Зима. Растения зимой. Охрана здоровья в зимнее время

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Зима. Растения зимой. Охрана здоровья в зимнее время. Цель: продолжить формирование представления о живой и неживой природе, выявить изменения, которые произошли зимой в неживой природе, в жизни растений, в труде людей, выяснить причины этих изменений; расширить представление о лиственных и хвойных растениях; продолжить формирование исследовательских навыков и навыков наблюдения; раскрыть значение закаливания организма. Оборудование: гномон, рулетка, карандаши, бумага или блокнот, термометр уличный, лопатка, линейка длинная, ножницы.


ХОД УРОКА


I. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА Тема экскурсии - «Зима. Растения зимой». Сегодня мы продолжим знакомиться с сезонными изменениями в живой и неживой природе, понаблюдаем за лиственными и хвойными растениями зимой, будем учиться бережно относиться к растениям, а также к своему здоровью зимой.

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ Вспомните: когда мы с вами были на осенней экскурсии, мы наблюдали, как изменилась неживая и живая природа и какие изменения произошли в жизни растений.

-Какое теперь время года?

  • Каковы его признаки в неживой природе?

  • Что изменилось зимой в жизни растений?

-О чем эти загадки?

Все вокруг белым-бело,

Столько снега намело!

Наступили холода,

Превратилась в лед вода.

Снег на полях,

Лед на реках,

Метель гуляет.

Когда это бывает?

  • Какие признаки зимы названы в загадках?

  • Почему пришла зима?

III. ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСКУРСИИ

1. Беседа и практическая работа с целью проведения наблюдений за солнцем.

  • Вспомните, как мы измеряли высоту солнца на осенней экскурсии.

  • Какой была тогда длина тени от гномона?

  • Что такое гномон?

  • Посмотрите свои записи, когда измеряли длину тени каждую неделю после осенней экскурсий, и скажите: уменьшилась или увеличилась длина тени от гномона с приходом зимы?

  • О чем это говорит?

А теперь давайте понаблюдаем, как солнце движется зимой. Возьмем гномон и воткнем его в снег, а рулеткой измерим длину его тени.
  • Тень стала длиннее или короче?

  • О чем говорит более короткая по сравнению с предыдущими измерениями тень?

  • Какие изменения в неживой природе Земли вызывает уменьшение солнечного тепла?

  • А какие изменения в жизни растений происходят из-за изменений в неживой природе?

2. Рассказ учителя с элементами беседы. Дети, вы сами убедились, что солнце зимой движется ниже над, землей, чем осенью, все меньше дает тепла, поэтому в неживой природе произошли такие существенные изменения: начались заморозки, потом - настоящие морозы; вместо дождя - снег, иней на деревьях, ледяной панцирь на водоемах, дуют холодные ветры, гуляют метели.

-Когда по календарю началась зима? А ученые считают началом зимы 22 декабря - день зимнего солнцестояния с самым коротким днем и самой длинной ночью в году. Постепенно солнце будет подниматься над горизонтом выше и постепенно будет увеличиваться день. Но зима продлится еще долго - 2-2,5 месяца. Природу охватывает глубокий зимний покой. Растения зимой не растут. Большинство из них сбросили свою листву осенью. Вспомните, почему. На некоторых всю зиму держатся плоды: на кленах и ясенях - летучки, на липе - орешки, на белой акации - бобы, на рябине, калине, черемухе - ягоды. На дубах остаются отдельные бурые листочки.

  • Посмотрите вокруг, назовите деревья и кусты, которые вы узнаете зимой.

  • По каким признакам вы их узнали?

  • Можно ли узнать деревья по цвету коры, расположению ветвей, форме кроны, размеру и форме почек?

  • Подойдите к каштану и тополю, сравните их почки, чем они отличаются?

Проблемный вопрос

- Умирают ли растения зимой?

3. Практическая работа. Класс делится натри группы. Задание первой группе. Подойдите к лиственным деревьям, попробуйте узнать их. Коротко опишите их состояние зимнего покоя. Осторожно срежьте три-четыре веточки с разных деревьев, рассмотрите внимательно почки, понюхайте их, одну почку пожуйте, сняв коричневые верхние чешуйки. Какой вкус и запах у зеленой части почки?

-Умирают ли листопадные растения зимой?

Задание второй группе. Подойдите к хвойным деревьям, опишите их зимнее состояние (или внимательно рассмотрите веточки хвойных растений, которые принес учитель). Сорвите по одной хвоинке - иголочке, понюхайте ее, пожуйте. Какой вкус и запах у зеленой иголочки?

-Чем хвойные деревья отличаются между собой? Задание третьей группе. Раскопайте лопаткой снег, посмотрите, в каком состоянии пребывают травянистые растения. Найдите те, которые зеленеют.

Проблемный вопрос

- Почему же травянистые растения не замерзли под снегом, а некоторые даже зеленеют? Измерьте высоту снежного покрова линейкой, запишите ее. Измерьте температуру воздуха на поверхности снежного покрова и под снегом. Сравните эти две цифры.

Сделайте выводы.

4. Беседа о необходимости закаливания организма, об охране здоровья зимой.

  • Как вы одеваетесь зимой?

  • Стоит ли кутаться даже в мороз?

  • Полезно ли для здоровья кататься на коньках, лыжах, санках?

  • Какие зимние забавы вы еще знаете?

  • Как можно помогать взрослым зимой в саду, во дворе школы?

  • Что надо делать, если намокли перчатки или промокла обувь?

  • Можно ли есть снег и сосульки?

  • Что надо зимой употреблять с пищей, чтобы укрепить здоровье?

  • Как вы закаливаете свой организм зимой?

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. Разбудите растения от зимнего сна. Поставьте две-три срезанные веточки каштана, тополя, вербы, яблони, вишни, сирени в стакан с водой на подоконник. Запишите дату начала наблюдений, наблюдайте за изменениями. Зарисуйте веточки растений, когда распустятся почки.

  2. Зарисуйте в тетради форму разных деревьев зимой, в том числе хвойных.

  3. Проведите следующие опыты.

Опыт 1. Возьмите два стакана: один с обычной водой, а во втором растворите в воде сахар и поставьте на мороз. Понаблюдайте, в каком стакане вода быстрее замерзнет, сделайте выводы о значении сахарного раствора в стеблях зимующих растений. Опыт 2. Одну закрытую банку с водой заройте в снег, а вторую поставьте на снег. Сделайте выводы о значении снежного покрова для травянистых растений. Опыт 3. Снимите сосульку и осторожно положите ее в стакан. Когда она растает, посмотрите, какая в стакане вода. То же самое сделайте со снегом, взятым во дворе и на улице. Установите, в каком опыте вода самая грязная. Сделайте выводы.


© 2010-2022