Инновационная деятельность, как один из критериев успешности учителя

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Инновационная деятельность, как один из критериев успешности учителя

Подготовила: Пожилова Т. В.,

учитель начальных классов

Содержание

1. Введение

2. Основная часть

2.1. Сущность и признаки понятия «инновационная технология в педагогическом процессе»

2.2. Формы уроков с использованием инновационных технологий

2.3. Использование инновационных технологий в учебной деятельности (из опыта работы)

3. Заключение

4. Литература

Введение.

Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего освоения знаний. Основная задача государственного стандарта нового поколения состоит в том, чтобы обеспечить ребенка качественным образованием на первой ступени обучения.

В современной начальной школе ребенка недостаточно обучить только чтению, счету и письму. Его необходимо обеспечить новыми умениями. Это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, а также сформированная сознательная мотивация к обучению, самоорганизация и саморазвитие.

Необходимо создать такие условия, которые позволят повысить у детей интерес к учебе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. И тогда ученик начнет получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда.

В решении этих проблем ведущая роль отводится учителю. Необходимо пересмотреть свою работу, освоить новые методы обучения современного младшего школьника, по-новому взглянуть на само построение урока, форму его проведения.

Как известно, усвоение любого материала трудно дается школьникам, если они выступают в роли пассивных слушателей. Наоборот, при самостоятельной работе учащиеся с большим интересом и меньшими сложностями осваивают этот же материал.

Следовательно, задача учителя - постараться построить изучение учебного материала на уроках так, чтобы большая часть его была освоена школьниками самостоятельно.

Решению этой задачи в достаточной мере помогает использование в учебном процессе инновационно-педагогических технологий.

Основная часть

2.1.Понятие «инновационная технология в педагогическом процессе»

Педагогическая технология будет оптимальной, если:

- ее применение способствует достижению каждым школьником уровня обученности, развитости и воспитанности в зоне его ближайшего развития;

- ее применение не превышает научно обоснованных затрат времени учителя и учащихся, то есть дает максимально

возможные в данных условиях результаты за промежутки

времени, определенных государственным образовательным стандартом и уставом образовательного учреждения.

В нашей профессиональной жизни прочно утвердилось понятие "инновации". Русский аналог этому слову - нововведение. Сегодня инновационные явления обнаруживаются во всех элементах педагогического процесса. Так, инновационный урок рассматривают с позиции новых введений в организацию учебного процесса на определенный период времени.

Различают:

Технология деятельностного метода- ориентирована на личностное развитие ребенка, где знания рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их чувств и эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности. Ученик не просто выполняет задание учителя - он учится учиться. В структуре урока, наряду с известными нам этапами, есть такие как: фиксация затруднения в деятельности, построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания), самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, рефлексия.

Технология работы с портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся, портфолио помогает решать такие педагогические задачи, как поддерживание высокой учебной мотивации школьников, поощрение возможностей для самообучения, развития навыков рефлексивной и оценочной деятельности.

Интерактивные технологии - обучение в диалоге, работа в парах и группах.

Информационные технологии в образовательном процессе (компьютерные технологии).

2.2.Формы уроков с использованием инновационных технологий

Инновационный урок - это динамичная, вариативная модель организации обучения и учения учащихся на определенный период времени. В его основе могут быть: элементы внеклассной работы, лабораторных и практических работ, экскурсий, форм факультативных занятий; обучение учащихся через художественные образы; раскрытие способностей школьников через активные методы творческой деятельности (при помощи элементов театра, музыки, кино, изобразительного искусства); научно-исследовательская деятельность, подразумевающая активное применение методологических знаний в процессе обучения, раскрывающая особенности мыслительной работы учащихся; применение психологических знаний, отражающих специфику личности учащихся, характер отношений в коллективе, и т. д.

Виды инновационных уроков:

  • уроки самостоятельной деятельности;

  • исследовательские;

  • на основе групповой технологии;

  • проблемные;

  • дифференцированного обучения;

  • на основе проектной деятельности;

  • уроки-тренинги, и

  • интегрированные уроки.

  • Уроки самостоятельной деятельности - форма учебного процесса на основе организации самостоятельной работы учащихся. Цель таких уроков - формирование и развитие механизмов независимости школьников, утверждение самостоятельных качеств личности. Для каждого ученика разрабатывается модель самостоятельной работы: подбирается технология обучения; объем и содержание учебного материала; литература и дидактический материал; технико-технологические средства учебного процесса. Каждому ученику выдаются соответствующие рекомендации в письменной и устной форме.

  • Исследовательский урок - это форма обучения школьников на основе познания окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления. Цель исследовательского урока - использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире. В основе такого урока - организация практического лабораторного исследования проблемы, темы или поставленной задачи. Учащиеся на уроке сами подбирают вопросы для изучения, ведут поиск решения проблемы, обмениваются мнениями, экспериментируют, вырабатывая идеальный вариант предложений для изучения.

  • Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в микрогруппах; по вариантам; классный конвейер; зачет в парах и т. д.

Цель групповой технологии - обучение умению работать в коллективе и средствами коллектива. Каждый участник групповой деятельности непроизвольно включается в совместную работу и оказывается перед выбором: либо делать как все, либо определить себе место, роль и функцию в коллективе.

  • Уроки дифференцированного обучения строятся в соответствии с уровнем развития школьника и уровнем его базовых знаний. Цель дифференцированного обучения - развитие и формирование способностей каждого учащегося. Организация учебной деятельности на таких уроках специфична и требует рассмотрения индивидуальных принципов обучения, а также совершенствования теоретического и практического материала учебно-воспитательного процесса на уроке.Самый распространенный тип таких уроков - урок, предполагающий работу учащихся в малых группах с несколькими уровнями знаний (уровневая дифференциация обучения).

  • Проблемные уроки - форма организации обучения учащихся на основе создания проблемной ситуации. На таком уроке перед школьниками либо ставится, либо вместе с ними определяется проблема. Цель проблемного обучения - активизация познавательной сферы деятельности учащихся на основе выявления причинно-следственных связей. Проблемное обучение - это технология обучения умению видеть и выделять противоречия по конкретному предмету, а также умению решать проблемы.

  • Урок-тренинг - форма организации учебной деятельности учащихся на основе процесса отработки определенных действий и закрепления учебного материала. Цель этой технологии - приобретение учащимися определенных умений и навыков при помощи неоднократного повторения одних и тех же знаний или действий. Эта специфическая тренировочная деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой.

  • Уроки на основе проектной деятельности предусматривают развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и находить решения.

  • Интегрированные уроки позволяют глубже овладеть темой, которую изучают. Интегрированные уроки по содержанию разделяются на три категории:
    а) вступительные - к изучению определенного раздела;
    б) изучение нового материала;
    в) итоговые.
    Среди разных форм проведения интегрированных уроков наиболее удобной является беседа.

  • Уроки-презентации. Цель презентации - донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Презентации повышают мотивацию учащихся, усиливают восприятие нового учебного материала.

2.3. Использование инновационных технологий в учебной деятельности (из опыта работы)

С 2011 года я работаю по программе УМК «Школа 2100». В своей деятельности, в целях достижения каждым школьником уровня обученности, развитости и воспитанности, я стараюсь использовать различные инновационные технологии.

Уроки математики и русского языка часто строю на основе групповой технологии и дифференцированного обучения. Так как в классе ярко выражен разный уровень обученности, использую работу учащихся в малых группах с несколькими уровнями знаний. Применяю проблемные ситуации, уроки - тренинги. Уроки контроля провожу с помощью как традиционных методов ( контрольная, срезовая работы, тестирование, математические и словарные диктанты, творческие работы по литературному чтению, сочинения) так и нетрадиционных- в виде тематических игр «Математический тренажер», «Словоформы» и т. д. .

Уроки окружающего мира строю на основе проектной деятельности и исследовательской работы, что позволяет учащимся самим проводить практические и лабораторные исследования, вести поиск решения проблемы, экспериментировать. Большое значение на уроках литературного чтения и русского языка уделяю работе с научной литературой (энциклопедии, учебные словари, научные тексты).

Для активизации учебной деятельности помимо традиционной работы с учебником, применяю элементы игры: отгадывание ребусов, решение кроссвордов, пиктограмм и т.д., что позволяет детям развивать диалогическую и монологическую речи.

На уроках изобразительного искусства и культуры здоровья использую информационные технологии в виде урока- презентации. Учащиеся наглядно и легко воспринимают учебный материал в доступной форме.

Уроки рефлексии позволяют детям самим оценить свой уровень понимания сконструированного понятия. Использую метод самостоятельности. Все допущенные ошибки анализируются коллективно и делаются соответствующие выводы.

Результатом своей работы вижу положительную динамику в уровне развития интеллектуально- творческих способностей учащихся и уровня обученности:

- дети моего класса с желанием посещают школу;

- сформирован устойчивый учебно-познавательный интерес;

- на уроках учащиеся стараются грамотно задать вопрос, отвечают на вопросы, опираясь на научное подтверждение;

- в классе сформированы элементы коммуникативных компетенций.

Заключение

Таким образом, инновационные технологии в работе учителя начальных классов дают ему возможность:

- повысить уровень профессионализма,

- обеспечить благоприятные условия для развития личности ученика,

- выбирать наиболее эффективные технологии для решения педагогических проблем,

- с большей определенностью предсказывать результат и управлять педагогическим процессом.

Инновационные технологии помогают учащимся активно воспринимать изучаемые явления, глубоко осмысливать их, перерабатывать и применять на практике. В то же время эти технологии…

- стимулируют у учащихся процесс познания нового,

- формируют у них осознанную потребность в приобретении знаний и умений,

- порождают стремление к самостоятельной деятельности,

- формируют устойчивое внимание к предмету.

Закончить хотелось бы словами о том, что для учителя является главным.

Главное гореть самой, чувствовать, что ты можешь зажечь других, быть счастливой, когда твои ученики дарят тебе свой свет.

Список литературы

1. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: Использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов Изд. 1-е/ 2-е, стереотип. - Волгоград, - В помощь администрации школы, - 2008, 91 с.
2. Николаева Л.П. Инновационные педагогические технологии.

3. lpn.21202s19.edusite.ru/p16aa1.html

4. nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/library/primenenie-innovatsionnykh-tekhnologii-na-urokakh-v-nachalnoi

© 2010-2022