Рабочая программа по литературному чтению

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Республика Татарстан

Балтасинский муниципальный район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Тавзарская начальная школа - детский сад»


«Утверждено»

Директор МБОУ «Тавзарская начальная школа - детский сад»

_________/Камалиева Л. Р./

приказ №__

от «___»_______2015г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению

Класс: 3

Количество часов: 68

Уровень: базовый

Учитель начальных классов Галлямова Сария Махмутовна

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №____

от «___» ______2015 г






2015-2016 учебный год

Пояснительная записка Программа разработана на основе:
- Федерального Закона РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 №273-Ф3); - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован 22 декабря 2009 г. № 17785) - Приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменении в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»(зарегистрирован 4 февраля 2011г.), зарегистрированный номер 19707; - Закона Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции); - Учебного плана МБОУ «Тавзарская начальная школа - детский сад» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан на 2015-2016 учебный год, рассмотренного на педагогическом совете (протокол № 1 от 24.08.2015 года) и утвержденного приказом №34 от 24.08.2015г). - Образовательной программы МБОУ «Тавзарская начальная школа - детский сад»; - Программы по учебным предметам. 1-4 классы. Москва: Академкнига/ Учебник, 2012. 1-4 классы. Москва: Академкнига/ 2012.Н.Г.Агаркова,Н.М.Лаврова,М.Л.Каленчук,Н.А.Чуракова,Т.А.Байкова,О.В.Малаховская и др - В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированными в Минюсте России 3 марта 2011 года, регистрационный №19993).
Цели курса «Литературного чтения» - овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением ; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;развитие художественно-творческих и познавательных способностей, воспитание интереса к чтению и книге.Для достижения поставленных целей изучения литературного чтения в 3 классе необходимо решение следующих задач:

  • Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
  • Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
  • Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
  • Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.


Программа разработана с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования. В основу программы положена концепция «Перспективная начальная школа», в которой принципы развивающего обучения взаимодействуют с традиционными принципами доступности прочности усвоения знаний.

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

1.Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3класс: Учебник. В 2 ч .Часть 1. - М.: Академкнига /Учебник, 2013.

2. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Учебник. В 2 ч .Часть 2. - М.: Академкнига /Учебник, 2013


Тематическое планирование и содержание

Раздел по учебнику

Содержание по стандарту

Кол-во часов

1.Учимся наблюдать и копим впечатления.

Восприятие громкого чтения. Средства выразительности -олицетворение, сравнение, звукопись .

Характеристика героя.

Связь произведений литературы с произведением других видов искусства- с живописными и музыкальными произведениями.

Выразительное чтение стихотворных произведений: интонация , темп.

Произведения зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Чтение про себя текстов разных жанров.

Создание собственных текстов на основе художественного произведения.

10

2.Постигаем секреты сравнения.

Региональный компонент - сказки из татарских писателей

Сказки разных народов мира.

адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; определение последовательности развития сюжетного действия.

Работа с текстом :прогнозирование содержания ,самостоятельное определение темы текста, главной мысли, структуры .

Высказывание своего отношения.

Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.

Подробный и выборочный пересказ сказок.

Вычленение и сопоставление эпизодов из разных сказок.

Выбор сказок на основе рекомендованного списка.

Литературоведческая пропедевтика : художественные особенности сказок.

Творческая деятельность : чтение по ролям, постановка живых картин.

Чтение: вслух и про себя. Чтение с переходом на выразительное исполнение.

7

3.Пытаемся понять ,почему люди фантазируют.

Говорение (культура устной речи) : отбор сравнений, олицетворений.

Работа с текстом: характеристика героя по вопросам.

Оценивание поступка героя с опорой на личный опыт. Деление текста на части, составление плана. Подтверждение мнения выдержками из текста. Литературоведческая пропедевтика: искусство слова, автор, сюжет, тема; герой , его поступки, мысли, отношение автора к герою. Небылицы, сказки, рассказы . Сравнивание сказок и рассказов. Творческая деятельность: чтение по ролям. Чтение: про себя, вслух. Выразительное чтение стихотворных произведений: интонация, темп речи, тембр голоса, паузы . Связь литературного произведения с живописью, музыкой. Письмо (культура письменной речи) : мини-сочинениях типа текст-повествование.

9

4.Учимся любить.

Работа с текстом: высказывание своего отношения к художественному произведению; характеристика героев произведения с использованием художественно-выразительных средств; подтверждение своего мнения выдержками из текста; практическое сравнение различных видов текста.

Письмо (культура письменной речи) : мини-сочинение типа текст-описание.

Чтение : выразительное чтение рассказов.

Говорение : самостоятельное построение композиции собственного высказывания.

6

5.Набираемся житейской мудрости.

Региональный компонент-

Басни, татарских писателей

Литературоведческая пропедевтика : жанр басни; тема, композиция басни, бытовые сказки;

Прозаическая и стихотворная речь; прием контраста.

Работа с текстом : сравнение разных басен ; сравнение басни и пословицы, басни и сказки ; анализ иллюстрации к басне; использование толкового словаря; выбор басен на основе рекомендованного списка.

Чтение : выразительное чтение басен.

Творческая деятельность учащихся : чтение басен по ролям ; устное сочинение по данному началу .

8

6. Продолжаем разгадывать секреты смешного.

Работа над текстом : участие в коллективном обсуждении юмористических рассказов; антиципация заголовка. Чтение : чтение наизусть стихотворений ,чтение про себя. Творческая деятельность :чтение по ролям.

Литературоведческая пропедевтика : прием преувеличения.

10

7.Как рождается герой.

Литературоведческая пропедевтика : понятия «сказочный герой»; «герой рассказа» ; описание (натюрморт и пейзаж); связь литературного произведения с музыкой и живописью.

Работа над текстом : характеристика сказочного героя; тема и главная мысль произведения ; нахождение отрывков, характеризующих героя.

Творческая деятельность : чтение отрывков по ролям .

Письмо : мини-сочинение типа описания.

9

8. Сравниваем прошлое и настоящее

Региональный компонент-

Сравнение с татарскими произведениями

Литературоведческая пропедевтика : понятие «история», связь с живописью.

Работа над текстом : характеристика героев рассказа; анализ причины поступка персонажа; выявление авторского отношения к герою; пересказ эпизода.

9


Ожидаемые результаты формирования УУД


Раздел

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Характеристика деятельности

Познавательные

УУД

Регулятивные

УУД

Коммуникативные

УУД

Личностные

УУД

1 Учимся наблюдать и копим впечатления.

- осуществляет поиск необходимой информации;

-использовать общие приёмы решения задач, анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

- определяет тему и главную мысль текста;

- сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;

-использовать общие приёмы решения задач, анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

-находит необходимую информацию в учебнике;

-выбирает действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

-проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- ставить новые учебные задачи сотрудничестве с учителем, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

- умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства.

-умеет задавать уточняющие вопросы;

- осознанно читает вслух и про себя.

- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.

- аргументирует свою позицию и координирует её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

- оформляет свою мысль в устной речи;

-положительно относиться к школе, проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой задачи, чтению, ведению диалога с автором.

- развивает эстетические чувства -стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения.

- Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

-обнаруживает настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности.

- старается сдерживать себя. высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме;

2 Постигаем секреты сравнения.

свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;

быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную.

- учится высказывать своё предположение (версию), пробует предлагать способ его проверки;

- находит необходимую информацию в учебнике

- сопоставляет свою работу с образцом, оценивает её по критериям, выработанным в классе.

• работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения,двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

- Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- развивает эстетические чувства -стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения.

3 Пытаемся понять, почему люди фантазируют.

ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»;

- находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.

-умеет организовывать своё рабочее место и работу;

-сопоставляет свою работу с образцом; оценивает её по критериям, выработанным в классе.

находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

• выполнять работу по цепочке;

- аргументирует свою позицию и координирует её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

-положительно относиться к школе, проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой задачи, чтению, ведению диалога с автором.

4

. находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

-находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами

-умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы.

- умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства.

работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения,двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

- Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

- развивает эстетические чувства -стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения.

работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту)

-выбирает действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

- учится высказывать своё предположение (версию), пробует предлагать способ его проверки;

- находит необходимую информацию в учебнике.

- проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.

положительно относиться к школе, проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой задачи, чтению, ведению диалога с автором.

- сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;

- умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы.

- умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства.

- оформляет свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма;

- осознанно читает вслух и про себя.

-положительно относиться к школе, проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой задачи, чтению, ведению диалога с автором.

-находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами

-умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы.

-умеет организовывать своё рабочее место и работу;

-сопоставляет свою работу с образцом; оценивает её по критериям, выработанным в классе.

- старается договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.

- учитывает разные мнения и интересы и обосновывает собственную позицию.

- осознанно читает вслух и про себя.

- развивает эстетические чувства -стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения.

развивает эстетические чувства -стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения.

-строит логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;

- умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства.

-выбирает действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

- работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

- осознанно читает вслух и про себя.

- Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

-положительно относиться к школе, проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой задачи, чтению, ведению диалога с автором.


Календарно - тематическое планирование


Тема урока

Планируемые результаты обучения

Универсальные учебные действия

Кол-во

часов

Дата проведения

Примечания

план

факт

1

Вводный урок. Учимся наблюдать и копим впечатления. Олицетворение в произведении

Познавательные: поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; работа с музыкальным произведением; работа с дидактическими иллюстрациями; поиск нужной библиографической и содержательной информации.

Логические: подведение под понятие; установление причинно-следственных связей.

Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности.

1


2

Красота природы в произведениях. Ю. Коваль «Берёзовый пирожок». Поход в «Музейный Дом». М Шагал «Окно в сад»

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; работа с музыкальным произведением; перечитывание текста с разными задачами; работа с дидактическими иллюстрациями.

Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей)

1


3

Приём олицетворения и сравнения в произведениях.В. Маяковского, С.Козлова, С Есенина.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; работа с музыкальным произведением; перечитывание текста с разными задачами.

Логические: подведение под понятие.

Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности

1


.

4

Сравнения. Александр Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Опрятней модного паркета…».

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами.

Логические: подведение под понятие.

Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности

1


5

Н.Матвеева «Гуси на снегу», Эмма Мошковская «Где тихий, тихий пруд…», хокку Ёса Бусона

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; перечитывание текста с разными задачами; работа с дидактическими иллюстрациями.

Логические: подведение под понятие; установление причинно-следственных связей.

Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей)

1


6

С. Козлов «Сентябрь», «Как оттенить тишину».

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; подведение под понятие.

Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности.

Коммуникативные: взаимодействие

1


7

Звуковые впечатления. И. Бунин «Листопад»

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях. Логические: подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности

1


8

«Записная книжка Кости Погодина»

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Логические: подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям). Коммуникативные: кооперация

1


9

А. Пушкин «Зимнее утро». В. Берестов «Большой мороз»

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами.

Логические: установление причинно-следственных связей.

Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности

1


10

Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами»

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Логические: подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей)

1


11

Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства». Африканская сказка «Гиена и черепаха»

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; поход в школьную библиотеку с целью выполнения конкретной задачи; формирование умения поиска информации в учебных словарях Логические: подведение под понятие.

1


12

Алтайская сказка «Нарядный бурундук». Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям). Личностные: самоконтроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: взаимодействие

1


13

Корейская сказка «Как барсук и куница судились». Индийская сказка «О собаке, кошке и обезьяне»

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; подведение под понятие; установление причинно-следственных связей.

1


14

Индийская сказка «На берегу большой реки…»

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; установление причинно-следственных связей

1


15

Кубинская сказка «Черепаха, кролик и Удав-Маха»

1


16

Бурятская сказка «Снег и заяц». Хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»

1


17

Индийская сказка "Хитрый шакал"

1


18

Н. Матвеева «Картофельные олени» Саша Чёрный «Дневник фокса Микки»,«О Зине, о еде и т.п.»

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях. Логические: установление причинно-следственных связей. Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей; формирование опыта переживаний, опыта примерок)

1




19

Саша Чёрный «Дневник фокса Микки». Отрывок «Я один»

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности. Коммуникативные: взаимодействие

1




20 Т. Пономарёва «Автобус». « В шкафу».

Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Логические: установление причинно-следственных связей Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности. Коммуникативные: взаимодействие

1.




21

Э. Мошковская «Вода в колодце».

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами; работа с дидактическими иллюстрациями. Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей; формирование опыта переживаний, опыта примерок); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности

1




22

Б. Житков «Как я ловил человечков» .

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей)

1




23

Б. Житков «Как я ловил человечков» .

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей)

1




24

Б. Житков «Как я ловил человечков» .

Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками; поиск нужной библиографической и содержательной информации. Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей). Коммуникативные: кооперация

1




25

Тим Собакин «Игра в птиц»

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; работа с музыкальным произведением; работа с маркированными в тексте словами и строчками; работа с дидактическими иллюстрациями. Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей; формирование опыта переживаний, опыта примерок); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности

1




26

К. Бальмонт « Гномы».

1




27

Т. Пономарёва «Прогноз погоды», «Лето в чайнике».

Познавательные: поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; работа с музыкальным произведением; перечитывание текста с разными задачами. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей). Коммуникативные: взаимодействие

1




28

А. Куприн «Слон»- 1часть

Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей)

1




29

А. Куприн «Слон» -2 часть

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей)

1




30

М.Вайсман "Лучший друг медуз"

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности

1




31

К. Паустовский «Заячьи лапы»

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей)

1




32

С. Козлов «Если меня совсем нет»

Познавательные: работа с маркированными в тексте словами и строчками. поиск и выделение необходимой информации в словарях; поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; работа с музыкальным произведением; работа с дидактическими иллюстрациями. Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности. Коммуникативные: кооперация

1




33

Жанрбасни. Эзоп «Рыбак и рыбёшка» «Соловей и ястреб»

Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; подведение под понятие. Личностные: смыслообразование (формирование опыта переживаний, опыта примерок); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности

1




34

Эзоп «Отец и сыновья». «Быки и лев»

Познавательные: работа с маркированными в тексте словами и строчками; работа с дидактическими иллюстрациями. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков подведение под понятие; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: кооперация

1




35

Эзоп «Ворон и лисица» И. Крылов «Ворона и лисица»

Познавательные: работа с дидактическими иллюстрациями. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; подведение под понятие; установление причинно-следственных связей. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям; формирование опыта переживаний, опыта примерок); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности

1




36

И. Крылов «Лисица и виноград», «Квартет».

Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с дидактическими иллюстрациями. Логические: подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности

1




37

И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Обобщение по теме .

Познавательные: поиск нужной библиографической и содержательной информации. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; подведение под понятие; установление причинно-следственных связей. Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности

1




38

Мини-сочинение типа текст-повествование «Любишь кататься-люби и саночки возить»

Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям).

1




39

Различение жанров литературных произведений Бытовая сказка «Каша из топора».

Познавательные: поиск нужной библиографической и содержательной информации. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; подведение под понятие; установление причинно-следственных связей. Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности

1




40

Бытовые сказки «Солдатская шинель», «Волшебный кафтан»

Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям).

1




41

Выборочный пересказ текста Л. Каминский «Сочинение»

Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. Логические: подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности

1




42

Деление текста на смысловые части. И. Пивоварова «Сочинение».

Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; поиск нужной библиографической и содержательной информации. Логические: подведение под понятие. Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности

1




43

Мини-сочинение типа текст-описание «Как я помогаю маме»

Логические: подведение под понятие. Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности

1




44

Л. Яковлев «Для Лены». М. Яснов «Подходящий угол»

Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками.

1




45

Н. Тэффи «Преступник»,1 часть

Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками.

1




46

Н. Тэффи «Преступник», 2 часть.

Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. Логические: подведение под понятие. Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности

1




47

К. Чуковский «От двух до пяти». Г. Остер «Вредные советы».

Познавательные: перечитывание текста с разными задачами.

1




48

В. Драгунский «Ровно 25 кило», 1 часть.

Познавательные: перечитывание текста с разными задачами.

1




49

В. Драгунский «Ровно 25 кило», 2 часть.

Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. Логические: подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности

1




50

Мини-сочинение типа текст-рассуждение «Мой лучший друг»

Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям).

1




51

Б. Заходер «История гусеницы»( начало и продолжение).

Познавательные: поиск нужной библиографической и содержательной информации. Логические: подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям).

1




52

Б. Заходер «История гусеницы» (конец)

Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками; поиск нужной библиографической и содержательной информации.

1




53

М. Яснов «Гусеница-бабочке». Мини-сочинение типа рассуждения «Почему мне нравится это насекомое»

Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; поиск нужной информации. Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности

1




54

Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» (отрывок)-

1 часть

Познавательные:; перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками; работа с дидактическими иллюстрациями. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности

1




55

Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» (отрывок)-

2 часть

Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. Логические: подведение под понятие.

1




56

Л. Пантелеев «Честное слово»- 1 часть. Промежуточная аттестационная работа

Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям).

1




57

Л. Пантелеев «Честное слово»- 2 часть

Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. Коммуникативные: взаимодействие

1




58

Мини-сочинение типа текст-рассуждение «Герой рассказа «Честное слово»

Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Логические: подведение под понятие. Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности

1




59

Н. Некрасов «На Волге»

Познавательные: перечитывание текста с разными задачами.

1




60

К. Паустовский «Растрёпанный воробей»-1 часть

Познавательные: поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; работа с музыкальным произведением; перечитывание текста с разными задачами; работа с дидактическими иллюстрациями; поиск нужной библиографической и содержательной информации. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям).

1



61

К. Паустовский «Растрёпанный воробей»- 2 часть

Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Логические: подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям).

1




62

Мини-сочинение типа текст-повествование «Как я помог птичке»

Познавательные: поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; работа с музыкальным произведением; работа с маркированными в тексте словами и строчками; работа с дидактическими иллюстрациями.

1




63

А. Пушкин «Цветок»

Познавательные: поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; работа с дидактическими иллюстрациями. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей; формирование опыта переживаний, опыта примерок)

1




64

А. Гайдар «Чук и Гек»-«Телеграмма»

Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей)

1




65

А. Гайдар «Чук и Гек»-«Дорога к отцу»

Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей)

1




66

А. Гайдар «Чук и Гек»-«Вот и приехали»

Познавательные: поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; работа с музыкальным произведением; перечитывание текста с разными задачами; работа с дидактическими иллюстрациями. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей)

1




67

А. Гайдар «Чук и Гек»-«Одни в лесной сторожке»

Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; поиск нужной библиографической и содержательной информации. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей; формирование опыта переживаний, опыта примерок)

1




68 Поход в «Музейный Дом»картина А. Юона «Весенний солнечный день. Сергиев Посад». Итоговый урок.

Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Логические: подведение под понятие. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей)

1





Требования к уровню подготовки обучающихся Учащиеся должны знать/понимать: • наизусть 6-8 стихотворений разных авторов; • имена писателей и поэтов, названия и содержание их произведений, прочитанных в классе. Уметь: • читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения; • различать сказку о животных, басню, волшебную сказку; • различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования; • характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений; • выявлять авторское отношение к герою; • рассказывать о любимом литературном герое; • находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе; • ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации); • составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: • для самостоятельного выбора книги и определения ее содержания по элементам книги; • самостоятельного чтения выбранных книг; • высказывания оценочных суждений о героях произведений; • работы со словарям Планируемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:

- свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, бы­стро находить нужную словарную статью;

- свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по стра­ницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить вы­деленный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

- работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зре­ния, установки, умонастроения); выделять информацию, задан­ную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестомати­ей; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведения­ми из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.
Обучающиеся получат возможность научиться:

- освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины - определения сборни­ков не используются).

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
- работать с соседом по парте, в малой группе, в большой груп­пе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
- понимать основание разницы между двумя заявленными точ­ками зрения, двумя позициями и мотивированно присоеди­няться к одной из них или пробовать высказывать собствен­ную точку зрения;

- находить в тексте подтверждение высказанным героями точ­кам зрения.

В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:

осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.



Список литературы


Список литературы для учителя:

Основная:

АгарковаН. Г., КаленчукМ. Л, ЧураковаН. А., Малаховская О. В., БайковаТ. А., ЛавроваН. М., Чекин А. Л. и др. Примерная программа по учебным предметам. 1-4 классы. Москва: Академкнига/ Учебник, 2012.

Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2. - М.: Академкнига/Учебник, 2013.

Чуракова Н. А. Литературное чтение. 3 класс: учебник. 1,2 ч. - М.: Академкнига / Учебник, 2013;

Чуракова Н. А. Литературное чтение. 3 класс -хрестоматия. - М.: Академкнига / Учебник, 2013.

Дополнительная:

1. Андреева Р. П. «Этимологический словарь для школьников» Санкт-Петербург: «Литература» - 2004.

2. Зимин В. И. «Пословицы и поговорки русского народа» Москва: «СЮИТА»-2001.

3. «Родничок» книга для внеклассного чтения. Москва: «АСТ-Астрель» - 2003.

4. Семёнов А. В. «Словарь синонимов и антонимов для школьников» Москва: ЮНВЭС - 2004.

5. «Универсальный словарь по русскому языку» Санкт-Петербург: «Весь» - 2009.

6. Чуракова Н. А. Литературное чтение 3 класс: Методическое пособие - М.:Академкнига / Учебник, 2013.

Литература, рекомендованная для обучающихся:

1.Ахунзянов Э.М., Ганиев Ф.А. Русско-татарский словарь.- М.Издательство «Русский язык»2007

2.Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2. - М.: Академкнига/Учебник, 2013.

3. Начальная школа. Методический журнал;

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ под ред. Н.Ю.Шведовой, -М., Рус. Язык, 2000;

5. Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. - М.: Астрель: АСТ, 2008

6. Соловьев Н.В. Словарь правильной русской речи. - М.:АСТ. 2007

Дидактиктические материалы

1.Карточки, раздаточные материалы

Информационно - компьютерные ресурсы

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: school-collection.edu.ru

2. Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа: nachalka.school-club.ru/about/193/

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: nsc.1september.ru/urok

4.Полный мультимедийный курс по русскому языку для 1-4 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.

6. perspektiva.ru/

7. it-n.ru/

8. festival.1september.ru/

9. nachalka.com/

10. 4stupeni.ru/

11. uroki.net/docnach.htm

12. pedsovet.su/load/100

13. openclass.ru/node/324

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Оборудования и приборы, технические средства обучения:

1.Видеопроектор.

2.Экран.

3.Ноутбук.

4.Презентации.

Программные средства.

1). Операционная система Windows 7.

2). Офисное приложение MicrosoftOffice 2003,2007,2010

3). Офисноеприложение Microsoft Office Power Point


Приложение 1

Итоговая контрольная работа для промежуточной аттестации

Тест по тексту "Кнут"

- Дедушка, смотри, какой я кнут нашёл! - Дед поднял очки на лоб. - Ишь ты - ремённый! И, никак, в шесть концов сплетённый.
Я взмахнул кнутовищем и звучно щёлкнул.
- Ловко... И где же ты его нашёл?
- А на дороге.
- И ты не знаешь, чей это кнут?
Я как можно натуральнее пожал плечами. Хотя я, конечно, знал, чей это кнут. Деда Егора! Он как раз вчера ездил на станцию и, видимо, обронил его, под хмельком возвращаясь вечером. Дед вздохнул:
- День только начался, а ты уже дважды согрешил: кнут чужой взял и мне соврал.
И снова принялся отбивать косу. Закончив, позвал меня:
- Эй, Вовк, я вот всё думаю, где же ты будешь кнутом этим щёлкать. На улице нельзя. Вдруг Егор увидит иль ребята. И скажут ему. В саду разве что? Но там не размахнёшься - простора нет. Вот и получается - спрятать его надо.
Вечером, за самоваром, дед опять заговорил о кнуте.
- Ну, ты надумал, где прятать-то его будешь? Под подушкой оно вроде надёжней всего...
Я покраснел. Я как раз раздумывал именно над этим - где спрятать кнут. А дед продолжал, неторопливо прихлёбывая из блюдца:
- Взять чужую вещь - дело нехитрое. А вот спрятать её, так чтобы хозяин не увидел, - тут надобно крепко покумекать. Но ты же у нас головастый. Мать говорит - на одни пятёрки учишься...
Красный и потный - не от чая горячего, а от дедовских насмешливых глаз - я медленно слез с лавки, в сенцах взял кнут и вышел за огороды.
Щёлкнул там напоследок, причём без всякого удовольствия, побрёл заогородной тропкой к дому деда Егора. А потом вдруг побежал: так мне захотелось поскорее избавиться от этого злополучного кнута.

(261 слово)
(В. Волков)

Прочитай текст «Кнут» В. Волкова. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Определи героев произведения.

а) Дед, внук, дед Егор;
б) внук, дед;
в) внук, дед, Вовка.

2. Где происходят события, описанные в тексте? Свой ответ обоснуй: выпиши слова из текста, подтверждающие твой выбор.

а) В городе;
б) в селе.

3. В какое время суток происходят события, описанные в тексте?

а) Утром;
б) утром, днем, вечером;
в) утром, вечером.

4. Какой находкой внук хвастается перед дедом?

5. Где Вовка нашел кнут?

6. В чем была радость обладания кнутом?

а) Звучно щелкать;
б) хвастать перед ребятами;
в) хранить под подушкой.

7. Какие грехи, по словам деда, совершил внук?

8. Какое значение в слово согрешить вкладываешь ты?

а) Нарушить религиозно-нравственные предписания;
б) совершить поступок, достойный осуждения, порицания.

9. Почему, по мнению деда, нельзя щелкать кнутом на улице?

10. Какой совет дал дед внуку?

11. Какое значение вкладывает дед в слова:

а) покумекать;
б) головастый/

12. Почему Вовке захотелось избавиться от злополучного кнута?

13. Восстанови с помощью цифр верную последовательность пунктов плана.

а) Совет деда.
б) Облегчение от принятого решения.
в) Хвастовство находкой.
г) Нежелание отдать кнут хозяину.

14. Придумай 1-2 вопроса к тексту.

15. Какой нравственный урок получил внук?

Приложение 2

Критерии оценки

  • Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям : беглость, правильность, осознанность, выразительность.

  • Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.

  • Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.

  • Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.

  • Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.

Чтение наизусть

  • Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

  • Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

  • Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

  • Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст

Выразительное чтение стихотворения

  • Требования к выразительному чтению:

  • 1. Правильная постановка логического ударения

  • 2. Соблюдение пауз

  • 3. Правильный выбор темпа

  • 4. Соблюдение нужной интонации

  • 5. Безошибочное чтение

  • Оценка "5" - выполнены правильно все требования

  • Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

  • Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям

  • Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Чтение по ролям

  • Требования к чтению по ролям:

  • 1. Своевременно начинать читать свои слова

  • 2. Подбирать правильную интонацию

  • 3. Читать безошибочно

  • 4. Читать выразительно

  • Оценка "5" - выполнены все требования

  • Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

  • Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

  • Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям

Пересказ

  • Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

  • Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

  • Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

  • Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

Критерии оценки работ творческого характера.

  • К работам творческого характера относятся изложения, сочинения, рассказы по картинкам, личному опыту и т.д. на начальной ступени школы все творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не выставляются и в классный журнал не заносится.

  • Во втором и третьем классах за обучающие изложения и сочинения выставляется одна отметка - за содержание.

  • В третьем классе проводится 1 контрольное изложение за учебный год. Оценки за контрольные изложения выставляются через дробную черту - за содержание и грамматику. В четвертом классе за обучающие и контрольные изложения в журнал выставляются обе оценки: через дробь в одну клетку.

Нормы оценки работ творческого характера.

За содержание:

  • оценка «5» ставится за последовательное и правильное воспроизведение авторского текста (изложение), логически оправданное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильное речевое оформление. Допустимо не более одной речевой неточности;

  • оценка «4» ставится за правильную и достаточно полную информацию по авторскому тексту (изложение). Тема раскрыта, но имеются незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности. Допустимо не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста;

  • оценка «3» ставится за некоторые отклонения от авторского (исходного) текста (изложение), отклонение от темы (в основном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений), бедность словаря, речевые неточности. Допустим не более пяти недочетов речи в содержании и построении текста;

  • оценка «2» ставится за несоответствие работы теме, значительные отступления от авторского текста, большое количество неточностей фактического характера, нарушение последовательности изложения мыслей, отсутствие связи между частями текста, бедность словаря. В целом в работе допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

За грамотность:

  • оценка «5»: отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, допустимо одно-два исправления;

  • оценка «4»: не более двух орфографических и одной пунктуационной ошибки, одно - два исправления;

  • оценка «3»: три-пять орфографических ошибок, одна-две пунктуационные, одно - два исправления;

  • оценка «2»: шесть и более орфографических ошибок, три-четыре пунктуационных, три-четыре исправления.

19


© 2010-2022