- Преподавателю
- Начальные классы
- ОРКСЭ Милосердие и сострадание
ОРКСЭ Милосердие и сострадание
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Стяжкина Л.В. |
Дата | 27.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: « Милосердие и сострадание».
Цели и задачи:
1) формирование понимания, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности;
2) дать знания о том, как православие учит милосердию, состраданию и помощи людям;
3) учить работать с учебным текстом, выделять главные мысли, ключевые слова;
4) учить структурировать полученные знания, писать конспект;
5) Учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, коллективном обсуждении.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа.
Основные термины и понятия: милосердие, взаимопомощь, сострадание, взаимопонимание
Оборудование: интерактивная доска, презентация молитвы, индивидуальные листы, тетради
Ход урока
-
Организационное начало урока. Приветствие.
-
Актуализация знаний по теме урока, сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Притча,
- О чем говорится в …..?
Однажды мудрец шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Он подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.
- Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил он мальчика, подходя ближе.
- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, -ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
- Но оглянись, здесь миллионы морских звезд, думаешь, ты что-то можешь изменить?
Мальчик поднял следующую морскую звезду, бросил ее в море и сказал:
- Да, я могу изменить очень много... для этой звезды!
- Что проявил мальчик по отношению к всего лишь к одной звезде?
Эпиграф Милосердием называется такая добродетель, благодаря которой любовь, питаемая нами к самим себе, переносится на других…
Бернар Мандевиль.
- Как вы думаете, о чём сегодня пойдет речь? Сформулируйте тему нашего урока?
+ «Милосердие, взаимовыручка»
- Что такое милосердие? Произнесите слово, вслушайтесь. Из каких двух слов образовано слово «милосердие»?
- К кому мы проявляем милосердие?
- Кому нужна наша забота?
- Как вы понимаете взаимопомощь? Страдание? Сострадание?
Милосердие- готовность помочь, кому- нибудь или простить кого-нибудь из - за сострадания, человеколюбия. С.И. Ожегов
-Давайте вернёмся к определению понятия «МИЛОСЕРДИЯ»
Можно ли научиться милосердию?
А надо ли учиться милосердию? Зачем?
Как стать милосердным?
Как же религия учит милосердию?
- Назовите синонимы к слову милосердия (слайд) МИЛОСЕРДИЕ МИЛОСЕРДИЕ
ДОБРОТА
СОСТРАДАНИЕ
УВАЖЕНИЕ
ГУМАННОСТЬ
ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ
АЛЬТРУИЗМ
- Альтруизм - готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами
Гуманность - (человеколюбие, отзывчивость)
- Милосердие проявляется только ли ухаживая за больными и ранеными ?
(готовность помочь, простить, сопереживать)
Работа в группах:
-
Я предлагаю вам поработать с ситуациями, обсудить и сделать вывод: нужно ли милосердие нам?
1 группа: (коллаж из слайдов к пожилым под музыку)Карточка со стихотворением и вопросы
Для веселых весенних ветвей
Корни более, чем родня…
Берегите старых людей
От обид,
Холодов,
Огня.
За спиной у них -
Гул атак,
Годы тяжких трудов
И битв…
Но у старости силы не те.
Дней непрожитых
Мал запас…
Берегите старых людей,
Без которых не было б вас! (Л. Татьяничева)
1. Прочитайте стихотворение.
2. какова главная мысль данного стихотворения?
3 К чему автор нас призывает?
Милосердие нужно проявлять к …(на альб.листе)пожилым людям(карточка)
2 группа(коллаж из слайдов к животным на фоне музыке)
Дачники завели себе собаку. Играли с ней, кормили, заботились, а она очень привязался к ним. Однажды собака спасла хозяев от воров. Но прошло лето, и хозяева уехали, оставив собаку. Она очень скучала, ей нечего было есть. Обессилевшую собаку забрали мальчишки с соседней дачи. Сначала она ничего не ела, но любовь и забота мальчиков помогла ей не умереть от тоски.
Вопросы:
1. Прочитайте текст.
2. Как поступили хозяева по отношению к собаке?
3. Кто проявил милосердие? Докажите.
Вывод: Милосердие нужно проявлять к …(на альб.листе) животным
3 группа:коллаж из слайдов под музыку, текст с вопросами на карточку
«Некоторое время назад, на олимпиаде в Сиэтле, девять атлетов стояли на старте 100-метровой беговой дорожки. Они все были физическими инвалидами.
Прозвучал выстрел, и начался забег. Они пробежали треть дистанции, когда мальчик споткнулся, сделал несколько кувырков и упал. Он начал плакать. Остальные восемь участников услышали его плач. Они замедлили бег и оглянулись. Они остановились и вернулись обратно.
Потом, все вдевятером пошли плечом к плечу к финишной линии.
Вопросы:
1.Прочитайте текст
2.Как поступили спортсмены по отношению к мальчику? Докажите
Милосердие нужно проявлять к …(на альб.листе)друг другу
Значит, нужно ли оно нам?
Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире.(слайд)
Зигфрид Ленц
Прослушайте запись « В больнице»
В) Притча "Стакан молока".
Слайды 5-10.
- Как выдумаете, как могла закончиться эта история?
Слайд 11. (Концовка притчи.)
Делимся впечатлениями.
Г) Милосердие мусульманина (обсуждение).
Слайд 12.
-
Закят
-
Милостыня
Что значит каждое из понятий?
В чем их отличие?
Слайд 13. (Комментированное чтение.)
Для каждого мусульманина есть обязательный размер пожертвований - это закят.
Эта сумма варьируется в зависимости от благосостояния мусульманина.
Закят - это материальная помощь ближнему.
Но каждый мусульманин может и должен творить дела милосердия
4. Обобщение
Милосердие люди проявляли с давних времен. Об этом рассказывают картины многих художников.
Об этом мы можем прочитать в учении Божьем. слайд
- Но и сейчас люди не остаются в стороне от чужих бед. По всему миру проходят акции милосердия. В нашем городе ежегодно в апреле проходит Благотворительный фестиваль, где каждый желающий может внести свой вклад в это благое дело. Слайды
У милосердия порою много лиц…
И странно видеть в чем оно одето…
Но, главное ведь в нем не это,
А удивительно, что нет ему границ!!! слайд
5. Рефлексия Просмотр клипа «Добрые дела»
- О чём этот клип?
_ Были ли вы к кому-то милосердны?
-Нужно ли нам милосердие?
Профессии милосердия
- Посмотрите на слайд. Кого вы здесь видите? Слайд (Сёстры милосердия)
- Во времена Крымской войны в 1854 году в Санкт -Петербурге была образована Крестовоздвиженская община сестёр милосердия.
- Почему они появились?
- Какую миссию они выполняли?( ухаживали за больными и ранеными)
В это же время в России возникло общество Красного Креста. (слайд)
А в 1860 году организации Красного Креста возникли во многих странах Европы. (слайд знаков разных стран)
В1864 году принята Женевская Конвенция. Это договор, в котором раскрывалась роль общества Красного Креста. Слайд
Не обижай людей - придет расплата.
Нам счастья не сулит обида чья-то.
Ты будешь ближними любим
И радость доброты познаешь,
Не пожелав другим того,
Чего себе не пожелаешь
Домашнее задание.
Домашнее задание.1) Приготовь к следующему уроку притчу о добром самаритянине.
2)Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию: подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного; дать добрый совет.