Рабочая программа кружка «Квиллинг - волшебство в бумажном завитке»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«Квиллинг - волшебство в бумажном

завитке»




Рабочая программа кружка «Квиллинг - волшебство в бумажном завитке»





Учитель: Понакшина В.И.



Содержание программы:

  1. Пояснительная записка.
  2. Учебно-методический план и содержание дополнительной образовательной программы.
  3. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
  4. Список использованной литературы.






































1.Пояснительная записка. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Для гармоничного развития и воспитания ребенка важно уделять внимание его творческому развитию. Современный ребенок большую часть своего сознательного времени проводит в школе, вместе с детьми и педагогами. Задача педагогов заключается в том, чтобы создать такие условия, в которых ребенок стал бы успешным. Современные учебно-воспитательные программы школьного образования направлены на формирование всесторонне развитой личности, в этих программах отмечается особое положительное влияние на развитие ребенка средствами продуктивной деятельности.
Действительно, продуктивная творческая деятельность детей направлена на развитие личностных качеств ребенка, ведь творчество в широком смысле слова - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Творить своими руками, значит приобретать бесценный жизненный опыт. Одной из главных задач обучения и воспитания на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребёнка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитания трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового). На сегодняшний день существует много различных техник и материалов для творчества. Одним из видов детского творчества является квиллинг. Универсальность бумаги трудно переоценить. Она находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Творчество - не исключение. Бумага - необычайно выразительный и податливый материал. Из неё можно создать целый мир. Существует множество видов бумажного творчества. Бумагокручение - очень кропотливое занятие, оно требует аккуратности, точности и терпения. Квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги. Все, что нужно для создания невероятных шедевров - это цветная бумага, а также немного творческого потенциала и терпения. Одним из интересных способов развития тонких движений пальцев рук является конструирование из бумаги. Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. Дети в основном создают художественно-эстетический продукт. Несмотря на всю привлекательность, конструирование из бумаги с использованием разной техники является самым сложным видом этой деятельности. Оно предполагает у детей хорошо развитых пространственных представлений. Выбор техники бумагокручения не случаен. Именно работая с тонкими полосками бумаги, закручивая их на инструменты, либо без использования инструмента своими руками, идет активное развитие мелкой моторики рук ребенка. А следствием развития мелкой моторики - общее его развития, начиная от развития речи и заканчивая творческими способностями.
Актуальной эта программа является ещё и потому, что бумага (цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат) изготовлена из экологически чистых материалов, не содержит вредных примесей и безопасно для ребенка и доступна всем слоям общества. Бумагокручение успокаивает и даже рекомендуется людям с некоторыми психическими и физическими проблемами. Программа «Квиллинг - волшебство в бумажном завитке» предполагает освоение детьми искусством изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Из бумажных спиралей создают цветы и узоры, которые затем используют обычно для украшения открыток, альбомов, подарочных упаковок, рамок для фотографий. Курс предполагает развитие ребёнка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Цель программы: создание комфортной среды общения, развитие творческих способностей, творческого потенциала каждого ребёнка в процессе овладения приёмами техники квиллинга и его реализация. Программа предусматривает реализацию цели путём решения следующих задач: Обучающие:

  • Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства - квиллинге.
  • Обучать учащихся с техникой выполнения квиллинга.
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и обогащать словарь специальными терминами (квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань, бумажное кружево).
  • Создавать композиции из скрученных в спираль бумажных полосок.
Развивающие:
  • Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка.
  • Развивать интерес к предмету.
  • Развивать у учащихся навыки и умения работать с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук, приучать к точным движениям пальцев.
Воспитательные:
  • Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие.
  • Способствовать развитию умения слушать.
  • Расширять коммуникативные способности, учить аккуратности, активности.
  • Формировать культуру труда, умение работать в коллективе.
УУД учащихся: Личностные:
  • Учащиеся осваивают первоначальные умения проявлять особый интерес к новому предмету;
  • стремятся занять новое положение в отношениях с окружающими.
Регулятивные:

  • ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
  • планируют и определяют последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
  • составляют план и последовательность действий;
  • прогнозируют результат;
  • осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • корректируют и вносят необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • Оценивают результат;
  • мобилизуют силы и энергию, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Общеучебные:
  • самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • моделируют и преобразовывают объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • составляют целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбирают наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные:
  • планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
  • определяют цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • видят указанную ошибку и исправляют её по указанию взрослого;
  • контролируют свою деятельность по результату;
  • адекватно понимают оценку взрослого и сверстника.
В основе обучения лежат принципы: от простого к сложному, научность, наглядность, доступность и гуманизм. В процессе работы дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение. Возраст обучающихся и сроки реализации программы. Данная программа рассчитана на 3 года обучения. Курс программы рассчитан на 102 часа. Дети занимаются 1 раз в неделю по 1 часу. Возраст детей от 7 до 10 лет. Ожидаемые результаты и способы их проверки: К концу года обучения учащиеся должны знать:
  • название изученных материалов и инструментов, их назначение;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
  • правила планирования и организации труда;
  • применение различных видов бумаги;
  • способы и приемы обработки бумаги.
  • основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга.


К концу года обучения учащиеся должны уметь:
  • правильно использовать инструменты в работе;
  • строго соблюдать правила безопасности труда;
  • самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
  • самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
  • экономно и рационально расходовать материалы;
  • выполнять работу в изученной технике;
  • контролировать правильность выполнения работы.
  • уметь работать в коллективе.


Формы и режим занятий. В процессе занятий используются различные формы организации занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования, работа в группе, презентация своих работ (мини-выставка). Формы подведения итогов достаточно разнообразны:
  • Составление альбома лучших работ.
  • Проведение выставок работ учащихся: в классе, в школе, в сельской библиотеке.
  • Участие в выставке детского прикладного и технического творчества.


2.Учебно-тематический план и содержание программы. Учебно-тематический план обучения. Количество часов 102 часа, в т.ч. теория - 32 , практика - 70 , количество часов в неделю - 1 час. № Название темы Количество часов всего теория практика 1. Вводный блок. 2 2
1-2 Ознакомление. Правила техники безопасности. Инструменты и материалы. 2 2
2. Материал - бумага. 4 2 2 3-4 Рождение бумаги. Рассказ «Из истории бумаги». Разнообразие видов бумаги. 2 1 1 5-6 Волшебные свойства бумаги. История возникновения техники квиллинга. 2 1 1 3. Конструирование. 32 12 20 7-10 Вырезание полосок для квиллинга. Знакомство с техникой квиллинга 4 2 2 11-16 Основные формы и различные вариации основных форм. 6 2 4 17-20 Основные формы «Завитки». Конструирование из основных форм. 4 1 3 21-32 «Спирали в виде стружки». Конструирование из основных форм. 12 4 8 33-38 Коллективное составление композиции. 6 3 3 4. Изготовление цветов в технике квиллинга. 15 4 11 39-41 Изготовление простого квиллинг - цветка. 3 1 2
Изготовление бахромчатых цветов.


42-47 Коллективная работа. Оформление фоторамки. Квиллинг-бабочка для оформления композиции. 6
6 5. Изготовление животных в технике. 20 6 14 48-53 Знакомство с базовыми формами. 6 2 4 54-61 Свойства гофрированного картона. Изготовление занимательных игрушек. 8 4 4 62-67 Коллективная работа. Альбом «Животный мир». 6
6 6. Творческие работы. 9
9 68-73 «Коллективная творческая работа». Игра «Зоопарк». 6
6 74-76 Викторины, конкурсы. Знакомство с профессией дизайнера. 3
3 20 Праздники и подготовка к ним. 20 14 6
Изготовление сувениров. 12
12
Тематические праздники. 4 2 2
Знакомство с видами прикладного искусства. 4
4
Всего. 102 32 70 Содержание программы обучения: 1.Вводный блок (2 часа). Теория: Цель, задачи курса, ожидаемые результаты. Знакомство с детьми. «Круг общения». Знакомство с правилами техники безопасности, с правилами работы с ножницами:

  • Храните ножницы в определённом месте.
  • Кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.
  • Передавайте ножницы друг другу кольцами вперёд.
Инструменты и материалы. Материалом для квиллинга являются цветные бумажные полоски. Чаще всего используются ленты шириной 3, 4, 6 и 10 мм. Основными инструментами и приспособлениями в квиллинге являются приспособление для закручивания бумажных лент (можно использовать тоненькие кисточки или стержень ручки), ножницы (удобнее всего маленькие) и белый клей ПВА.

2. Материал - бумага (4 часа). Теория: Рождение бумаги. Рассказ «Из истории бумаги». Первый материал для творчества ребёнка - это бумага. Бумага - необычайно выразительный и податливый материал. Из неё можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Квиллинг - основан на умении скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные или плоскостные композиции. Знакомство с историей возникновения техники квиллинга. 3. Конструирование (32 часа). Теория: Основные правила работы. Знакомство с техникой квиллинга:
  • берётся полоска бумаги двумя пальцами, другой конец немного оттягивается, проводя по длине полоски ногтём, при этом конец полоски немного изгибается;
  • загнутый конец плотно наматывается на шило или тоненькую палочку, делая несколько витков;
  • когда диаметр валика равен примерно 3-4мм, он снимается с шила и закручивается вручную;
  • скручивая вручную, нужно сильно прижимать ленту двумя руками, для того, чтобы она плотно равномерно прижималась и не раскручивалась;
  • когда вся полоска будет скручена, необходимо слегка расслабить пальцы и полоска немного распустится;
  • когда она немного раскрутилась, желательно склеить конец ленты клеем,
  • после этого заготовке при помощи сжатия и других движений, придают любую форму.
Основа всех форм для квиллинга - тугая спираль. Основные формы. Различные вариации основных форм. Основные формы. «Завитки», «Спирали в виде стружки». Технология изготовления, конструирование и применение в композициях. Знакомство с понятием композиция, со способами и правилами её составления.

Практика: Вырезание полосок для квиллинга. Конструирование из основных форм квиллинга. "Первые шаги " - учимся скручивать базовые элементы. Знакомимся, общаемся, творим. Освоение технологии изготовления, конструирование и применение в композициях. Коллективная работа - составление композиции.

4.Изготовление цветов в технике квиллинга (15 часов). Теория: Что такое «декор»? Квиллинг-декор. Практика: Изготовление простых, несложных цветов - квиллинг-цветок. Изготовление бахромчатых цветов. Коллективная композиция из цветов. Оформление фоторамки. Квиллинг-бабочка для оформления композиции. 5.Изготовление животных в технике (20 часов). Теория: Знакомство с базовыми формами. Знакомство с отличительными свойствами гофрированного картона. Практика: Изготовление занимательных игрушек. Выполнение фигурок животных из гофрированного картона в технике квиллинга. Коллективное изготовление альбома "Животный мир", перевязанный атласной лентой.

6.Творческие работы (9 часов). Практика: Знакомство с понятием «коллективная творческая работа». Правила работы коллективом. Совместный выбор темы работы. Практическая работа-игра «Зоопарк». Викторины, конкурсы. Знакомство с профессией дизайнера. 7.Праздники и подготовка к ним (20 часов). Теория: Тематические праздники. Знакомство с историей возникновения праздников, с традициями. Обучение культуре преподнесения подарка, сделанного своими руками. Знакомство с видами прикладного искусства. Практика: Изготовление сувениров. Изготовление и украшение сумочек, подарочных упаковок. Открытки. Бижутерия в технике "квиллинг": бусы, серьги, браслеты. Совершенствовать умение любоваться, восхищаться изделиями прикладного искусства, различать и сравнивать. 3. Методическое обеспечение: Реализация программы достигается с помощью различных методов обучения.
  • Объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают информацию).
  • Наглядный (показ мультимедийных материалов, показ педагогом, работа по образцу).
  • Частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске).
  • Исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся).
  • Метод стимулирования (создание ситуации успеха).
Дидактическое обеспечение:
  • Плакаты, схемы, образцы работ в технике квиллинг.
  • Игровой материал, иллюстрации.
  • Презентация для ознакомления с техникой квиллинг.
  • Медиа пособие.


Кадровое обеспечение: Для реализации данной программы педагог должен обладать знаниями и быть компетентным в области декоративно-прикладного искусства. Материально-техническое обеспечение: Для реализации данной программы необходим кабинет с хорошим освещением, рабочее место должно соответствовать росту ребёнка. Для занятий в кружке необходимо иметь: цветную бумагу, картон белый и цветной, клей (наилучшим является ПВА). Инструменты: ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеёнка.

4. Литература:
  • Светлана Букина Квиллинг: мастерство бумажных завитков. - Россия: Феникс, 2010. - 270 с.
  • А. Быстрицкая «Бумажная филигрань».
  • Н. Бойко «Квиллинг, или бумажная филигрань».


© 2010-2022