Интегрированный урок по литературному чтению и русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Согласные звуки [в], [в'], буква В. Написание строчной буквы в, заглавной буквы Д.

Цели:

- формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке; овладевать начертаниями письменных букв, слогов и слов; выделять в слове суффикс; писать предложения; анализировать текст.

Этапы урока

Ход урока

Ι. Актуализация знаний

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

- С какими трудностями в написании слов мы познакомились с вами на прошлом уроке?

- Какие места в слове для букв Д и Т являются опасными?

- Какой вывод мы сделали? 1. Фонетическая разминка.

- Я буду показывать картинки, вы - называть, что там изображено, а затем скажете, какой одинаковый звук услышали в словах василёк, ворона, волк, корова, водоём. (Звук [в].)

- Дайте характеристику этому звуку.

- Послушайте и повторите слова: вилка, веник, весточка, виноград.

- Какой звук встретился во всех словах?

- Дайте характеристику звуку.

- Догадались, какая тема урока? Назовите её сами.

2. Составление плана урока.

  1. Знакомство с новой буквой.

  2. Звуко-буквенный анализ слов.

  3. Чтение слогов и слов.

  4. Чтение предложений и текстов.

  5. Знакомство с написанием буквы В.

  6. Письмо буквы, слогов, слов и предложений.

  7. Знакомство с новым суффиксом.

- Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

- Какой выберем кружок 3. Введение новой буквы.

1) - Найдите на ленте букв букву, которой обозначаются названные нами новые звуки. (На письме звуки [в], [в'] обозначаются буквой В.)

- На что похожа эта буква? 2) Игра «Моя Вообразилия». - На что похожа буква В? Вот буква В. Видна вдали - красивая, витая, Как будто крендель испекли, Приезжих поджидая.

3) - Назовите слова, в начале которых слышатся новые звуки.

- А вот почему я не предлагаю вам подобрать слова, в которых этот звук слышится в середине или в конце, мы узнаем позже. 4. Работа в «Букваре». - На с. 96 «Букваря» есть схема-«человечек» буквы В. Завершим схему-«чело­вечка». Звуки [в], [в'] произносятся звонко, с участием голоса. Это звонкие согласные звуки. Рисуем жёлтый колокольчик. Звук [в] твёрдый, а звук [в'] мягкий - значит, буквой В на письме обозначаются и твёр­дый, и мягкий звуки. Покажем это на схеме. Один башмачок у «чело­вечка» раскрасим синим, а другой - зелёным цветом.

ΙΙΙ. Применение нового знания

1. Работа в прописи (с. 18).

- Поучимся писать прописную букву В. Где мы сейчас будем работать? Графический анализ буквы В. Состоит из прямой линии с пет­лёй и овала. Сравнение с написанием изученных букв: О, Д, У. 1) Запись элементов буквы В. 2) Запись строчной буквы В с наклонной линией. Показ учителя и комментирование. - Почему буква рядом с наклонной линией? Сначала обводим все наклонные линии одним цветом, затем букву В другим цветом. 3) Чтение буквосочетаний дв и вд. - Какие слова начинаются с этих буквосочетаний? - Напишите в воздухе буквосочетания дв, вд. - С какого элемента начинаем писать букву Д? А букву В? 2. Работа в «Букваре». 1) Чтение слогов, слов.

- Откройте «Буквари» на с. 96.

- Прочитайте слоги про себя. - Прочитайте вслух слоги, в которых мягкие звуки [д'], [в']. - Найдите и прочитайте слоги, которые являются словами. (Да, вы, ив. У реки растёт много ив.) - Чем отличаются слова? - Что общего? - Объясните значения слов вал, вол. (Вал - земляная насыпь. Вол - бык.) - Составьте предложение со словом вил. (Аист вил гнездо.) 2) Чтение слов. - Что общего у слов 2-го столбика? Чем они отличаются? 3) Звуко-буквенный анализ слова вагон. [в] - согласный звонкий, твёрдый; рисуем синюю точку, на письме обозначаем буквой В. [а] - гласный безударный, на пись­ме обозначаем буквой А. [г] - согласный звонкий, твёрдый, рисуем синюю точку, на письме обозначаем буквой Г. [о] - гласный ударный, на письме обозначаем буквой О. [н] - согласный звонкий, твёрдый, рисуем синюю точку, на письме обозначаем буквой Н. В слове вагон 5 звуков, 5 букв. 4) Чтение 3-го, 4-го столбиков слов про себя, затем вслух. Поста­новка ударения. - Чем отличаются слова ворона и воронка? - Можно ли их назвать однокоренными? - Почему нельзя? (Не близки по смыслу.) - Что мы сейчас делали? (Читали слова.) - Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.) 3. Работа в прописи. 1) Запись строчной буквы В с верхним соединением. - Посмотрите на слоги с буквой В на следующей строчке. Чем они отличаются от слогов на предыдущей строчке? (Соединением.) - У буквы В есть нижнее и верхнее соединения. Посмотрите, как пишется верхнее соединение. Напишите буквы на этой строчке. 2) Написание соединений буквы В с другими буквами. Запись сло­гов с буквой В, отработка верхнего и нижнего соединений. - Назовите слова, в которых есть эти соединения. - С какими буквами В соединяется внизу? (Л, М.) - Какие буквы, стоящие после В, требуют верхнего соединения? (Н, П, Т, К, И, У.) - С какими буквами букву В можно соединить как верхним, так и нижним соединением? (О, А.) 4. Работа в «Букваре» (с. 96). 1) Чтение пар слов, наблюдение. ива корова сова ивушка коровушка совушка - Чем интересны эти пары слов? (Пары слов - однокоренные слова.) - Выделите корни. - А чем отличаются эти слова? - Какая часть придаёт слову другое значение? (Слово с -ушк- назы­вает предмет ласково. Часть -ушк- делает слово ласковым.) - Эта часть слова называется суффиксом. Суффикс служит для об­разования новых слов. В данном случае суффикс -ушк- придаёт слову уменьшительно-ласкательное значение. В русском языке много раз­ных суффиксов, мы будем на уроках наблюдать, какую роль они игра­ют в слове. - Попробуйте сами вспомнить слова с уменьшительно-ласкательным значением, в которых есть суффикс -ушк-. 2) Чтение столбиков слов, выделение корня, беседа о лексическом значении слов. - Прочитайте про себя следующие два столбика слов. - Понаблюдайте над сло­вами. Что вы заметили? (В каждом столбике дана группа однокорен­ных слов. В 1-м столбике корень -трав- (выделяют). Во 2-м столбике корень -голов-.) - На что ещё обратили внимание? (В словах травушка, головуш­ка суффикс -ушк- придаёт слову другое значение - уменьшительно­ласкательное.) - Кто такой головастик? (Детёныш лягушки с большой головой.) - Почему он получил такое название? - В словах 1-го столбика поставьте ударение. - Назовите слова с безу­дарным гласным звуком [а] в корне слова. (Трава, травинка.) - Назовите безударные слоги в этих словах, подчеркните их. 3) Чтение последнего столбика слов.

- Прочитайте последний столбик. - Можно ли сказать, что слова государство, страна, город - одно­коренные? - Чем интересны слова государство, страна? (Эти слова близки по смыслу.) - Подберите к ним ещё слова, которые будут близки по смыслу. (Родина, Отчизна, Отечество.) - Как называется наша страна, наше государство? (Российская Фе­дерация.) - Наша Родина? (Россия.) 4) Наблюдение над словами. - Просмотрите все слова на с. 96 и прочитайте слова из одного сло­га. - Из двух слогов. - Из трёх слогов. - Прочитайте только слова с выделенной частью. - Кто запомнил, как называют эту часть слова? - Что мы сейчас делали? (Читали слова.) - Какое умение формировали? (Умение работать с информацией и умение работать с речью.)

Физкультминутка. 5. Работа в прописи (с. 18). 1) - Прочитайте слова после строчки со слогами. - Что вы можете сказать о них? - Найдите общую часть. - Найдите ударные гласные в этих словах. Поставьте знак ударения. - Подчеркните безударные. - Найдите слова с суффиксами. - Произнесите слово травка. - Какой звук слышится не так, как пишется? (Произносится [ф], а пи­шется В, то есть по-разному.)

- Кто сможет объяснить, почему? Мы с вами говорили про такие случаи на прошлом уроке. (Возможно, кто-то из детей вспомнит о том, что этот звук стоит перед согласным. Это - пропедевтика.) - Спишите слова, проговаривая их вслух. Подчеркните буквы В во всех словах. - В каком слове звук, обозначаемый этой буквой, слышится чётко и ясно? (Трава, травушка.) - Какой звук стоит после звука [в] в этих словах? Отметьте его цветом. - А какой звук стоит в слове травка после звука [в]? (Глухой [к], поэтому звонкий [в] заменяется глухим [ф]. Мы произносим тра[ф]ка, а пишем травка, потому что в однокоренном слове трава звук [в] перед гласным слышится отчётливо.) 2) Наблюдение над словарными словами корова, ворона. Постановка ударения, проговаривание орфографически, наблюдение над расхождением между звучанием и написанием, подчёркивание буквы О в корне. - Назовите только гласные звуки. - Назовите эти слова во множественном числе. - Что изменилось в словах в этом случае? Запись слов во множественном числе. Корова - коровы, ворона - вороны. 3) Работа с предложениями по выбору. - Прочитайте все предложения на с. 18-19. - Чем они отличаются? (Два записаны печатными, а одно - письменными буквами.) У пруда камыши и ивы. Нора выдры у ивы и воды. Клава гонит корову на луг. Анализ предложения. Запись с изменением порядка слов. Можно предложить выборочное списывание: выбрать и записать только слова с буквой В. Одно предложение можно записать полностью. 6. Работа в «Букваре». Чтение имён и географических названий на букву Д. - Прочитайте слова, записанные в строчку. - Почему они написаны с большой буквы? (Сло­ва Дима, Даша, Дина, Диана - это имена людей. Слова Дон, Двина, Даугава - названия рек.) - Что ещё общего у всех этих слов? - Отметьте уголком заглавную букву. - Сколько букв потребовалось, чтобы написать все эти слова? - Сможем ли мы эти слова записать в прописи?

- Значит, чему мы сейчас должны научиться? (Писать заглавную Д.) 7. Работа в прописи (с. 19). 1) Знакомство с заглавной буквой Д. - Посмотрите на табло на с. 19. Объяснения учителя и показ на доске. - Начинаем писать букву сверху так, как пишется первый элемент в букве Г, внизу пишем петлю, каса­емся строки, закругляем вверх. Обведение элементов буквы Д. 2) Написание букв и соединений с заглавной буквой Д. - Назовите слова, которые начинаются с заглавной буквы Д. Отработка соединений. Обязательно используем ручки разного цвета. 3) Запись предложений с заменой рисунков словами. Анализ предложений. Проверка орфографическим чтением. 8. Работа в «Букваре» (с. 96-97). 1) Чтение предложений и продолжение их (по данному началу и по рисункам.) Варианты детей: Наша Родина - Россия, Русь. В России много го­родов: Москва, Саратов, Томск, Новгород, Санкт-Петербург, Мур­манск, Псков, Воронеж, Архангельск... - Почему на 1-м месте из городов России стоит Москва? - Как называют Санкт-Петербург? (Санкт-Петербург называют Северной столицей нашего государства.) - А что вы можете сказать про… (учитель называет место, в котором живут дети). - Это наша малая родина, то ме­сто, где мы родились. - Народы и народности России: русские, якуты, татары, коми, калмыки, мордва, марийцы... Обобщение: - Что же такое Родина? (Место рождения - малая родина; стра­на, в которой мы живём, - Россия, Русь.) - Посмотрите на доску: родина, Родина. - На что вы обратили вни­мание? (Одно и то же слово, а написано то с маленькой буквы, то с большой.) - Догадались, почему? - Когда мы будем говорить о малой родине (о том месте, где родились), будем писать с маленькой буквы. Когда мы будем говорить о нашем государстве, общей Родине, то слово будем писать с большой буквы.

- Давайте посмотрим на с. 96. Что мы сейчас будем делать? 2) чтение текста «Наше Отечество» а) Работа с текстом до чтения. - Как связаны название и иллюстрация? - Что подсказывает слово Отечество? - Какие близкие по значению слова вы знаете? - Прочитайте, кто автор текста. б) Работа с текстом во время чтения. Чтение по предложениям с комментариями. После чтения 2-го предложения: - Почему Россию мы зовём Отечеством? (Отечество, отцы - это однокоренные слова.) После чтения 3-го предложения: - Однокоренные слова к слову Родина: род, родной, родиться, роди­тель - и у всех слов корень -род-. - Почему Россию мы зовём матерью? Как это объясняет автор? А как вы сами понимаете? Чтение последнего предложения. в) Работа с текстом после чтения. - Какая мысль главная в этом тексте? (Родина - как родная мать, и она у человека одна.) - Найдите в тексте основную мысль автора и прочитайте. Читают последний абзац. - На какие вопросы отвечает текст? - Вернёмся к иллюстрации. К какой части текста она нарисована? (Она нарисована ко всему тексту, даёт представление о просторах, красоте родной земли.) - Сколько абзацев в тексте? - Из какой книги взят данный текст авторами «Букваря»? - В каком году он был написан Ушинским? - Кто представляет, как давно это было? - Почему же сегодня дети снова читают текст, напи­санный так давно? - Итак, мы с вами прочитали текст. Какие умения мы формировали? (Умение работать с информацией, умение работать с речью и умение оценивать свои поступки.)

ΙV. Итог

- Какие буквы научились писать? - Что нового узнали? - Какие необычные слова встретились сегодня на уроке? - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить работу? - Ты выполнил всё правильно или были недочёты? - Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

- Отметьте своё настроение в дневнике.

Интегрированный урок по литературному чтению и русскому языку

9

© 2010-2022