Рабочая программа по окружающему миру 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс

УМК «Школа России»


Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального образования и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир».

Общая характеристика учебного предмета Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. В процессе изучения курса «Окружающий мир» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу (селу), к своей Родине. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике. Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Ценностные ориентиры содержания курса • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле. • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное. • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Педагогическая цель и задачи Изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе направлено на достижение следующих целей: - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


Результаты изучения курса Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов, а именно: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов, таких как: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Место курса в учебном плане На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс -66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы - по 68ч (34 учебн. нед.).

Учебно-методическое обеспечение реализации учебной программы


Учебники:

Плешаков А.А.. Окружающий мир 3 класс в 2 ч.М.:«Просвещение». 2012

Дополнительные материалы: 1.Рабочая тетрадь- Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. В 2 частях.- М.: Просвещение.2012 2.Атлас - определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010. Плешаков А.А «От земли до неба» 3.Поурочные разработки: Плешаков А.А «Окружающий мир», 3 класс.

ИКТ и ЦОР:

  1. panowa-ox.narod.ru/p19aa1.html
  2. nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/
  3. nachalka.com/taxonomy/term/816
  4. tapisarevskaya.rusedu.net/post/1415/75338

Тематическое планирование

учебного материала по курсу «Окружающий мир»

3 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Организация контроля знаний



Результаты обучения за год

Кол-во пров/р

Кол-во экскурсий

Кол-во

практ.работ


1.

Как устроен мир

7

1

1


знать:

  • Что такое тела, вещества. Частицы.

  • Компоненты живой природы: воздух, вода, полезные ископаемые, их основные свойства.

  • Компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микроорганизмы. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, и некоторые их отличительные признаки.

  • Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери их отличительные признаки.

  • Некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы.

  • Некоторые взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу.

  • Строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены.

уметь:

  • Различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных.

  • Устно описывать объекты природы;

  • Объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

  • Подготовить рассказ природоведческого содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников;

  • Измерять температуру воздуха с помощью термометра;

  • Проводить самостоятельные наблюдения в природе;

  • Изготавливать кормушки для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы.

  • Выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;

  • Выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи.


2.

Эта удивительная природа

19

1


4

3.

Мы и наше здоровье

10

1


2

4.

Наша безопасность

8

1

1

1

5

Чему учит экономика

12

1


2

6

Путешествие по городам и странам

12

1

1
















Календарно-тематическое планирование

№ п/п

дата

Тема урока

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Проектно-исследова-тельская деятель-ность

ИКТ


план факт

Понятия

Предметные результаты

УУД

Личност-ные

результа-ты

Как устроен мир

1

Природа. Ценность природы для людей.

УОНЗ

Ознакомить с разнообразием природы и ее классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека;

неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп Знать компоненты живой и неживой природы, уметь объяснить взаимосвязь в природе и между природой и человеком. Выполнять правила поведения в природе.

- выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

- взаимосвязь природы и человека

- способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке

Формирова-ние личного отношения к окружающе-му миру

Исследова-ние живых организмов и бактерий

Презента-ция, картинки, иллюстрации

2

Человек.

УОНЗ

Рассмотреть отличие от других объектов живой природы; ознакомить со ступенями познания.

Знать в чем отличие человека от животного как существа разумного. Различать чем человек отличается от других объектов живой природы. Выделять ступени познания: восприятие, память,

мышление,воображе-ние.

- выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

- взаимосвязь природы и человека

- способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке

Формирова-ние личного отношения к окружающе-му миру

Выполнять задания поискового характера

Таблицы, карточки

3

Наши проекты: «Богатства, отданные людям». Урок-проект Учиться распределять обязанности по проекту в группах, собирать материал, подбирать иллюстративный материал, презентовать проект, оценивать результаты работы.

Определять цель проекта, работать с известной информацией, оценивать результаты работы

- выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

- взаимосвязь природы и человека

- способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке

Формирова-ние личного отношения к окружающе-му миру

проекты: «Богатства, отданные людям»

Презентациякарточки, картинки, иллюстра-ции

4

Общество.

УОНЗ

Дать представление о людях населяющих планету Земля; подвести к пониманию необходимости проявлять дружбу и уважение к любому народу; воспитывать бережное отношение к людям, любовь к Родине.

государство,территория. герб, флаг. Знать что такое общество, как себя вести в обществе, уважительно относиться ко всем людям. Различать понятия государство, территория. Определять герб, флаг России.

- выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

- взаимосвязь природы и человека

- способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке

Формирова-ние личного отношения к окружающе-му миру

Выполнять задания поискового характера

Презентациякарточки, картинки, иллюстра-ции

5

Что такое экология.

УОНЗ

дать понятие об экологии, как науке о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека с природой.

Экология Умение оценивать возможные последствия поступков. Знать о взаимосвязях живых систем и неживой природы, знать отрицательное влияние человека на экологическое состояние природы. Отличать экологию от других похожих наук. Определять экологические связи.

- выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

- взаимосвязь природы и человека

- способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке

формирование личного отношения к окружающему миру

Выполнять задания поискового характера

карточки, картинки, иллюстра-ции

6

Природа в опасности! Охрана природы.

УОНЗ

Рассказать о влиянии человека на природу и о цели создания Красной книги; учить правильному поведению в природе.

Красная книга Применять правила поведения в природе, правильно вести себя в зелёной зоне. Различать некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу.

- выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

- взаимосвязь природы и человека

- способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке

Формирова-ние личного отношения к окружающе-му миру

Выполнять задания поискового характера

Презента-ция, карточки, картинки, иллюстра-ции

7

Обобщение знаний по теме «Как устроен мир» Проверочная работа. УОЗУН Систематизиро-вать и обобщить знания по разделу;


Уметь работать самостоятельно в заданном темпе. Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике.

- выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

- взаимосвязь природы и человека

- способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке

Формирова-ние личного отношения к окружающе-му миру

Выполнять задания поискового характера

карточки, картинки, иллюстра-ции

Эта удивительная природа

8

Тела, вещества, частицы.

УОНЗ

Ознакомить с телами и их составом.

тело, вещество, частица Умение описывать объекты, сравнивать их. Знать что такое тела, вещества, частицы из чего они состоят, в чем их различия.

- умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

- осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему

-умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

формирование образа Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей

Выполнять задания поискового характера

Молоко,

Сахар, ваза, ложка, гвоздь, пластико-вые шарики.

9

Разнообразие веществ.

УОНЗ

Ознакомить с веществами (соль, сахар, крахмал, кислота); учить правильно пользоваться этими веществами.


Умение классифицировать, обобщать. Знать о свойствах веществ, которые используют в быту, каким путем и из чего они произошли.

Формирова-ние образа Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей

Выполнять задания поискового характера

Портрет Ломоносова,карточки продукты пипетка йод.

10

Воздух и его охрана.

УОНЗ

Ознакомить с составом и свойствами воздуха;

состав и физические свойства воздуха Определять состав и свойства воздуха

Формирова-ние образа Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей

Выполнять задания поискового характера, исследование свойств воздуха

Колба с трубкой,

спиртовка,

тряпочка, лист дерева

11

Вода.

УОНЗ

Ознакомить со свойствами воды; Учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу; напомнить о значении экологически чистой воды.


Определять основные свойства воды. Знать о значении воды для живых существ. Очищать воду с помощью фильтра. Уметь описывать объекты, сравнивать их. Знать свойства воды, значение экологически чистой воды в жизни растений, животных, людей.

Формирова-ние образа Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей

Выполнять задания поискового характера, исследование свойств воды

Таблицы, стакан с водой, ложка, соль, фильтр, колба с трубочкой

12

Превращения и круговорот воды.

УОНЗ

Сформировать представления о круговороте воды как важнейшем явлении в природе; увязать круговорот воды со свойствами воды (переход одного состояния в другое)

испарение,

круговорот воды.

Умение работать с алгоритмом. Знать причины загрязнения водоемов, уметь пропагандировать охрану водоемов.

Формирова-ние образа Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей

Выполнять задания поискового характера

Карточки, тарелки, лед

13

Берегите воду!

УОНЗ

Рассмотреть причины загрязнения водоемов; ознакомить с мерами охраны водоемов от загрязнения; учить бережно относиться к воде и экономить ее.


Распознавать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения.

Формирова-ние образа Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей

Выполнять задания поискового характера

Таблицы ,пластилин

14

Что такое почва.

УОНЗ

Продолжить работу по углублению представлений о почве как верхнем плодородном слое земли; выявить основные свойства почвы; установить состав почвы, узнать о преобладающих почвах родного края.

почва, ее состав, происхождение Распознавать основные свойства почвы, состав почвы. Определять наличие разных компонентов Углубить представление учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли; выделить основные свойства почвы и ее состав, познакомить с процессом образования почвы, обратить внимание на нестабильность почвенного слоя и разрушительную деятельность человека в почве.

Формирова-ние образа Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей

Выполнять задания поискового характера, исследование свойств почвы

Карточки, спиртовка,

Стакан.

стекло палочка, образец почвы

15

Разнообразие растений.

УОНЗ

Ознакомить с основной классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений.

классификация растений Отличать растения одной группы от другой, Знать основную классификацию растений. Уметь работать в парах. Знать разнообразие растений, их характерные особенности.

Формирова-ние образа Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей

Выполнять задания поискового характера

Карточки, таблицы

16

Солнце, растения и мы с вами.

УОНЗ

Рассмотреть связь солнца, растений и людей; показать роль растений в подражании жизни на земле.


Устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека. Составлять схему дыхания и питания растений. Знать о взаимосвязи солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов, усвоить роль растений в поддержании жизни на Земле. Уметь вести наблюдения. Уметь описывать объекты, сравнивать их

Формирова-ние образа Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей

Выполнять задания поискового характера

Карточки, таблицы, иллюстра-ции

17

Размножение и развитие растений.

УОНЗ

Расширять знания о жизни растений; дать представление о размножении и развитии растений из семян.

Размноже-ние и развитие растений

Распознавать этапы развития растения из семени, способы размножения растений. Знать особенности распространения плодов и семян растений, иметь представление о размножении и развитии растений из семян. Уметь вести наблюдения. Уметь описывать объекты, сравнивать их. Уметь работать с учебным текстом.

- умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

- осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему

-умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Формирова-ние образа Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей

Выполнять задания поискового характера

пластилин

18

Охрана растений.

УОНЗ

Обобщить знания о значении растений в жизни животных и человека; рассмотреть основные экологические правила.

Объяснять , почему многие растения становятся редкими. Применять основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе. Уметь классифицировать, обобщать. Знать в каких условиях благоприятно прорастание семян, уметь бережно относиться к растениям.

Формирова-ние образа Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей

Выполнять задания поискового и творческого характера

Карточки, памятки

19

Разнообразие животных.

УОНЗ

Ознакомить с новой классификацией животных и их групповыми признаками;

Классификация животных по групповым признакам

Познакомиться с разнообразием видового состава животных на Земле и классификацией по их групповым признакам. Распознавать классификацию животных и их групповые признаки. Относить животное к определённой группе.

Формирова-ние образа Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей

Выполнять задания поискового характера

Карточки, таблицы

20

Кто что ест.

УОНЗ

Ознакомить с классификацией животных по типу пищи; рассмотреть цепи питания животных; изучить приспособлен-ность животных к добыванию пищи и защите от врагов.

цепи питания. Применять классификацию животных по типу пищи. Составлять цепи питания. Знать о питании животных, приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов. Уметь работать с дополнительной литературой. Уметь делиться личным опытом.

Формирова-ние образа Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей

Выполнять задания поискового и творческового характера

Карочки, таблицы цветные карандаши,бумага, ножницы

21

Наши проекты: «Разнообразие природы родного края». Урок-проект Применять классификацию животных по типу пищи. Составлять цепи питания. Знать о питании животных, приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов. Уметь работать с дополнительной литературой.

Определять цель проекта, работать с известной информацией, оценивать результаты работы

Формирова-ние образа Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей

Наши проекты: «Разнообразие природы родного края»

Карочки, таблицы цветные карандаши,бумага, ножницы

22

Размножение и развитие животных.

УОНЗ

Ознакомить с размножением и развитием животных: насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.

способы размноже-ния животных.

Познакомиться с размножением и развитием животных, уметь сравнивать. Уметь слушать учителя и ответы товарищей, делать выводы

- умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

- осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему

-умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Формирова-ние образа Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей

Выполнять задания поискового характера

Карточки

23

Охрана животных.

УОНЗ

Ознакомить с животными, которые занесены в красную книгу; рассмотреть экологические правила.


Определять причины исчезновения животных. Применять экологические правила, которые должны выполнять люди. Знать, какие животные внесены в Красную книгу, охранять и бережно относиться ко всем животным на земле.

Формирова-ние образа Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей

Выполнять задания поискового характера

Карточки, таблицы, иллюстрации фото животных

24

В царстве грибов.

УОНЗ

Ознакомить с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота.

съедобные и несъедоб-ные грибы Распознавать съедобные и несъедобные грибы. Определять строение шляпочного гриба. Выполнять правила сбора грибов. Знать особенности строения и способ питания шляпочных грибов; о роли грибов в жизни леса; уметь распознавать съедобные и ядовитые грибы; знать с правила сбора грибов.

Формирова-ние образа Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей

Выполнять задания поискового характера

Рисунки грибов

25

Великий круговорот жизни.

УОНЗ

Ознакомить с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота.


Познакомиться с круговоротом жизни на Земле и основными звеньями этого круговорота, знать движение энергии в круговороте веществ в природе. Уметь рассуждать, делать выводы. Распознавать основные звенья круговорота жизни. Устанавливать взаимосвязь между ними.

Формирова-ние образа Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей

Выполнять задания поискового и творческого характера

Карточки, рисунки

26

Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа. УОЗУН контроль знаний по разделу «Эта удивительная природа»

Обобщить знания детей по разделу «Эта удивительная природа». Закрепить правила поведения в природе.

Формирова-ние образа Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей

Выполнять задания поискового характера

Карточки, иллюстра-ции

Мы и наше здоровье

27

Организм человека. УОНЗ Ознакомить с организмом человека; учить прислушиваться к своему организму.

систем органов человека Иметь представление: внутреннее строение организма человека. Показывать внутренние органы на модели человека. знать о взаимосогласованности и ритмичности в работе всех органов человека.

- умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

-характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья

-отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре

конкретизировать представле-ния о человеке и окружающем его мире

Выполнять задания поискового характера

Таблица, весы, градусник,

28

Органы чувств. УОНЗ Ознакомить с органами чувств; их значение для человека.

органы чувств Знать основные органы чувств, правила гиены органов чувств.

конкретизировать представле-ния о человеке и окружающем его мире

Выполнять задания поискового характера

карточки

29

Надежная защита организма. УОНЗ Ознакомить с «кожей», ее функции.

кожа как покровный орган Иметь представление о коже как покровном органе; уметь ухаживать за кожей. Уметь наблюдать, работать в парах. Оказывать первую помощь при небольших повреждениях

конкретизировать представле-ния о человеке и окружающем его мире

Выполнять задания поискового характера

Карточки

30

Опора тела и движение. УОНЗ Ознакомить со строением тела человека; формировать представление о здоровом образе жизни.

опорно-двигатель-ная система Знать строение и значение опорно-двигательной системы. Показывать основные кости скелета. Применять правила посадки за столом и выполнять их.

Конкретизи-ровать представле-ния о человеке и окружающем его мире

Выполнять задания поискового характера

Карточки

31

Наше питание. УОНЗ Ознакомить с необходимыми организму питательными веществами, пищеварительной системой; правила правильного питания;

Пищевари-тельная система Знать о пищеварительной системе человека. Соблюдать правила питания. Устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы.

конкретизировать представле-ния о человеке и окружающем его мире

Выполнять задания поискового характера

Карточки,

Упаковки от продуктов

32

Наши проекты: «Школа кулинаров». Урок-проект Определять наличие питательных веществ в продуктах питания, моделировать строение пищеварительной системы, составлять меню здорового питания

Белки, жиры, углеводы

Объяснять значение понятий «белки», «жиры», «углеводы».Опреде-лять цель проекта, работать с известной информацией, оценивать результаты работы

Наши проекты: «Школа кулинаров

Карточки

картинки

упаковки продуктов

33

Дыхание и кровообраще-ние. УОНЗ Рассказать об органах дыхания и выделения; научить заботиться о своем здоровье.

Дыхатель-ная, выделительная и кровенос-ная система Знать дыхательную, выделительную и кровеносную систему, их взаимосвязь и взаимозависимость. Уметь делиться опытом личной жизни.

конкретизировать представле-ния о человеке и окружающем его мире

Выполнять задания поискового характера

Карточки. Картинки. Таблицы

34

Умей предупреждать болезни. УОНЗ Характеризовать и формулировать факторы закаливания, составлять памятку по закаливанию, инструкцию по предупреждению инфекционных болезней.

Закалива-ние, инфекцион-ные болезни, аллергия

Называть способы закаливания организма, приемы предупреждения инфекционных заболеваний

конкретизировать представле-ния о человеке и окружающем его мире

Выполнять задания поискового характера

Карточки. Энциклопедия !Что такое, кто такой?»

35

Здоровый образ жизни. УОНЗ Ознакомить с правилами закаливания организма, сохранения и укрепления здоровья; дать представление об инфекционных болезнях,

Закалива-ние организма Применять главные правила здорового образа жизни, выполнять их.

конкретизировать представле-ния о человеке и окружающем его мире

Выполнять задания поискового характера

Карточки

36

Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа. УОЗУН продолжать работу над правилами сохранения и укрепления здоровья

Обобщить знания детей по разделу «Мы и наше здоровье». Закрепить правила сохранения здоровья.

конкретизировать представле-ния о человеке и окружающем его мире

Выполнять задания поискового и творческого характера

Карточки, макет журнала

Наша безопасность

37

Огонь, вода и газ УОНЗ Ознакомить с тем, как выглядит опасность, и причинами ее возникновения


Выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами. Уметь наблюдать, рассуждать

- умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения

- усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу ит.д.

- уметь слаженно действовать в ситуациях опасности

усвоение действий

при пожаре, аварии водопровода и т.д.

усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности

Выполнять задания поискового характера

Карточки

38

Чтобы путь был счастливым. УОНЗ научить выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

ПДД Выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Карточки

39

Дорожные знаки. УОНЗ Ознакомить с дорожными знаками; вспомнить правила безопасного поведения на догах.

Дорожные знаки Узнавать основные дорожные знаки, ориентироваться на дороге.

усвоение действий

при пожаре, аварии водопровода и т.д.

усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности

Выполнять задания поискового характера

Карточки, картинки дорожных знаков

40

Наши проекты: «Кто нас защищает». Урок-проект Находить в источниках информации сведения о вооруженных силах, полиции, службе пожарной безопасности, МЧС. Оформлять материалы в виде стендов, альбомов и т.п.

Определять цель проекта, работать с известной информацией, оценивать результаты работы

Наши проекты: «Кто нас защищает»

Карточки, картинки дорожных знаков

41

Опасные места. УОНЗ Выявить опасные места для человека; учить предвидеть опасности, избегать их, при необходимости действовать решительно и четко.


Узнавать опасные места для человека. Предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко.

усвоение действий

при пожаре, аварии водопровода и т.д.

усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности

Выполнять задания поискового характера

Карточки. Иллюстра-ции

42

Природа и наша безопасность.

УОНЗ

На практических примерах показать возможность отрицательного влияния природных объектов на жизнь человека;

Соблюдать правила безопасности при общении с природой.

Выполнять задания поискового характера

Карточки. Памятки. Цветные карандаши

43

Экологическая безопасность. УОНЗ Ознакомить с терминами «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр», «эколог», учить выполнять правила личной экологической безопасности.

«экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр», «эколог» Выполнять правила личной экологической безопасности.

усвоение действий

при пожаре, аварии водопровода и т.д.

усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности

Выполнять задания поискового характера

Карточки, иллюстра-ции. Фильтр. Стакан, цветные карандаши

44

Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа.

УОЗУН

Обобщить знания детей по разделу «Наша безопасность».

Выполнять задания поискового и творческого характера

Карточки, цветные карандаши. Бумага,тест

Чему учит экономика

45

Для чего нужна экономика. УОНЗ Ознакомить с новым значением слова «экономика»

экономика Определять понятие экономика, главную задачу экономики.

- умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

- знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей,

о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье

- формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке

понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике

Выполнять задания поискового характера

Карточки

46

Природные богатства и труд людей - основа экономики. УОНЗ Ознакомить с новыми понятиями в экономике


Применять основные составляющие экономики. Уметь работать в заданном темпе.

Выполнять задания поискового характера

Карточки

47

Полезные ископаемые. УОНЗ Ознакомить со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; учить экономно использовать богатства нашей планеты.

полезные ископаемые Распознавать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека.

понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике

Выполнять задания поискового характера

Образцы полезных ископае-мых, карточки

48

Растениеводст-во. УОНЗ Ознакомить с одной из отраслей с\х - растениеводством; научить различать культурные растения

Культурные и дикорастущие растения Отличать культурные растения от дикорастущих. Различать культурные растения.

понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике

Выполнять задания поискового характера

Карточки, картинки с изображе-нием растений, образцы культурн. растений

49

Животноводст-во. УОНЗ Ознакомить с особенностями разведения и содержания домашних животных;


Иметь представление: особенности разведения и содержания домашних животных.

Выполнять задания поискового характера

Карточки, картинки и фото животных

50

Какая бывает промышлен-ность. УОНЗ


Различать продукцию каждой отрасли промышленности.

понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике

Выполнять задания поискового характера

Карточки, картинки

51

Наши проекты: «Экономика родного края». Урок-проект Собирать информацию об экономике родного города, оформлять и презентовать собранные материалы.

Экономика

Определять цель проекта, работать с известной информацией, оценивать результаты работы

Наши проекты: «Экономика родного края»

Презента-ция

52

Что такое деньги. УОНЗ Ознакомить с важнейшей отраслью экономики -промышленностью, научить различать продукцию каждой отрасли промышленности; учить сравнивать , обобщать, группировать предметы быта по отраслям промышленности

Деньги

промышленность Определять роль денег в экономике. Распознавать современные российские монеты.

понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике

Выполнять задания поискового характера

Карточки, монеты и банкноты

53

Государствен-ный бюджет. УОНЗ Ознакомить с новыми понятиями (бюджет, расходы, доходы, налоги).

бюджет, доходы, налоги, расходы. Оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы.

понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике

Выполнять задания поискового характера

Карточки. Макет сумки

54

Семейный бюджет. УОНЗ Ознакомить с понятием «семейный бюджет».

семейный бюджет Основы семейного бюджета.

Выполнять задания поискового и творческого характера

Карточки, таблицы

55

Экономика и экология. УОНЗ Ознакомить с задачами экологии и двумя сторонами экономики


Составлять простейшие экологические прогнозы

понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике

Выполнять задания поискового характера

Карточки. Фото экологических катастроф

56

Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа. УОЗУН обобщить знания по разделу.

Обобщить знания детей по разделу «Наша безопасность».

Выполнять задания поискового характера

Карточки, тесты

Путешествие по городам и странам

57-59

Золотое кольцо России. УОНЗ Ознакомить с интересными городами нашей России и некоторыми их достопримечательностями

Золотое кольцо России Распознавать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательнос-ти, показывать их на карте.

- умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

- конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях

- формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирова-ние уважительно-го отношения к истории и культуре других народов,

Выполнять задания поискового характера

Карточки, карта России. Таблица

60

Наши проекты: «Музей путешествий». Урок-проект Собирать экспонаты для музея, составлять этикетки, готовить сообщение с демонстрацией экспонатов

Экспонаты

этикетки

Определять цель проекта, работать с известной информацией, оценивать результаты работы

Наши проекты: «Музей путешествий»

Презента-ция

61

Наши ближайшие соседи. УОНЗ Ознакомить с государствами - ближайшими соседями России;

граница распознавать государства - ближайшие соседи России, показывать их на карте.

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирова-ние уважительно-го отношения к истории и культуре других народов,

Выполнять задания поискового характера

Презента-ция

Политическая карта Евразии

62

На севере Европы. УОНЗ Ознакомить с северными европейскими государствами.


Распознавать северные европейские государства. Показывать их на карте.

Выполнять задания поискового характера

Презента-ция

Политичес-кая карта Евразии

63

Что такое Бенилюкс. УОНЗ Ознакомить со странами Бенилюкса, экономикой этих стран

страны Бенилюкса Иметь понятие: страны Бенилюкса, особенности их экономики. Показывать страны на карте.

Выполнять задания поискового характера

Презента-ция

Политичес-кая карта Европы

64

В центре Европы. УОНЗ Ознакомить со странами, расположенными в центре Европы;


Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте.

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирова-ние уважительно-го отношения к истории и культуре других народов,

Выполнять задания поискового характера

Презента-ция

Политичес-кая карта Европы

65

По Франции и Великобрита-нии. УОНЗ Ознакомить еще с двумя европейскими странами.


Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте.

Выполнять задания поискового характера

Презента-ция

Политичес-кая карта Европы

66

На юге Европы. УОНЗ Ознакомить со странами, расположенными на юге Европы: Грецией, Италией

Иметь понятие: страны, расположенные на юге Европы, показывать их на карте.

Выполнять задания поискового характера

Презента-ция

Политичес-кая карта Европы

67

По знаменитым местам мира. УОНЗ Ознакомить со знаменитыми местами мира

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирова-ние уважительно-го отношения к истории и культуре других народов,

Выполнять задания поискового характера

Презента-ция

Политичес-кая карта мира

68

Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам. Проверочная работа.

УОЗУН

Повторить и обобщить изученное за год.

Проверить знания и умения детей. Дать летнее задание.

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о нашей планете

Выполнять задания поискового характера

Карточки, тест







































© 2010-2022