- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка для 2 класса
Конспект урока русского языка для 2 класса
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чурсина А.Е. |
Дата | 20.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Предмет. Русский язык
Класс 2 класс
Программа: Начальная школа XXI века
Тема урока.. Правописание слов с суффиксами -ик-, -ек-.
Планируемые результаты:
-
личностные: учебно-познавательный интерес к новому знанию и умению использовать его в собственной деятельности;
-
метапредметные: способность ставить и сохранять учебную задачу, анализировать формы слова, языковые явления (чередование), умение действовать по алгоритму;
-
предметные: знание правила написания суффиксов -ек-, -ик- и умение применять его по алгоритму
Цель:
Формирование учебно-познавательного интереса к «открытию» правила написания суффиксов -ек-, -ик- и умению использовать его в деятельности по алгоритму.
Задачи:
-
Формирование умения ставить учебную задачу;
-
«Открытие» правила написания суффиксов -ик-, - ек- и составление алгоритма его применения;
-
Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности.
Тип урока: Открытие новых знаний
Ход урока
Этапы урока.
Цель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы ОУП и методы
Результат
1. Самоопределение к деятельности.
Цель: Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
- Улыбнемся друг другу дети!
Всем всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай учиться, не мешай трудиться!
Теперь можем тихо присесть. У нас урок русского языка. Вы готовы работать?
Настраиваются на урок.
-Да
фронтальная
словесный
Учащиеся готовы к уроку, вспомнили правила для учащихся
2. Каллиграфическая минутка.
Цель: Совершенствование каллиграфического навыка, выявление общих особенностей соединения.
- Откроем тетради, запишем число, «Классная работа». Вспоминаем четверостишие, которое поможет вспомнить правила посадки:
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь!
-На доске вы видите буквосочетания:
Кк ик ек онок енок
-Пропишите их в свою тетрадь.
-Каковы особенности соединения данных строчных букв?
Записывают в тетрадях число и «классная работа»
-учащиеся прописывают предложенные буквосочетания.
- данные буквы в сочетаниях имеют нижнее соединение.
фронтальная
наглядный, словесный,
практический
Учащиеся вспоминают правила посадки.
3. Работа со словарём.
Цель: закрепить знание детей по изучению словарных слов, повторить трудные орфограммы, совершенствовать навык взаимоконтроля.
- А сейчас, ребята, мы поработаем со словарными словами. Смотрим на экран, громко читаем слово, записываем его, вставив пропущенную букву.
- Давайте проверим написанное. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, берём простой карандаш и, если понадобится, исправляем ошибки.
-учащиеся записывают словарные слова в тетрадь, в строчку, через запятую.
-учащиеся осуществляют взаимопроверку написания словарных слов.
фронтальная
работа в парах
(слайды 2-11) (слайд 12, 13, 14).
Работа по формированию у учащихся коммуникативных УУД.
4. Постановка учебной задачи. Выявление места и причины затруднения.
Цель: ценностное отношение к умению самостоятельно определять и формулировать проблему, ставить учебную задачу,
выявление и фиксация места и причины затруднения.
-А может кто-нибудь уже догадался, куда мы сегодня отправимся в путешествие? Подсказка спрятана в словарных словах.
- Правильно, но не в простую деревню, а в сказочную, где живут гномы.
-Но что случилось? Вокруг деревни вырос высокий забор и большая железная калитка закрыта на замок, а охраняют её эльф и страж. Чтобы попасть в гости к гному, а ему домой надо её открыть, а для этого нам понадобятся ключик и замочек.
-Поможем гномику? Добудем ключик?
А как вы думаете у героя какой сказки был волшебный ключик? Давайте попросим его нам помочь!
-учащиеся приходят к выводу, с помощью наводящих вопросов.
фронтальная, индивидуальная
наглядный,
практический фронтальная
(слайд 15,16).
наглядный, словесный
Определение результата деятельности.
Успешность в применении знаний и умений, изученных ранее
Умение воспринимать задание, умение видеть способ и результат деятельности.
5. Физкультминутка.
-Проведём физкультминутку вместе с Буратино:
Буратино потянулся,
Раз нагнулся,
Два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать
(слайд 17)
6. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: умение ставить учебную задачу,
выявление и фиксация места и причины затруднения, поиск путей выхода из затруднения.
Мы с Вами получили ключик, а нам ещё нужен замочек. А чтобы его получить, надо вставить пропущенные буквы в эти слова: ключик, замочек. Чтобы не ошибиться в написании и вставить нужную букву, надо знать правило. Вы со мной согласны? Давайте определим в какой части слова спряталась орфограмма?
- Чему мы должны научиться на уроке?
- А для чего нам это надо?
- Сформулируйте тему нашего урока?
- Попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы.
Перед вами слова, давайте определим с какой гласной будут начинаться в них суффиксы?
стри[жонок]
бель[ч'онок]
цып[л'онок]
ли[с'онок ]
клю[ч'ик]
замо[ч'ик]
-Подходит ли это правило к двум последним словам?
- Давайте попробуем вывести правило, используя игру, которую нам предлагает гномик. Он любит хвалиться своим хозяйством и урожаем, а мы должны ему подыграть.
- Кто обратил внимание в каких случаях пишется суффикс -ик-, а в каких -ек-?
- Давайте, попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы.
- Давайте проверим: правильный ли мы сделали вывод на странице 123 нашего учебника.
- учащиеся выполняют простые движения.
-В суффиксе.
-Научиться писать суффиксы
-ек-, -ик-
Правописание суффиксов -ик- и -ек-.
Устно разбираем и вспоминаем правило. Если основа оканчивается на твёрдый согласный, то в суффиксе запишем «О», а если на мягкий, то «Ё».
- Нет.
- Учащиеся проговаривают слова и делают вывод:
Есть гномик - нет гномика.
Есть арбузик - нет арбузика.
Есть бантик - нет бантика.
Есть ключик-нет ключика.
Есть горошек - нет горошка.
Есть кармашек - нет кармашка.
Есть замочек - нет замочка.
-ученики открывают учебник и читают правило и алгоритм действия.
(слайд 18)
наглядный,
практический
(слайд 19)
(слайд 20)
Воспроизведенное знание правила правописания суффиксов-онок-, -ёнок- и алгоритма действия.
7. Реализация построенного проекта.
Цель: умение сопоставлять полученный вывод с правилом в учебнике, умение применять полученные знания.
Теперь мы сможем правильно вставить пропущенные буквы и получить замочек.
- У нас теперь есть и ключик и замочек, а дверь никак не открывается? Стражи просят доказать, что мы знаем правило, а не случайно угадали букву.
Докажем?
Нужно выписать слова в 2 столбика: в первый столбик с суффиксом -ек-, а во второй с суффиксом
-ик-. Проверяем.
фронтальная
словесный
(слайд 21)
(слайд 22)
умение действовать по алгоритму
8. Первичное закрепление изложенного материала
Цель: Формирование умения письменно выполнять задания по алгоритму.
- Наконец, дверца открылась и мы отправляемся к домику гномика. По дороге выполним упражнение №1 со страницы 124 нашего учебника.
Записывают упражнение в тетрадь.
(слайд 23)
Знания и умения по теме
9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: Формирование умения устно выполнять задания по алгоритму.
- В гостях у гномика было уютно и вкусно и он нам на память об этой встрече хочет подарить грибочки. Только он не может никак решить, кто был лучше и активнее принимал участие во всех заданиях мальчики или девочки? Поэтому он решил дать ещё одно задание и проверить умеете ли вы самостоятельно подобрать нужную гласную в суффиксы -ик- и -ек-.
Учащиеся устно отвечают на вопросы по теме урока. Чередуют ответы мальчики и девочки.
Фронтальная, групповая.
(слайд 24)
10. Включение в систему знаний.
Цель: Формирование умения анализировать и осмысливать свои достижения.
- Молодцы, все замечательно справились с заданием! Наш гость в замешательстве кому какой грибочек подарить, поэтому он предлагает вам выбрать самостоятельно.
-Грибок с красной шапочкой он предлагает взять, если вы всё хорошо усвоили на уроке, вам всё понравилось и вы сможете без затруднений самостоятельно использовать алгоритм правописания суффиксов -ик- и -ек-.
-Грибок с жёлтой шапочкой он предлагает ученикам, которым всё понравилось, но они затрудняются вставить нужную гласную в суффиксы -ик-, -ек-.
- А грибок с белой шапочкой он предлагает тем ученикам, которым не всё понятно и они не смогут проверить написание суффиксов -ик-, -ек- самостоятельно, без посторонней помощи.
-Приглашаются девочки.
-Приглашаются мальчики.
-Покажите гостям какие грибочки вы выбрали. Ученики, выбравшие грибочки с красной шапочкой получают оценку «5». Ученики, выбравшие грибочки с жёлтой шапочкой «4». Ученики, выбравшие грибочки с белой шапочкой заслуживают особенное внимание учителя (они на уроках закрепления самостоятельно раскрашивают их в красный или жёлтый цвет).
Фронтальная
Умение анализировать и осмысливать свои достижения.
11. Итог урока. Рефлексия.
Задание на дом.
Цель: Подвести итог урока, обобщить и систематизировать полученные знания.
-К сожалению, пришло время попрощаться с гномиком и его деревней. Подведём итоги нашего путешествия.
- Какую учебную задачу мы решали на сегодняшнем уроке?
-Мы ее решили?
-Вы теперь знаете от чего зависит написание гласной в суффиксах -ек-, -ик-? Расскажите.
- Дома выполните упр. 2 на стр.124.
- Рассказывают правило.
-Да. - Алгоритм действия
Фронтальная, индивидуальная.
(слайд 25)