- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок внеклассного чтения «Хлеб - всему голова»
Урок внеклассного чтения «Хлеб - всему голова»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | #ЗНАЧ! |
Дата | 06.12.2012 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
им. М.М. Рудченко села Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»
Урок внеклассного чтения в 3 классе.
«Хлеб - всему голова»
Подготовила.
Учитель начальных классов
И.П.Соловьёва
Соловьёва Ирина Петровна
учитель начальных классов
МОУ «СОШ им.М.М.Рудченко
с. Перелюб»
ТЕМА. Хлеб - всему голова.
Цель. Создать условия для усвоения новых знаний.
Задачи. Развитие умения оперировать различными формами при работе над
текстом; формирование представления о том, что хлеб - основа жизни человека; развитие речи, критического мышления; воспитание бережного отношения к хлебу, уважения к людям труда.
Методы: наглядные, проблемные, практические, словесные.
Средства: картина И.И. Шишкина «Рожь», Е.Пермяк «Славка» - рассказ, карточки с заданиями, презентация «Хлеб - всему голова.»
ХОД УРОКА.
СЛАЙД 1
1. ОРГ. МОМЕНТ.
СЛАЙД 2
Существует на Руси обычай встречать гостей хлебом - солью. На наш урок пришли гости и мы встретим их хлебом - солью, как делали это задолго до нас, если мы хотим кого - то встретить с честью и почётом.
Встретить щедро, от души.
С уважением большим.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Дорогой наш гость и друг
Принимай хлеб - соль из рук.
2. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.
Отгадайте загадку.
В землю тёплую уйду,
К солнцу золотом взойду
В нём тогда таких, как я,
Будет целая семья.
(колос, зерно)
Соловьёва Ирина Петровна
учитель начальных классов
МОУ «СОШ им.М.М.Рудченко
с. Перелюб»
СЛАЙД 3
На ваших столах лежит хлеб, у меня в руках зёрна злаковых культур (пшеница, рожь, ячмень). Из муки каких зёрен пекут пшеничный хлеб, ржаной. А что же делают из ячменя?(ячменная крупа, в народе «ячка»).
Для выпечки одного батона требуется 10.000 зёрен. О чём же пойдёт разговор на уроке?
СЛАЙД4
Художники изображали на своих полотнах красоту хлебного поля. В 1878 году И.И. Шишкин пишет картину «Рожь».
Ученик. Широкие неоглядные дали открываются перед нами, хлеба стеной стоящие до горизонта, золотистая спеющая рожь клонит свои тяжёлые колосья до самой земли.
СЛАЙД 5
Поэты в своих стихах воспевали хвалу хлебу, труженику полей.
Ученик. Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке,
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют,
Пашут каждую весну
Поднимают целину,
Сеют, жнут, ночей не спят…
С детства знай, как хлеб растят.
Мы познакомились с произведениями о хлебе. Сегодня подробно остановимся на рассказе Е. Пермяка «Славка».
СЛАЙД 6
- Кто работал дома с лингвистическим словарём?
- Какие слова и выражения вы записали?
( колхоз, всходы, удобрил землю, агроном, молотьба, ток)
- Объясните лексическое значение слов и выражений по группам.
1группа - колхоз, всходы, удобрил землю.
2 группа - агроном, молотьба, ток.
(чтение по лингвистическому словарю)
- С какой книгой работали?
Соловьёва Ирина Петровна
учитель начальных классов
МОУ «СОШ им.М.М.Рудченко
с. Перелюб»
-Да, именно «Толковый словарь русского языка» помог нам понять значение слов.
- О какой профессии мечтал мальчик? Когда у него появилось это желание?
1 группа.
- Подтвердите свой ответ словами из текста.
2 группа.
- Каким было первое опытное поле мальчика?
1 группа.
- Как Славка обрабатывал свой первый урожай? Кто ему в этом помогал?
2 группа.
- Проследите, как с каждым годом расширялось поле, какой был собран уро
жай?
1 группа - 2, 4 год.
2 группа - 3, 5 год.
Прочитайте.
- При каких обстоятельствах мальчик проявил настоящее
мужество. Расскажите.
- Поставьте себя на место Славки. Смогли бы вы так поступить?
- Объясните, значение слов отца «ты настоящий мужчина».
В прямом или переносном смысле употреблено это выражение?
1 группа
2 группа
- Какие черты характера присущи герою произведения?
1 группа - о нём
2 группа - не о нём
любопытный
упорный
серьёзный
глупый
трудолюбивый
упрямый
непослушный
терпеливый
- Кто помогал Славке в работе?
Соловьёва Ирина Петровна
учитель начальных классов
МОУ «СОШ им.М.М.Рудченко
с. Перелюб»
ФИЗМИНУТКА
- Представьте, что каждый из вас зёрнышко. Давайте проследим, как
появляется и растёт колосок (посадили, корень, стебель, листочки, колосок тянется к солнцу, налетела туча, ветер, пошёл ливень). Хороший вырастили хлеб! Взяли в руки серп, срезали колосья серпом, скосили косой, косим комбайном.
3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
- Вы поняли, что не в уютном помещении под тёплой крышей растёт хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто хлебное поле.
- Выберите из пословиц ту, которая подходит к рассказу. Объясните почему?
1 группа - Дело в руках огнём горит.
За всё берётся, да не всё удаётся.
2 группа - Труд кормит, а лень портит.
С умом задумано, без ума сделано.
- Перефразируйте вторую пословицу так, чтобы она подходила к рассказу.
СЛАЙД 7
- О Славке мы узнали из произведения Е.Пермяка, а рядом с нами живут люди, которые растят хлеб для нас.
- Вы проводили поисковую работу. Вам предстояло найти людей, которые трудятся на полях нашего района. Расскажите о них.
СЛАЙД 8 9 10 11 12
(дети выступают с сообщениями)
СЛАЙД 13
- Но к сожалению, есть люди, которые незадумываясь бросают кусочки
хлеба.
Соловьёва Ирина Петровна
учитель начальных классов
МОУ «СОШ им.М.М.Рудченко
с. Перелюб»
- А знаете ли вы. что если каждый человек за 1 день не доест и выбросит 50 г хлеба, то это составит у нас с школе 10 кг, которыми можно накормить 20 человек в день, 600 в месяц, 7.200 за год.
Ученик. Даже не верится нам с то бою,
что кто - то сорит этим чудом земли.
Сердце за хлеб обливается болью,
Когда он лежит в придорожной пыли.
И если заметишь кусок в небрежной
в грязи придорожной, в подножной пыли.
То самое первое сердца движенье
поднять и спасти это чудо земли.
- А чтобы не выбрасывать кусочки чёрствого хлеба, что с ними можно сделать?
СЛАЙД 14
- Мало кому известно всё разнообразие блюд, которое можно приготовить из кусочков чёрствого хлеба. Предлагаем рецепты, которые мы узнали от прабабушек, бабушек и мам, они будут полезны каждой хозяйке. Книга рецептов издана под редакцией 3 «а" класса.
СЛАЙД15
4. Итог урока
- Как вы понимаете народную мудрость
« Ничего дороже нет на свете,
Чем хлеб, лежащий на столе».
- Что же такое хлеб, продолжите.
Хлеб - это…
5.ОЦЕНКИ.
6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
- Запомните правила, которым должен следовать каждый человек. Расскажите об этом своим друзьям.
Соловьёва Ирина Петровна
учитель начальных классов
МОУ «СОШ им.М.М.Рудченко
с. Перелюб»
7.РЕЛАКСАЦИЯ.
-Урок подошёл к концу, подойдите к вывеске, которая соответствует вашим ощущениям на уроке. (На уроке мне было скучно. Я устал! На уроке я чувствовал себя уверенно, узнал много нового и интересного. Мне было интересно на уроке. Хочу продолжить разговор по данной теме).