Урок внеклассного чтения «Хлеб - всему голова»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа

им. М.М. Рудченко села Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»



Урок внеклассного чтения в 3 классе.

«Хлеб - всему голова»















Подготовила.

Учитель начальных классов

И.П.Соловьёва

Соловьёва Ирина Петровна

учитель начальных классов

МОУ «СОШ им.М.М.Рудченко

с. Перелюб»

ТЕМА. Хлеб - всему голова.


Цель. Создать условия для усвоения новых знаний.

Задачи. Развитие умения оперировать различными формами при работе над

текстом; формирование представления о том, что хлеб - основа жизни человека; развитие речи, критического мышления; воспитание бережного отношения к хлебу, уважения к людям труда.

Методы: наглядные, проблемные, практические, словесные.

Средства: картина И.И. Шишкина «Рожь», Е.Пермяк «Славка» - рассказ, карточки с заданиями, презентация «Хлеб - всему голова.»

ХОД УРОКА.


СЛАЙД 1


1. ОРГ. МОМЕНТ.

СЛАЙД 2

Существует на Руси обычай встречать гостей хлебом - солью. На наш урок пришли гости и мы встретим их хлебом - солью, как делали это задолго до нас, если мы хотим кого - то встретить с честью и почётом.

Встретить щедро, от души.

С уважением большим.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Дорогой наш гость и друг

Принимай хлеб - соль из рук.

2. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.

Отгадайте загадку.

В землю тёплую уйду,

К солнцу золотом взойду

В нём тогда таких, как я,

Будет целая семья.

(колос, зерно)




Соловьёва Ирина Петровна

учитель начальных классов

МОУ «СОШ им.М.М.Рудченко

с. Перелюб»





СЛАЙД 3

На ваших столах лежит хлеб, у меня в руках зёрна злаковых культур (пшеница, рожь, ячмень). Из муки каких зёрен пекут пшеничный хлеб, ржаной. А что же делают из ячменя?(ячменная крупа, в народе «ячка»).

Для выпечки одного батона требуется 10.000 зёрен. О чём же пойдёт разговор на уроке?

СЛАЙД4

Художники изображали на своих полотнах красоту хлебного поля. В 1878 году И.И. Шишкин пишет картину «Рожь».

Ученик. Широкие неоглядные дали открываются перед нами, хлеба стеной стоящие до горизонта, золотистая спеющая рожь клонит свои тяжёлые колосья до самой земли.

СЛАЙД 5


Поэты в своих стихах воспевали хвалу хлебу, труженику полей.

Ученик. Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке,

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют,

Пашут каждую весну

Поднимают целину,

Сеют, жнут, ночей не спят…

С детства знай, как хлеб растят.

Мы познакомились с произведениями о хлебе. Сегодня подробно остановимся на рассказе Е. Пермяка «Славка».

СЛАЙД 6

- Кто работал дома с лингвистическим словарём?

- Какие слова и выражения вы записали?

( колхоз, всходы, удобрил землю, агроном, молотьба, ток)

- Объясните лексическое значение слов и выражений по группам.

1группа - колхоз, всходы, удобрил землю.

2 группа - агроном, молотьба, ток.

(чтение по лингвистическому словарю)

- С какой книгой работали?

Соловьёва Ирина Петровна

учитель начальных классов

МОУ «СОШ им.М.М.Рудченко

с. Перелюб»


-Да, именно «Толковый словарь русского языка» помог нам понять значение слов.

- О какой профессии мечтал мальчик? Когда у него появилось это желание?

1 группа.

- Подтвердите свой ответ словами из текста.

2 группа.

- Каким было первое опытное поле мальчика?

1 группа.

- Как Славка обрабатывал свой первый урожай? Кто ему в этом помогал?

2 группа.

- Проследите, как с каждым годом расширялось поле, какой был собран уро

жай?

1 группа - 2, 4 год.

2 группа - 3, 5 год.

Прочитайте.

- При каких обстоятельствах мальчик проявил настоящее

мужество. Расскажите.

- Поставьте себя на место Славки. Смогли бы вы так поступить?

- Объясните, значение слов отца «ты настоящий мужчина».

В прямом или переносном смысле употреблено это выражение?

1 группа

2 группа

- Какие черты характера присущи герою произведения?

1 группа - о нём

2 группа - не о нём

любопытный

упорный

серьёзный

глупый

трудолюбивый

упрямый

непослушный

терпеливый

- Кто помогал Славке в работе?



Соловьёва Ирина Петровна

учитель начальных классов

МОУ «СОШ им.М.М.Рудченко

с. Перелюб»



ФИЗМИНУТКА


- Представьте, что каждый из вас зёрнышко. Давайте проследим, как

появляется и растёт колосок (посадили, корень, стебель, листочки, колосок тянется к солнцу, налетела туча, ветер, пошёл ливень). Хороший вырастили хлеб! Взяли в руки серп, срезали колосья серпом, скосили косой, косим комбайном.

3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

- Вы поняли, что не в уютном помещении под тёплой крышей растёт хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто хлебное поле.

- Выберите из пословиц ту, которая подходит к рассказу. Объясните почему?

1 группа - Дело в руках огнём горит.

За всё берётся, да не всё удаётся.

2 группа - Труд кормит, а лень портит.

С умом задумано, без ума сделано.

- Перефразируйте вторую пословицу так, чтобы она подходила к рассказу.

СЛАЙД 7

- О Славке мы узнали из произведения Е.Пермяка, а рядом с нами живут люди, которые растят хлеб для нас.

- Вы проводили поисковую работу. Вам предстояло найти людей, которые трудятся на полях нашего района. Расскажите о них.

СЛАЙД 8 9 10 11 12

(дети выступают с сообщениями)

СЛАЙД 13


- Но к сожалению, есть люди, которые незадумываясь бросают кусочки

хлеба.

Соловьёва Ирина Петровна

учитель начальных классов

МОУ «СОШ им.М.М.Рудченко

с. Перелюб»

- А знаете ли вы. что если каждый человек за 1 день не доест и выбросит 50 г хлеба, то это составит у нас с школе 10 кг, которыми можно накормить 20 человек в день, 600 в месяц, 7.200 за год.

Ученик. Даже не верится нам с то бою,

что кто - то сорит этим чудом земли.

Сердце за хлеб обливается болью,

Когда он лежит в придорожной пыли.

И если заметишь кусок в небрежной

в грязи придорожной, в подножной пыли.

То самое первое сердца движенье

поднять и спасти это чудо земли.

- А чтобы не выбрасывать кусочки чёрствого хлеба, что с ними можно сделать?

СЛАЙД 14

- Мало кому известно всё разнообразие блюд, которое можно приготовить из кусочков чёрствого хлеба. Предлагаем рецепты, которые мы узнали от прабабушек, бабушек и мам, они будут полезны каждой хозяйке. Книга рецептов издана под редакцией 3 «а" класса.

СЛАЙД15


4. Итог урока

- Как вы понимаете народную мудрость

« Ничего дороже нет на свете,

Чем хлеб, лежащий на столе».

- Что же такое хлеб, продолжите.

Хлеб - это…

5.ОЦЕНКИ.


6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.


- Запомните правила, которым должен следовать каждый человек. Расскажите об этом своим друзьям.


Соловьёва Ирина Петровна

учитель начальных классов

МОУ «СОШ им.М.М.Рудченко

с. Перелюб»



7.РЕЛАКСАЦИЯ.


-Урок подошёл к концу, подойдите к вывеске, которая соответствует вашим ощущениям на уроке. (На уроке мне было скучно. Я устал! На уроке я чувствовал себя уверенно, узнал много нового и интересного. Мне было интересно на уроке. Хочу продолжить разговор по данной теме).


© 2010-2022