- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языкуна тему: Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Конспект урока по русскому языкуна тему: Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Андреева М.В. |
Дата | 31.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок русского языка во 2 классе
Дата проведения: 22.03.2013
Учитель: Андреева М. В.
Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Задачи:
-
Образовательная - познакомить с понятием неодушевлённые существительные; учить распознать одушевленные и неодушевленные существительные;
-
Развивающая - развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
-
Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.
-
Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к доске «Smart Board», учебник «Русский язык» Л.Я.Желтовская, О. Б. Калинина.
Тип урока: объяснение нового материала
Цели урока направлены на достижение учащимися:
личностных результатов:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.
метапредметных результатов:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуации неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно
взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.
предметных результатов:
- первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;
-распознавать одушевленные и неодушевленные существительные ;
- находить грамматическую группу слов - имена существительные, отличать от других частей речи;
- определять у имени существительного значение,
Этап урока
Деятельность учителя
Действия учащихся
Формирование УУД
I. Орг. момент. Сообщение темы и задач урока.
Запись даты. Слайд 1-3.
Проверка осанки.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все на месте, все в порядке,
Книжки, ручки и тетрадки!
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я, друзья мои, не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь
Открывают тетради, записывают дату.
Личностные УУД:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.
II. Актуализация знаний. Минутка чистописаиия.
III. Объяснение нового материала.
Сообщение темы и задач урока.
Словарная работа.
.
Работа по группам
Работа по учебнику.
IV.Применение нового знания
Коррекция.
Работа по учебнику.
Рефлексия
Домашнее задание.
А) Загадка.
Ходит по лесу Федот,
Летом лыко дерет,
Зимой лапу сосет.(медведь)
-Назовите первый звук в слове медведь?
Звук (м) и звук (м) обозначается на письме буквами ММ, Запишите минутку чистописания с этими буквами.
Б) Сообщение учителем дополнительного материала для детей о белом и буром медведях, о талисманах Зимних Олимпийских игр в Сочи. Бе́лый медве́дь, или полярный медведь, или северный медведь, или морской медведь-один из самых крупных хищников. Его длина достигает 3 м, масса до 1 т.
Белого медведя от других медведей отличают длинная шея и плоская голова. Кожа у него чёрная.
Подошвы ног подбиты шерстью, чтобы не скользить по льду и не мёрзнуть. Между пальцами есть плавательная перепонка, а передняя часть лап оторочена жёсткими щетинками. Крупные когти могут удержать даже сильную добычу.
Зимние Олимпийские игры 2014 будут проводиться с 7 по 23 февраля 2014 года в городе Сочи, Россия. Согласно утверждённым итогам финального голосования 26 февраля 2011 года, выбрано 3 талисмана - Леопард, Белый медведь, Зайка.
Звуко-буквенный анализ слов.
1.Запишите однокоренные слова. Выдели корень.
2. Выполни фонетический разбор словарного слова
3.Собери пословицу.
Медведь, да, всю, одну, зиму, лапу, сосет, сыт, живет
-Объясни значение пословицы.
-Подчеркните в предложение главные члены предложения.
Запомните как записывается словарное слово -медведь и не делайте в нем ошибок.
1.Ребусы.
-Вспомним написание других словарных слов, разгадайте ребусы.
-К какой группе частей речи можно отнести все эти слова?
-Дайте определение имени существительному как части речи.
Создание проблемной ситуации.
-Почему к одним именам существительным мы задаем вопрос кто?, а к другим- вопрос что? Как вы различаете эти слова?
Дайте определение, какие существительные называются одушевлёнными, какие неодушевлёнными?
В русском языке принято такие сущ-е называть одушевленными и неодушевлёнными.
-0пределите тему нашего урока.
- Кто сформулирует тему нашего урока?
-Разделите записанные словарные слова на 2 группы: 1- вариант-одушевленные имена существительные, 2- вариант-неодушевленные имена существительные.
Проверка индивидуальной работы. Вывод.
А теперь откроем учебник на странице 82 , прочитаем определение, данное в нем.
- Ребята! Какие вы молодцы!
Вы дали полное определение.
-Определите среди следующих существительных одушевленные и неодушевленные, запишите в продолжении столбиков в тетрадь.
-Найдите в каждом слове «спрятанные слова». Запишите в столбики в тетрадь.
-Проверка написанного.
Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
Составьте и запишите из данных букв слова , работая самостоятельно , по вариантам.
Взаимопроверка написанного Оцените работу товарища. -Обменяйтесь тетрадями, проверьте
Упражнение 4 с.83
Кого люди называют животными? Прочитай.
-Выпиши имена существительные, к которым поставишь вопрос кто? Подчеркни в них известные тебе орфограммы.
Проверка написанного.
На какие две группы можно разделить записанные вами слова?
Определение единственного и множественного числа имен существительных.
К какой части речи речи относятся данные слова?
- Определите число имен существительных.
-_Назовите имена существительные во множественном числе.
Род имени существительного.
Прочитайте слова. По какому принципу они разделены?
Вывод по части речи-существительное. Морфологический разбор слова.
-Вы назвали морфологические признаки существительного, которые будете изучать более подробно в дальнейшем и пополнять свои знания.
Интерактивная игра : « Два мыша»
1.Я считаю, что урок прошёл для меня с пользой. Я научился различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные и могу помочь другим.
2.-Я считаю, что научился различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, но мне ещё нужна помощь.
3.- Я считаю, что было трудно на уроке
С.82 упр.2.
Слайд4. Презентации
Слайд.5
(М) -Мягкий согласный.
ММ мм ММ мм ММ мм ММ мм
Слайд6,7.
Слайд 7.
Слайд 8-14.
Медведь, медвежий , медвежонок, медвежата.
1 ученик у доски индивидуальная работа
Медведь-(мидвэть)-2 слога,7 букв, 6 звуков,2 гласные, 4 согласные.
М-(м)-согл.,мягк.,зв.
Е-(э)-гласн.,безуд.
Д-(д)-согл.,тв.,зв.
В-(в)-согл., мягк.,зв.
Е-(е)-гласн, ударн.
Д-(т)-согл.,мягк.,глух.
Медведь одну лапу сосет, да всю зиму сыт живет.
«Медведь одну лапу сосет, да всю зиму сыт живет», - говорится в русской пословице. Выражение «сосать лапу» давно стало устойчивым и означает жить впроголодь. Бытует мнение, что медведь во время зимней спячки сосет лапу.
Слайд 15-20.
Запись в тетрадь словарных слов.
Сорока, коньки, ворона, мороз.
Имена существительные, т.к. эти слова обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? И что?
Имя существительное -это часть речи , которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?
Слайд 21-26.
Имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? обозначают людей и животных, а существительные, которые отвечают на вопрос что? обозначают другие предметы.
Одушевленные и неодушевленные имена существительный.
Слайд 27.
Кто? что?
сорока коньки
корова мороз
ворона
Проверка индивидуальной работы. Обсуждение.
Это сущ-е.
В первом столбике существительные, которые отвечают на вопрос: кто?, обозначают людей и животных, это одуш сущ-е,
во втором - на вопрос: что? Не обозначают людей и животных Они обозначают неживой предмет.
Учащиеся читают правило и сопоставляют с о своими выводами.
Слайд 28.
Шутка, удочка, тюлень, бабочка.
Утка, дочка, лень, бабочка.
Слайд 32-38.
Слайд 39.
1-вариант 2-вариант.
Кто? что?
БЕЛКА РАДУГА
РЫБКА РОЗА
ГУСЕНИЦА КОНФЕТА
Проверим, поменяв тетради .
.
Животные… Кого ты представляешь за этим словом? Собаку? Может быть белочку?
А рыбок, мохнатых шмелей, раков представляешь? Ты спросишь: разве они тоже животные? Да. И звери, и птицы, и рыбы, и насекомые, и даже черви-все это животные.
Ученик читает : кто? животные, собака, белочка, рыбки, шмели, раки, звери, птицы, рыбы, насекомые, черви.
На существительные единственного числа и множественного числа.
Слайд 43.
Глаз, ёж, гриб, медведь
-К имени существительному.
- Единственное число.
Глаза, ежи, грибы, медведи.
Слайд 44.
Существительные разделены по роду. К первому столбику можно задать вспомогательные слова - он, мой-мужской род, ко второму- она. Моя-женский род, к третьему -оно, моё-средний род.
Слайд 45-48.
Имя существительное обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? что?, бывает одушевленным и неодушевленным, изменяется по числам: единственное и множественное число, имеет род: женский, мужской , средний.
Договариваясь, каждый ряд выбирает себе «мыша», который будет делать ход по маршруту, выполнив задания по теме урока.
Слайд 49-50.
Познавательные УУД:
понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме;
- находить имена существительные, отличать от других частей речи;
- определять у имени существительного значение,
-распознавать одушевленные существительные ;
ПознавательныеУУД информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ информации
Регулятивные УУД:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
Коммуникативные УУД:
-формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться приходить к общему решению(во фронтальной деятельности
Личностные УУД:- самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет, самостоятельное определение темы урока
Коммуникативные УУД:
-формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться приходить к общему решению(во фронтальной деятельности под руководством учителя под руководством учителя
Познавательные УУД (логические):
- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: на основании образования групп слов делать вывод;
знакомство с разными моделями одной и той же единицы языка.
Слова - предметы, одушевленные и неодушевленные существительные.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
Коммуникативные УУД:
-формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить
к общему решению
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуации неуспеха;
Регулятивные УУД:
Саморегуляция (взаимоконтроль, самоконтроль)
Познавательные УУД (логические):
- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: на основании образования групп слов делать вывод;
знакомство с разными моделями одной и той же единицы языка.
Слова - предметы, единственное и множественное число, род: женский , мужской и средний..
Познавательные УУД (логические):
- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: на основании образования групп слов делать вывод;
Рефлексия:
Личностные УУД:
представление о причинах успеха в учебе;
Регулятивные УУД:
-оценивать совместно
с учителем или одноклассниками результат
своих действий;
Коммуникативные УУД:
-формулировать собственное мнение и позицию;
-строить устные высказывания
.
.
.