УУд в урочное и во внеурочное время

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УУд в урочное и во внеурочное время



Лиджиева Светлана Николаевна

МБОУ «СОШ №4» г Элиста



В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться , готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня - это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

1. Личностный (формирование интереса)

2. Познавательный (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка)

3. Регулятивный (наблюдали и делали выводы, работали с учебником, использование простейших предметов для проведения опыта)

4. Коммуникативный (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)

Я работаю в 4 национальном классе по программе «Школа-2000+завершённая линия УМК «Школа-2100»

Главная цель моей педагогической деятельности - это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т. е. универсальные учебные действия.

Итак, каковы условия, обеспечивающие у младших школьников формирование основ умения учиться и способности организации своей деятельности?

Первое условие для успешного формирования УУД - педагогическая компетентность учителя.

Второе условие для успешного формирования УУД - включение учащихся в активную учебную деятельность, правильная организация которой состоит в том, что учитель, опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, умеет ставить перед ними на определенном материале учебную задачу, умело организует процесс выполнения учащимися учебных действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).

Как же я это делаю?

- не преподношу ученикам новое знание в готовом виде, а организую, процесс обучения так, чтобы они добывали это знание в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, понимая и принимая систему ее норм;

- учитываю возрастные психологические особенности развития детей;

- создаю доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия;

- формирую у учащихся способность к аналитическому выбору и адекватному принятию решения в ситуации выбора;

- создаю условия для приобретения учащимися опыта творческой деятельности;

- предлагаю ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечиваю при этом его усвоение на уровне государственного стандарта знаний.

Третье условие для успешного формирования УУД - диагностика.

В своем классе я провожу диагностику уровня сформированности компонентов учебной деятельности, что позволяет в свете новых ФГОС говорить об уровне сформированности регулятивных УУД.

· Виды заданий:

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

- участие в проектах;

- подведение итогов урока;

- творческие задания;

- самооценка события, происшествия;

- дневники достижений;

Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

- "найди отличия" (можно задать их количество);

- "на что похоже?";

- поиск лишнего;

- "лабиринты";

- упорядочивание;

- "цепочки";

- хитроумные решения;

- составление схем-опор;

- работа с разного вида таблицами;

- работа со словарями;

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

- "преднамеренные ошибки";

- поиск информации в предложенных источниках;

- взаимоконтроль;

- "ищу ошибки"

- КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

- составь задание партнеру;

- отзыв на работу товарища;

- групповая работа по составлению кроссворда;

- "отгадай, о ком говорим";

- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

- "подготовь рассказ...", "опиши устно...", "объясни..." и т. д.

Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня.

Основными направлениями являются:

· Спортивно-оздоровительная деятельность

· Художественно - эстетическая деятельность

· Научно - познавательная деятельность

· Общественно-полезная деятельность

· Проектная деятельность

Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в нашей школе, реализующей стандарт нового поколения.

Для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки, секции,олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики.

Совершенствование процесса нравственного воспитания детей - важная задача школьной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, природе и т. д. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Мы живем в очень не простое время, когда отклонения становятся нормой. Дети - это наше будущее и оно будет таким, каким мы его сделаем. Вопросы нравственного развития и воспитания человека волновали общество всегда и во все времена: особенно сейчас, когда всё чаще можно встретить жестокость и насилие. Проблемы нравственного воспитания становятся всё более актуальными. Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями. Работая над решением данной проблемы, метод проектов, действительно, актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать коммуникативные навыки, это позволит ему успешно корректировать знания и отношение к окружающему его миру. Будущее нации - в руках самой нации. Именно поэтому одной из задач нашей работы является воспитание гуманного эмоционально-положительного, бережного отношение к миру природы и окружающего мира в целом.

Все это способствовало возникновению идеи создания социально-ориентированного долгосрочного проекта «Добрые дела» для детей 3 «г» класса на базе МБОУ «СОШ № 4».Он проводится с ноября месяца 2014 года по 2016 год, к окончанию детей 4 класса.

Проект направлен на формирование интереса к общественной жизни; бережного отношения к природе; познанию себя и себе подобных, воспитанию гуманных чувств.

Проект «Забота»

Дети поздравили пожилых из дома-интерната для престарелых и инвалидов с национальным праздником Цаган Сар. Приезд детей доставил настоящую радость пожилым, круг общения которых, в силу состояния здоровья, ограничен стенами Дома.

Предварительно была проведена детьми большая работа по организации этого проекта, а именно: двухдневная ярмарка по сбору средств для гостинцев, составлены по классам беседы о необходимости всем принять участие в проекте, подготовлена концертная программа.

Добрые дела не остаются незамеченными, они, как маяки, светят тем, кто ждёт поддержки и понимания. Оказывая помощь, мы дарим не просто материальную ценность, мы помогаем ощутить заботу и внимание…

Проект был посвящён теме «Птицы- наши друзья»

Тема проекта дает возможность раскрыть значение птиц в жизни человека, показать их помощь человеку, пробудить у детей желание помогать птицам в трудное время. С этим проектом Ехаев Аюка принял участие в школьном отборочном конкурсе «Ювента» на калмыцком языке, где занял 1 место и был рекомендован на участие в городском конкурсе. В городском конкурсе «Первые шаги в науку» он занял 3 место. Весь класс принимал активное участие в этом проекте.

Проект «Моя семья и война».

Молодое поколение, вступающее в жизнь, должно знать о героизме простых людей, которые завоевали им право на жизнь и свободу.
Память народа хранит историю своего Отечества, которая складывается из отдельных историй рядовых и сержантов, офицеров и генералов, принимавших участие в той далекой войне - каждый в силу своих возможностей вносил свой вклад в победу, сражаясь на фронте или работая в тылу.
К 70-летию Победы мои ученики Лариева Марина и Бембеев Батнасан приняли участие в республиканском конкурсе исследовательских и творческих работ «Герои Калмыкии». В номинации «Исследование»(историческое) Бембеев Батнасан занял 2 место.В номинации «Исследование» (реферат) Лариева Марина заняла 3 место. Дети написали о своих дедушках, ветеранах Великой Отечественной войны, таким образом внесли свой посильный вклад в сохранение памяти о жизни и нелёгком труде людей во время войны.

Проект «Добрые дела ежедневно»

Для младшего школьного возраста это сформированность мотивации достижения требований стандарта образования и продуктивных приемов учебной работы; знание норм и правил поведения и особенностей собственной личности, способствующих успеху в деятельности; адекватная самооценка; социальная уверенность; навыки конструктивного поведения в трудных жизненных ситуациях.

Итак, какие добрые дела можно ежедневно совершать в своей семье?
1. Соблюдение личной гигиены, уборка своей кровати и своего рабочего места
2. Забота о младших сестрах и братьях (отвести в садик, поиграть или почитать книгу).
3. Оказание посильной помощи в уборке квартиры (пропылесосить, помыть окна и посуду, протереть или подмести пол, почистить свою обувь и одежду).
4. Выполнение заданий родителей, бабушек и дедушек (сходить в магазин, вынести мусор и т.д.).
5. Забота и оказание помощи старшим членам семьи.
6. Оказание помощи при приготовлении пищи (завтрака, обеда или ужина).
7. Добросовестное выполнение домашних заданий по учебным предметам.
8. Организация совместного досуга членов семьи.
9. Забота о семьях тети или дяди, бабушек и дедушек, проживающих отдельно от вашей семьи.
10. Оказание помощи родителям при встрече гостей.
Ежедневные добрые дела для поддержания хорошего микроклимата в классе и школе
1. Будь общителен и доброжелателен с одноклассниками.
2. Не груби, не сквернословь, соблюдай правила поведения для учащихся в вашей школе (лицее).
3. Помни, что учителя - твои старшие наставники, прислушайся к их просьбам, советам или рекомендациям.
4. Будь непримирим к проявлениям жестокости, грубости и несправедливости со стороны ровесников или старшеклассников.
5. Не совершай сам и постарайся предостеречь своих ровесников от противоправных действий (курения, мелких краж, хулиганских поступков).
6. Прими участие в оформлении классного уголка или классной (отрядной) газеты).
7. Не будь в стороне от добрых дел классного (общешкольного) ученического самоуправления.
8. Прояви инициативу в активизации досуга своих ровесников или одноклассников. Может именно твое предложение и станет самым оригинальным?

Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация урочной, внеурочной и проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственное воспитание.



© 2010-2022