Методический материал по теме Творческое мышление на уроках чтения в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методический материал по теме Творческое мышление на уроках чтения в начальной школе

Методический материал по теме Творческое мышление на уроках чтения в начальной школе

Методический материал по теме Творческое мышление на уроках чтения в начальной школе

Методический материал по теме Творческое мышление на уроках чтения в начальной школе

МЫШЛЕНИЕ - высшая ступень познания - процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.
Творческий пересказ характеризуется изменениями и дополнениями в тексте:

  • Изменение лица рассказчика.
  • Пересказ от лица одного из персонажей.
  • Инсценирование рассказа.
  • Словесное рисование.
  • Продолжение сюжета.
  • Развитие какого-либо эпизода, пейзажной зарисовки.
  • Перестройка сюжета.

Пересказ с изменением лица рассказчика ещё не может быть назван творческой работой, т.к. перестройка текста носит грамматический характер. Однако замена 1-го лица 3-м приводит к необходимости некоторых изменений в тексте. Значительно выше творческий уровень работы учащихся в пересказах от лица одного из персонажей, когда ученик должен войти в роль героя произведения, понять его возраст, характер, взглянуть на события его глазами. Творческие дополнения могут быть самыми разнообразными:
  • Сообщение о своём жизненном опыте.
  • Придумывание продолжения действия.
  • Сообщение фактов, взятых из других источников.
Такая работа развивает воображение школьников, повышает интерес к тексту и его пересказу, стимулируют самостоятельную речь. Творческие пересказы применяют там, где они уместны, следовательно, не очень часто. Важно, чтобы они не были эпизодичны, чтобы проводились систематически.
Иллюстрирование - приём творческой работы учащихся на уроках чтения, а также при написании изложений и сочинений. Иллюстрирование применяется как основа при составлении плана, при подготовке к пересказу. Иллюстрирование текста применяется в двух вариантах: словесном и графическом, каждое из которых имеет большое значение для развития творческого воображения учащихся и помогает им четко воссоздать жизненные картины, изображенные писателем в произведении. Эту работу следует начинать не с создания детьми собственных графических и словесных рисунков, а с анализа иллюстраций и картин. Очень важно организовывать рассматривание иллюстраций перед чтением, по ходу и по окончании чтения. При работе над иллюстрацией-портретом героя уместны вопросы:
  • Какие черты характера героя отразились в портрете? Почему вы так решили?
  • Как вы думаете, что чувствует изображенный здесь герой произведения? Как вы догадались?
  • Как передал художник черты характера персонажа?

При анализе группового портрета возможны такие вопросы:
  • Как вы узнали, кто есть кто?
  • Как относится художник к персонажам своей картины?
  • Как вы это определили?
Полезно организовывать сопоставление иллюстраций и текста. В этом случае можно предложить следующие задания:
  • Подобрать рисунок к тексту.
  • Найти в тексте подписи к каждому фрагменту картинного плана.
  • Сравнить рисунок и фрагмент текста.
  • Сравнить иллюстрации разных художников к одному литературному произведению.

Словесное рисование (иллюстрирование) повышает эмоциональный уровень восприятия художественного текста. Обычно словесные картинки рисуются к тем эпизодам, которые особенно важны для понимания идейного замысла рассказа. Обучение словесному рисованию лучше начать с создания сюжетных картинок. При этом нужно помнить, что словесная картинка статична, на ней герои не двигаются, не разговаривают, они словно «застыли» как на фотографии, а не действуют, как на экране. Словесное рисование требует четкого воспроизведения картины с помощью слов. Для этого ученику необходимо знать текст: обстановку, в которой совершаются события, внешний вид героев, их характерные особенности. Всё это требуется и для графического рисования, но словесное требует ещё и точного выбора слов. Это даёт основание считать словесное рисование одним из эффективных средств речевого развития учащихся. Приём С.Р. может предшествовать пересказу. На первом этапе обучения С.Р. необходима зрительная опора, в качестве которой можно использовать «динамическую», постепенно возникающую на глазах детей картину. При этом после словесного описания учащимися каждой детали рисунка, на лист бумаги последовательно прикрепляются картинки, соответствующие только что «нарисованным» устно. На следующих этапах обучения устному иллюстрированию используются такие приёмы:
  • Выбирается эпизод, обсуждается в общих чертах сюжет будущей картины, расположение её основных элементов, цвет, затем учителем выполняется карандашный набросок, после чего следует словесное описание иллюстрации.
  • Дети словами рисуют картинку, а потом сверяют её с соответствующей иллюстрацией в книге.

Только на заключительном этапе обучения устному иллюстрированию можно предложить детям самостоятельно, без зрительной опоры, сделать словесный рисунок к тексту. Но на любом этапе обучения порядок работы будет следующий:
  • Выделяется эпизод для словесного рисования.
  • «Рисуется» место, где происходит событие.
  • Изображаются действующие лица.
  • Добавляются необходимые детали.
  • «Раскрашивается» контурный рисунок.

Словесное рисование пейзажных иллюстраций обычно используется при работе с поэтическими текстами. После выделения из контекста образной картины с.р. ориентируется на построение композиции рисунка, для чего полезно задать такие вопросы:
  • Что нарисуем на первом плане?
  • Как об этом сказано у автора?
  • Что нужно изобразить неподалеку?
  • Какие слова помогают нам это увидеть?
  • Что мы ещё не нарисовали?

К одному рассказу может быть нарисовано 2-3 картины, получится картинный план, который отражает самые важные моменты произведения.
Графическое рисование чаще всего выполняется дома. Выбирают отрывок, который будут иллюстрировать, ещё раз его перечитывают и рисуют. По иллюстрациям учащихся на следующем уроке проводится выборочное чтение, что позволяет закрепить связь слова и образа. Более сложным видом графического рисования является экранизация текста (создание диафильма). Это творческая работа, сочетающая рисунок с текстом. Экранизация требует создания серии рисунков, расположенных в определённой последовательности, соответствующей развитию сюжета произведения. Экранизация - это коллективная работа, в процессе выполнения которой учащиеся сообща определяют кадры, подбирают подписи к ним и музыку.
Драматизация (инсценирование) является интересным видом синтетической работы. Приведём схему работы по драматизации.
  1. Восприятие материала, который предстоит драматизировать.
  2. Анализ произведения (обстановки, образов героев, их поступков).
  3. Постановка исполнительских задач («Что нужно передать, разыгрывая сценку?»).
  4. Выбор выразительных средств («Как это сделать?»).
  5. Пробы (этюды), анализ.
  6. Подведение итогов, внесение коррективов.
  7. Заключительный показ, его анализ.


На уроках чтения можно использовать игры, развивающие фантазию и мышление учащихся.
Игра: «Меняю буквы» Игра состоит в обмене букв на «вещи». Конечная цель игры - составление рассказа из случайных слов. Например: берём слово «машина» и начинаем игру словами: «Я купил машину, но хочу её поменять». - Что ты дашь мне за «М»? - Я даю тебе маску. - Что ты мне дашь за «А»? - Я даю тебе акваланг. И т.д. Поменяв таким образом буквы на вещи водящий называет их все и говорит, как он их употребит. Желательно, чтобы получился связный рассказ. Выигрывает тот, кто лучше сможет связать случайно названные слова.
Игра «Одно к трём» Что общего может быть между песком, временем и сердцем? Знаете? Нет? В языке возможны всякие странности. Так вот: общее - и песок, и время, и сердце могут быть золотыми. Предлагаем задания 3 степеней трудности. 1. Найти общее определение к каждой «тройке» среди прилагательных, данных ниже.
  1. Подушка, характер, требования.
  2. Друг, ответ, выигрыш (победа).
  3. Старик, вопрос, воображение.
  4. Нитка, тетрадь, работа.
  5. Проспект, архитектор, предложение (или член предл.)
  6. Знаток, город, перемена.
  7. Дуб, держава, талант.
Прилагательные: (большой, верный, главный, больной, могучий, мягкий, тонкий).
2. Какие прилагательные из данных ниже можно использовать в качестве общего определения к «тройкам»?
  1. Человек, задача, металл.
  2. Океан, бой, платье.
  3. Человек, голос, место.
  4. Чай, любовь, время.
  5. Стук, слова, имя.
  6. Тон, лицо, кожа.
  7. Трава, мёд, дым.
  8. Игра, сад, дом.
  9. Горох, ремонт, тарелка.
  10. Шум, адрес (или выставка), взгляды.
  11. Ящик, человек, надежды.
  12. Воздух, журнал, рана.
  13. Время, копия, науки.
  14. Работа, хлеб, кофе.

Прилагательные: агрессивный, благородный, большой, воздушный, глухой, глубокий, горячий, громкий, грубый, густой, детский, интересный, крепкий, ласковый, лёгкий, мелкий, новый, последний, постоянный, густой, родной, свежий, сильный, сложный, тонкий, точный, тревожный, чёрный.
3. Найдите прилагательные, которые могут быть общим определением к каждой тройке.
  1. Снег, офицер, гриб.
  2. Поток, рост, жизнь (или дискуссия).
  3. Овраг, знания, осень.
  4. Тело, куст, факты (или цифры).
  5. Вкус, лекарство, слова.
  6. Путь, родственник, район.
  7. Мясо, пятно, шрифт.
  8. Процесс, факт, документ.
  9. Дом, век, лицо.
  10. Стол, год, сутки.
  11. Обрыв, характер, поворот.
  12. Нож, нос, сыр.
  13. Лёд, тюль, намёк.
  14. Вопрос, дополнение, угол.

Слова для справки: горький, глубокий, голый, бурный, белый, дальний, жирный, исторический, каменный, круглый, крутой, острый, тонкий, прямой.



Методический материал по теме Творческое мышление на уроках чтения в начальной школе


© 2010-2022