Проектная работа Последний потомок отважных отцов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
«Последний потомок отважных отцов…»
Вступление В 2014 году исполняется 200 лет со дня рождения великого поэта М.Ю.Лермонтова. Он родился в ночь с 14 на 15 октября 1814 года. Лермонтов - одна из самых загадочных личностей ХIХ века. Даниил Андреев в своем философском трактате «Роза мира» написал: «Миссия Лермонтова - одна из глубочайших загадок нашей культуры». Ключевое слово здесь - «загадка». Загадкой является и судьба Лермонтова. Тайнами и мистикой окружено все, что связано с поэтом. Лермонтов и сам пытался разгадать загадку своей судьбы, считая, что отгадки лежат в его корнях, роде Лермонтов. Нас также заинтересовала жизнь этого человека. Мы предположили, что у такого великого человека должны быть великие предки, которые оказали влияние на жизнь своего потомка. Мы провели исследование и результатами этого исследования сегодня делимся с вами. Цель работы: составить родословную Лермонтова, и соотнести её с трагическими коллизиями жизни и творчества поэта. Задачи исследования:
  1. собрать материал по теме;
  2. сопоставить факты из жизни предков Лермонтова с биографией поэта;
  3. сделать вывод по теме.
Практическая значимость исследовательской работы очевидна: ее материалы будут востребованы на уроках литературы и на внеурочных занятиях (литературных гостиных) при изучении художественного мира М.Ю.Лермонтова. Материалы работы повысят интерес к личности М.Ю.Лермонтова, помогут лучше понять идейно-художественное значение его произведений.
1.1.Шотландская ветвь рода Лермонтовых. Род Лермонтовых восходит к средним векам и легендарен в своих истоках. Он начинается с шотландского поэта Томаса Лермонта, прозванного Рифмачом или Томасом Стихотворцем из Эрсильдауна. По словам Вальтера Скотта, «мало кто так прославлен в преданиях, как Томас из Эрсильдауна». Его творчество и жизнь окутаны завесой тайны, ибо в личности этого человека своего времени соединились поэтический талант и дар предвиденья. Он представлял собой тогдашнего Нострадамуса, ведуна и прозорливца, и предсказал трагическую и неожиданную смерть короля Александра III. Томас предрёк союз Шотландии и Англии: То будет сын французской королевы, Он править будет всей Британией до моря; Из рода Брюсов будет он по крови В девятом поколенье, Я предвижу. Томас Лермонт жил и, возможно, родился в Эрсильдауне в селении, расположенном на реке Лидер, двумя милями выше её слияния с Твидом. Существует древняя мистическая легенда, повествующая о том, что в юном возрасте Томас был похищен Королевой Волшебной страны в Эльфляндию, где он и приобрёл все свои знания, которые и сделали его знаменитым. Спустя семь лет он был отпущен на землю, чтобы изумить шотландцев силой пророчеств, при условии, что вернётся к своей повелительнице, как только она этого пожелает. Прошло много лет. И вот однажды, когда бард пировал с друзьями в замке Эрсильдаун, человек, испуганный и удивлённый, вбежал в зал, заявляя, что из ближнего леса вышли два оленя и спокойно и медленно шествуют по улицам селения. Прорицатель поднялся, покинул своё жилище и последовал за удивительными зверями. Его больше никто и никогда не видел. Народное предание гласит, что он до сих пор «несёт свою судьбу» и может опять вернуться на землю. С историей рода Лермонтов связаны многие достопримечательные места Шотландии - Эрлстон, Бервик, Данбер, Дерси, Сент-Эндрюс, Балькоми. Лермонты появились в Дерси в середине 15 века. Вполне вероятно, что род получил имение через церковь из-за своего политического влияния. На протяжении долгого времени члены семьи были мэрами Сент-Эндрюса. На гербе этого города был тот же девиз, что и на гербе Лермонтов («Пока дышу-надеюсь») В 15 милях от замка Дерси расположен замок Балькоми, принадлежавший другой ветви Лермонтов, известной в основном своей судебной и юридической деятельностью. В 16 веке здесь жил предок Джорджа Ноэла Гордона Байрона - королевский адвокат Гордон, женой которого была Маргарет Лермонт. Таким образом, Лермонтовы оказываются связанными родственными узами с родом Байрона. К сожалению, сам Лермонтов не знал, что является дальним родственником своего кумира Байрона.

1.2.Русская ветвь Георга Лермонта В начале 17 века, когда Шотландия переживала смуту, Георг Лермонт с несколькими шотландцами покинул родину и поступил на службу к польскому королю Сигизмунду. Ратная служба и привела Георга в составе наёмного отряда в крепость Белую для защиты от наступающих русских войск. В августе 1613 года полки князя Черкасского окружили крепость. Гарнизон оказался в безвыходном положении. Отряд шотландских добровольцев начал вести переговоры с русскими, вследствие чего и перешёл на службу к московскому царю. В списке перешедших на «государеву службу» числился и Георг Лермонт. «Шацкий (шотландский) воин» был принят с почестями и признанием дворянского достоинства. Георг стал именоваться Юрием. В 1617 году в числе «бельских сидельников» он опять защищает крепость Белую, но теперь уже от поляков. Царь Михаил принял поручика Лермонта в русское подданство. «Я верстал его поместным и денежным окладом, - сказал царь, - в Галичском уезде он получил девять деревень с пустошами». Георг Лермонт служил верой и правдой новому отечеству. Он сражался под Белым, Можайском и в Москве у Арбатских ворот, куда прорвались отряды королевича Владислава. Георг (Юрий) Лермонт погиб в сражении под Смоленском в 1634 году. После его смерти осталось трое сыновей и одна дочь: Вильям, Пётр, Андрей (Генрих) и Екатерина. Средний сын, Петр, окончательно обрусел и принял православную веру. Потомком его также является Михаил Юрьевич Лермонтов, с гибелью которого род Лермонтовых заканчивается.

Тема предков и рока в творчестве М.Ю.Лермонтова В творчестве М.Ю.Лермонтова тема предков одна из центральных. Она волновала поэта в течение всей его жизни. Мы думаем, обращение к этой теме объясняется попытками Лермонтова понять себя и осмыслить свою судьбу. Так тему предков можно отследить в стихотворениях «Желание», «Баллада». Перед нами стихотворение «Желание»: Зачем я не птица, не ворон степной,

Пролетевший сейчас надо мной?

Зачем не могу в небесах я парить

И одну лишь свободу любить?

На запад, на запад помчался бы я,

Где цветут моих предков поля,

Где в замке пустом, на туманных горах,

Их забвенный покоится прах.

На древней стене их наследственный щит

И заржавленный меч их висит.

Я стал бы летать над мечом и щитом

И смахнул бы я пыль с них крылом;

И арфы шотландской струну бы задел,

И по сводам бы звук полетел;

Внимаем одним, и одним пробуждён,

Как раздался, так смолкнул бы он.

Но тщетны мечты, бесполезны мольбы

Против строгих законов судьбы.

Меж мной и холмами отчизны моей

Расстилаются волны морей.

Последний потомок отважных бойцов

Увядает средь чуждых снегов;

Я здесь был рождён, но нездешний душой…

О! Зачем я не ворон степной?..»


В этом стихотворении поэт называет своего лирического героя «последним потомком отважных бойцов», упоминает щит с мечом и родовым гербом, точно указывает направление полёта - «на запад, на запад помчался бы я, где цветут моих предков поля», упоминает «замок пустой»… При этом поэт подчеркивает, что его лирический герой, являясь последним звеном в этой родовой цепочке, «увядает средь чуждых снегов», то есть Россия - это его вторая Родина. Таким образом, мы делаем вывод, что данное стихотворение имеет автобиографические корни и еще раз подтверждает, насколько важным для себя считал Лермонтов кровную связь со своими предками. Для исследования очень интересно стихотворение «Баллада». Написано оно в жанре баллады, и соответственно жанру подан сюжет баллады: черный монах на панихиде в молитве упоминает о кровавой бойне, в которой погиб почти весь род защитников земли - «родного дола». В последних строчках стихотворения читаем: « когда ж прекратился сей род» , монах « по звучным полам при бледной луне / Бродил и взад и вперед». Обращаем внимание на то, что поэт отмечает гибель рода, таким образом, словно предугадав свою скорую и неминуемую кончину.

Берегись! берегись! над бургосским путём

Сидит один черный монах;

Он бормочет молитву во мраке ночном,

Панихиду о прошлых годах.

Когда Мавр пришел в наш родимый дол,

Оскверняючи церкви порог,

Он без дальних слов выгнал всех чернецов;

Одного только выгнать не мог. -


Для добра или зла (я слыхал не один,

И не мне бы о том говорить),

Когда возвратился тех мест господин,

Он никак не хотел уходить.

Хоть никто не видал, как по замку блуждал

Монах, но зачем возражать?

Ибо слышал не раз я старинный рассказ,

Который страшусь повторять.


Рождался ли сын, он рыдал в тишине,

Когда ж прекратился сей род,

Он по звучным полам при бледной луне

Бродил и взад и вперед.

Роковые события в судьбе М.Ю.Лермонтова

(по воспоминаниям современников)


Судьба с детства словно берегла поэта. Он родился болезненным и очень слабым ребенком. Выжил! До случая с Мартыновым, неоднократно стрелялся на дуэли. Остался жив! Был направлен в самую «горячую точку» того времени - Кавказ, где шла война с горцами, воевал в лейб-гвардии, по тем временам сравнимой только с современным спецназом, принял участие в самом ожесточенном и страшном по человеческим потерям бою на реке Валерик. И вновь остался жив! Судьба его берегла даже при самых невероятных обстоятельствах! Известен такой факт: вместе со своим денщиком офицер Лермонтов охотился в горах, раздался выстрел. Стреляли же, конечно, в офицера, причем одетого по воли случая в красную рубаху, но попали в серую солдатскую шинель. Еще одна невероятная загадка судьбы. Судьба берегла, но…рок преследовал поэта. Лермонтов был убит на дуэли. Его вызвал на поединок товарищ по юнкерской школе Мартынов, обозленный едкими насмешками Лермонтова. Поэт, стрелявший без промаха, мог убить или ранить противника, но не стал этого делать, ибо считал дуэль недоразумением. По воспоминаниям современников, Лермонтов спокойно стоял, подняв пистолет стволом вверх. Однако мартынов, не колеблясь, выстрелил и сразил поэта наповал. Михаила Лермонтова не случайно называют поэтом-мистиком. Без малого за сто лет в стихотворении «Предсказание» он описал революцию 1917 года. А о собственной гибели написал в знаменитом произведении «Сон». После кончины Лермонтова Россию продолжает сотрясать в годы памяти поэта. Небеса отказывались принимать его В момент гибели Михаила Лермонтова, 27 июля 1841 года, около 5 часов вечера, в Пятигорске между горами Машук и Бештау разразилась страшная буря с громом и молнией. Простой люд, пришедший провожать 27-летнего поэта в последний путь, говорил, что непогода в час гибели - это не к добру. Мол, не хотели небеса принимать его душу, не выполнила она своей миссии на грешной земле. Известно, что перед роковым выстрелом Лермонтов был удивительно спокоен. На его лице играла благостная улыбка, будто он искал смерти. Шокирует и то, что поэт заранее описал свою дуэль в стихотворении «Сон». Предсказал он и события 1917 года:

«Настанет год, России
черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним
прежнюю любовь,
И пища многих будет
смерть и кровь». Простым совпадением эти строки назвать сложно. Лермонтоведы же констатируют, что Михаил Юрьевич унаследовал дар пророчества от предков по отцовской линии…
Роковые даты Анна Ахматова в свое время подметила, что самые страшные катаклизмы в нашей стране совпадают с лермонтовскими юбилеями. Например, в год столетия поэта началась Первая мировая война. А в 1941 году мир отмечал столетие со дня его смерти. В этот год фашистская Германия напала на Советский Союз. На поверку оказалось, что таят опасности даже «четверти». 125 лет со дня рождения поэта в 1939 году было отмечено для России финской войной, а для мира - началом Второй мировой войны. 150-летие со дня рождения Лермонтова пришлось на 1964 год - в это время был организован заговор против Никиты Хрущева, причем свергли его точно в день рождения поэта, в ночь с 14 на 15 октября. А 150-летие со дня смерти Лермонтова было в 1991 году. В этом «зеркальном» году перестал существовать СССР. А 200-летие поэта придется на 2014 год…Надеемся, что с этой даты начнутся добрые времена для нашей страны.












Заключение Изучив версии происхождения рода Лермонтова, мы пришли к выводу, что тема рока оправдана его трагической судьбой, трагической судьбой его предков. Мы согласны с версией учёного литературоведа Никольского В.В. о тесной взаимосвязи судьбы Лермонтова с судьбой его предков, в частности Томаса Лермонта, прозванного Рифмачом, обладавшего даром великого прорицания. «Он нёс свою судьбу, и по народному поверью, может «вернутся на землю», - было сказано о загадочном предке поэта. На наш взгляд, природа распорядилась так, что именно Лермонтова она «наградила» генами Рифмача, которому суждено было появиться в России, прожить короткую, но яркую жизнь, удивить всех талантом, гениальностью, даром предвидения и пророчества и уйти из жизни, оставив нас с величайшей загадкой его судьбы. В полдневный жар в долине Дагестана С свинцом в груди лежал недвижим я; Глубокая еще дымилась рана, По капле кровь сочилася моя. Лежал один я на песке долины; Уступы скал теснилися кругом И солнце жгло их желтые вершины И жгло меня - но спал я мертвым сном.
















Литература:

  1. «Лермонтовская энциклопедия» под редакцией Мануйлова В.А.,
  2. Николаев П.А. «Русские писатели». Библиографический словарь в двух частях. М, «Просвещение», 1960
  3. «Рассказы литературоведа», И.Андроников, ГИДЛМП РСФСР, М., 1962

4) lermontov.niv.ru

5) rulib.net

© 2010-2022