Беседа – дебаты по ненецкой народной сказке «Кукушка»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Беседа - дебаты

по ненецкой народной сказке

для учащихся начальной школы «Кукушка»

Предварительная работа.

1.Чтение сказки.

2.Беседа по сказке.

1 часть

Цели:

  • познакомить учащихся с ненецкой народной сказкой, углубить представление о сказке, как о жанре;

  • формировать навыки чтения, умений самостоятельно работать с текстом;

  • обогатить словарный запас;

  • воспитать доброту, внимательность и отзывчивость к окружающим.

Технология: критическое мышление

ХОД УРОКА

I. Побуждение

1) Орг. Момент.

2) Опрос домашнего задания.

- Ребята сегодня мы продолжим знакомство со сказками. Обратите внимание на эти иллюстрации, что вы на них видите? (Проявление любви человека, птицы и зверю к своему дитя)
- Как звери и птицы проявляют любовь к своим птенцам и детенышам?
- Как вы и ваши родители проявляют свою любовь?
- А какие проблемы существуют в настоящее время в отношениях родителей и детей?

(Просмотр видеоролика)

II. Осмысление

- Такая ситуация распространена почти во всем мире, немало можно прочесть об этом и в художественных произведениях, газетных статьях. И сегодня мы с вами познакомимся со сказкой, где освещена эта проблема.

Словарная работа

ненцы - жители севера;
чум - жилище ненцев, покрытое шкурами;
пимы - обувь
малица - верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами

Чтение сказки учителем, показ иллюстраций

- Почему мать превратилась в кукушку?
- Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой?
- Какими были дети: беззаботными, злыми, глупыми, жестокими, бесчувственными,
легкомысленными, безжалостными? Подтвердите словами из текста.

- Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?
- Какие чувства вызвала у тебя эта сказка?
- Какой урок мы должны извлечь из сказки "Кукушка"?
- Какому виду относится сказка?

- Правильно, ли она сделала, наказав своих детей таким образом. Приведите аргументы.

- Имеет ли место быть позиция «Нет, мама поступила неправильно, оставив своих детей?». Аргументируйте свою точку зрения.

- Какая из пословиц соответствует сказке?

Родни много, а мать одна

Отец - гора, мать - у подножия горы родник.

Детки - радость, детки и горе

(Рассуждения детей)

III. Рефлексия

- Ребята, а сейчас напишите письмо свое маме. Напомню, письма бывают благодарственные, письма-уведомления, просьбы, претензии.
- И в заключение нашего урока предлагаю вам посмотреть отрывок из кинофильма «Мамы»

Домашнее задание:

- Опросите своих родителей «Правильно, ли поступила мать, оставив своих детей»? «Почему мамы бывают кукушками»?

2 часть. Дебаты.

Вопрос для беседы:

1. Сообщение темы урока.

Урок наш необычный - беседа дебаты

Дебаты - это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого ее решения.

2.Деление на группы.

Детям предлагается выбрать карточку желтого или синего цвета, после чего образуются две команды: команда «синих» и команда «желтых»

3. Постановка цели и задач урока.

Задачи:

1) Учиться доказывать свою точку зрения.

2) Учиться уважать и принимать мнение других и отстаивать своё мнение, используя знания, полученные на уроках чтения и окружающего мира.

Основные правила дискуссии

1. В дебатах участвуют не менее двух команд.

2. Все открыто выражают свои мысли.

3. Все точки зрения должны уважаться.

4. Слушайте других, не перебивая.

5. На вопрос отвечает лишь один человек из команды.

4.Беседа-дебаты.

Класс разделён на 2 команды. У детей карточки - помощницы. Каждая из команд должна доказать точку зрения.

Проблемный вопрос:

Правильно ли поступила мать, наказав своих детей, когда превратилась в кукушку?

Примерные варианты ответов:

Да, это так.

Нет, это не так.


1.Дети были жестокими, злыми и бездушными, так им и надо.

2.Зло должно быть наказано.

3.Нужно уважать старших и помогать им во всем.

4.Мама, это самое ценное, что есть у ребенка, а дети это не ценили, за что жестоко наказаны.

5.За плохие поступки всегда следует наказание.

1.Это сказка, а в сказке добро побеждает зло, поэтому сказка должна была закончиться по-другому.

2.Дети - это отражение родителей, они воспитываются и растут на поступках своих родителей. Может быть, мама так же обращалась со своей матерью?

3. Это мама воспитала их такими, за что и пожинала свои плоды.

Дети работают в группах, выбирают позицию, аргументируя свой выбор (каждый участник группы приводите по одному - двум аргументам). Секретарь записывает аргументы, команда обсуждает их, выбирает самые весомые, после чего спикер презентует работу группы. Команды выступают поочередно, после чего происходит критериальное оценивание групп сигнальными карточками.

5.Формативное оценивание.

Группы оценивают друг друга сигнальными карточками.

6.Рефлексия.

Беседа – дебаты по ненецкой народной сказке «Кукушка»

© 2010-2022