- Преподавателю
- Начальные классы
- Зима. Растения зимой. Охрана здоровья в зимнее время
Зима. Растения зимой. Охрана здоровья в зимнее время
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чепова Н.А. |
Дата | 27.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема. Зима. Растения зимой. Охрана здоровья в зимнее время. Цель: продолжить формирование представления о живой и неживой природе, выявить изменения, которые произошли зимой в неживой природе, в жизни растений, в труде людей, выяснить причины этих изменений; расширить представление о лиственных и хвойных растениях; продолжить формирование исследовательских навыков и навыков наблюдения; раскрыть значение закаливания организма. Оборудование: гномон, рулетка, карандаши, бумага или блокнот, термометр уличный, лопатка, линейка длинная, ножницы.
ХОД УРОКА
I. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА Тема экскурсии - «Зима. Растения зимой». Сегодня мы продолжим знакомиться с сезонными изменениями в живой и неживой природе, понаблюдаем за лиственными и хвойными растениями зимой, будем учиться бережно относиться к растениям, а также к своему здоровью зимой.
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ Вспомните: когда мы с вами были на осенней экскурсии, мы наблюдали, как изменилась неживая и живая природа и какие изменения произошли в жизни растений.
-Какое теперь время года?
-
Каковы его признаки в неживой природе?
-
Что изменилось зимой в жизни растений?
-О чем эти загадки?
Все вокруг белым-бело,
Столько снега намело!
Наступили холода,
Превратилась в лед вода.
Снег на полях,
Лед на реках,
Метель гуляет.
Когда это бывает?
-
Какие признаки зимы названы в загадках?
-
Почему пришла зима?
III. ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСКУРСИИ
1. Беседа и практическая работа с целью проведения наблюдений за солнцем.
-
Вспомните, как мы измеряли высоту солнца на осенней экскурсии.
-
Какой была тогда длина тени от гномона?
-
Что такое гномон?
-
Посмотрите свои записи, когда измеряли длину тени каждую неделю после осенней экскурсий, и скажите: уменьшилась или увеличилась длина тени от гномона с приходом зимы?
-
О чем это говорит?
-
Тень стала длиннее или короче?
-
О чем говорит более короткая по сравнению с предыдущими измерениями тень?
-
Какие изменения в неживой природе Земли вызывает уменьшение солнечного тепла?
-
А какие изменения в жизни растений происходят из-за изменений в неживой природе?
2. Рассказ учителя с элементами беседы. Дети, вы сами убедились, что солнце зимой движется ниже над, землей, чем осенью, все меньше дает тепла, поэтому в неживой природе произошли такие существенные изменения: начались заморозки, потом - настоящие морозы; вместо дождя - снег, иней на деревьях, ледяной панцирь на водоемах, дуют холодные ветры, гуляют метели.
-Когда по календарю началась зима? А ученые считают началом зимы 22 декабря - день зимнего солнцестояния с самым коротким днем и самой длинной ночью в году. Постепенно солнце будет подниматься над горизонтом выше и постепенно будет увеличиваться день. Но зима продлится еще долго - 2-2,5 месяца. Природу охватывает глубокий зимний покой. Растения зимой не растут. Большинство из них сбросили свою листву осенью. Вспомните, почему. На некоторых всю зиму держатся плоды: на кленах и ясенях - летучки, на липе - орешки, на белой акации - бобы, на рябине, калине, черемухе - ягоды. На дубах остаются отдельные бурые листочки.
-
Посмотрите вокруг, назовите деревья и кусты, которые вы узнаете зимой.
-
По каким признакам вы их узнали?
-
Можно ли узнать деревья по цвету коры, расположению ветвей, форме кроны, размеру и форме почек?
-
Подойдите к каштану и тополю, сравните их почки, чем они отличаются?
Проблемный вопрос
- Умирают ли растения зимой?
3. Практическая работа. Класс делится натри группы. Задание первой группе. Подойдите к лиственным деревьям, попробуйте узнать их. Коротко опишите их состояние зимнего покоя. Осторожно срежьте три-четыре веточки с разных деревьев, рассмотрите внимательно почки, понюхайте их, одну почку пожуйте, сняв коричневые верхние чешуйки. Какой вкус и запах у зеленой части почки?
-Умирают ли листопадные растения зимой?
Задание второй группе. Подойдите к хвойным деревьям, опишите их зимнее состояние (или внимательно рассмотрите веточки хвойных растений, которые принес учитель). Сорвите по одной хвоинке - иголочке, понюхайте ее, пожуйте. Какой вкус и запах у зеленой иголочки?
-Чем хвойные деревья отличаются между собой? Задание третьей группе. Раскопайте лопаткой снег, посмотрите, в каком состоянии пребывают травянистые растения. Найдите те, которые зеленеют.
Проблемный вопрос
- Почему же травянистые растения не замерзли под снегом, а некоторые даже зеленеют? Измерьте высоту снежного покрова линейкой, запишите ее. Измерьте температуру воздуха на поверхности снежного покрова и под снегом. Сравните эти две цифры.
Сделайте выводы.
4. Беседа о необходимости закаливания организма, об охране здоровья зимой.
-
Как вы одеваетесь зимой?
-
Стоит ли кутаться даже в мороз?
-
Полезно ли для здоровья кататься на коньках, лыжах, санках?
-
Какие зимние забавы вы еще знаете?
-
Как можно помогать взрослым зимой в саду, во дворе школы?
-
Что надо делать, если намокли перчатки или промокла обувь?
-
Можно ли есть снег и сосульки?
-
Что надо зимой употреблять с пищей, чтобы укрепить здоровье?
-
Как вы закаливаете свой организм зимой?
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
-
Разбудите растения от зимнего сна. Поставьте две-три срезанные веточки каштана, тополя, вербы, яблони, вишни, сирени в стакан с водой на подоконник. Запишите дату начала наблюдений, наблюдайте за изменениями. Зарисуйте веточки растений, когда распустятся почки.
-
Зарисуйте в тетради форму разных деревьев зимой, в том числе хвойных.
-
Проведите следующие опыты.