- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок-брифинг в рамках недели начальной школы «Сохраним природу Земли вместе»
Урок-брифинг в рамках недели начальной школы «Сохраним природу Земли вместе»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гренок А.А. |
Дата | 11.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Открытый урок-брифинг
в рамках недели начальной школы
по предмету:
Природоведение
на тему:
«Сохраним природу Земли вместе»
Подготовила и провела
учитель 4-А класса
Мазанской ОШ
Гренок А.А.
26.11.2013г
Тема урока: «Сохраним природу Земли вместе»
Цель урока:
- воспитывать чувство любви к природе, уважения ко всему живому;
- помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли;
- формировать экологическую культуру.
Дата проведения: 26.11.2013
Время проведения: 15.10-15.50
Место проведения: Мазанская ОШ
ЭкоШОК - экологическая школьная открытая компания
План брифинга: 1. Значение природы для человека. 2. Есть ли в настоящее время угроза природе и жизни человека? 3. Какова экологическая обстановка в нашем селе, районе, крае? 4. Какое влияние окружающая среда оказывает на здоровье людей? 5. Что может сделать каждый из нас для сохранения природы?
В брифинге принимают участие:
- экологи,
- представители комитета по охране природы,
- медицинские работники,
- экономисты.
Ход брифинга
Организационный момент.
Основной этап урока.
1. Вступительное слово учителя о значении природы для человека. Ведущий (учитель). Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» - сотворенные природой и созданные руками человека. Твердили о семи «чудесах», искали и находили восьмое, но кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес - единственном известном нам во Вселенной. Это чудо - сама наша планета вместе с атмосферой - вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным. Единственным, потому что остальные планеты нашей солнечной системы, с большей долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока еще не открыли. Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, - загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации. Это чудо - Природа. Человек ее частица. Природа дает человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают его мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячью нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. «Сохраним природу Земли вместе» - тема брифинга.
Аэродромы,
пирсы
и перроны,
леса без птиц
и земли без воды …
Все меньше - окружающей природы.
Все больше - окружающей среды. Всего четыре поэтические строки Р. Рождественского, но в них самая суть серьезнейших изменений, происходящих в природе Земли. Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями и виновниками этих изменений. Чем они могут обернуться для нас сегодняшних и для последующих поколений? Предоставим слово ведущим специалистам.
2. Выступления специалистов.
Ведущий называет вопросы, которые необходимо рассмотреть на брифинге, и приглашает к выступлению специалистов.
- Есть ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?
С информацией выступают экологи Экологи: Дальновидных, неравнодушных людей во все времена волновали экологические проблемы. Так, Ярослав Мудрый законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных. Указ Петра I от 1718 г. предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, а также и тех, кто рубить прикажет, вырезав им ноздри и ушня наказание батогами, посылать в каторжную работу». Этим же указом Петр I потребовал построить очистные сооружения в пределах Петербурга и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах. Согласно Указу 1719 года об охране водоемов «…если кто осквернит Неву отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…». Тысячелетиями вторжение человека в природу расширялось. Научно-технический прогресс принес и продолжает приносить людям многие удобства и комфорт. Он облегчил труд, позволил выйти в космос. Остановить и даже затормозить его невозможно, как невозможно заставить человека перестать думать, дерзать, творить… К сожалению, не все понимали важность охраны окружающей среды. Природа стала слать тревожные сигналы, изменяться. Виновники этих изменений - люди, созданные ими заводы, электростанции, рудники, транспорт, города… Еще несколько десятилетий назад академик В.И. Вернадский, создатель науки биогеохимия, предостерег от хищнического отношения к природе и ее богатствам: результат может быть только один - полное ее уничтожение. Выражение «необходим как воздух» возникло не случайно. Человек способен без пищи прожить недели, без воды дни, а без воздуха минуты. За последние 25 - 30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем его потребило человечество за весь антропоген, то есть за 2 - 3 миллиона лет. В атмосферу выбрасывается сера, азот, цинк, калий, ядовитые вещества. Только углекислого газа ежегодно в мире выбрасывается 5 млрд. тонн, что может привести к потеплению, к частичному таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. Возможные отрицательные последствия для человечества в этом случае трудно даже вообразить. Все острее становится проблема источников чистой пресной воды. Леса - «легкие планеты», безотказные фильтры атмосферы вырубаются быстрее, чем вырастают. Каждый кубометр древесины - это почти полтонны поглощенной из воздуха углекислоты. Биологи уже доказали, что генетическая информация, передаваемая последующим поколениям живой клеткой, может быть искажена и нарушена под воздействие так называемых «мутантов». К их числу относятся радиация, активные химические вещества, ядохимикаты, пестициды, некоторые металлы. В моря и океаны в течение веков сбрасывалось все и без всякого ограничения, в том числе радиоактивные отходы. Многочисленные катастрофы танкеров с нефтью приводят к гибели рыбы, крабов, морских птиц.
Ведущий. Спасибо за информацию.
Приведенные экологом факты тревожны. Они могут показаться вам далекими.
Какова же экологическая обстановка в нашем крае?-
Слово предоставляется представителям Комитета по охране природы.
Звучит стихотворение В. Глебова «И только ахает Природа…».
Весна! Ручьи не умолкают:
Потоки в буйстве - там и тут.
И в наше озеро стекают
И удобренья и мазут.
Весь берег стал похож на свалку -
Чего, чего тут только нет:
Объедки, старые мочалки,
Обрывки книжек и газет…
Растут те свалки год от года
По берегам озер и рек,
И сокрушается Природа:
- Зачем все это, Человек?!
Иду таежною долиной…
И снова - горькие слова:
У сосен высохли вершины,
С берез осыпалась листва,
На травах - черные болячки -
Беда, куда ни погляди…
И разъяснил мне егерь мрачно:
- А что? Кислотные дожди…
… Лес плакал точно в непогоду
Скрипучей жалобой калек,
И я услышал стон Природы:
- Что натворил ты, Человек?!
Раз в туристическом вояже
Я искупаться захотел.
Но прогулялся возле пляжа
И, верь, раздеться не посмел.
Тянуло от воды отравой -
Шибали запахи волной.
Не море - сточная канава
Плескала тихо предо мной.
Дымили вдалеке заводы,
Шумел космический наш век.
Но грустным был венец Природы -
Ее созданье - Человек.
Наш разум стал Природе игом!
А не случится ли вдруг так,
Что нам самим до Красной книги
Останется всего лишь шаг.
От термоядерных реакций
И от химических новаций
Не раз рвалась потомства нить.
Волна чудовищных мутаций
Грозит планету затопить.
Все может быть, все может статься…
Вопрос ребром: быть иль не быть?
Никто за нас того вопроса
И не подумает решить.
А между тем все час за часом
Мы продолжаем зло вершить.
И вот уж нет лесных запасов,
Уже в реке нельзя попить.
Ракеты бьют по небосводу,
Тревожа мирный наш ночлег,
И только ахает Природа:
- Да сын ли ты мне, Человек?
Ведущий. Экологическая ситуация в нашем районе тоже не радует и заставляет задуматься каждого.
- Какое влияние окружающая среда оказывает на здоровье людей?
С информацией выступят медицинские работники . Загрязнение воздуха на 43 - 45 % повинно в ухудшении здоровья населения. На состояние здоровья оказывает влияние и качество питьевой воды. Бактериальное и вирусное загрязнение рек России создает постоянную опасность эпидемиологических вспышек кишечных инфекций. Во многих регионах нашей страны наблюдается превышение допустимого уровня пестицидов в почве, что ведет к заболеваемости детей анемией, туберкулезом. На территориях, подверженных радиоактивному загрязнению в результате аварий в Челябинске, Чернобыле, увеличилось количество заболевших лейкозами, эндокринными заболеваниями. Учеными зарегистрирован рост общей смертности на 17 - 24 %. Многие растения и животные организмы становятся накопителями металлов и стойких химических соединений, их употребление опасно для здоровья. Ведущий. Изменение среды самым непосредственным образом затрагивает здоровье человека, его биологию, все живое. Безрассудная деятельность человека по отношению к природе поставила на грань вымирания 1000 видов позвоночных. В Красную книгу включено: 115 видов животных, 25 % птиц и 44 % зверей, находящихся на грани исчезновению с лица Земли исчезли 118 видов млекопитающих, 127 видов птиц. В зоне экологического бедствия в России проживает 35 млн. человек. Огромный ущерб природе приносят аварии, природные катастрофы (засуха, наводнения, землетрясения …).
- Что необходимо сделать для сохранения природы? Слово предоставляется экономистам. Прежде всего необходимо создавать безопасные технологии, очистные сооружения, нужны больницы с современным оборудованием. На это требуются огромные средства. Их пока недостаточно. Необходимо научиться бережливому отношению к природным ресурсам и сообществам. Для образования в природе слоя почвы толщиной в 5 см требуется, по подсчетам ученых, 2000 лет. Веками, тысячелетиями создавалось это величайшее богатство. Мы обязаны дорожить и оберегать ее от разрушительных последствий. - Что конкретно для сохранения природы может сделать каждый школьник? (Обращает внимание всех на плакат).
ПЛАКАТ: «Будьте активными защитниками природной среды!»
-
Соблюдайте правила поведения в лесу,
на берегу водоемов…
Соблюдайте правила сбора даров леса (грибов, лекарственных растений…)
Заботьтесь
о братьях наших меньших
(муравьях, птицах, ежиках …)
Украшайте
зеленым нарядом
города и села
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, -
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю!
Берегите…
М. Дудин.
Итог урока.
Каждый учащийся делает итог вышесказанному.