Разработка «Информационный план-проспект урока литературного чтения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Соловьёва Н.В., учитель начальных классов МОБУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа»

Разработка «Информационный план- проспект урока литературного чтения»


Описание

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Класс 3
Тема В.Ю. Драгунский «Он живой и светится…».
Образовательная программа, автор «Литературное чтение» авт. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. по УМК «Школа России»
Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе Введение новой темы.
Универсальные учебные действия Личностные
  • Повышать уровень мотивации учебной и творческой деятельности;

  • Развивать эстетические чувства на основе знакомства с рассказом;

  • Духовно - нравственно развивать детей посредством формирования особого отношения к природе - источнику красоты и вдохновения;


Регулятивные
  • Развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

  • В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные и творческие задачи;


Познавательные
  • Развивать способность смыслового восприятия художественного текста;

  • Осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии;


Коммуникативные
  • Задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;

  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;


Определение ценностных основ, цели и задач урока

Цель: знакомство с рассказом В.Ю. Драгунского «Он живой и светится …».
Задачи:

  1. Образовательные:
• учить понимать и чувствовать язык произведения;
• совершенствовать навык плавного чтения познакомить с понятиями жанр, характер произведения;
  1. Развивающие:
• развивать умение ориентироваться в тексте, анализировать эмоциональное состояние героев, давать им характеристику;
• развивать интерес к чтению художественной литературы;
  1. Воспитывающие:
• способствовать нравственному воспитанию учащихся;
• воспитывать взаимопонимание и уважения к родным.

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке сопоставимыми психолого-педагогической характеристики класса Основной дидактический метод: иллюстративно-словесный,
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, дифференцированная, самостоятельная
  1. Частные методы и приемы:
репродуктивный, продуктивный, творческий (поисковый), беседа, демонстрация слайдов, работа с текстом учебника, контроль и коррекция, составление высказывания по плану-опоре.

Представление структуры урока и информации о расходе времени на различных его этапах

I. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке 0,5 мин

II. Постановка цели урока. 0,5 мин

III.Речевая разминка 2 мин

IV. Введение в тему. 3 мин

2. Постановка проблемы (презентация) 1 мин.

3. Словарная работа (презентация) 2 мин

4. Повторное чтение с выделением логически законченных частей. 5 мин

5. Работа в группах. 8 мин

6. Запись составленного плана в тетрадь (презентация) 2мин

7. Обобщение характеристик героев (презентация) 2 мин

8. Чтение диалогов. 3 мин

9. Заключительная беседа (презентация) 2 мин

Y. Формулирование цели и задач проектной деятельности.

VI. Подготовка к созданию проекта.3 мин

VII. Этап испытания проекта 5 мин

VIII. Итоги урока, оценивание 3 мин

IX. Рефлексия 2 мин

X. Д/з: перечитать диалоги, подготовиться к пересказу текста по плану, составленному на уроке. 1 мин

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования Проектная технология, здоровьесберегающая, ИКТ, технология проблемно-диалогического обучения позволяют учащимся самим активно участвовать на уроке, выделяя основные моменты, открывая новые знания, что способствует лучшему их запоминанию.
Указание отобранных средств обучения, обоснование их применения Дидактические и технические средства обучения: проектор, презентация, экран, компьютер для наглядного зрительного восприятия материала урока; УМК, Интернет-ресурсы.
Изложение содержания урока с указанием технологии его проведения

I. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке

У.Сегодня на уроке много гостей, а гости - это всегда радость, это хорошее настроение. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и тихо сядем за парты.

II. Постановка цели урока

У. Дорогие ребята!

На сегодняшнем уроке мы будем,
Думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
Выразительно читать.

III.Речевая разминка

У. Отгадайте загадку

Слайд 2

То погаснет, то зажжется

Ночью в роще огонек.

Угадай, как он зовется?

Золотистый... (светлячок).

- Прочитайте шепотом.

- Прочитайте громко.

- Прочитайте скороговоркой.

- Прочитайте выразительно.

Комментарии:

Считаю важным использование в начале урока речевых разминок, способствующих правильному

дыханию, развитию речевого аппарата, скорости чтения вслух и молча, повышению интереса к процессу чтения.

-У.: Что вы знаете о светлячках?

-У.: Ребята, как вы считаете, почему эти насекомые светятся в темноте?

Слайды 3 -7 Случалось ли вам летним вечером, когда совсем стемнеет, увидеть где-нибудь в траве или на кустах крохотный фонарик, который горит зеленоватым светом? Он может гореть долго, ровно, ярко, иногда несколько вечеров подряд в одном и том же месте. При его свете можно даже в темноте разглядеть цифры на часах. Кто же зажигает этот таинственный фонарик? Это светляк - очень полезный жучок. Он забирается в раковины улиток и уничтожает этих вредителей. В тельце светляка есть особые клеточки с веществом, которое светится, соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено множество трубочек. Когда светляк закрывает их, клеточки не светятся. Открыл трубочки - через них пошел воздух, и «фонарик» загорелся. Жуки с крыльями - это самцы; их «лампочки» загораются лишь изредка и ненадолго. Бескрылые самки зажигают огоньки надолго и освещают ими темноту летних ночей. На свете существует много видов светящихся жуков. В тропических странах они крупные, роями летают среди деревьев, ярко «вспыхивают» на листьях, носятся вверх и вниз, сияя своими волшебными фонариками.

IV. Введение в тему.

- Мы продолжаем разговор о дружбе и о том, какими должны быть настоящие друзья. Сегодня мы будем работать с рассказом Виктора Юзефовича Драгунского "Он живой и светится…" Слайд 1

-А какие рассказы В. Ю. Драгунского вы читали раньше? ("Денискины рассказы")

-Ребята расскажут вам о жизни и творчестве писателя (учащиеся, которые самостоятельно нашли информацию о писателе). Слайд 8, 9

2. Постановка проблемы (Слайд 10)

-Ребята, работая над этим текстом, мы должны решить ряд задач. Главная из них - определить, можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями. Возможны ли дружеские отношения между мальчиками? И чтобы ответить на этот вопрос, мы должны посмотреть, как автор характеризует друзей. Какие они? Сейчас мы еще раз, медленно и вдумчиво прочитаем текст небольшими отрывками, которые вы сами будете выделять, и найдем в нем то- главное, о чем нам хотел поведать автор.

3. Словарная работа (Слайд11)

- Встретились ли вам в тексте незнакомые слова или малознакомые?

- Как вы выяснили их значение?

(Ребята называют слова, значение которых выясняется либо с помощью толкового словарика в конце учебника, либо с помощью цепочек родственных слов). Слайд12

Брынза - сыр из овечьего молока.

Моментально - мгновенно, очень быстро.

Доблесть - мужество, отвага, храбрость.

Гватемала, Барбадос - государства в Америке. Здесь: марки, выпущенные этими государствами.

4. Повторное чтение с выделением логически законченных частей.

- Прочитайте начало рассказа и определите, где можно закончить 1 часть. (":и не заставлял ее сидеть на песке и скучать".)

- Где бы вы закончили 2 часть? (":тогда увидишь!")

-:3 часть? (":И я забыл про всех на белом свете").

-:4 часть? (до конца)

-Дальше мы будем работать по группам, изучая каждую часть подробно с помощью вопросов, озаглавливая ее.

Физкультминутка с музыкальным сопровождением песни "Светлячок". Слайд 13

5. Работа в группах.

1 группа - 1часть:

Вопросы:

1. Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала? (скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит)

2. А какое чувство испытывали вы, когда читали эту часть? (грусть, жалость, сочувствие).

3. Что вы узнали о Дениске? (На доске учитель записывает черты характера героя: любящим сыном(скучал и переживал за маму), надежным сыном, готовым прийти маме на помощь(если бы я знал, что моя мама хочет есть:.. я бы моментально к ней побежал). Чувствительный, впечатлительный, верный, любящий живую природу, бескорыстный, добрый, умеет ценить настоящую красоту.

4. Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное? ("Ожидание мамы").

2 группа - 2 часть.

Вопросы:

О чем рассказывается в этой части? (вышел Мишка и увидел у Дениски новую игрушку. Ему понравился самосвал, и он стал просить его себе. А Дениска ему не давал. Он ни на что не соглашался его променять - ни на марки, ни на плавательный круг.).

А почему? Дениска был жадным? (нет, он не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости - ведь ему было очень плохо без мамы).

Наверное, не случайно автор прерывает разговор двух ребят описанием душевного состояния мальчика. Найдите его. (На дворе стало еще темнее:)

Каким был Мишка? (Завистливым, ему понравилась игрушка Дениса, и он захотел такую иметь; эгоистичный - любым путем хотел завладеть игрушкой; любил марки-были марки других стран: Гватемалы и Барбадоса; любил машинки, поэтому был неравнодушен к самосвалу; Мишка был настырным и бестактным; получив отказ, продолжал выпрашивать игрушку, предлагал обмен, да еще показывал свою обиду; он был невежливым, не говорил вежливое слово "пожалуйста", а получив игрушку, не сказал даже спасибо. Он просто схватил самосвал и побежал домой; он был нечестным: предлагал за новую игрушку поломанный круг. Мишка говорил, что он добрый, но он не был добрым, он был корыстным и хотел получить игрушку за светлячка. Если бы он был добрым и бескорыстным, то отдал бы светлячка просто так. Хотя светлячка он отдал не сразу, значит он ему самому был дорог и нравился. Его-то он предложил в последнюю очередь, значит, обмен был честным и бескорыстным.)

Как озаглавите эту часть? ("Новая игрушка Дениски").

3 группа - 3часть.

Вопросы:

Эта часть лучше всего рассказывает о Дениске, какой он, поэтому давайте внимательно вчитаемся в текст и посмотрим, как автор характеризует героя.

Почему Дениска согласился отдать ценный папин подарок за светлячка? (Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой - был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала)

Как вы думаете, обмен был равноценным? (Да, мальчик считал живого жучка достойным папиного подарка; или считал светлячка дороже, ценнее самосвала).

Найдите в тексте отрывок, в котором автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок? (:а я остался со своим светлячком:)

Сделайте вывод. (Дениска был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, испытывал волнение).

Почему автор рассказывает эту историю от имени героя? (Поскольку книга называется "Денискины рассказы", поэтому и пишет от имени Дениски; о своих поступках и чувствах лучше расскажет сам герой, а не другое лицо)

Как озаглавите эту часть? ("Светлячок", "Встреча со светлячком", "Живое чудо", "Крошечная звездочка в коробке").

4 группа - 4 часть.

Вопросы:

Почему мама не стала ругать Дениску за самосвал? Как это характеризует маму? (мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка.)

Мама считала такой обмен равноценным? Найдите это в тексте. (Нет, мама не считала этот обмен равноценным)

Найдите в тексте ответ мальчика на мамины вопросы. Как вы можете его истолковать? (В ожидании мамы мальчик тосковал, чувствовал себя одиноким, даже самосвал его не радовал, и только светлячок, это маленькое животное могло скрасить его одиночество, развеять его грусть и тоску; Дениска живого светлячка считал дороже мертвой игрушки, поэтому недоумевал, как мама не может этого понять: ведь он живой, он светится!).

Как теперь вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа? (Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества.)

Почему Дениска не стал упрекать свою маму за опоздание? (Со светлячком он забыл об этом, и даже про маму).

6. Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить эту часть. ("Лучше любого самосвала на свете").

6. Запись составленного плана в тетрадь (Слайд16)

1) Ожидание мамы.

2) Новая игрушка.

3) Живая звездочка.

4) Лучше любого самосвала на свете.

7. Обобщение характеристик героев

Словарик чувств, словарик характеристик (Слайды 15, 16).

- А теперь давайте сравним двух героев. Вспомните, что мы говорили о Дениске и о Мишке. (Слайд 17)

Дениска - добрый, любящий природу, бескорыстный, чувствительный, верный, надежный, нежный.

Мишка - невежливый, любил собирать марки, любил машины, неравнодушный к механическим игрушкам, настырный, бестактный.

Сделайте вывод - ребята разные по характеру.

-А возможна ли дружба между такими разными ребятами ? Будет ли она продолжаться в дальнейшем? (Нет, потому что у ребят разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а Мишка - дорогие механические игрушки. Да, дружба между ними не только возможна, но и будет продолжаться: ведь ребята остались довольны друг другом, и никто не в обиде.)

8. Чтение диалогов.

- Ребята, а теперь найдите в рассказе диалоги. Кто из героев в них участвует? (Мишка и Дениска, Дениска и мама).

Учащиеся в группах делятся на пары и самостоятельно выбирают диалог. Учитель обращает внимание детей на то, что с помощью интонации надо попытаться передать характер героев, их чувства и настроение.

После 1-2-минутной подготовки одни ребята прочитывают диалоги без автора, а другие - инсценируют.

9. Заключительная беседа

- Ну что ж! Я очень довольна, что вы научились рассуждать о дружбе и настоящих друзьях. Вы правы: дружба должна быть крепкой, верной, честной и бескорыстной, а друзья должны быть интересными друг другу. Хорошая дружба взаимообогащает людей, помогает исправлять недостатки, у друга всегда есть чему поучиться.

-Давайте порассуждаем, могут ли быть полезны друг другу Дениска и Мишка. (Дениска может научить Мишку вежливости, любить природу, животных. А Мишка может увлечь Дениску марками, научить их коллекционировать. Они могут вместе играть с машинками, увлечься техникой. Рядом с Дениской Мишка может стать добрым человеком и воспитанным.)

- Вот видите, ребята, вы сами убедились, что дружба между этими ребятами не только невозможна, но и может быть полезной.

- Мы с вами закончили работу с рассказом Драгунского. Подумайте, можно ли этот рассказ назвать по-другому. Какие бы заглавия вы придумали? Слайд18

("В ожидании мамы", "Живое чудо", "Волшебство", "Волшебная звездочка", "Светлячок", "Живая радость" и т. д.)

- Можно ли эту историю назвать сказкой? (Нет, в ней рассказывается достоверная, настоящая история; хоть в ней употребляется слово "волшебство", но, в самом деле ничего волшебного здесь не происходит, все как в жизни.)

А светлячок - существо настоящее или придуманное автором?

(Настоящее, такие светлячки существуют в реальной жизни, ночью в лесу и они действительно светятся).

10.Создание проблемной ситуации.

Мы завершили изучение раздела «Люби живое», накопили большой материал по теме. Для того, чтобы умело использовать собранную нами информацию, нужно научиться ее обрабатывать и систематизировать. Я предлагаю вам такую форму систематизации, как опорная таблица.

Y. Формулирование цели и задач проектной деятельности.

Цель: обрабатывание и систематизирование информации

Задача: создать опорную таблицу для сообщения об отличии научно-познавательного текста от художественного текста

VI. Подготовка к созданию проекта.

-Что нам нужно сделать, чтобы создать опорную таблицу?

  1. Проанализировать два текста на одну тему: научно-познавательный и художественный.

  2. Выявить самые важные различия в этих текстах

  3. Внести эти различия в таблицу

  4. Проверить эту таблицу на других произведениях

VII. Этап испытания проекта

В результате подробной обработки информации и фиксирования результатов этой обработки получилась опорная таблица для составления сообщения об отличии научно-познавательного текста от художественного текста.

Испытание проекта будем проводить все вместе по алгоритму:

  1. Подойти к учительскому столу, выбрать текст-отрывок из произведений, изученных в разделе «Люби живое», зачитать его.

  2. Из разложенных на столе энциклопедических текстов выбрать текст на ту же тему, что и зачитанный отрывок. Передать его любому ученику для чтения вслух.

  3. Проанализировать свои тексты по созданной опорной таблице, сделать вывод, научно-познавательный это текст или художественный.

  4. Вспомнить название художественного произведения и его автора.

  5. Подумать, всё ли в таблице удобно для анализа текстов на разные темы.

(Не удобен столбец «Основная мысль текста». Его надо по-другому назвать, чтобы он подходил для текстов на разные темы: «Основная цель автора» или: «Зачем автор создал текст?»

В ячейке, соответствующей научно-познавательному тексту, будут слова: «Дать знания».

В ячейке, соответствующей художественному тексту, будут слова: «Вызвать чувство».) В результате таблица приобретает вид: Слайд 20

В процессе анализа художественных текстов учащимся предлагается дополнительный вопрос:

- Почему это произведение помещено в раздел «Люби живое»?

- Какие важные мысли выражены в произведениях раздела «Люби живое»?

VIII. Итоги урока. Оценивание.

  • Какую цель, и какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?

  • Удалось ли нам достигнуть поставленной цели и задачи?

  • Какие трудности встретились? Что показалось наиболее интересным? Какие открытия вы для себя сделали на этом уроке? Чему вас научил рассказ и какова его главная мысль? (Дружба должна быть крепкой, верной, честной и бескорыстной).

  • Как оцените себя, поднимите кружок, соответствующий вашей самооценки.

IX. Рефлексия Слайд 21

Сегодня на уроке…

я узнал…
было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял…
я научился…

Как я оцениваю своих одноклассников…

XI. Домашнее задание. Перечитать диалоги. Подготовиться к пересказу текста по плану, составленному на уроке

Описание возможных методических вариантов урока в зависимости от аудитории Можно урок провести без составления опорной таблицы, если класс менее подготовленный.
Прогноз возможных учебных действий, реакции различных групп учащихся, желаемых результатов К концу урока обучающиеся должны составить план текста, дать характеристику героям, составить опорную таблицу, чтобы затем они смогли справиться с домашним заданием.





© 2010-2022