- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка «Информационный план-проспект урока литературного чтения
Разработка «Информационный план-проспект урока литературного чтения
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Соловьева Н.В. |
Дата | 11.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Соловьёва Н.В., учитель начальных классов МОБУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа»
Разработка «Информационный план- проспект урока литературного чтения»
№
Описание
Урок изучения нового материала.
-
Повышать уровень мотивации учебной и творческой деятельности;
-
Развивать эстетические чувства на основе знакомства с рассказом;
-
Духовно - нравственно развивать детей посредством формирования особого отношения к природе - источнику красоты и вдохновения;
Регулятивные
-
Развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
-
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные и творческие задачи;
Познавательные
-
Развивать способность смыслового восприятия художественного текста;
-
Осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии;
Коммуникативные
-
Задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
-
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
Цель: знакомство с рассказом В.Ю. Драгунского «Он живой и светится …».
Задачи:
- Образовательные:
• совершенствовать навык плавного чтения познакомить с понятиями жанр, характер произведения;
- Развивающие:
• развивать интерес к чтению художественной литературы;
- Воспитывающие:
• воспитывать взаимопонимание и уважения к родным.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, дифференцированная, самостоятельная
- Частные методы и приемы:
I. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке 0,5 мин
II. Постановка цели урока. 0,5 мин
III.Речевая разминка 2 мин
IV. Введение в тему. 3 мин
2. Постановка проблемы (презентация) 1 мин.
3. Словарная работа (презентация) 2 мин
4. Повторное чтение с выделением логически законченных частей. 5 мин
5. Работа в группах. 8 мин
6. Запись составленного плана в тетрадь (презентация) 2мин
7. Обобщение характеристик героев (презентация) 2 мин
8. Чтение диалогов. 3 мин
9. Заключительная беседа (презентация) 2 мин
Y. Формулирование цели и задач проектной деятельности.
VI. Подготовка к созданию проекта.3 мин
VII. Этап испытания проекта 5 мин
VIII. Итоги урока, оценивание 3 мин
IX. Рефлексия 2 мин
X. Д/з: перечитать диалоги, подготовиться к пересказу текста по плану, составленному на уроке. 1 мин
I. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке
У.Сегодня на уроке много гостей, а гости - это всегда радость, это хорошее настроение. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и тихо сядем за парты.
II. Постановка цели урока
У. Дорогие ребята!
На сегодняшнем уроке мы будем,
Думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
Выразительно читать.
III.Речевая разминка
У. Отгадайте загадку
Слайд 2
То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
Золотистый... (светлячок).
- Прочитайте шепотом.
- Прочитайте громко.
- Прочитайте скороговоркой.
- Прочитайте выразительно.
Комментарии:
Считаю важным использование в начале урока речевых разминок, способствующих правильному
дыханию, развитию речевого аппарата, скорости чтения вслух и молча, повышению интереса к процессу чтения.
-У.: Что вы знаете о светлячках?
-У.: Ребята, как вы считаете, почему эти насекомые светятся в темноте?
Слайды 3 -7 Случалось ли вам летним вечером, когда совсем стемнеет, увидеть где-нибудь в траве или на кустах крохотный фонарик, который горит зеленоватым светом? Он может гореть долго, ровно, ярко, иногда несколько вечеров подряд в одном и том же месте. При его свете можно даже в темноте разглядеть цифры на часах. Кто же зажигает этот таинственный фонарик? Это светляк - очень полезный жучок. Он забирается в раковины улиток и уничтожает этих вредителей. В тельце светляка есть особые клеточки с веществом, которое светится, соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено множество трубочек. Когда светляк закрывает их, клеточки не светятся. Открыл трубочки - через них пошел воздух, и «фонарик» загорелся. Жуки с крыльями - это самцы; их «лампочки» загораются лишь изредка и ненадолго. Бескрылые самки зажигают огоньки надолго и освещают ими темноту летних ночей. На свете существует много видов светящихся жуков. В тропических странах они крупные, роями летают среди деревьев, ярко «вспыхивают» на листьях, носятся вверх и вниз, сияя своими волшебными фонариками.
IV. Введение в тему.
- Мы продолжаем разговор о дружбе и о том, какими должны быть настоящие друзья. Сегодня мы будем работать с рассказом Виктора Юзефовича Драгунского "Он живой и светится…" Слайд 1
-А какие рассказы В. Ю. Драгунского вы читали раньше? ("Денискины рассказы")
-Ребята расскажут вам о жизни и творчестве писателя (учащиеся, которые самостоятельно нашли информацию о писателе). Слайд 8, 9
2. Постановка проблемы (Слайд 10)
-Ребята, работая над этим текстом, мы должны решить ряд задач. Главная из них - определить, можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями. Возможны ли дружеские отношения между мальчиками? И чтобы ответить на этот вопрос, мы должны посмотреть, как автор характеризует друзей. Какие они? Сейчас мы еще раз, медленно и вдумчиво прочитаем текст небольшими отрывками, которые вы сами будете выделять, и найдем в нем то- главное, о чем нам хотел поведать автор.
3. Словарная работа (Слайд11)
- Встретились ли вам в тексте незнакомые слова или малознакомые?
- Как вы выяснили их значение?
(Ребята называют слова, значение которых выясняется либо с помощью толкового словарика в конце учебника, либо с помощью цепочек родственных слов). Слайд12
Брынза - сыр из овечьего молока.
Моментально - мгновенно, очень быстро.
Доблесть - мужество, отвага, храбрость.
Гватемала, Барбадос - государства в Америке. Здесь: марки, выпущенные этими государствами.
4. Повторное чтение с выделением логически законченных частей.
- Прочитайте начало рассказа и определите, где можно закончить 1 часть. (":и не заставлял ее сидеть на песке и скучать".)
- Где бы вы закончили 2 часть? (":тогда увидишь!")
-:3 часть? (":И я забыл про всех на белом свете").
-:4 часть? (до конца)
-Дальше мы будем работать по группам, изучая каждую часть подробно с помощью вопросов, озаглавливая ее.
Физкультминутка с музыкальным сопровождением песни "Светлячок". Слайд 13
5. Работа в группах.
1 группа - 1часть:
Вопросы:
1. Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала? (скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит)
2. А какое чувство испытывали вы, когда читали эту часть? (грусть, жалость, сочувствие).
3. Что вы узнали о Дениске? (На доске учитель записывает черты характера героя: любящим сыном(скучал и переживал за маму), надежным сыном, готовым прийти маме на помощь(если бы я знал, что моя мама хочет есть:.. я бы моментально к ней побежал). Чувствительный, впечатлительный, верный, любящий живую природу, бескорыстный, добрый, умеет ценить настоящую красоту.
4. Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное? ("Ожидание мамы").
2 группа - 2 часть.
Вопросы:
О чем рассказывается в этой части? (вышел Мишка и увидел у Дениски новую игрушку. Ему понравился самосвал, и он стал просить его себе. А Дениска ему не давал. Он ни на что не соглашался его променять - ни на марки, ни на плавательный круг.).
А почему? Дениска был жадным? (нет, он не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости - ведь ему было очень плохо без мамы).
Наверное, не случайно автор прерывает разговор двух ребят описанием душевного состояния мальчика. Найдите его. (На дворе стало еще темнее:)
Каким был Мишка? (Завистливым, ему понравилась игрушка Дениса, и он захотел такую иметь; эгоистичный - любым путем хотел завладеть игрушкой; любил марки-были марки других стран: Гватемалы и Барбадоса; любил машинки, поэтому был неравнодушен к самосвалу; Мишка был настырным и бестактным; получив отказ, продолжал выпрашивать игрушку, предлагал обмен, да еще показывал свою обиду; он был невежливым, не говорил вежливое слово "пожалуйста", а получив игрушку, не сказал даже спасибо. Он просто схватил самосвал и побежал домой; он был нечестным: предлагал за новую игрушку поломанный круг. Мишка говорил, что он добрый, но он не был добрым, он был корыстным и хотел получить игрушку за светлячка. Если бы он был добрым и бескорыстным, то отдал бы светлячка просто так. Хотя светлячка он отдал не сразу, значит он ему самому был дорог и нравился. Его-то он предложил в последнюю очередь, значит, обмен был честным и бескорыстным.)
Как озаглавите эту часть? ("Новая игрушка Дениски").
3 группа - 3часть.
Вопросы:
Эта часть лучше всего рассказывает о Дениске, какой он, поэтому давайте внимательно вчитаемся в текст и посмотрим, как автор характеризует героя.
Почему Дениска согласился отдать ценный папин подарок за светлячка? (Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой - был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала)
Как вы думаете, обмен был равноценным? (Да, мальчик считал живого жучка достойным папиного подарка; или считал светлячка дороже, ценнее самосвала).
Найдите в тексте отрывок, в котором автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок? (:а я остался со своим светлячком:)
Сделайте вывод. (Дениска был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, испытывал волнение).
Почему автор рассказывает эту историю от имени героя? (Поскольку книга называется "Денискины рассказы", поэтому и пишет от имени Дениски; о своих поступках и чувствах лучше расскажет сам герой, а не другое лицо)
Как озаглавите эту часть? ("Светлячок", "Встреча со светлячком", "Живое чудо", "Крошечная звездочка в коробке").
4 группа - 4 часть.
Вопросы:
Почему мама не стала ругать Дениску за самосвал? Как это характеризует маму? (мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка.)
Мама считала такой обмен равноценным? Найдите это в тексте. (Нет, мама не считала этот обмен равноценным)
Найдите в тексте ответ мальчика на мамины вопросы. Как вы можете его истолковать? (В ожидании мамы мальчик тосковал, чувствовал себя одиноким, даже самосвал его не радовал, и только светлячок, это маленькое животное могло скрасить его одиночество, развеять его грусть и тоску; Дениска живого светлячка считал дороже мертвой игрушки, поэтому недоумевал, как мама не может этого понять: ведь он живой, он светится!).
Как теперь вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа? (Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества.)
Почему Дениска не стал упрекать свою маму за опоздание? (Со светлячком он забыл об этом, и даже про маму).
6. Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить эту часть. ("Лучше любого самосвала на свете").
6. Запись составленного плана в тетрадь (Слайд16)
1) Ожидание мамы.
2) Новая игрушка.
3) Живая звездочка.
4) Лучше любого самосвала на свете.
7. Обобщение характеристик героев
Словарик чувств, словарик характеристик (Слайды 15, 16).
- А теперь давайте сравним двух героев. Вспомните, что мы говорили о Дениске и о Мишке. (Слайд 17)
Дениска - добрый, любящий природу, бескорыстный, чувствительный, верный, надежный, нежный.
Мишка - невежливый, любил собирать марки, любил машины, неравнодушный к механическим игрушкам, настырный, бестактный.
Сделайте вывод - ребята разные по характеру.
-А возможна ли дружба между такими разными ребятами ? Будет ли она продолжаться в дальнейшем? (Нет, потому что у ребят разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а Мишка - дорогие механические игрушки. Да, дружба между ними не только возможна, но и будет продолжаться: ведь ребята остались довольны друг другом, и никто не в обиде.)
8. Чтение диалогов.
- Ребята, а теперь найдите в рассказе диалоги. Кто из героев в них участвует? (Мишка и Дениска, Дениска и мама).
Учащиеся в группах делятся на пары и самостоятельно выбирают диалог. Учитель обращает внимание детей на то, что с помощью интонации надо попытаться передать характер героев, их чувства и настроение.
После 1-2-минутной подготовки одни ребята прочитывают диалоги без автора, а другие - инсценируют.
9. Заключительная беседа
- Ну что ж! Я очень довольна, что вы научились рассуждать о дружбе и настоящих друзьях. Вы правы: дружба должна быть крепкой, верной, честной и бескорыстной, а друзья должны быть интересными друг другу. Хорошая дружба взаимообогащает людей, помогает исправлять недостатки, у друга всегда есть чему поучиться.
-Давайте порассуждаем, могут ли быть полезны друг другу Дениска и Мишка. (Дениска может научить Мишку вежливости, любить природу, животных. А Мишка может увлечь Дениску марками, научить их коллекционировать. Они могут вместе играть с машинками, увлечься техникой. Рядом с Дениской Мишка может стать добрым человеком и воспитанным.)
- Вот видите, ребята, вы сами убедились, что дружба между этими ребятами не только невозможна, но и может быть полезной.
- Мы с вами закончили работу с рассказом Драгунского. Подумайте, можно ли этот рассказ назвать по-другому. Какие бы заглавия вы придумали? Слайд18
("В ожидании мамы", "Живое чудо", "Волшебство", "Волшебная звездочка", "Светлячок", "Живая радость" и т. д.)
- Можно ли эту историю назвать сказкой? (Нет, в ней рассказывается достоверная, настоящая история; хоть в ней употребляется слово "волшебство", но, в самом деле ничего волшебного здесь не происходит, все как в жизни.)
А светлячок - существо настоящее или придуманное автором?
(Настоящее, такие светлячки существуют в реальной жизни, ночью в лесу и они действительно светятся).
10.Создание проблемной ситуации.
Мы завершили изучение раздела «Люби живое», накопили большой материал по теме. Для того, чтобы умело использовать собранную нами информацию, нужно научиться ее обрабатывать и систематизировать. Я предлагаю вам такую форму систематизации, как опорная таблица.
Y. Формулирование цели и задач проектной деятельности.
Цель: обрабатывание и систематизирование информации
Задача: создать опорную таблицу для сообщения об отличии научно-познавательного текста от художественного текста
VI. Подготовка к созданию проекта.
-Что нам нужно сделать, чтобы создать опорную таблицу?
-
Проанализировать два текста на одну тему: научно-познавательный и художественный.
-
Выявить самые важные различия в этих текстах
-
Внести эти различия в таблицу
-
Проверить эту таблицу на других произведениях
VII. Этап испытания проекта
В результате подробной обработки информации и фиксирования результатов этой обработки получилась опорная таблица для составления сообщения об отличии научно-познавательного текста от художественного текста.
Испытание проекта будем проводить все вместе по алгоритму:
-
Подойти к учительскому столу, выбрать текст-отрывок из произведений, изученных в разделе «Люби живое», зачитать его.
-
Из разложенных на столе энциклопедических текстов выбрать текст на ту же тему, что и зачитанный отрывок. Передать его любому ученику для чтения вслух.
-
Проанализировать свои тексты по созданной опорной таблице, сделать вывод, научно-познавательный это текст или художественный.
-
Вспомнить название художественного произведения и его автора.
-
Подумать, всё ли в таблице удобно для анализа текстов на разные темы.
(Не удобен столбец «Основная мысль текста». Его надо по-другому назвать, чтобы он подходил для текстов на разные темы: «Основная цель автора» или: «Зачем автор создал текст?»
В ячейке, соответствующей научно-познавательному тексту, будут слова: «Дать знания».
В ячейке, соответствующей художественному тексту, будут слова: «Вызвать чувство».) В результате таблица приобретает вид: Слайд 20
В процессе анализа художественных текстов учащимся предлагается дополнительный вопрос:
- Почему это произведение помещено в раздел «Люби живое»?
- Какие важные мысли выражены в произведениях раздела «Люби живое»?
VIII. Итоги урока. Оценивание.
-
Какую цель, и какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?
-
Удалось ли нам достигнуть поставленной цели и задачи?
-
Какие трудности встретились? Что показалось наиболее интересным? Какие открытия вы для себя сделали на этом уроке? Чему вас научил рассказ и какова его главная мысль? (Дружба должна быть крепкой, верной, честной и бескорыстной).
-
Как оцените себя, поднимите кружок, соответствующий вашей самооценки.
IX. Рефлексия Слайд 21
Сегодня на уроке…
я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял…
я научился…
Как я оцениваю своих одноклассников…
XI. Домашнее задание. Перечитать диалоги. Подготовиться к пересказу текста по плану, составленному на уроке