Выступление на МО по теме

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока - это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

На первом этапе «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.

На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.

Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:
на 1 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» - освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;
на 2 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания»;
на 3 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»;
на 4 шаге - организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.

Учебные задания на «знание», «понимание», «умение» формулируются с учетом требований логико-информационной корректности. Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.

На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.

На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.
Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности младших школьников.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.
Структура технологической карты включает название темы; цель освоения учебного содержания; планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД); основные понятия темы; метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы); технологию изучения указанной темы.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Создание технологической карты позволяет учителю:
• осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
• определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
• определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
• определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
• соотнести результат с целью обучения после создания продукта - набора технологических карт.
Преимущества технологической карты:
• использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
• освобождается время для творчества учителя;
• обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
• снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
• обеспечивается повышение качества образования.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
• учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
• используются эффективные методы работы с информацией;
• организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
• обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг - оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.

С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).

Например:

реализацию учителем целей урока; использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся; осуществление оценивания и контроля.

Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности.

.

Урок-исследование по теме
"Зрительный анализатор".

(технологическая карта этапа урока для учащегося)

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: урок - исследование.

Цели урока:

Обучающие: организовать познавательную деятельность учащихся на уровне восприятия и первичного усвоения материала о зрительном анализаторе; создать условия для самостоятельной исследовательской деятельности по изучению материала о строении глаза, выполняемых функциях, значении зрения;

Развивающие: отработки умений проводить анатомические пробы, наблюдать, анализировать, делать выводы, навыков самостоятельной работы с учебными пособиями при изучении нового материала;

Воспитывающие: воспитание ценностного отношения к людям, состоянию их психологического и физиологического здоровья.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, таблицы «Строение глаза», «Зрительный анализатор»,технологические карты, инструктивные карты.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Подготовка к изучению нового материала.

· Актуализация знаний:

Ø Что вы знаете об анализаторах?

Ø Что входит в состав анализатора?

Ø Для чего необходимы анализаторы?

Ø Всегда ли полученная информация достоверна?

Ø Как называются ошибки восприятия?

Ø В какой ситуации могут возникнуть галлюцинации?

Ø Как вы считаете, какой анализатор дает наиболее полную картину окружающей действительности?

· Постановка целей урока:

Ø Какой анализатор мы более детально рассмотрим на сегодняшнем уроке?

Ø Какие цели мы поставим перед собой?

· Эпиграф к уроку «Глаза - зеркало души»

III. Изучение нового материала.

Теоретическая часть

1.Значение зрения (беседа на основе знаний учащихся).

2.Положение и строение глаза: (показ учителя элементов глаза по таблице);

3.Самостоятельная работа со статьёй «Положение и строение глаза», заполнение технологической карты.

4.Ход лучей через прозрачную среду глаза (объяснение учителя)

-как вы считаете, какой отдел нервной системы контролирует работу зрачка?

5.Строение сетчатки

-как вы думаете, сколько цветовых оттенков может различать наш глаз?

1) самостоятельная работа со статьёй «строение сетчатки»;

2) ответы на вопросы в технологической карте.

6.Корковая часть зрительного анализатора

- какое зрение называют бинокулярным?

1) самостоятельная работа со статьёй «Корковая часть зрительного анализатора»;

2) ответы на вопросы в технологической карте.

Практическая часть

1. Лабораторная работа «Изменение величины зрачков при разном освещении».

2. Лабораторная работа «Функции хрусталика при рассматривании далёких и близких предметов».

3. Лабораторная работа «Функция палочек и колбочек, особенности центрального и периферического зрения».

4. Лабораторная работа «Поиск слепого пятна».

5. Лабораторная работа «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением».

IV. Физминутка

· Упражнение для глаз (рассматривание предметов на разном удалении)

· Упражнение для спины и рук(потянуться за руками вверх, отвести в стороны, вперёд опустить вниз)

V. Проверка первичного усвоения.

· Работа со словарём (парная)

VI. Самоконтроль и взаимоконтроль.

· Проверка выводов по результатам анатомических наблюдений.

VII. Информация о домашнем задании.

· Подготовить рассказ - рассуждение на тему «Как повезло, что я могу видеть».

VIII. Подведение итогов

· Почему же говорят «глаза - зеркало души».

· Что нового вы узнали на уроке?

· Оцените свою работу на уроке (подсчитайте количество баллов)

IX. Рефлексия.

· Что полезного вы узнали сегодня на уроке?

· Что для вас было наиболее интересным?

· Что бы вы изменили в сегодняшнем уроке?

Технологическая карта к уроку по теме «Зрительный анализатор».

Раздел изучаемой темы

Вопросы для самостоятельной работы

1.положение и строение глаза.

2.строение сетчатки.

3.корковая часть зрительного анализатора

1.Что обеспечивает увлажнение глаза? Для чего это так важно?

2. Какой элемент глаза пропускает определённое количество света?

3.Благодаря какому элементу мы можем рассматривать предметы на разном удалении? Почему он может менять форму?

4.что является внутренней средой глаза?

5.где фокусируются световые лучи, поступающие в глаз?

1. Какие рецепторы находятся на сетчатке?

2.Какую роль в сетчатке играет жёлтое пятно?

3. Что такое слепое пятно?

4. Через что осуществляется взаимосвязь между глазом и соответствующей зоной коры больших полушарий?

1. что способствует бинокулярному зрению?

2.какие возможности даёт бинокулярное зрение?

Вывод о строении глаза и выполняемых функциях

Инструктивная карта для проведения анатомических проб и наблюдений к уроку по теме «Зрительный анализатор»

1.Лабораторная работа «Изменение величины зрачков при разном освещении»

Испытуемый обращает глаза к источнику света и закрывает их рукой, после чего отводит руку. Экспериментатор наблюдает сужение зрачков обоих глаз.

Сделайте вывод о причине сужения зрачка.

2.Лабораторная работа «Функции хрусталика при рассматривании далёких и близких предметов».

Расположите перед глазами на расстоянии 20 см. от них экран из прозрачной полиэтиленовой плёнки с надписью. Поочерёдно смотрите на надпись и нос своего товарища. Заметили ли вы, что если нос виден чётко, то буквы становятся размытыми, и наоборот.

Объясните данное явление.

3.Лабораторная работа «Функции палочек и колбочек, особенности центрального и периферического зрения»

Карандаш, окрашенный в красный цвет, перемещайте впереди глаза таким образом, чтобы контуры карандаша были видны чётко, а цвет становился то красным, то чёрным.

Объясните ваши наблюдения.

4.Лабораторная работа «Поиск слепого пятна»

Инструкция в подрисуночном тексте к рисунку 103 на стр. 247 учебника.

Объясните данное явление.

5.Лабораторная работа «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»

Свернутую трубку приставьте к правому глазу. Ко второму концу трубки приставьте левую руку так, чтобы трубка лежала между большим и указательным пальцами. Оба глаза открыты и должны смотреть вдаль.

Объясните почему возникает иллюзия «дырки в ладони».

Выводы к уроку

1.Причина сужения зрачка: блуждающий нерв сужает зрачок, а симпатический - расширяет.

2. Благодаря совместной работе блуждающего и симпатического нервов изменяется кривизна хрусталика.

3. Цвет карандаша изменялся в зависимости от того, на колбочки или на полочки проектировалось изображение.

4.Изображение исчезало в том случае, если попадало на часть сетчатки лишенной рецепторов(слепое пятно).

5. Иллюзия «дырка в ладони» возникла из-за того, что изображения от левого и правого глаза попадают на соответствующие участки коры большого мозга.



© 2010-2022