- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа. Технология. Школа 21 века
Рабочая программа. Технология. Школа 21 века
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Щербакова Т.Е. |
Дата | 05.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 42»
Петропавловск - Камчатского городского округа
«Рассмотрено»
на заседании ШМО Руководитель ШМО МАОУ «СОШ № 42»
________/Г. Н. Туркова «___»___________20___г.
«Согласовано»
Зам. директора по УР
МАОУ «СОШ № 42»
____________/____________/
«___»____________20___г.
«Утверждаю»
И.о директора
МАОУ «СОШ № 42»
________/М. А. Семёнова
«___»___________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
1 класс
«Школа 21века»
Программу составил (а): Щербакова Татьяна Евгеньевна,
учитель высшей квалификации
Петропавловск-Камчатский
2015 г. Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана: - на основе федерального государственного образовательного стандарта (2009 г); - примерной программы начального общего образования, по программе, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования; - учебного плана МАОУ "СОШ № 42»" на 2015-2016 учебный год; - инновационного общешкольного проекта МАОУ "СОШ № 42»"«Модель образовательной системы школы, обеспечивающей современное качество образования» (краевая инновационная площадка).
Общая характеристика учебного предмета. Цели и задачи курса. Задачи: - расширение знаний о современных информационных технологиях и совершенствовании умения пользоваться персональным компьютером; - развитие у учащихся умения управлять своей деятельностью; - расширение знаний о материально-культурной среде, созданной умом и руками человека, закономерностях её совершенствования; - развитие логических операций, технологического мышления, творческих, исследовательских качеств на уровне умения открывать новые знаний и практические умения и использовать приобретенные знания в самостоятельной и коллективной проектной работе; - воспитание уважения к своей культуре и культуре других народов, самоуважения и способности к самооценке; - развитие коммуникативных способностей и качеств личности. Структура курса. Содержание курса целенаправленно отобрано, структуировано по двум основным содержательным линиям: - общекультурные и общетрудовые компетенции; основы культуры труда, самообслуживание; - из истории технологии. В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами: - Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание. - Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. - Конструирование и моделирование. - Использование информационных технологий (практика работы на компьютере). Описание места учебного предмета в учебном плане. На изучение предметного курса отводится 1 час в неделю, 33 часа в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Математика - моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами. Изобразительное искусство - использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна. Окружающий мир - рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженер - художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций. Родной язык - развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; сообщение о ходе действии и построении плана деятельности; построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов). Литературное чтение - работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии. Результаты изучения учебного предмета. Личностные результаты. Создание условий для формирования следующих умений: - отзывчиво относится к одноклассникам и проявлять готовность оказать им посильную помощь; - проявлять интерес к историческим традициям своего края и России; - испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании; - принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относится к ним; - делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла, опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения. Метапредметные результаты. Регулятивные: совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное; самостоятельно выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы; коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать. Осуществлять текущий контроль точности выполнение технологических операций, итоговый контроль общего качества выполненного изделия. Познавательные: при помощи учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике, энциклопедиях, справочниках, сети Интернет; открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнение пробных поисковых упражнений; преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные: учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы; уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться. Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности. Планируемые результаты обучения. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА Иметь представление:
- о роли и месте человека в окружающем мире;
- о созидательной, творческой деятельности человека;
- о роли природы в жизни человека;
- о человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера;
- о некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;
- о том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред.
- Что такое деталь (составная часть изделия);
- Что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
- Какое соединение деталей называют неподвижным;
- Виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия - на уровне общего представления;
- Последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- Способы разметки: сгибанием, по шаблону;
- Способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
- Виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;
- Названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними;
- Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- Различать материалы и инструменты по их назначению;
- Различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
- Качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами;
- Использовать для сушки плоских изделий пресс;
- Безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
- Выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
- Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий;
- Прогнозировать получение практических результатов;
- Организовывать рационально рабочее место в соответствии с используемым материалом;
- Осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли;
- Проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ним готовое изделие.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
- качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;
- степень самостоятельности,
- уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
- умение работать в группе
№ п/п
Тема
Количесво часов
1.
Что нас окружает
4
2.
Кто где живет?
6
3.
Азбука мастерства
6
4.
Работаем с бумагой и картоном
2
5.
Помощники мастера
2
6.
Сначала рисуем
3
7.
Много и ровно
5
8.
Работаем с тканью
5
Итого:
33 ч
Учебно-тематический план
Количество часов
Всего: 33 часа (в неделю 1 час).
Календарно-тематический план
№
Тема урока.
Кол-во часов
Тип урока
Деятельность учащихся
По плану
По факту
1
Человек творец и созидатель. Что ты видишь вокруг.
1
Урок - экскурсия
Осуществлять поиск информации. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Выполнять качественно практическую работу. Планировать и осуществлять. Осуществлять поиск информации.
2
Проблемы экологии. Мир природы.
1
Урок-экскурсия
3
Человек творец и созидатель. Мир рукотворный.
1
Урок - экскурсия
4
Выражение связи человека и природы через предметную среду. Окружающий мир надо беречь.
1
Урок - экскурсия
Кто где живет? (6 ч)
5
Самообслуживание, хозяйственно-практическая помощь взрослым. Кто какой построил дом?
1
Урок - игра
Экскурсия в краеведческий музей. Зачем животному и человеку нужно жилище
6
Организация рабочего места при работе с разными материалами. Если захочешь - сделаешь.
1
Урок - игра
Экскурсия на пришкольный участок
7-8
Изделие, деталь изделия. Подари сказку «Колобок»
2
Урок - игра
Лепка сказочных персонажей из русской народной сказки «Колобок».
Разыгрывание сказки «Колобок»
9
Готовим праздник
1
Урок - праздник
Классный праздник
«Мы теперь не просто дети, мы теперь - ученики!»
10
Конструкция изделия. Из чего сделан рукотворный мир.
1
Комбинированный урок
Правильно определять и собирать детали.
Актуализировать полученные знания. Осваивать новые приемы. Принимать учебную задачу урока. Правильно определять цвета. Анализировать форму, цвет, размер
Азбука мастерства (6 ч)
11
Подсказывает природа
1
Выполнять качественно практическую работу. Актуализировать полученные знания. Осваивать новые приемы. Принимать учебную задачу урока. Правильно определять цвета. Осуществлять поиск информации. Правильно определять и собирать детали. Осуществлять поиск информации. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы. Осмысливать значение бережного отношения к природе.
12
Как устроены разные изделия?
1
Комбинированный урок
Понятие «конструкция». Сборка и разбор конструкций. Способы развинчивания и свинчивания деталей
13
Целое и части. Изделие и его детали. Каргопольская игрушка. Лепка.
1
Комбинированный урок
Понятия: «однодетальные изделия» и «многодетальные изделия»
14
Как соединить детали
1
Комбинированный урок
Выполнять качественно практическую работу. Актуализировать полученные знания. Осваивать новые приемы. Принимать учебную задачу урока. Способы соединения деталей
15
Шаг за шагом «Пластилин волшебник». Глина как художественный материал.
1
Комбинированный урок
Планирование своей работы. Осуществлять поиск информации. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Выполнять качественно практическую работу. Актуализировать полученные знания. Осваивать новые приемы. Принимать учебную задачу урока. Правильно определять цвета. Анализировать форму, цвет, размер. Планировать и осуществлять. Осуществлять поиск информации. Правильно определять и собирать детали.
16
Что можно изготовить из бумаги, а что из ткани? Северные пряники.
1
Комбинированный урок
Классификация материалов.
Выполнять качественно практическую работу. Актуализировать полученные знания. Осваивать новые приемы. Принимать учебную задачу урока.
Работаем с бумагой и картоном (2 ч)
17
Что можно сделать из бумаги
1
Комбинированный урок
Свойства бумаги.
Правильно определять и собирать детали. Осуществлять поиск информации. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы. Осмысливать значение бережного отношения к природе.
Анализировать форму, цвет, размер. Планировать и осуществлять.
18
Учимся наклеивать детали
1
Комбинированный урок
Способы наклеивания. Выполнение обрывочной аппликации. Актуализировать полученные знания. Осваивать новые приемы. Принимать учебную задачу урока.
Помощники мастера (2 ч)
19 - 20
Зачем человеку нужны помощники? Твой главный помощник
2
Комбинированный урок
Понятия: «машины» и «инструменты»
Сначала рисуем (3ч)
21
Фантазия из бумаги
1
Комбинированный урок
Вырезание деталей различной конфигурации. Актуализировать полученные знания. Осваивать новые приемы. Принимать учебную задачу урока.
22
Какие бывают линии
1
Комбинированный урок
Черчение линий различной конфигурации. Планирование своей работы. Осуществлять поиск информации. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Выполнять качественно практическую работу. Актуализировать полученные знания. Осваивать новые приемы. Принимать учебную задачу урока.
23
Из ниток и верёвочек.
1
Комбинированный урок
Плетение ниток. Аппликация из ниток.
Планирование своей работы. Осуществлять поиск информации. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Выполнять качественно практическую работу. Актуализировать полученные знания. Осваивать новые приемы. Принимать учебную задачу урока.
Много и ровно (5 ч)
24
Размечаем круги
1
Комбинированный урок
Обсуждение. Разметка кругов для последующего наклеивания.
25
Размечаем прямоугольники
1
Комбинированный урок
Обсуждение. Разметка прямоугольников для последующего наклеивания.
26
Размечаем треугольники
1
Комбинированный урок
Обсуждение. Разметка треугольников для последующего наклеивания.
27
Без инструментов
1
Комбинированный урок
Сгибание бумаги. Выполнение цветочка в технике «оригами». Планирование своей работы. Осуществлять поиск информации. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Выполнять качественно практическую работу. Актуализировать полученные знания. Осваивать новые приемы. Принимать учебную задачу урока.
28
Научись несложным приёмам сгибания
1
Комбинированный урок
Планирование своей работы. Осуществлять поиск информации. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы.
Работаем с тканью (5 ч)
29
Свойства ткани
1
Комбинированный урок
Повторение: свойства бумаги. Свойства ткани.
30
Иглы и булавки
1
Комбинированный урок
Соединение шаблонов из ткани при помощи булавок и сшивания.
31
Прямая строчка и её дочка
1
Комбинированный урок
Выполнение прямой строчки. Актуализировать полученные знания. Осваивать новые приемы. Принимать учебную задачу урока. Правильно определять цвета. Осуществлять поиск информации. Правильно определять и собирать детали. Осуществлять поиск информации.
32
Учимся красиво вышивать
1
Комбинированный урок
Выполнение прямой строчки, вышивание по намеченному контуру.
33
«Книжкина больница»
1
Комбинированный урок
Мелкий ремонт книг из классной библиотеки. Беседа о бережном отношении к книге. Ознакомление со структурой книги.
Учебники:
1. Технология: 1 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений / авт.-сост. Е.А.Лутцева. - 2-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2014. 2. Е. А. Лутцева. Технология: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / Е. А. Лутцева. - 2-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2014.
перечень учебно-методического обеспечения 1. Интернет-ресурсы. 1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа: school-collection.edu.ru 2. Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа: nachalka.info/about/193 3. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: km.ru/education 4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: festival.1september.ru 5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: uroki.ru 2. Информационно-коммуникативные средства. Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия. 1 класс (DVD). 3. Технические средства обучения. Компьютер. 4. Учебно-практическое оборудование. Аудиторная доска с магнитной поверхностью