Опыт работы на тему: Современный урок в свете внедрения ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОНОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ V ВИДА Г. ЗЕРНОГРАДА

(ГКОУ РО ШКОЛА - ИНТЕРНАТ V ВИДА)











СООБЩЕНИЕ

НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ


ТЕМА:


«Современный урок

в свете внедрения ФГОС

второго поколения»




Опыт работы на тему: Современный урок в свете внедрения ФГОС




подготовила:

Галкина С.А.,

учитель начальных классов,

логопед высшей кв. категории

08 ноября 2013-2014 уч.г.

г. Зерноград

Слайд 1

«Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера,

то мы украдём у детей завтра»

Джон Дьюи.


В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного школьника должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:

  • применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
  • создание условий для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

Слайд 2

Школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Исходя из требований ФГОС, меняется подход к современному уроку.

Слайд 3 Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга. Основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития. Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи. Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:

Слайд 4

  • Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
  • Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
  • Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности детей и учителя на всех этапах урока.
  • Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
  • Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
  • Продумать форму подведения итогов урока.
  • Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

Слайд 5 Сравним традиционный урок и урок современного типа.

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает детям

Дети формулируют сами

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает детям чему должны научиться

Дети сами формулируют, определив границы знания и незнания.

Планирование

Учитель сообщает детям, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Дети планируют способы достижения намеченной цели

Практическая

деятельность детей

Под руководством учителя дети выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Дети осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный метод)

Осуществление

контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением детьми практической работы

Дети сами осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля)

Осуществление

коррекции

Слайд 6

Учитель в ходе выполнения по итогам выполненной работы детьми осуществляет коррекцию.

Дети формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание обучающихся, воспитанников

Учитель осуществляет оценивание за работу на уроке

Дети дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у детей, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет, комментирует, объясняет (чаще - задание одно для всех)

Дети могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского

Слайд 7 Современный урок в рамках ФГОС второго поколения строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий направленных в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться.
Система универсальных учебных действий это (УУД):

  • коммуникативные,
  • регулятивные,
  • личностные,
  • познавательные.
Коммуникативные действия обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с взрослым, так и друг с другом.


Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Вся эта система универсальных учебных действий должна отражаться в уроке.

Для полноценного и эффективного обучения необходимо использовать технологическую карту урока. Слайд 8 Технологическая карта - это новый вид методической репродукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения программ в соответствии с ФГОС второго поколения.


Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС


Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся, воспитанников (УУД)

Познавательная Коммуникативная Регулятивная

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделирование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. Воспринимают ответы обучающихся Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструирование нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. Участвуют в обсуждении содержания материала Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Учатся формулировать собственное мнение и позицию Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль.

Диагностическая работа (на выходе):

- организация дифференцированной коррекционной работы,

- контрольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Рефлексия своих действий Осуществляют пошаговый контроль по результату


Новый подход к современному уроку способствует более высокому уровню усвоения программного содержания.

Слайд 9 Структура современного урока в рамках внедрения ФГОС - это последовательность отдельных этапов уроков, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения.

Структура урока изучения нового материала.

  • Первичное введение материала с учётом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности детей.

  • Указание на то, что дети должны запомнить.

  • Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

  • Сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т. п.);

  • Первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

  • Контроль результатов первичного запоминания.

  • Регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

  • Внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

  • Частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Слайд 10

Структура урока формирования умений и навыков:

  • Постановка цели урока;

  • Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

  • Проведение проверочных упражнений;

  • Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

  • Упражнения на их освоение;

  • Упражнения на их закрепление;

  • Тренировочные упражнения по образцу и подобию, алгоритму, инструкции;

  • Упражнения на перенос в сходную ситуацию;

  • Упражнения творческого характера;

  • Итог урока;

  • Задание на дом.

Слайд 11

Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:

  • Организация начала урока (психологический настрой детей);

  • Сообщение детьми цели предстоящей работы;

  • Воспроизведение детьми знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных знаний;

  • Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

  • Формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;

  • Упражнения по отработке навыков;

  • Творческое применение знаний и умений;

  • Проверка выполненных работ;

  • Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

  • Итог урока с оценкой проделанной детьми работы.

  • Задание на дом (если это необходимо).

Слайд 12

Структура урока повторения, обобщения и систематизации знаний.

  • Организационный момент;

  • Вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

  • Выполнение детьми индивидуально и/или коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений;

  • Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

  • Формулирование выводов по изученному материалу;

  • Оценка результатов урока;

  • Подведение итогов;

  • Задание на дом (не всегда).

Слайд 13

Структура урока контроля и коррекции ЗУН

  • Организация начала урока. Создание спокойной, деловой обстановки. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

  • Сообщение темы, цели и задач урока.

  • Изложение содержания контрольной или проверочной работы.

  • Показ детьми использования приобретённых зун:

  • Проверка знания фактического материала, фронтальная беседа, индивидуальный опрос.

  • Проверка знаний основных понятий, законов и умений объяснить их сущность, письменная работа.

  • Проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения, самостоятельное сопоставление обобщающих таблиц, письменный опрос.

  • Применение детьми знаний в проверочных работах (контрольные работы, тесты, и т.д.), практические задания.

  • Выполнение творческих комплексных работ.

  • Итоги урока.

  • Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей устранения их и совершенствования знаний и умений.

  • Задание на дом. (не всегда)

Слайд 14

Структура комбинированного урока

  • Организация начала урока;

  • Проверка домашнего задания, постановка целей урока;

  • Подготовка детей к восприятию нового учебного материала, т. е. актуализация знаний, практических и умственных умений;

  • Изучение нового материала, в том числе и объяснение;

  • Закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

  • Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

  • Подведение итогов и результатов урока;

  • Задание на дом;

  • Подготовка (предварительная работа), необходимая детям для изучения новой темы (не всегда).

Слайд 15

Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания, развития и не мешала творческой работе педагога. Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения.

В связи с этим предъявляются новые требования к современному уроку: Слайд 16


  1. хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
  2. учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающихся, воспитанников, чётко сформулировать тему, цель, задачи урока;
  3. урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с детьми и умеет направлять школьников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  4. учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность детей;
  5. выводы делают сами дети;
  6. минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  7. времясбережение и здоровьесбережение;
  8. в центре внимания урока - дети;
  9. учёт уровня и возможностей детей, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление школьников и их настроение;
  10. умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  11. планирование обратной связи;
  12. урок должен быть добрым.





Несмотря на то, что в нашем образовательном учреждении на сегодняшний день не введены ФГОС, педагоги при моделировании урока, используют новые требования и знакомы с новой учебно-методической литературой, которая представлена на выставке.

Слайд 17 Так 25 сентября проходил областной семинар на тему: «Обновление содержания и технологий в обучении младших школьников с ОВЗ в условиях реализации ФГОС», в ходе, были представлены уроки в соответствии с требованиями ФГОС.
Представляю вашему вниманию фрагменты урока обучения грамоте, в которых реализованы требования ФГОС к современному уроку.
Фрагмент 1

Цель данного фрагмента использовать проблемно-поисковую ситуацию, в ходе индивидуально-групповой деятельности.

Слайд 17 (1 гиперссылка)

Фрагмент 2

В следующем фрагменте представлена работа в парах, в ходе закрепления знаний и способов действий.

Слайд 17 (2 гиперссылка)

Фрагмент 3

В третьем фрагменте продемонстрирую рефлексию деятельности, используя метод самоконтроля, самооценивания.

Слайд 17 (3 гиперссылка)

Слайд 18
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребёнка - вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.


Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI - век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю Вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!


© 2010-2022