Конспект урока русский язык Синонимы (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Развитие речи. Синонимы. Задачи урока:

  • Содействовать развитию умения находить синонимы, указывать их грамматические признаки;
  • Способствовать развитию УУД (определять тему урока, ставить задачи, анализировать свою деятельность, сравнивать, делать выводы, оценивать свою работу);
  • Активизировать словарь учащихся, орфографическую зоркость;
  • Способствовать формированию навыков здорового образа жизни;
  • Способствовать воспитанию навыков сотрудничества, взаимоконтроля, самоконтроля.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебники «Русский язык» С.В. Иванова для 2 класса.

Ход урока. 1. Орг. момент. 2. - Тема нашего урока «Слова-синонимы». Они же являются главным предметом нашего исследования. - Ребята, чему мы должны научиться на уроке?

  • Узнаем, что такое синонимы.
  • Узнаем, для чего они нужны.
  • Будем учиться использовать их в речи.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа
3. Каллиграфическая минутка: на доске запись «та бя ре» - Уважаемые исследователи, для разминки вам загадка! Посмотрите на доску, что вы видите? (Слоги) - Исследуйте слоги, записанные на доске: -Чем они похожи? (состоят из 2 букв: согл. и глас.) - Чем они отличаются? ( «та» имеет тв.согл.зв.,остальные слоги мяг. согл зв.) («та» - глух.согл. зв., остальные - звон.согл.зв.) («ре» - звон.непар.согл.,остальные-глугие согл.пар) - Как вы думаете, для чего эти слоги записаны на доске? (Для тренировки правильного буквосоединения) 4. Словарная работа. - Уважаемые исследователи русского языка! Глядя на данные слоги, составьте слово. (Ребята. Верно. Давайте проанализируем его: сколько слогов (почему?), какой ударный, какие опасные места встретились? - Попробуйте подобрать проверочное слово. - Написание этого слова надо запомнить, потому что звук И в этом слове обозначается буквой Е. - Запишем это слово в тетрадь и запомним его написание. (Ребята) 5. - А для чего нужны синонимы? Исследуем эту проблему. Перед вами сочинение первоклассников. (Чтение учителем текста) С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки. - О чем пишут первоклассники? - А вы, ребята, какие любите зимние забавы? - Да, для всех главное - здоровье! Зимние забавы укрепляют здоровье, делают вас ловкими, сильными и выносливыми. В тексте сочинения допущена речевая ошибка. Подумайте, какая? Прочитайте его в парах шепотом, выскажите свое мнение. - Кто готов, поднимите соединенные руки вверх. (Слово «ребята» повторяется много раз) -Можно ли это слово заменить другими словами? - Замените: запишите новые слова в тетради. - Прочитайте ваши варианты. (2 человека читают) - По значению эти слова близки? - На какой вопрос они отвечают? - Кто догадался как называются такие слова? (синонимы) - Прочитайте в учебнике что такое синонимы? -Что в переводе с древнегреческого языка значит слово СИНОНИМ? ( одноименный) Давайте впишем эти слова в текст. Прочитайте этот текст. Какой текст нравится больше? 6. -Давайте сделаем вывод, для чего нужны синонимы? (Ответы детей) (Обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают избежать ненужных повторов слов.) - К какой части речи вы подбирали синонимы в этом тексте? (К имени сущ.) - Вот интересно, можно ли подобрать синонимы к имени прилагательному и к глаголу? -Запишем в тетради: кататься - ехать, реветь- плакать - Подберите синоним. Запишем в тетради: веселые - радостные, сильные - крепкие. - Сделаем вывод: к каким частям речи можно подобрать синонимы? (Синонимы можно подобрать и к именам сущ., и к именам прил., и к глаголам).
с 44 упр 2
- За окном зима, непредсказуемое время года… Часто дует сильный ветер, вихрь со снегом. Как это явление по-разному можно назвать? Подберите синонимы. - Так какие же синонимы вы подобрали? (ответы детей) - Давайте уточним значение слов в учебнике с.44 упр.3 (чтение по 1 предлож.) -Найдите, что такое метель? Придумайте предложение, запишем на доске 2 предл. (С утра поднялась сильная метель. Яростная вьюга занесла все дома снегом. Страшный буран разыгрался в степи. Начинается снежная пурга.) - Обведите синонимы простым карандашом в кружок. Слова метель, вьюга, пурга, буран - синонимы, так как имеют общее значение: ветер, вихрь со снегом. 10. Физкультминутка для глаз. Отдохнем. Закрыли глаза, тихонько открываем их. Повернулись и посмотрели в глаза друг другу. Какие красивые у вас глаза - ясные, чистые, весёлые. Глаза - зеркало души. Берегите своё зрение, ребята.
Работа в группах. с. 45 упр. 4. Делаем вывод
11. Закрепление изученного. - Итак, что же такое слова-синонимы? (1- близкие по значению, 2 - отвечают на один и тот же вопрос) - Что в переводе с греческого обозначает слово синоним? - Какую роль играют синонимы в речи? ( Помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык)
© 2010-2022