Выступление на методическом объединение учителей начальных классов: «Воспитание любви к русскому языку»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитание любви к русскому языку

Богатство русского языка заключается в неисчерпаемом запасе слов, в звучности и мелодичности фонетической системы, в выразительности грамматических средств. В русском языке "ёмком" и "умном", есть "и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слова, и словесная живопись", - писал С. Я. Маршак. "Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск", - писал К. Паустовский.

Воспитание любви к родному языку, к родной речи - одна из задач школьного обучения. Уже в младших классах нужно раскрыть перед учениками поистине волшебные свойства языка, дать им почувствовать его красоту и силу, показать меткость русского слова. Успех обучения зависит от того, возникает ли у них интерес к изучаемому, радость узнавания нового.

Учителям можно обращать внимание учащихся на то, как звучат слова нашего языка. Эту работу можно начать в период обучения грамоте, когда дети изучают звуки речи. Первоклассникам доставляет большое удовольствие работа со звуками. Поэтому учителя часто включают в уроки грамоты скороговорки, считалки. Заучивая их, ученики упражняются в правильном произнесении звуков.

В материалах для чтения заложены большие возможности для воспитания у детей любви и уважения к родному языку. Читая стихотворения А. Пушкина, Н. Некрасова, С. Есенина, С. Маршака, произведения Л. Толстого, А. Чехова, К. Паустовского, учителя помогают детям увидеть, как "ещё прозрачны леса как будто пухом зеленеют", услышать, как "трещит по замерзлой воде" Мороз - воевода, стремятся научить детей любить "берёзку русскую, то светлую, то грустную", степь раздольную, любить всё то, что называют одним широким словом - Русь.

Учителя стремятся привить детям любовь к тончайшим оттенкам русского языка: волшебница зима, осень - красавица, ветерок - лаковый, нежный, мягкий, озорной. Подбирают к словам синонимы.

Много нужно работать над тем, чтобы показать детям, как, какими языковыми средствами пользуются писатели и поэты для изображения картин русской природы, характеров, для выражения главной мысли произведения.

Учителя хорошо понимают, каким важным средством воспитания любви к родному языку является выразительное чтение. Широко используется материал по грамматике и орфографии, чтобы показать ученикам гибкость русского языка, его широкие возможности. (темы: суффикс, части речи и т.д.)

Опыт учителей показывает, что углубленная работа над языковым материалом убеждает детей в силе русского слова, в богатстве и выразительности его средст, в необходимости бережного отношения к нему.

Конец формы





© 2010-2022