Кем создавались традиции? (Народом.) - Какие традиции нашего народа известны вам? (Исполнять на рождество колядки, на масленицу щедровки, танцевать, петь и т.д.)
3.Объявление темы урока. Всё это и песни и танцы и традиции народного быта можно назвать одним словом - ФОЛЬКЛОР.

Само слово «фольклор» появилось в XIX веке, пришло из английского языка. Сегодня им пользуются везде. Оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.


Устное народное творчество из уста в уста автор-народ создано в результате труда
Фольклор - бывает музыкальный, танцевальный и словесный.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством кубанского народа, КУБАНСКИМ КАЗАЧЬИМ ФОЛЬКЛОРОМ.

Один из составляющих фольклора являются пословицы и поговорки.

  1. У кубанских пословиц и поговорок есть свои особенности, потому что в них отразилась поэтическая история народа.

Обратите внимание в чем особенность пословицы и поговорки.

Пословица

  • краткое, мудрое суждение о жизни

  • содержит поучительный смысл

  • законченное суждение

  • характеризует поступки человека, их образ жизни

  • украшает нашу речь

Поговорка

  • меткое суждение

  • часть суждения, незаконченное предложение

  • дает оценку поступкам человека, но не поучает

  • выражает чувства

Какие пословицы и поговорки вы знаете?

-без атамана казак сирота

-ушел с поста - пропустил врага

-казаков мало не бывает

А) А сейчас давайте поиграем.

Игра: "Подбери пословицу" (слайды 6, 7)

  • Сказала Нина что-то по секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала своей соседке по парте, которая в свою очередь поделилась еще с кем-то. Вскоре об этом знали все. (По секрету - всему свету)

  • Попросили родители свою дочь посидеть с младшим братом. Девочка пригласила к себе подруг. Они разыгрались и забыли про малыша. (У семи нянек - дитя без глаза)

  • Коля смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он видел, как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз. (Любишь кататься - люби и саночки возить)

  • Саша решил собрать из конструктора модель самолета. Сначала у него ничего не получалось. Но Саша был настойчив и терпелив - и самолет готов. (Терпенье и труд все перетрут. Без труда не выловишь и рыбку из пруда)

-К какой составляющей фольклора мы его отнесём? (Словесной.)

2) А теперь поговорим о песни, как сказал М. Шолохов

Песня - это не писаная,

а спетая история народа.

Песни, если они сложены народом,

никогда не отступают от правды.
- Кубань песенный край, казаки любят и умеют петь. - Ребята, а как вы думайте, когда на Кубани пели? (Когда работали в поле, пели в походах, на свадьбах.) Молодцы! - Даже гимн Кубани - это песня кубанских казаков, написанная войсковым священником во время военного похода. До сих пор язык казаков представляет собой особое наречие, смесь украинского и русского языка. Интересен и самобытен казачий фольклор. - Песни надо петь и слушать. Давайте послушаем одну из кубанских казачьих песен. Звучит запись песни.

«Распрягайте, Хлопцы, Коней»

-О чем поется в песни? (о казака) К какой составляющей фольклора мы его отнесём? (Музыкальной.)

- Верно, песни поют, и чаще поют под музыку. Да и сама песня это тоже музыка, идущая из души.
3) А теперь перейдем к следующей составляющей фольклора
Прочитайте его название. («Плясовые припевки».) - Суть этого жанра кроется в самом названии. -Объясните, что делали, когда исполняли плясовые припевки. (Пели и танцевали.) - Казаки и казачки на гуляньях вызывали друг друга на состязание в плясках «Кто кого перепляшет». Например: Сербияночку танцую, Сербияночку пляшу, Кто лучше, меня пляшет, То, пожалуйста, прошу.

-Вот и я вам предлагаю исполнить одну такую припевку в виде физминутки.

4.(Физминутка.) Послушайте слова и запомните движения. На носок, на каблучок Так танцуют казачок. -2 раза И кружитесь, не ленитесь, Когда надо, поклонитесь. (Дети поют и танцуют.) - Теперь садитесь. - Ребята, мы выяснили, что плясовые припевки пели и танцевали. А к какой составляющей фольклора их отнести? ( Может и к музыкальной, и к танцевальной?) - Какое слово в этом словосочетании главное? (Припевки.) - Значит это какая составляющая? (Музыкальная.)
4). У вас на партах лежат розовые листы. - Прочитайте. Читают по рядам. 1.В саду выросла берёза - Белая пребелая. Я девчонка молодая И к тому же, смелая. 2. На окошке два цветочка Синенький да аленький, Я парнишка боевой Хоть и ростом маленький.
3.Если б не было луны, Не было б и неба, Если б не было земли, Не было б и хлеба.

4. Говорят, что я певунья

Это правда, не таю.

Много песен я пропела

Еще больше пропою.

5. Мы частушки вам пропели,

И старались от души

Хороши наши частушки

Чем же мы не хороши? - Что это за стихи? (Частушки.) - Как исполняют частушки? (Их поют.)
- Вот и мы с вами попробуем сейчас разучить и спеть эти частушки. -Пропойте их в пол голоса друг другу. - Кто хочет попробовать спеть частушки. Выходите от каждого ряда по одному ученику. - Сначала без музыки. - А теперь под музыку. (Поют) Так, что же мы делали с частушками? (Пели.) - Значит, какая это составляющая фольклора? (Музыкальная.) 5) А теперь давайте поговорим о сказках. Все вы выросли на сказках, которые рассказывали ваши родные люди, бабушки и мамы. Ребята, кто самый внимательный. Что делают со сказками. (Их читают, рассказывают, и конечно слушают.)

Послушайте сказку.

Казак и птицы. Давным-давно в одной из станиц жил казак по имени Сашко. Это был очень трудолюбивый казак, он пахал землю и сеял зерно, собирал богатый урожай. Но однажды случилось несчастье. Стояла тогда на Кубани засуха, пекло солнце и жара была невыносимая. Сгорела у казака почти вся пшеница, но немного ему все же удалось спасти. Выдалась в тот год на Кубани суровая зима. Вышел как - то Сашко во двор и видит: кругом все снегом заметено, а на белых деревьях птицы сидят и не шевелятся, замерзают. Жалко ему стало бедных птиц. Пошел он, соорудил для них кормушки деревянные и насыпал по две жмени зерна в каждую. Налетели птицы на пшеницу, стали клевать да насыщаться.

С этого дня стал казак каждый день в кормушки зерно сыпать. Так весь свой запас птицам скормил. Сидит казак, пригорюнился и думает: "Теперь и есть нечего и сеять на земле нечего".

Вот пришла пора посевной. Глядит Сашко, а над его землей стая разных птиц кружится. Каждая делом занята - бросает зернышко в землю и улетает куда-то далеко за реку Кубань.

Все станичники смотрят и удивляются, никогда не видели, чтобы птицы кому-либо огород засаживали.

А Сашко в тот год собрал богатый урожай зерна.

Прослушав сказку ответьте:

- почему Сашко удалось собрать богатый урожай?

-почему птицы помогли Сашко? -К какой составляющей фольклора отнесём сказки? (Словесной.) 6) Есть еще танцевальный фольклор.
- Посмотрите на фотографии отдельных танцевальных па. Обратите внимание на то, сколько физической силы требовалось на выполнение некоторых элементов. Казак - это защитник границ родного государства, удалой наездник. Казак с детства заботился о своём здоровье, занимался физической подготовкой и в танцах стремился показать свою силу, удаль и ловкость. А сейчас мы посмотрим танец в исполнении хореографического ансамбля «Казачий спас». - Какой танец мы увидели? (Казачий пляс) - Как вы догадались, что это казачий танец? (По движениям, по музыке, по костюмам: папахи, расшитые рубахи.) К какой составляющей фольклора отнесём танцы? (Танцевальной.) 5. Итог урока. Ребята, а теперь подведем итог нашего урока. - Кто запомнил, что такое фольклор? (Устное народное творчество) - О каком фольклоре мы говорили на уроке? (О казачьем фольклоре.) - Что относится к музыкальной составляющей фольклора? (Песни, частушки, плясовые припевки, сказки, пословицы, поговорки.) - Что относится к танцевальной составляющей? (Танцы.) - Что относится к словесной? (Пословицы и поговорки, загадки, сказки.) 6.Индивидуальная работа. - Возьмите голубые листы. - Соедините отрывок из произведения народного творчества с названием жанра.
Хоть с хаты тикай Сказка
Нэ лае, нэ кусае, а в дом нэ пускае. Плясовая припевка
Где кто родился - там и пригодился. Поговорка
Трам, там, тада - рада, Танцевать красиво надо. Топну так, топну так, - Так танцуют наш гопак. Загадка
Давным - давно началась эта история. Жили в нашем селе два брата. Один весёлый, да дельный, другой - … . Пословица (проверьте свои ответы) Слайд! 7. Рефлексия. - Вы проделали большую работу, показали свои знания, умение размышлять, вы были прекрасными слушателями и замечательными артистами. Мне было приятно работать с вами. - На ваших столах лежат цветы. Напишите на них тот жанр фольклора, работа над которым вам понравилась больше. - Прикрепи цветок на доску - Посмотрите, какая получилась у нас красивая, яркая поляна совсем как казачий фольклор - колоритный, живой, задорный.

8. Домашнее задание. Запишите пословицы, поговорки, которые используют в речи ваши родные, узнайте и запишите народные песни, которые поют в вашей семье. Спасибо за урок!!!

6



© 2010-2022