Разработка урока русского языка в 3 классе по теме Синонимы с презентацией. ПНШ

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок русского языка в 3 классе.

Дата проведения: 11 октября 2013 г. Программа: Перспективная начальная школа
Тема урока: Синонимы.
ЦЕЛЬ урока: создать условия для освоения детьми понятия «синоним», особенностей употребления синонимов.
Задачи урока: образовательные: знать определение синонимов, использовать их в речи в соответствии со стилистическими особенностями; совершенствовать навыки чтения, обучать самостоятельно пополнять свои знания. развивающие: развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку, развитие творческих способностей учащихся; воспитательная: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.
Планируемые результаты (предметные): научатся находить в тексте слова-синонимы, определять их назначение; самостоятельно дифференцировать синонимы.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные: используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Тип урока: урок открытия новых знаний. Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная Методы: словесный, наглядно- иллюстративный, частично-поисковый. Оборудование: презентация, словари, оценочные листы. Учитель: Яковлева Л. В.



Ход урока.


Время

Этап урока

Ход урока

Слайд презен-тации

Оценочный лист

УУД

2 мин

I. Орга-низа-цион-ный момент.


Учитель:

В стране русского языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём. Сегодня с героями наших учебников мы отправляемся дальше путешествовать по стране русского языка и вспомним то, что знали, узнаем что-то новое. Откройте тетради, напишите число, классная раблта. Я желаю вам проявить себя творчески, раскрыть свою индивидуальность, получить положительные эмоции.

Слайд №1 - 4



Разработка урока русского языка в 3 классе по теме Синонимы с презентацией. ПНШ



Разработка урока русского языка в 3 классе по теме Синонимы с презентацией. ПНШ



Разработка урока русского языка в 3 классе по теме Синонимы с презентацией. ПНШ

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме Синонимы с презентацией. ПНШ



2 мин II. Актуализация знаний.


1.Игра «Мешок со словами». (диск)

-Ребята, на уроках русского языка мы изучили разные слова, распределяли эти слова по частям речи. Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Мешок со словами» (Правила: надо распределить слова по мешкам «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол»)


диск

1.Самооцени-вание Регулятивные УУД:

- контроль и самоконтроль учебных действий.

3 мин 2. Повторение правил о частях речи. (Работа в парах)


Слайд №5

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме Синонимы с презентацией. ПНШ

2.Взаимооценка Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество. Регулятивные УУД:

- контроль и самоконтроль учебных действий.

4 мин

III. Открытие новых знаний

  1. Упражнение 54
-Ребята, прочитайте рассказ Миши Иванова. Дети подбирают синонимы к слову маленький, а затем коллективно под руководством учителя переделывают рассказ, текст которого может получиться, например, таким: «У нас во дворе я увидел маленького котенка. Он был такой крохотный, что еще плохо ходил. Его крошечные лапки заплетались, малюсенькие глазки смотрели жалобно. Я сразу решил, что такое небольшое существо нуждается в помощи. Но тут к маленькому пушистому комочку кинулась мама-кошка, и я успокоился».

Слайд №6-8

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме Синонимы с презентацией. ПНШ





Разработка урока русского языка в 3 классе по теме Синонимы с презентацией. ПНШ



Разработка урока русского языка в 3 классе по теме Синонимы с презентацией. ПНШ



1 мин 2.Повторение правила -Ребята, давайте вспомним, что вы уже знаете о синонимах. Открытие нового мы делаем по схеме: я знаю, я узнаю

Слайд №9-11

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме Синонимы с презентацией. ПНШ

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме Синонимы с презентацией. ПНШ

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме Синонимы с презентацией. ПНШ



3 мин 3. С. 64-65. Рассматриваются пары синонимов и для каждой пары определяются различия оттенков значений: в паре любить - обожать слово обожать выражает большее чувство; в паре разговаривать - болтать второе слово имеет неодобрительный оттенок; из слов известный - прославленный синоним прославленный указывает на большую славу; из слов комната - светелка последнее является устаревшим.


Слайд №12

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме Синонимы с презентацией. ПНШ




4. Давайте сделаем вывод. Что нового вы узнали о синонимах? (что синонимы различаются оттенками значений)

Слайд №13

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме Синонимы с презентацией. ПНШ


Познаватель-ные УУД (логические):

- подведение под правило

3 мин

Физкультминутка

Слайд№ 14Разработка урока русского языка в 3 классе по теме Синонимы с презентацией. ПНШ



5 мин 5. Работа с учебником. Упр 55. Проведя работу под руководством учителя и с помощью Толкового словаря по различению нюансов значений каждого прилагательного из синонимичных рядов, дети приходят к выводу, что все эти синонимы обогащают наш язык, помогают более точно и красиво обозначить оттенки. В первой строчке упражнения названы синонимы слова красный, во второй - синий, в третьей - зеленый. При этом слово изумрудный означает более светлый и нежный оттенок зеленого, а малахитовый - более темный и насыщенный

Слайд №15-16

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме Синонимы с презентацией. ПНШ



Разработка урока русского языка в 3 классе по теме Синонимы с презентацией. ПНШ


Познаватель-ные УУД (информационные): Формирование умения поиска информации в учебных словарях

5 мин

6. Словообразовательный анализ. Затем учащиеся проводят словообразовательный анализ: рубин/П ^ рубин/; рубин/ + ов + ... = рубин/ов/ый; сапфир/П ^ сапфир/; сафир/ + ов + ый = сафир/ов/ый. Далее записывают названия драгоценных камней, от которых образованы подчеркнутые прилагательные: рубин, сапфир, изумруд, малахит, обращая внимание на орфограммы (непроверяемые гласные в корне слов).


Слайд №17



Разработка урока русского языка в 3 классе по теме Синонимы с презентацией. ПНШ

Самопроверка по слайду Регулятивные УУД:

- контроль и самоконтроль учебных действий.

5 мин 7. Сочетаемость синонимов. (письм) Цель следующей части упражнения - показать детям разницу в сочетаемости синонимов. Правильно говорить: алые губы, пунцовые щеки, багровый закат, лазурное море, васильковые глаза. На приведенных примерах ученики убеждаются, что не все синонимы одинаково удачно сочетаются с другими словами.

Слайд №18

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме Синонимы с презентацией. ПНШ

Самооценка Регулятивные УУД:

- контроль и самоконтроль учебных действий.

2 мин



8. Составление словосочетаний со словами карие и коричневые. - упр 56



Оценка учителя

Познаватель-ные УУД (информационные): применение и представление информации Познаватель-ные УУД (логические):

- подведение под правило

3 мин 9. Составление словосочетаний со словами черный, вороной. Например: чёрный портфель, чёрный фломастер, чёрный кот, вороной конь. Учащиеся убеждаются в том, что слово чёрный обладает большей сочетаемостью по сравнению со словом вороной: можно сказать чёрный портфель, но нельзя - вороной портфель. Кроме того, слово чёрный употребляется намного чаще, чем вороной. следовательно, синонимы одного ряда могут отличаться друг от друга не только оттенками значений, но и сочетаемостью с другими словами, а также тем, что одни синонимы могут употребляться в речи чаще других



2 мин

IV. Обобщение

Давайте сделаем вывод. Что нового вы узнали о синонимах.

  • это слова одной и той же части речи

  • это слова близкие по значению;

  • отвечают на один и тот же вопрос;

  • различаются оттенками значений;

  • обогащают наш язык, помогают более точно и красиво обозначить оттенки;

  • позволяют убрать повторы;

  • помогают объяснить значение слов.


Слайд №19

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме Синонимы с презентацией. ПНШ


Познаватель-ные УУД (логические):

- подведение под правило


Синонимы - наши большие друзья и помощники. Они близки по значению, но отличаются оттенками или сферой употребления.

Синонимы делают нашу речь яркой и интересной, но важно знать, чем они отличаются, в этом нам помогут словари.


Слайд №20

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме Синонимы с презентацией. ПНШ



1 мин


Ребята, какие бы слова мы ни употребляли, мы всегда должны думать, о чем мы говорим. Разговаривая с другим человеком, надо выбирать вежливые слова. Ведь словом можно ранить человека.



Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни,-

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

Слайд №21

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме Синонимы с презентацией. ПНШ


Личностные УУД:

Самоопределе-ние и смыслообразование

1 мин

V. Домаш-нее задание

Тетрадь, упр 38,39

Слайд №22

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме Синонимы с презентацией. ПНШ



2 мин

VI. Рефлек-сия

  • Я узнал…

  • Было интересно…

  • Особенно понравилось…

  • Было сложно…


Слайд №23



Разработка урока русского языка в 3 классе по теме Синонимы с презентацией. ПНШ


Регулятивные УУД:

- контроль и самоконтроль учебных действий.

1 мин



VII. Оценивание



-Посмотрите свои оценочные листы и выведите одну отметку за урок и покажите свое ощущение смайлами.



Слайд №24

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме Синонимы с презентацией. ПНШ





Регулятивные УУД:

- контроль и самоконтроль учебных действий.




9


© 2010-2022