Музейный урок Дорога мужества

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Музейный урок Дорога мужества

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная Незнамовская школа»Музейный урок Дорога мужества













(музейный урок)Музейный урок Дорога мужества













Подготовила:

Долгих Людмила Дмитриевна

учитель начальных классов



Тема: дорога мужества. Класс: 2 Цель: приобщение детей к изучению историко-культурного наследия своего родного края. Задачи: - познакомить со значимым событием Великой Отечественной войны; - развивать у детей мыслительную и творческую активность; - воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, мужество, патриотизм, чувство долга, любовь к Родине, гордость за Великую Победу и память о страшной цене, которую за нее заплатили.

Оборудование:

  1. Плакаты с Днём Победы
  2. Интерактивная доска.
  3. Проектор.
  4. Презентация.







Ход урока: 1.Вступительное слово учителя. Приближается годовщина Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Для всех нас это общий и очень дорогой праздник. 2. Актуализация темы урока. Великая Отечественная война была самой тяжелой из всех войн, какие знала история нашей Родины. Бедствие, постигшее Отечество в далекие сороковые годы, сплотило наш народ. На защиту священных рубежей Родины встала вся страна. Война велась не только на фронте - бедами и лишениями, похоронными извещениями и горькими страданиями она вошла в каждый дом, в каждую семью. Победа была завоевана ценой огромных жертв и усилий. Она ковалась не только доблестным ратным подвигом военачальников и воинов, защищавших Родину с оружием в руках, но и подвигом тех, кто под пулями и снарядами выносил раненых с поля боя и выхаживал их во фронтовых и тыловых госпиталях; кто, круглые сутки, работая на заводах, приближал Победу своим трудом; кто возделывал опаленную войной землю, чтобы не голодали воины, их жены и дети. В дни испытаний, братски сплотившись в единую семью, не думая о национальных и религиозных различиях, народы нашей страны проявили поразительное единство духа и воли. Слайд 2. - Как вы думаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке? (Ответы учащихся) 3. Сообщение темы урока. Слайд 3. Никогда не забудутся, и вечно будут жить в памяти немеркнущие подвиги советских людей, совершенные на фронте и в тылу, в борьбе за честь, свободу и независимость нашей Родины. В нашем городе есть памятники, которые увековечили подвиги людей в суровое время войны. Сегодня мы будем говорить лишь об одном примере героического труда советских людей в годы Великой Отечественной войны о строительстве железной дороги «Старый Оскол - Ржава». Слайд 4. В 2008 году в городе Старый Оскол архитектором Анатолием Александровичем Шишковым был воздвигнут памятник «Строителям железной дороги Старый Оскол - Ржава». Новый мемориал - еще одна дань памяти тем, кто приближал великую Победу в том страшном лихолетье. 4. Ознакомление с новым материалом. 1943 год… После разгрома немецко-фашистских полчищ в Сталинградской битве враг был еще силен. Немцы вели мобилизацию военных ресурсов с твердым намерением взять реванш за Сталинград. Советское командование сумело предвидеть, что решающий бой прогремит на Курской дуге. Строительство железнодорожной ветки было крайне необходимо, т. к. транспортные возможности для снабжения советских войск техникой и продовольствием под Курском были ограничены. 8 июня 1943 года Государственный Комитет Обороны принял постановление «О строительстве линии Старый Оскол - Ржава» протяженностью 95 километров. Был определен срок строительства - с 15 июня по 15 августа. Слайд 5. И зашумела степь у Старого Оскола многолюдьем. Непаханые поля запестрели разноцветьем платков и кофточек, запахло травами и свежевскопанной землей. Уже на второй день начала стройки с утра к трассе начало подходить новое пополнение - женщины, дети, подростки. Шли пешком, плохо одетые, полуголодные, только что освобожденные из-под фашистского ига. У каждого скромный узелок с запасом продуктов и сменой белья. Но настроение у всех приподнятое, веселое. Ведь будут строить железную дорогу для родной армии-освободительницы. Слайд 6. Работали от заката до рассвета, трудились самоотверженно, в два-три раза перевыполняли нормы. Носилки, лопаты и кирки - основной рабочий инвентарь. Единственным механизмом был копер. Им забивали столбы для сооружения мостов. Девушки-подростки за время строительства возвели 10 мостов. На пути раскапывали лопатами холмы высотой до 40 метров, засыпали трясину. Рельсы поступали старогодные, разных типов, часть были сняты и привезены с БАМа, строительство которой было законсервировано сразу после начала Великой Отечественной войны. Не хватало шпал. Не было столбов для линии связи. Спали на земле, ели что придется. К 400 граммам хлеба, выдаваемого по карточкам, можно было добавить только овощи. В связи с начавшимся 5 июля активным наступлением немецко-фашистских войск плановый срок окончания строительства был сокращен до 35 суток. Несмотря на беспрецедентность принятого решения (почти двукратное уменьшение общего срока), близость фронта, налеты вражеской авиации и скудное питание строителей дорога была сдана в эксплуатацию раньше скорректированного срока. За 32дня и 32 ночи 25 тысяч белгородских девчонок, которым едва исполнилось 15 - 16 лет, построили железную дорогу. Строительство дороги «Старый Оскол - Ржава» стало первой крупнейшей стройкой страны с начала Великой Отечественной войны. Анна Матвеевна Проторчина, жительница Старооскольского района, вспоминала: «В 43-м, когда строилась эта железнодорожная ветка, я попала в одну из бригад комсомольско-молодежного отряда, которой руководила Тамара Семенова. Нам определили участок - болото близ села Каменьки. Именно здесь и легли первые метры насыпи. Вместе с нами работали местные жители и военные, которые на бортовых машинах подвозили сюда землю. А мы их разгружали, разравнивали кучи и утрамбовывали грунт так называемыми трамбовками, а другими словами - тяжелым куском бревна с ручкой из металлического стержня. Было даже свое соревнование на стройке. Для победителей был установлен приз - переходящее Красное знамя Курского обкома ВЛКСМ. При первом же подведении итогов оно было вручено нашей бригаде, и мы не отдали никому, хотя за право получить это знамя боролись 130 молодежных бригад. Работали так : делаем насыпь - и знамя наше рядом. Разгружаем машины с землей - и знамя на той, где быстрей работают. Бывало и такое: смену отработаешь, а тут тебе объявление - «Всем комсомольцам выйти во вторую». Значит в ночь. Но никто не роптал, и каждый день все выполняли по две-две с половиной нормы. А норма - это три с половиной кубометра земли, уложенной в насыпь. Случалось, что нас бомбили. Разбежимся, а только самолеты улетят - опять за лопаты. Некогда было выплакать чужое и свое горе ». Мария Егоровна из села Безлюдовка рассказывала, что «…при строжайшей дисциплине работали день и ночь. Носили землю и на носилках, и в подоле платья, на обед варили горох, закусывали куском сахара и запивали холодной водой. Тяжелая физическая работа не всем была по плечу, иные выбивались из сил, часто болели». Слайд 7. 18 июля - день был особенный: состоялось открытие дороги. Митинг, оркестр, народ. Все смотрели в сторону Старого Оскола, откуда должен был прийти первый паровоз. И вдруг все увидели движущийся красный флажок. Эта шла по рельсам «разведчица» - дрезина, а за ней и паровоз. Медленно, не спеша, словно проверяя, все ли сделано надежно. Участники строительства волновались: вдруг где-то плохо протолкли землю. Но все сделали нормально. С этого паровоза с красным полотнищем - «Все для победы!» было объявлено, что комсомольско-молодежная бригада Тамары Семеновой, о которой вспоминала Анна Матвеевна Проторчина, самая лучшая на стройке. Под звуки оркестра было вручено переходящее Красное знамя. (В настоящее время это знамя хранится в Старооскольском краеведческом музее.) А на следующий день по железнодорожной ветке, политой потом и кровью, пошли на фронт воинские эшелоны. Ветке, не значившейся ни на одной карте… Слайд 8. Память о подвиге тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны, заслуженный художник России, скульптор Анатолий Шишков изобразил в виде трех женщин в процессе работы по прокладке пути на фоне красных рельс, устремленных в небо. Работа заняла у него шесть с половиной месяцев. Слайд 9. В этих трех женщинах Анатолий Шишков постарался создать собирательный образ всех 25 тысяч девчонок, строивших дорогу в то время. Анатолий Яковлевич предложил дать имена трем скульптурам, назвав их Верой, Надеждой и Любовью, и выразил уверенность, что этот памятник будет символом красоты и мужества всех русских женщин. 5. Обобщение материала. Открытие памятника труженицам тыла - дело достойное. Белгородчина гордится своими ратными и трудовыми подвигами. Мы чествуем своих земляков, приближавших Великую победу на жарких полях сражений и в суровом тылу. 6. Рефлексия. - Представьте себя скульпторами и попробуйте увековечить подвиг женщин-тружениц тыла. - Какими бы вы изобразили их? (Устные рассказы учащихся). 7. Итог урока. Слайд 10. После окончания войны дорога не утратила своего значения. До сих пор стальная магистраль служит народному хозяйству. С грохотом проносятся сейчас по дороге мощные электровозы, увозя руду, цемент, окатыши. Спустя годы ее назвали дорогой мужества, а ее строителям посвятили вот эти строки: О днях тех давних память не остыла, И подвиг ваш в ней будет Жить всегда. О, женщины! О, труженицы тыла! Подростками лишь были вы тогда. От Старого Оскола и до Ржавы Всех трудных верст не сосчитать и ста… Но сколько вашей доблести и славы В себя вместила каждая верста!

© 2010-2022