Исследовательская деятельность младших учащихся

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Исследовательская деятельность младших учащихся»

Если хочешь научить меня чему-то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться…

Потрогать и подержать в руках

Послушать…

Понюхать…

И может быть попробовать на вкус…

О, сколько всего я смогу

Найти самостоятельно!

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи - вооружить учащегося знаниями - на другую - формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели - установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Так летом 2011 года возникла идея предложить родителям и детям учащимся 1 класса, программу внеурочной деятельности «Я-исследователь», автором которой является Савенкова. На первом занятии была проведена вводная беседа не только с ребятами, но и с их родителями. Каждому их родителей были розданы памятки, в которых было прописаны правила для родителей, чьи дети занимаются исследованием.

Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Ну и в первую очередь я, как учитель естественных наук в нашей школе, была заинтересована в том, чтобы дети ко мне в 5 класс пришли подготовленными для проведения исследовательских работ, проектов на уроках географии, биологии, ну и в дальнейшем на уроках химии.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Основные принципы реализации программы - научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала. Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаю, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем. При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом. Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Я соглашаюсь с

Самуилом Яковлевичем Маршаком, который написал:

Он взрослых изводил вопросом «Почему?»,

Его прозвали «маленький философ».

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не досаждал вопросом «Почему?»

Самое главное в этом процессе, чтобы ребенок был инициатором, а мы с вами наблюдателями, консультантами. Вот это у меня не всегда получалось, так как мы привыкли давать наставления, а не советы. Однако сейчас я чувствую, что я от этого уже ухожу, даю сделать выбор именно ребенку. Во внеурочной деятельности мне помогло еще и то, что администрация школы предоставила мне для работы мини-лабораторию «Юный химик», которая помогла мне в таких исследованиях, как «Очистка воды», «Активность металлов», так же в мой класс был проведен интернет и мы с ребятами смогли поучаствовать в интернет-викторинах «Источник знаний» на тему «Сказка ложь, да в ней намек», «Рыбье царство» на бесплатном интернет-портале «ПроШколу.ru», ребята смогли поучаствовать и моментально пополнить свое портфолио сертификатом.

В течение года группой ребят 1-2 класса были выполнены разные проекты, исследования. Исследования были представлены на Фестивале исследований, который проходил в марте в нашей школе. На фестивале присутствовали ребята нашей школы, учителя, общественность села. Присутствовали родители ребят, их бабушки и дедушки, ведь они являются самыми главными помощниками ребятам. Именно в таких Фестивалях проявляется единство школы и семьи! К каждой работе была представлена выставка, подготовленная ребятами. В ходе фестиваля ребята пели песни, рассказывали стихи, показывали свои видеоклипы.

Ребята уже попробовали выставлять свои работы на исследовательских конкурсах. Так на районном этапе краевого конкурса «Я - исследователь» от нашей школы приняли участие четыре работы учащихся. Тематика работ была разнообразной. Две работы были представлены в номинации «Естествознание» и две работы в номинации «Краеведение». Результат II и III место в районе. Двое ребят были награждены благодарностью за участие. Работа Величко Валерии, занявшая II место была отправлена на краевой этап. Ждем результатов. Шесть работ учащихся были отправлены на Всероссийский конкурс детских исследовательских работ «Мои первые открытия». Одна работа была направлена на Международный интернет-конкурс «Мой край родной».

Обобщив свой опыт по ведению внеурочной деятельности «Я-исследователь», я смогла выставить свой опыт работы не только в социальных сообществах, но и на II Международном интернет-конкурсе для педагогов «Здравствуйте, дети!», в Международной заочной научно-практической конференции учителей «Успешный учитель», этот конкурс еще активный, вы тоже можете поучаствовать. У каждого из вас есть что показать. Хотелось бы свое выступление закончить словами Киплинга:

«96 дорог есть, чтоб песнь сложить ты мог,

И любая правильна, поверь».

© 2010-2022