- Преподавателю
- Начальные классы
- Сборник графических заданий по развитию мелкой моторики рук
Сборник графических заданий по развитию мелкой моторики рук
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Глазунова В.Н. |
Дата | 26.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное казённое образовательное учреждение Свердловской области
Богдановичского района
«Волковская СОШ»
Сборник
Графических заданий по развитию мелкой моторики рук.
Разработала:
Глазунова Виктория Николаевна,
Учитель начальных классов
с. Волковское , 2014
Пояснительная записка.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский.
Проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики руки у детей 5-6 лет не теряет своей актуальности. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Ведь неподготовленность руки ребенка к письму создает с первых же дней обучения комплекс трудностей. Эти трудности могут быть вызваны самыми разными причинами: нарушением элементарных гигиенических требований (положение тетради, руки, ручки в руке и т.д.), перенапряжением руки, отсутствием необходимой пространственной ориентации, несовершенством регуляции движений и т.д. Все это говорит о том, что для плодотворного обучения технической стороне письма необходим определенный уровень психофизиологического развития ребенка, и не только руки, а прежде всего мышления, памяти, внимания, способности к зрительному пространству восприятия объектов. Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, незакончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов находятся в равной стадии развития. У детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависит полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх-низ, ближе - дальше, над -под, около -внутри. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. У большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Если раньше родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать, то сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах связанных с координацией движений и мелкой моторикой рук большинство родителей узнают только перед школой. Это приводит к усиленной нагрузке на ребенка. Детям, кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах ручку. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, я предлагаю различные задания, с помощью которых происходит развитие мелкой моторики.
Графические диктанты, помогают подготовить руку ребенка к письму, развить пространственное воображение, научить ребенка ловкости при обращении с ручкой и карандашом и точности в движениях руки, что дает возможность заложить правильную основу для формирования каллиграфически правильного письма.
-
Графический диктант:
-
Фигурные дорожки.
-
Рисование по точкам.
-
Рисование по клеточкам.
-
Симметричное рисование.
-
Озорной карандашик.
-
Соедини цифры в порядке возрастания.
-
Рисунок по трафаретам.
-
Рисование пальчиками.
-
Игры с крупами.
-
Заштрихуй картинки цветными карандашами.
-
Рисование фломастером.
Таким образом, как показывает практика, проводя систематическую работу по развитию мелкой моторики руки, дети начинают хорошо владеть карандашом и ручкой, у них появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость. Дети учатся действовать по словесным инструкциям, обретают уверенность в своих действиях. У них формируются необходимые каллиграфические умения.
Список литературы:
1. Агапова И. Давыдова М. Игры с пальчиками для развития речи М. ООО ИКТЦ « Лада», 2011-200 с. 2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. - М.:ТЦ Сфера, 2005. - 64с. (Логопед в ДОУ). 3. Брозаускас Л. Г. Развиваем пальчики. Игры для развития мелкой моторики И.Д. «Литера», 2008.-32 с.: ил. 4. Голубь В. Т. Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. - М.: ВАКО, 2010. - 144с. (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем; Мастерская учителя). 5. Лифиц Е.А. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия. Практическое пособие / Е. А. Лифиц, И.В. Лифиц. - М.: Айрис - пресс, 2010.- 160с. - (Дошкольное воспитание и развитие).