- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока русского языка в 3 классе по теме Синонимы с презентацией. ПНШ
Разработка урока русского языка в 3 классе по теме Синонимы с презентацией. ПНШ
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Яковлева Л.В. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Открытый урок русского языка в 3 классе.
Дата проведения: 11 октября 2013 г. Программа: Перспективная начальная школа
Тема урока: Синонимы.
ЦЕЛЬ урока: создать условия для освоения детьми понятия «синоним», особенностей употребления синонимов.
Задачи урока: образовательные: знать определение синонимов, использовать их в речи в соответствии со стилистическими особенностями; совершенствовать навыки чтения, обучать самостоятельно пополнять свои знания. развивающие: развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку, развитие творческих способностей учащихся; воспитательная: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.
Планируемые результаты (предметные): научатся находить в тексте слова-синонимы, определять их назначение; самостоятельно дифференцировать синонимы.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные: используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Тип урока: урок открытия новых знаний. Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная Методы: словесный, наглядно- иллюстративный, частично-поисковый. Оборудование: презентация, словари, оценочные листы. Учитель: Яковлева Л. В.
Ход урока.
Время
Этап урока
Ход урока
Слайд презен-тации
Оценочный лист
УУД
2 мин
I. Орга-низа-цион-ный момент.
Учитель:
В стране русского языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём. Сегодня с героями наших учебников мы отправляемся дальше путешествовать по стране русского языка и вспомним то, что знали, узнаем что-то новое. Откройте тетради, напишите число, классная раблта. Я желаю вам проявить себя творчески, раскрыть свою индивидуальность, получить положительные эмоции.
Слайд №1 - 4
2 мин II. Актуализация знаний.
1.Игра «Мешок со словами». (диск)
-Ребята, на уроках русского языка мы изучили разные слова, распределяли эти слова по частям речи. Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Мешок со словами» (Правила: надо распределить слова по мешкам «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол»)
диск
1.Самооцени-вание Регулятивные УУД:
- контроль и самоконтроль учебных действий.
3 мин 2. Повторение правил о частях речи. (Работа в парах)
Слайд №5
2.Взаимооценка Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество. Регулятивные УУД:
- контроль и самоконтроль учебных действий.
4 мин
III. Открытие новых знаний
- Упражнение 54
Слайд №6-8
1 мин 2.Повторение правила -Ребята, давайте вспомним, что вы уже знаете о синонимах. Открытие нового мы делаем по схеме: я знаю, я узнаю
Слайд №9-11
3 мин 3. С. 64-65. Рассматриваются пары синонимов и для каждой пары определяются различия оттенков значений: в паре любить - обожать слово обожать выражает большее чувство; в паре разговаривать - болтать второе слово имеет неодобрительный оттенок; из слов известный - прославленный синоним прославленный указывает на большую славу; из слов комната - светелка последнее является устаревшим.
Слайд №12
4. Давайте сделаем вывод. Что нового вы узнали о синонимах? (что синонимы различаются оттенками значений)
Слайд №13
Познаватель-ные УУД (логические):
- подведение под правило
3 мин
Физкультминутка
Слайд№ 14
5 мин 5. Работа с учебником. Упр 55. Проведя работу под руководством учителя и с помощью Толкового словаря по различению нюансов значений каждого прилагательного из синонимичных рядов, дети приходят к выводу, что все эти синонимы обогащают наш язык, помогают более точно и красиво обозначить оттенки. В первой строчке упражнения названы синонимы слова красный, во второй - синий, в третьей - зеленый. При этом слово изумрудный означает более светлый и нежный оттенок зеленого, а малахитовый - более темный и насыщенный
Слайд №15-16
Познаватель-ные УУД (информационные): Формирование умения поиска информации в учебных словарях
5 мин
6. Словообразовательный анализ. Затем учащиеся проводят словообразовательный анализ: рубин/П ^ рубин/; рубин/ + ов + ... = рубин/ов/ый; сапфир/П ^ сапфир/; сафир/ + ов + ый = сафир/ов/ый. Далее записывают названия драгоценных камней, от которых образованы подчеркнутые прилагательные: рубин, сапфир, изумруд, малахит, обращая внимание на орфограммы (непроверяемые гласные в корне слов).
Слайд №17
Самопроверка по слайду Регулятивные УУД:
- контроль и самоконтроль учебных действий.
5 мин 7. Сочетаемость синонимов. (письм) Цель следующей части упражнения - показать детям разницу в сочетаемости синонимов. Правильно говорить: алые губы, пунцовые щеки, багровый закат, лазурное море, васильковые глаза. На приведенных примерах ученики убеждаются, что не все синонимы одинаково удачно сочетаются с другими словами.
Слайд №18
Самооценка Регулятивные УУД:
- контроль и самоконтроль учебных действий.
2 мин
8. Составление словосочетаний со словами карие и коричневые. - упр 56
Оценка учителя
Познаватель-ные УУД (информационные): применение и представление информации Познаватель-ные УУД (логические):
- подведение под правило
3 мин 9. Составление словосочетаний со словами черный, вороной. Например: чёрный портфель, чёрный фломастер, чёрный кот, вороной конь. Учащиеся убеждаются в том, что слово чёрный обладает большей сочетаемостью по сравнению со словом вороной: можно сказать чёрный портфель, но нельзя - вороной портфель. Кроме того, слово чёрный употребляется намного чаще, чем вороной. следовательно, синонимы одного ряда могут отличаться друг от друга не только оттенками значений, но и сочетаемостью с другими словами, а также тем, что одни синонимы могут употребляться в речи чаще других
2 мин
IV. Обобщение
Давайте сделаем вывод. Что нового вы узнали о синонимах.
-
это слова одной и той же части речи
-
это слова близкие по значению;
-
отвечают на один и тот же вопрос;
-
различаются оттенками значений;
-
обогащают наш язык, помогают более точно и красиво обозначить оттенки;
-
позволяют убрать повторы;
-
помогают объяснить значение слов.
Слайд №19
Познаватель-ные УУД (логические):
- подведение под правило
Синонимы - наши большие друзья и помощники. Они близки по значению, но отличаются оттенками или сферой употребления.
Синонимы делают нашу речь яркой и интересной, но важно знать, чем они отличаются, в этом нам помогут словари.
Слайд №20
1 мин
Ребята, какие бы слова мы ни употребляли, мы всегда должны думать, о чем мы говорим. Разговаривая с другим человеком, надо выбирать вежливые слова. Ведь словом можно ранить человека.
Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни,-
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.
Слайд №21
Личностные УУД:
Самоопределе-ние и смыслообразование
1 мин
V. Домаш-нее задание
Тетрадь, упр 38,39
Слайд №22
2 мин
VI. Рефлек-сия
-
Я узнал…
-
Было интересно…
-
Особенно понравилось…
-
Было сложно…
Слайд №23
Регулятивные УУД:
- контроль и самоконтроль учебных действий.
1 мин
VII. Оценивание
-Посмотрите свои оценочные листы и выведите одну отметку за урок и покажите свое ощущение смайлами.
Слайд №24
Регулятивные УУД:
- контроль и самоконтроль учебных действий.
9