- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа кружка Изонить
Рабочая программа кружка Изонить
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Голоденко С.А. |
Дата | 13.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Изонить - техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путём пересечения цветных нитей на картоне. Это очень увлекательная работа, доступная людям любого возраста, начиная с самого младшего. Достоинство изонити ещё и в том, что выполняется она очень быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть, где разгуляться. Программа утверждена на уровне ИМЦ администрации г. Шебекино и Шебекинского района. Данная программа основана на знакомстве с декоративно-прикладным творчеством, освоении техники изонить. Актуальность программы заключается в приобщении ребят к творчеству, развитии их способностей, воспитании чувства коллективизма, чувства прекрасного. Занятия в объединении «Изонить» позволяют развивать творческие задатки детей, мелкую моторику пальцев рук, что является мощным стимулом для развития мыслительной активности и интеллекта воспитанников. В этом заключается педагогическая целесообразность данной программы. Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели. Аккуратность, тщательность в исполнении работы, позволяют воспитанникам самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения. Происходит ориентация младших школьников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте. Отличительной особенностью данной программы является вовлечение в детский коллектив детей-инвалидов, чтобы неполноценный в умственном или физическом отношении ребёнок мог вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его развитие, способствуют приобретению уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
Новый подход к построению программы заключается в следующем:
- ориентирует учащихся на дополнительное образование;
- позволяет не только комплексно обогатить учащихся новыми знаниями, расширить кругозор, но и активно развивать познавательные, психологические процессы;
- даёт возможность построить работу с каждым ребёнком, учитывая его природные способности.
Цель программы: гармоничное развитие личности ребёнка средствами эстетического образования; развитие его художественно-творческих умений. Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
- Блок задач по развитию у детей математических представлений.
- Блок задач по сенсорному развитию.
- Блок задач по умственному воспитанию.
- Блок задач по трудовому воспитанию.
- Блок задач по физическому воспитанию.
- Блок задач по нравственному воспитанию.
- Блок задач по эстетическому воспитанию.
Принципы программы:
- Актуальность
- Научность
- Доступность
- Системность
- Практическая направленность
- Обеспечение мотивации
- Реалистичность
- Инвариантивность
Содержание обучения направлено на развитие у ребёнка:
- мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
- сенсорного восприятия;
- глазомера;
- логического мышления;
- воображения;
- волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца);
- художественных способностей и эстетического вкуса.
Программа объединения «Изонить» рассчитана на два года занятий с детьми младшего школьного возраста. Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы, 7-9 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением младшими школьниками "взрослости", желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности. В группе занимается 15 - 20 человек. Объем часов составляет в первый год обучения 72 часа (2 раза в неделю). Занятия проводятся на базе школы (по согласованию). В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ, беседа, рассказы детей, показ преподавателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное вышивание изделий, конкурсы, праздничные программы. В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки.
Цикл занятий состоит из трёх разделов:
- Овладение техникой изонити; изображение углов; моделирование с их использованием образцов.
- Изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити; моделирование с их использованием образцов.
- Воспитательная работа.
К концу I года обучения дети должны:
Знать Уметь
- историю техники изонить
- правила безопасной работы при вышивании
- технологическую последовательность выполнения углов и окружности
- правила перебивки рисунка на бумагу
- правила ухода за вышитыми изделиями
- правила взаимодействия в коллективе
- организовать рабочее место
- выполнять правила безопасной работы при вышивании
- выполнять практическую работу по вышиванию в соответствии с основными этапами и правилами пользования инструментами
- самостоятельно работать с технологической схемой
- экономно расходовать материал;
- подбирать гармоничные цветовые сочетания
- составлять несложную композицию
К концу II года обучения дети должны:
Знать Уметь
- технологическую последовательность выполнения углов и окружности, дуг, завитков
- основные правила сочетания цветов, орнамента и фона
- правила коллективной творческой деятельности
- самостоятельно работать с технологической схемой
- выполнять перебивку рисунка
- самостоятельно составлять узор вышивки
- создавать изделия с использованием технологий
- проявлять гибкость, оригинальность мышления при создании изделий
- создавать авторские изделия
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности: На уровне педагога:
- интегративность программы с программой «Технология»;
- участие в конкурсах;
- развитие новых форм учебно-воспитательной работы;
- проведение открытых занятий, мастер-классов.
- формирование и поддержание интереса к данному курсу;
- участие всех детей в проводимых мероприятиях, конкурсах;
- заинтересованность в личном росте;
- качество выполнения учебных заданий,
- объём художественно-эстетической эрудиции.
Результативность программы «Изонить» определяется диагностическими исследованиями, которые проходят в три этапа. Начальная диагностика проводится в начале первого года обучения. Ее результаты позволяют определить уровень развития практических навыков и разделить детей на уровни мастерства. Это деление обеспечивает личностно-ориентированный подход в процессе учебного занятия. Контрольная диагностика проводится в конце первого года обучения и позволяет проследить результат усвоения практического навыка. Итоговая диагностика проводится в конце второго года обучения. По итогам диагностического исследования, анализа творческой активности (участие в выставках, конкурсах, фестивалях) в конце обучения детям выдается свидетельство об окончании обучения с указанием уровня мастерства («Вышивальщица», «Рукодельница», «Мастерица»).
Изделия, выполненные на втором году обучения, являются итоговым результатом теоретической и практической работы и определяют степень (уровень) овладения программным материалом.
Способы диагностики результативности:
- устный контроль;
- письменный контроль;
- дидактические тесты;
- комплексные опросы (анкетирование, тестирование, собеседование);
- наблюдение;
Ожидаемые результаты реализации программы:
- Наличие повышенного интереса к декоративно-прикладному искусству и изделиям, выполненным в технике «Изонить», творческое самовыражение.
- Овладение обучающихся определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
- Воспитание художественного вкуса, интереса к ручному труду.
- Формирование навыков работы в технике «изонить».
- Формирование и проявление творческой инициативы (усложнение изделий, выполнение более сложного рисунка), нестандартности
- Возможность реализовать свои замыслы, участие творческих работ в конкурсах и выставках, повышение мастерства.
Критерии эффективности обучения Основной объективной оценкой эффективности работы педагога является открытое учебное занятие, мастер-класс, выставочная деятельность. Именно аккуратность вышивания, сложность изделий, коллективные панно, индивидуальные изделия, составляющие оценки качества работы учащихся и педагога.
Формы подведения итогов реализации программы:
Критерии оценки: - оценивается идея, название работы, степень самостоятельности, качество исполнения, эстетический уровень; - оценивается умение описывать композицию в целом и в деталях; умение проводить сравнительный анализ своей работы и работ других участников объединения; - оценивается наблюдательность и фантазия, умение видеть необычное в обычном; - оценивается интерес к специальной литературе по прикладному творчеству; - оценивается свободное владение техническими приёмами; - оценивается устойчивость теоретических знаний по предметам обучения; - оценивается умение проводить самоанализ и самокритику; - оценивается степень участия в коллективных формах работы.
Формы подведения итогов реализации программы:
- выставки детских работ (оформляются временные тематические выставки (к праздникам, юбилейные и другие));
- фестивали творческих работ;
- участие в выставках декоративно-прикладного творчества;
- дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, учащимся);
- коллективные просмотры выставок и их анализ;
- оформление портфолио «Мои достижения»;
- творческие проекты;
- создание детского журнала «Изонить»;
- акция «Подарок своими руками».
Для реализации программы «Изонить» необходимо:
-
Материально-техническое
обеспечение
Методическое и дидактическое
обеспечение
- оборудованный кабинет, согласно нормам СанПин;
- набор рабочего инструмента:
- подборка информационной и справочной литературы.
- сценарии массовых мероприятий, разработанные для организации досуга воспитанников объединения
- наглядные пособия по темам
- набор карт-схем
- образцы вышивки
- диагностические методики для определения уровня ЗУНов творческих способностей.
ПЕРВЫЙ ГОД ПРОГРАММЫ
Цель первого года программы - адаптация детей к новым условиям, к группе; знакомство с предметом «Изонить».
Данная цель требует решения ряда задач:
- получение первичных сведений о технике ниточного дизайна;
- знакомство с декоративно-прикладным творчеством.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ Раздел 1. Введение. Организационное занятие. План занятий и задачи кружка. Изонить как один из видов вышивания. Режим занятий в кружке. Основные сведения об инструментах, материалах. Беседа «Из истории иголки». Требования к оборудованию рабочего места. Изучение правил безопасности труда и личной гигиены. Форма занятия: занятие - игра. Методы и приёмы: рассказ, демонстрация, практическая работа. Дидактический материал: план-конспект, памятки, таблицы, ресурсы - Интернета, работы педагога. Форма подведения итогов: обучающая игра «Рабочее место».
Раздел 2. Углы. Тема 2.1. Последовательность выполнения острого угла. «Морковка». Теория: определение понятий: острый угол, вершина угла, левая и правая стороны угла; последовательность выполнения вышивания острого угла. Практика: выполнение вышивания острого угла. Форма занятия: занятие - конкурс. Методы и приёмы: рассказ, демонстрация, практическая работа. Дидактический материал: план-конспект, таблицы, работа педагога. Форма подведения итогов: беседа, выставка, анализ работ.
Тема 2.2. Последовательность выполнения тупого угла. «Домик». Теория: определение понятий: тупой угол, вершина угла, левая и правая стороны угла; последовательность выполнения вышивания острого угла. Практика: выполнение вышивания тупого угла. Форма занятия: занятие - конкурс. Методы и приёмы: рассказ, демонстрация, практическая работа. Дидактический материал: план-конспект, таблицы, работа педагога. Форма подведения итогов: беседа, выставка, анализ работ.
Тема 2.3. Последовательность выполнения прямого угла. «Рыбка». Теория: определение понятий: прямой угол, вершина угла, левая и правая стороны угла; последовательность выполнения вышивания острого угла. Практика: выполнение вышивания прямого угла. Форма занятия: занятие - конкурс. Методы и приёмы: иллюстративный метод объяснения, демонстрация, практическая работа. Дидактический материал: план-конспект, таблицы, работа педагога. Форма подведения итогов: беседа, выставка, анализ работ.
Тема 2.4. Последовательность выполнения углов. «Узор на закладке». Теория: последовательность выполнения вышивания углов. Практика: выполнение вышивания прямого, острого, тупого углов. Форма занятий: занятие по закреплению знаний. Методы и приёмы: беседа, демонстрация, практическая работа. Дидактический материал: план-конспект, таблицы, работы педагога. Форма подведения итогов: экспресс-опрос, выставка, анализ работ.
Тема 2.5. Последовательность выполнения углов. «Закладка с двумя углами». Теория: последовательность выполнения вышивания углов. Практика: выполнение вышивания прямого, острого, тупого углов. Форма занятий: творческая гостиная. Методы и приёмы: беседа, демонстрация, практическая работа. Дидактический материал: план-конспект, работа педагога. Форма подведения итогов: круглый стол с обсуждением выполненных заданий.
Тема 2.6. «Кленовый лист». Инструктаж по технике безопасности. Теория: последовательность выполнения вышивания углов; инструктаж по технике безопасности. Практика: выполнение вышивания прямого, острого, тупого углов. Форма занятий: занятие - конкурс. Методы и приёмы: беседа, демонстрация, практическая работа. Дидактический материал: план-конспект, памятки, работа педагога. Форма подведения итогов: круглый стол с обсуждением выполненных заданий.
Тема 2.7. «Снежинка» Теория: последовательность выполнения вышивания углов. Практика: выполнение вышивания прямого, острого, тупого углов. Форма занятий: занятие - игра. Методы и приёмы: беседа, демонстрация, практическая работа. Дидактический материал: план-конспект, работа педагога. Форма подведения итогов: беседа, выставка, анализ работ.
Тема 2.8. «Змейка», «Звезда» (по выбору). Теория: последовательность выполнения вышивания углов. Практика: выполнение вышивания прямого, острого, тупого углов. Форма занятий: занятие по закреплению знаний. Методы и приёмы: беседа, демонстрация, практическая работа. Дидактический материал: план-конспект, работы педагога. Форма подведения итогов: круглый стол с обсуждением выполненных заданий.
Тема 2.9. «Новогодняя ветка». Теория: последовательность выполнения вышивания углов. Практика: выполнение вышивания прямого, острого, тупого углов. Форма занятий: творческая гостиная. Методы и приёмы: беседа, демонстрация, практическая работа. Дидактический материал: план-конспект, работа педагога. Форма подведения итогов: круглый стол с обсуждением выполненных заданий.
Раздел 3. Окружности.
Тема 3.1. Последовательность выполнения окружности. «Мячик». Инструктаж по технике безопасности. Теория: определение понятий: окружность, хорда; последовательность выполнения вышивания окружности; инструктаж по технике безопасности. Практика: выполнение вышивания окружности. Форма занятий: занятие по усвоению новых знаний. Методы и приёмы: рассказ, демонстрация, практическая работа. Дидактический материал: план-конспект, таблицы, памятки, работа педагога. Форма подведения итогов: экспресс-опрос, выставка, анализ работ.
Тема 3.2. Последовательность выполнения окружности. «Бусы». Теория: определение понятий: окружность, хорда; последовательность выполнения вышивания окружности. Практика: выполнение вышивания окружности. Форма занятий: занятие по закреплению знаний. Методы и приёмы: беседа, демонстрация, практическая работа. Дидактический материал: план-конспект, таблицы, работа педагога. Форма подведения итогов: беседа, выставка, анализ работ.
Тема 3.3. Коллективное панно ко дню Святого Валентина. Теория: правила композиционного построения в декоративных работах. Практика: выполнение вышивания окружности. Форма занятий: творческая гостиная. Методы и приёмы: рассказ, демонстрация, практическая работа. Дидактический материал: план-конспект, работа педагога, ресурсы Интернета. Форма подведения итогов: круглый стол с обсуждением выполненных заданий.
Тема 3.4. Коллективное панно «8 Марта!» Теория: правила композиционного построения в декоративных работах. Практика: выполнение вышивания окружности. Форма занятий: творческая гостиная. Методы и приёмы: беседа, демонстрация, практическая работа. Дидактический материал: план-конспект, работа педагога, ресурсы Интернета. Форма подведения итогов: круглый стол с обсуждением выполненных заданий.
Тема 3.5. Узор из углов и окружностей. «Мышонок» Теория: последовательность выполнения вышивания углов и окружности. Практика: выполнение вышивания углов и окружности. Форма занятий: занятие по закреплению знаний. Методы и приёмы: беседа, демонстрация, практическая работа. Дидактический материал: план-конспект, работа педагога. Форма подведения итогов: беседа, выставка, анализ работ.
Тема 3.6. Инструктаж по технике безопасности. «Пасхальное яйцо». Теория: правила композиционного построения в декоративных работах; инструктаж по технике безопасности. Практика: выполнение вышивания углов и окружности. Форма занятий: занятие по закреплению знаний. Методы и приёмы: рассказ, демонстрация, практическая работа. Дидактический материал: план-конспект, памятки, работа педагога. Форма подведения итогов: беседа, выставка, анализ работ.
Тема 3.7. Индивидуальная творческая работа. «Одуванчики на лугу». Теория: правила композиционного построения в декоративных работах. Практика: выполнение самостоятельной творческой работы. Форма занятий: занятие по закреплению знаний. Методы и приёмы: беседа, демонстрация, практическая работа. Дидактический материал: план-конспект, работа педагога. Форма подведения итогов: беседа, выставка, анализ работ.
Тема 3.8. Итоговое занятие. Беседа «Что я умею». Теория: подведение итогов, анализ изготовленных работ, проведённых выставок; рекомендации для дальнейшего обучения. Форма занятия: обобщающее занятие. Методы и приёмы: беседа, демонстрация. Дидактический материал: план-конспект, анкета, работы учащихся. Форма подведения итогов: рейтинговая таблица, выставка, анкетирование.
Раздел 4. Воспитательная работа.
- Экскурсии в Эколого-биологический центр с посещением выставок.
- Выставки работ детей объединения перед родителями и учащимися школы.
Ожидаемые результаты:
К концу первого года обучения учащиеся должны знать:
- технику и основные приёмы вышивки «изонить»;
- исторические сведения о вышивке;
- правила пользования инструментами и приспособлениями для вышивки;
- правила безопасности труда и личной гигиены;
- способы выполнения скола;
- пользоваться инструментами и приспособлениями для вышивки;
- выполнять скол;
- выполнять в технике «изонить» угол и окружность.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
п/п
Наименование разделов
и тем
Всего часов
Часы на теорию
Часы на практику
Дата прове
дения
1.
Введение: цели и задачи кружка. Вводный инструктаж по ТБ при работе с колюще-режущими инструментами.
Беседа «Из истории иголки».
2
2
-
2.
Раздел 1. Углы.
27
2.1
Последовательность выполнения острого угла. «Морковка».
-
2
2.2
Последовательность выполнения тупого угла. «Домик».
-
2
2.3
Последовательность выполнения прямого угла. «Рыбка».
-
2
2.4
Последовательность выполнения угла. « Узор на закладке».
-
2
2.5
Последовательность выполнения угла. «Закладка с двумя углами».
-
3
2.6
«Кленовый лист».
Инструктаж по ТБ.
-
4
2.7
«Снежинка».
-
4
2.8
«Змейка», «Звезда».
-
4
2.9
«Новогодняя ветка».
-
4
3.
Раздел 2. Окружности.
41
3.1
Последовательность выполнения окружности. «Мячик». Инструктаж по ТБ.
2
2
3.2
Последовательность выполнения окружности. «Бусы».
4
3.3
Коллективное панно ко дню Святого Валентина.
-
8
3.4
Коллективное панно «8 Марта!».
-
6
3.5
Узор из углов и окружностей. «Мышонок».
-
6
3.6
Инструктаж по ТБ.
Пасхальное яйцо.
-
6
3.7
Индивидуальная творческая работа. «Одуванчики на лугу».
-
6
3.8
Итоговое занятие.
Беседа «Что я умею».
1
-
4.
Воспитательная работа.
2
-
2
Всего:
72
5
67
ВТОРОЙ ГОД ПРОГРАММЫ
Цели второго года программы:
- научить детей работать в группе.
- развивать и совершенствовать умения и навыки работы в технике «изонить».
- изучить новые варианты ниточного дизайна.
В соответствии с целью изменяются задачи:
-
научить применять новые варианты ниточного дизайна;
-
совершенствовать умения и навыки при использовании колющих и режущих инструментов;
-
научить детей взаимопомощи.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Часы на теорию
Часы на практику
1 Введение: цели и задачи кружка. Знакомство с планом работы кружка.
1
1
-
2
Раздел 1. Углы и окружности.
69
2.1
Вводный инструктаж по ТБ при работе с колющими и режущими инструментами. Беседа «Что нужно для работы».
1
-
2.2
Повторить последовательность выполнения угла.
-
4
2.3
Повторить последовательность выполнения окружности.
-
4
2.4
Узор из углов и окружностей.
-
7
2.5
«Осень в лесу» (грибы и листья). Инструктаж по ТБ.
-
4
2.6
Изготовление закладок с использованием новых вариантов ниточного дизайна.
1
4
2.7
Поздравительная открытка «С Новым годом!»
-
6
2.8
«Снеговичок». Инструктаж по ТБ.
-
5
2.9
«Валентинка».
-
6
2.10
Инструктаж по ТБ. Поздравительная открытка «8 Марта!».
-
6
2.11
Творческая работа «Царевна-лебедь».
-
7
2.12
«Пасхальный заяц». Инструктаж по ТБ.
-
7
2.13
Самостоятельная творческая работа «Знак зодиака».
-
6
2.14
Итоговое занятие. Беседа «Как ухаживать за картиной из ниток».
1
3
Воспитательная работа.
2
-
2
Всего:
72
4
68
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ Раздел 1. Введение. Организационное занятие. Повторение пройденного из программы 1-го года обучения. План занятий и задачи кружка на 2-й год обучения. Правила техники безопасности при работе с ножницами, иголками.
Раздел 2. Углы и окружности. Тема 2.1. Вводный инструктаж по ТБ при работе с колющими и режущими инструментами. Беседа «Что нужно для работы». Вводный инструктаж по ТБ при работе с колющими и режущими инструментами. Основные сведения об инструментах, материалах. Требования к оборудованию рабочего места. Форма занятия: деловая игра. Методы и приёмы: беседа, тест, демонстрация, практическая работа. Дидактический материал: план-конспект, таблицы, памятки, работы педагога. Форма подведения итогов: экспресс - опрос.
Тема 2.2. Повторить последовательность выполнения угла. Теория: повторение определения понятий: тупой, прямой и острый углы, вершина угла, левая и правая стороны угла; последовательность выполнения вышивания углов. Практика: выполнение вышивания прямого, острого, тупого углов. Форма занятия: занятие по повторению знаний. Методы и приёмы: беседа, демонстрация, практическая работа. Дидактический материал: план-конспект, таблицы, работы педагога. Форма подведения итогов: беседа, выставка, анализ работ.
Тема 2.3. Повторить последовательность выполнения окружности. Теория: повторение определения понятий: окружность, хорда; последовательность выполнения вышивания окружности. Практика: выполнение вышивания окружности. Форма занятия: занятие по повторению знаний. Методы и приёмы: беседа, демонстрация, практическая работа. Дидактический материал: план-конспект, таблицы, работы педагога. Форма подведения итогов: беседа, выставка, анализ работ. Тема 2.4. Узор из углов и окружностей. Теория: правила композиционного построения в декоративных работах. Практика: выполнение самостоятельной творческой работы. Форма занятий: занятие - конкурс. Методы и приёмы: рассказ, демонстрация, практическая работа. Дидактический материал: план-конспект, работа педагога. Форма подведения итогов: беседа, выставка, анализ работ.
Тема 2.5. «Осень в лесу» (грибы и листья). Инструктаж по технике безопасности. Теория: правила композиционного построения в декоративных работах; инструктаж по технике безопасности. Практика: выполнение самостоятельной творческой работы. Форма занятий: занятие по закреплению знаний. Методы и приёмы: беседа, демонстрация, практическая работа. Дидактический материал: план-конспект, памятки, работа педагога. Форма подведения итогов: беседа, выставка, анализ работ.
Тема 2.6. Изготовление закладок с использованием новых вариантов ниточного дизайна. Теория: правила композиционного построения в декоративных работах; знакомство с новыми вариантами ниточного дизайна. Практика: выполнение новых вариантов ниточного дизайна. Форма занятий: занятие по усвоению новых знаний. Методы и приёмы: рассказ, демонстрация, практическая работа. Дидактический материал: план-конспект, таблицы, работа педагога, ресурсы Интернета. Форма подведения итогов: экспресс - опрос, выставка, анализ работ.
Тема 2.7. Поздравительная открытка «С Новым годом!» Теория: правила композиционного построения в декоративных работах. Практика: выполнение самостоятельной творческой работы. Форма занятий: занятие по закреплению знаний. Методы и приёмы: беседа, демонстрация, практическая работа. Дидактический материал: план-конспект, работа педагога. Форма подведения итогов: беседа, выставка, анализ работ.
Тема 2.8. «Снеговичок». Инструктаж по технике безопасности. Теория: правила композиционного построения в декоративных работах; инструктаж по технике безопасности. Практика: выполнение самостоятельной творческой работы. Форма занятий: занятие - игра. Методы и приёмы: беседа, демонстрация, практическая работа. Дидактический материал: план-конспект, памятки, работа педагога. Форма подведения итогов: экспресс - опрос, выставка, анализ работ.
Тема 2.9. «Валентинка». Теория: правила композиционного построения в декоративных работах; Практика: выполнение самостоятельной творческой работы. Форма занятий: занятие - конкурс. Методы и приёмы: рассказ, викторина, демонстрация, практическая работа. Дидактический материал: план-конспект, работа педагога, ресурсы Интернета. Форма подведения итогов: беседа, выставка, анализ работ.
Тема 2.10. Инструктаж по технике безопасности. Поздравительная открытка «8 Марта!» Теория: правила композиционного построения в декоративных работах; инструктаж по технике безопасности. Практика: выполнение самостоятельной творческой работы. Форма занятий: занятие - игра. Методы и приёмы: беседа, викторина, демонстрация, практическая работа, ресурсы Интернета. Дидактический материал: план-конспект, памятки, работа педагога. Форма подведения итогов: беседа, выставка, анализ работ.
Тема 2.11. Творческая работа «Царевна-лебедь». Теория: правила композиционного построения в декоративных работах; Практика: выполнение самостоятельной творческой работы. Форма занятий: занятие по закреплению знаний. Методы и приёмы: рассказ, демонстрация, практическая работа. Дидактический материал: план-конспект, работа педагога. Форма подведения итогов: беседа, выставка, анализ работ.
Тема 2.12. Инструктаж по технике безопасности. «Пасхальный заяц». Теория: правила композиционного построения в декоративных работах; инструктаж по технике безопасности. Практика: выполнение самостоятельной творческой работы. Форма занятий: творческая гостиная. Методы и приёмы: рассказ, демонстрация, практическая работа. Дидактический материал: план-конспект, памятки, работа педагога, ресурсы Интернета. Форма подведения итогов: круглый стол с обсуждением выполненных заданий.
Тема 2.13. Самостоятельная творческая работа. «Знак зодиака». Теория: правила композиционного построения в декоративных работах; Практика: выполнение самостоятельной творческой работы. Форма занятий: занятие по закреплению знаний. Методы и приёмы: рассказ, демонстрация, практическая работа. Дидактический материал: план-конспект, работа педагога.
Тема 2.14. Итоговое занятие. Беседа «Как ухаживать за картиной из ниток». Теория: подведение итогов, анализ изготовленных работ, проведённых выставок; рекомендации по уходу за картинами из ниток. Форма занятия: обобщающее занятие. Методы и приёмы: беседа, демонстрация. Дидактический материал: план-конспект, работы учащихся. Форма подведения итогов: рейтинговая таблица, анкетирование.
Раздел 3. Воспитательная работа.
- Экскурсии в ИМЦ с посещением выставок.
- Выставки работ детей объединения перед родителями и учащимися школы.
Ожидаемые результаты:
К концу второго года дети должны знать: • технику и основные приёмы вышивания «изонитью»; должны уметь: • составлять рисунки для вышивания; • подбирать нитки для вышивания; • выполнять новые варианты ниточного дизайна; • соблюдать технику безопасности.
Методическое обеспечение программы
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, учение, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие правила:
- виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов объединения;
- деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями её организовывать и осуществлять, способствовать улучшению статуса отдельных учеников в объединении, помогать закреплению ведущих официальных ролей лидеров, чьё влияние благотворно;
- необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделении труда, кооперацию детей, взаимозависимость.
-
- воспитывающего характера труда;
- научности;
- связи теории с практикой (практике отводится 80 % учебного времени)
- систематичности и последовательности;
- доступности и посильности;
- сознательности и активности;
- наглядности;
- прочности овладения знаниями и умениями.
Для данного вида творчества существует своя технология, можно выделить ряд существенных положений образовательного процесса:
-
- обязательное формирование у детей положительной мотивации к творческой деятельности;
-
- получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных практических задач;
-
- обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и практической деятельности не только в ходе учебной работы, но и во внеурочное время, в условиях межличностного общения;
-
- обретение трудовых умений и навыков без принуждения;
-
- занятость каждого ребёнка в течение всего занятия.
СХЕМА ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКАМИ ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА
ЗНАНИЯ
ДЕЙСТВИЯ
ПРИЁМЫ
ОПЕРАЦИИ
УМЕНИЯ
НАВЫКИ
На первой ступени обучения в процессе тренировочных упражнений учащиеся отрабатывают элементарные трудовые умения. Умение - это знание в действии. Всякое трудовое действие осуществляется учащимся с тщательным продумыванием каждого выполненного элемента. Осмысленные и освоенные трудовые действия постепенно объединяются в трудовые приёмы. Основная цель упражнений на первом этапе заключается в том, чтобы ребёнок осознал, как правильно выполнять трудовой приём, и стремился согласовывать свои действия с имеющимися представлениями о действии. На второй ступени обучения вырабатывается система трудовых движений на основе сознательного совершенствования умений, повышается культура труда. Основная цель тренировочных упражнений на втором этапе заключается в том, чтобы учащийся ясно осознал пути совершенствования умений и постепенно от трудовых приёмов переходил к трудовым операциям. На третьей ступени знания и умения (сознательные действия) становятся устойчивыми и постепенно перерастают в навыки (автоматизированные действия). Умения и навыки дополняют и обусловливают друг друга. В конечном итоге каждый ребёнок осваивает следующие умения и навыки: планирует трудовой процесс, организовывает рабочее место, проводит технологические операции и самоконтроль.
Формы организации учебной деятельности:
-
- индивидуальная;
-
- индивидуально-групповая;
-
- групповая (или в парах);
- фронтальная;
- экскурсия;
- конкурс;
- выставка.
Основной вид занятий - практический.
Используются следующие методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемный;
- частично поисковый;
- исследовательский.
Педагогические приёмы:
- формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
- организация деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
- стимулирование и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.)
- свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя степень сложности задания и т.п.
Методы проведения занятий: словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподноситься в форме рассказа информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает интерес у детей к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятиях используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приёмов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности. В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.
Дидактическое и техническое оснащение занятий. Большая часть дидактического материала изготовлена самим педагогом объединения: - индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого учащегося: лекала, трафареты, шаблоны и пр.; - альбомы с образцами, фотографиями, сколами и схемами. Материалы, инструменты, приспособления: материал под основу; ножницы, цветной картон, иголки вышивальные, нитки катушечные, нитки - мулине, ирис, шерстяные и полушерстяные; тесьма, скотч; бисер, проволока и др.
Основные составляющие занятий
Воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет). Дети учатся быть вежливыми: приходя в кабинет, здороваются с педагогом и товарищами, учатся, как можно чаще употреблять «волшебные» слова - «спасибо», «пожалуйста». Своим личным примером педагог побуждает учащихся быть внимательными, добрыми и вежливыми в общении друг с другом. Организация рабочего места. Педагог проверяет готовность детей к занятию. Рабочее место каждый ребёнок организует для себя сам. Постепенно дети привыкают к тому, что на рабочем столе должны находиться только те материалы и приспособления, которые необходимы для данной работы. Наглядные пособия располагаются так, чтобы они не мешали работе, не были испорчены. Педагог приучает детей к чистоте и аккуратности. Если у некоторых учащихся отсутствуют необходимые материалы или инструменты, то педагог выдаёт их из дополнительных запасов. Повторение пройденного материала. Чаще всего используется фронтальный опрос; при необходимости применяются тесты. Имеет место практика повторения темы через разгадывание кроссворда.
Перечисленные элементы (см. Схема 1) не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.
Опыт по работе дополнительного объединения «Изонить» был представлен на заседании ММО учителей начальных классов в 2005 году, а также размещён в Интернете на сайте http://festival.1september.ru в 2008 году.
Схема 1.
ЛИТЕРАТУРА:
- Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. - М.:АРКТИ, 2005. - 288с.
- Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпромбытиздат, 1993.
- Горбачёва Т.А. Единство учебной, внеурочной и внешкольной работы - основа реализации права каждого ребёнка на творческое развитие. // Классный руководитель. - 2002. - № 6.
- Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2000.
- Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. - Ярославль: Академия развития, 1997.
- Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах. - М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2005.
- Стильный интерьер своими руками. Картины из ниток/сост.Г.А. Браницкий. - Республика Тыва: Изд-во АСТ, 2005.
- Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт-сост. Л.В. Горнова и др. - Волгоград: Учитель, 2008.
Интернет-ресурсы:
- http://festival.1september.ru
- stranamasterov.ru
Результаты участия в творческих конкурсах
№ п/п
Ф.И. учащегося
Класс
Год
Название конкурса
Уровень конкурса
результаты
Овчарова Настя
1 класс
2008
«Зимняя фантазия»
Районный
Участник
Дзюба Настя
1 класс
2008
«Зимняя фантазия»
Районный
Участник
Красюкова Света
1 класс
2008
«Моя семья»
Международный
Участник
Адамович Наташа
1 класс
2008
«Моя семья»
Международный
Участник
Комиссарова Настя
2 класс
2008
«Познание и творчество» («Юный художник», летний тур)
Всероссийский
Лауреат
Гузнародова Карина
5 класс
2008
«Познание и творчество»,
1 тур («Графические головоломки», «Изобразительное исскуство»)
Всероссийский
Лауреат
Красюкова Света
2 класс
2008
«Я - автор!»
Районный
Статья в газете «Красное знамя»
Красюкова Света
2 класс
2009
«Ёлочка»
Всероссийский
Участник
Адамович Наташа
2 класс
2009
«Ёлочка»
Всероссийский
Участник
Дзюба Настя
2 класс
2009
«Зимняя фантазия»
Районный
I место
Дзюба Настя
2 класс
2009
«Портфолио»
Всероссийский
опубликовано в
Интернете
Цыгулёва Наталья
1 класс
2010
«Портфолио»
Всероссийский
опубликовано в
Интернете
Овчарова Анастасия
1 класс
2010
«Портфолио»
Всероссийский
опубликовано в
Интернете
Ежелев Никита
2 класс
2011
«Портфолио»
Всероссийский
опубликовано в
Интернете
Антоненко Владислав
2 класс
2011
«Портфолио»
Всероссийский
опубликовано в
Интернете