Конспекты занятий внеурочной деятельности Изучение природы родного края

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Серия конспектов занятий внеурочной деятельности составлена на основе Программы внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» Р.Г. Чураковой Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. Серия конспектов внеурочных занятий призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания конспектов составляет природные особенности Ставропольского края, растения и животные Красной книги Ставропольского края, заповедники, наша малая родина - с. Новозаведенное. Цели и задачи данных занятий:
  • Расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
  • Углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников «первичный срез» экологии как науки;
  • Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
Основные принципы содержания занятий:
  • Принцип единства сознания и деятельности
  • Принцип наглядности
  • Принцип личной ориентации
  • Системности и целостности
  • Экологического гуманизма
  • Краеведческий
  • Практической направленности

Ожидаемый результат Показатели в личностной сфере ребёнка: - интерес к познанию мира природы; -потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; -осознания места и роли человека в биосфере как существа биосоциального; -преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической доступности. Учащиеся должны знать: -связи в неживой и живой природе; -основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования; -многообразие растений и животных различных экосистем; -условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы; -способы сохранения окружающей природы; -виды заповедников и заказников; -экологически сообразные правила поведения в природе. Учащиеся должны уметь: -выполнять правила экологически сообразного поведения в природе; -применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья; -ухаживать за культурными растениями и домашними животными; -доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта; -заботиться о здоровом образе жизни; -улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение); -оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов, презентаций; -оценивать поведение людей с точки зрения их экологической допустимости; -проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям; -выражать своё отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, альбомов.
Личностные и метапредметные результаты. Личностные УУД: - самостоятельно определять и высказывать отношение к России, природе родного края, к живой и неживой природе; - проявлять устойчивый интерес к экологии; - привитие любви к природе, потребности служить Отечеству, уважения к братьям меньшим.
Регулятивные УУД: - постановка целей внеурочной деятельности самостоятельно или вместе с одноклассниками и учителем при ознакомлении с источниками жизни на Земле; ознакомлением с живой и неживой природой; основными группами растительных и животных организмов и их приспособленности к условиям; сохранении окружающей природы; - умение определять план решения поставленной задачи самостоятельно или вместе с одноклассниками и учителем при постановке опытов и проведении наблюдений; выяснении условий, влияющих на сохранение здоровья и жизни человека и природы; - оценивать успешность выполнения задач по критериям, определённым совместно с учителем и одноклассниками при ознакомлении с многообразием растений, животных, грибов, экологической связи между ними; Познавательные УУД: - поиск необходимой информации при изучении значения растений и животных в жизни человека, условий их выращивания и правил ухода, методов сохранения природы родного края; - использование знаково-символических средств при оформлении результатов наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов; - анализ, синтез, сравнение и классификация объектов по заданным критериям при изучении основных видов растений и животных различных экосистем. Коммуникативные УУД: - планирование сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками в достижении совместно поставленных задач; - понимать и уважительно относиться к природе своего края, к природе России. Способы оценки результативности: выставки, экскурсии, наблюдения, опыты, устные журналы.

Разработки занятий

3 класс Тема. Заповедники родного края Тип занятия: «открытие» новых знаний. Цель: Познакомить учащихся с заповедниками и заказниками Ставропольского края, с правилами поведения в заповедных местах, воспитывать бережное отношение к природе. Задачи: 1. Систематизировать знания учащихся о заповедниках Ставропольского края, его растительном и животном мире. 2. Развивать познавательный интерес, память, мышление, творческую активность учащихся, создать условия для формирования УУД 1) личностных: мотивация учения, нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей); 2) познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей; 3) коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера; 4) регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии; воспитание интереса и любви к природе, бережного отношения к ней.
Ход занятия I. Организационный момент Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке: Книги, ручки и тетрадки? Давайте прочитаем эпиграф к нашему уроку: Пойми живой язык природы И скажешь ты: «Прекрасен мир!»
- Ребята сегодня мы с вами отправимся на экскурсию по заповедным местам нашего родного края
II. Рассказ учителя о видах заказников Ставропольского края. - В разных частях земного шара природа отличается. Даже на территории одной страны могут быть отличия, если эта страна большая. Как, например, Россия. В России, в разных местах, природа может быть разной, сильно отличаться от природы других мест. Поэтому родная природа для каждого человека - своя. Например, для одних людей природа родного края - это горы - красивые отвесные скалы, склоны, покрытые травой или лесами, загадочные камни, растения, характерные только для этих мест. Для других родной край природы - это холодное северное море, седые волны, косяки рыб, за которыми отправляются рыболовные сейнера. А для третьих - это море южное, теплое, с песчаными или галечными пляжами, с жарким солнцем над ними, с виноградниками, которые растут по всему побережью. Есть родная природа - простой лесок, обычная зеленая лужайка, привычные птицы, простые знакомые цветы. Тому, кто здесь живет, такая природа покажется слишком незамысловатой. А тому, кто раньше такого не видел, наоборот, очень романтичной, необыкновенной. Природа Ставрополья - это уникальный дар для всех жителей нашего региона. Здесь существует удивительное биологическое и ландшафтное разнообразие. А самое главное - все условия здоровой среды обитания настоящего и будущего поколений. Флора и фауна Ставрополья уникальны своим разнообразием: от высокогорных лугов до степных ковылей. В Красную книгу Ставропольского края занесено 315 видов растений, пять видов грибов и 188 видов животных. Всего же на территории края встречается восемь видов земноводных, 12 видов пресмыкающихся, 324 вида птиц и 89 видов млекопитающих. Самым большим по площади в Ставропольском крае является зоологический заказник «Александровский», расположенный на территории Александровского района. Его площадь 25000 га. Уникальность этого заказника состоит в том, что он создан для охраны типичной лесной и степной охотничьей фауны, а также гнездовий и мест отдыха птиц на перелете. На его территории расположены удивительные замысловатые пещеры «Каменные сараи» и богатый ботанический памятник природы лес Дубовый.


Зоологический заказник «Александровский»
- Эти пещеры возникли в толще неогеновых известковых песчаников, образующих уступ длиной около 300 метров. Пещеры имеют клиновидную форму и сужаются в глубь скалы. Самая крупная из них, именуемая «Партизанской», достигает в длину 45 метров, ширина ее входа 16 метров, а высота - до трех метров. Входы загромождены обвалившимися каменными глыбами. Своеобразные потолки и стены пещер в виде прихотливых по форме барельефов изъедены подземными водами и покрыты известковыми натеками. У некоторых есть боковые ответвления. Во время Гражданской и Великой Отечественной войн пещеры использовались партизанами как убежища и склады оружия. Биологический заказник «Стрижамент» расположен на одноименной горе высотой 831,8 м над уровнем моря на территории Кочубеевского и Шпаковского районов.


Биологический заказник «Стрижамент» - Эта гора - уникальное место с очень богатой историей. Стрижамент переводится как «гора ветров», там действительно постоянно дует ветер. Глубокие балки древних рек отделили Стрижамент от соседних возвышенностей, превратив его в гору-останец. Потоки подземных и поверхностных вод быстро разрушают гору. По верхнему краю плато всюду нависают карнизы известняка, образуя пещеры и ниши. Ниже нагромождены глыбы известняка, обрушившиеся сверху огромными плитами. Иногда оползшие части карниза лежат вдоль склона длинными полосами, расположенными в несколько ярусов, как ломти нарезанного хлеба. В лесу нагромождения камней покрыты мощным слоем бархатистого зеленого мха. На глыбах и между ними - стволы деревьев, оплетающих камни своими корнями, а из расщелин выглядывают кусты разнообразных зеленых папоротников. Одно из таких особо любимых туристами мест - на северном склоне горы, у каменной лесной караулки, - называют «Каменный хаос». Эти нагромождения камней, покрытых разноцветными лишайниками, напоминают то развалины замков, то фигуры диковинных зверей, то поле битвы, усеянное костями сказочных гигантов. Между камнями бьют родники и произрастают влаголюбивые растения: подбел, борщевик, папоротники, в том числе редкий реликт неогена - листовик сколопендровый. Родники кристально чистые. Образование «Каменного хаоса» объясняется резким обрушением края мощной плиты известняка, бронирующего плоскую вершину горы Стрижамент. Ее обрушение произошло 2 - 2,5 тысячи лет назад, в период вулканической активности Эльбруса. «Каменный хаос» является уникальным местом Ставропольской возвышенности: здесь и пещеры, и каменные лабиринты, составляющие единый природный комплекс. К тому же здесь есть все необходимое для отдыха: чистый воздух, родники, много растений, животных и птиц, занесенных в Красную книгу. В том числе здесь есть пещера, описанная В. Гаазовым и получившая имя Стрижаментская, имеющая два зала суммарной протяженностью 30 метров.


«Каменный хаос» на горе Стрижамент

4.Физкультминутка: И г р а «Растут - не растут». Учитель называет растение. Если оно растет в нашем крае, дети приседают, если нет - прыгают.
- Немного отдохнули? - Тогда продолжим нашу экскурсию.
- Заказник «Бештаугорский», площадь которого составляет 16012 гектаров, расположен на территории двух районов края - Минераловодского и Предгорного. Территория заказника покрыта растительностью, характерной для предгорья: широколиственными ясенево-дубовыми лесами с примесью граба, вяза и клена. Здесь произрастает более 2750 видов растений, в том числе 25 видов растений внесены в Красную книгу Российской Федерации (ковыль Иоанна, гусиный лук Гранателли, тюльпан Бибирштейна, хохлатка Маршаллова, мак прицветниковый, лилия однобратственная). На территории заказника расположено девять гор-лакколитов: Бештау, Машук, Развалка, Змейка, Лысая, Железная, Кабанка, Бык, Верблюд. Особенности этого заказника - уникальный рельеф, благоприятный климат во все сезоны года, преимущественно чистые в экологическом отношении территории с богатым историко-культурным потенциалом, пейзажным разнообразием. В этот живописный уголок хочется возвращаться снова и снова, красота этих гор никогда не надоест, а многочисленное количество родников так и манит своей прохладой в жаркий день.


Заказник «Бештаугорский»
- Заказник «Русский лес» обладает редким разнообразием животного и растительного мира, расположен северо-западнее Ставрополя, на склоне Ставропольской горы.


Заказник «Русский лес»


- В состав Русского леса входят памятники природы «Курган Лохматый» и «Травертиновый источник». Источник выходит на левом склоне балки Бучинской Гремучки. Вода вливается в карстовую ванну глубиной 0,5 м. Температура воды + 10 0С. Дно балки выполнено отложениями травертина, выпадающего в осадок как из источника, так и берущего от него начало ручья. Особую ценность представляют собой растения - реликты неогенового периода: толстостенка крупнолистная, папоротник-сколопендриум. Богатство растительного мира насчитывает около 400 видов древесно-кустарниковых и травянистых растений. Важнейшая роль Русского леса заключается в закреплении грунтов и предотвращении развития оползневого процесса западной части Ставропольской возвышенности, который в случае вырубки леса нанесет ущерб Сенгилеевскому водохранилищу - источнику водоснабжения Ставрополя и его окрестностей.
На границах заказников установлены информационные щиты, в которых освещаются режим охраняемой территории, запрещенные виды деятельности. Проезд и стоянка автотранспортных средств на территории заказников, распашка земель, выпас и прогон скота, любительская и спортивная охота, выжигание травостоя, свалки мусора - все это ведет к уничтожению растений, находящихся под охраной, повреждению мест обитания животных и гнездования птиц, ухудшению состояния почв и нарушению экосистемы в целом. А ведь нам действительно есть что сохранять! И важно участие каждого из нас в сохранении живого уголка природы, куда можно прийти и насладиться первозданной красотой, окружающей нас. Сберечь чистоту и не оставлять после себя свалки мусора, не уничтожать лес, не загрязнять водоемы пестицидами и сточными водами, не отравлять воздух выбросами - цели, которые должен поставить перед собой каждый житель Ставропольского края.
5. Итог урока -А что мы можем сделать для того, чтобы уберечь природу? (мнения детей) 6. Заключение - Вот перед вами яблоко. Представим себе, что яблоко - это наша Земля. Делим яблоко на четыре части. Три части - это вода, а одна четверть - суша. 1/4 разделим еще на четыре части и получим кусочек, где люди не живут. Эту 1/8 часть яблока делим на три части, две из них - это города, леса, дороги, и только одна маленькая часть - это земля, которую мы используем для сельского хозяйства. Невольно приходят на память слова: "Я сорвал цветок - и он увял. Я поймал мотылька - и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем".
Сохраним природу родного края!

Литература

  1. trasa.ru/region/stavropolskiy_zapov.html
  2. География Ставропольского края В.Г.Гнилова «Книжное издательство» 1965

Тема. Заседание научного клуба «Мы и окружающий мир» (3 класс) Экологическая конференция «День Земли»
  1. Цели: воспитание экологической культуры, любви к родному краю.
  2. Задачи:
В предметной области:
  1. Обогащение знаниями о природном и социальном окружении, знакомство с общей целостной картиной мира.
  2. Познакомить учащихся с тем, как проходят встречи учёных всего мира (пресс конференции, конгрессы, форумы).
  3. Развивать стремление учащихся активно, наравне с взрослыми участвовать в деле охраны природы.
В сфере личностного развития учащихся: 1.Воспитание нравственного и эстетического отношения к природному и социальному окружению. 2. Приобретение опыта взаимодействия с взрослыми и сверстниками, освоение основных норм поведения в природе. 3. Создание пространства для социальных практик детей и приобщение их к общественно значимым делам. 4. Дать возможность ребёнку почувствовать и проявить при этом свой творческий потенциал. В области формирования УУД:
  1. Познавательные - умение анализировать, сравнивать, классифицировать; выделять существенную информацию из различных источников; использовать знаково-символические средства; устанавливать причинно-следственные связи, ставить и решать проблему.
  2. Личностные - ценить и понимать базовые ценности «родной край», «родная природа», «экология родного края», развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
3. Регулятивные - умение в сотрудничестве с учителем определять цель учебной деятельности, развитие волевой саморегуляции в ситуации затруднения. 4. Коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, умение внимательно слушать собеседника, выполнять разные социальные роли.
IП. Предварительная подготовка к уроку учащихся: с помощью родителей отыскать материал по темам: «Загрязнение Воздушного океана», «Звуковые загрязнители», «Загрязнение Водного океана», Охрана природы и жизни человека».
IV.Оборудование урока: плакат «День Земли» (с изображением разных поле - смотри по сценарию); альбом «День Земли» со страничками: «Лекарственные растения», «Комнатные растения», «Лесные опасности», «Красная книга» (с изображением животных и растений, занесённых в Красную книгу Ставропольского края), «Будь природе другом» (знаки охраны природы); мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация с этапами урока и заданиями; таблички и бейджики с названиями секций, участников конференции и их представителей; по 3 разноцветных флажка, отражающих тематическое направление секций; цветы для оформления столов и скатерти; маски грустного и весёлого человечка.
V. Литература 1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: Учебник: 1-3 класс. - М.: Академкнига/Учебник. 2.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: Хрестоматия: 1 класс. - М.: Академкнига/Учебник. 3.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: Методическое пособие для учителя: 1 класс. - М.: Академ-книга/Учебник. 4. Красная Книга России «Животные», ООО «Издательство Астрель» 2000 г. 5.Красная книга Ставропольского края. Том 2. Издательство «Ставрополь полиграфсервис» 2002 г. 6.Новеллы «Звон цикад». Автор Иван Зиновьев. г. Кисловодск 2008 г. 7. Подборка журналов «Начальная школа» со статьями по экологии.
Ход пресс-конференции
Ведущий. Здравствуйте, дорогие участники, журналисты и зрители! Приветствуем вас в нашем конференц-зале. Сегодняшняя пресс-конференция посвящена проблемам охраны природы во всём мире и в России. Это предварительная пресс-конференция, итоги которой будут приурочены к 22 апреля - Международному Дню Земли. На этой конференции мы попытаемся раскрыть деятельность международных организаций по охране природы. Рассказать об экологической деятельности участников клуба «Мы и окружающий мир».

«Природа - единственная книга, содержание которой

одинаково значительно на всех страницах».

В. Гёте
На встрече присутствуют и примут участие в разговоре: заведующий секцией по проблемам «Загрязнения Воздушного океана» (называется фамилия учащегося); пресс-секретарь секции по проблемам «Загрязнения Воздушного океана» (Ф.И. уч-ся); корреспонденты секции: (Ф.И. 2-х уч-ся).
Заведующий секцией по проблемам «Звуковых загрязнителей» (называется фамилия учащегося); пресс-секретарь секции по проблемам «Звуковых загрязнителей» (Ф.И. уч-ся); корреспонденты секции: (Ф.И. 2-х уч-ся) и советник по делам науки (Ф.И. уч-ся).
Заведующий секцией по проблемам «Загрязнения Водного океана» (называется фамилия учащегося); пресс-секретарь секции по проблемам «Загрязнения Водного океана» (Ф.И. уч-ся); корреспонденты секции: (Ф.И. 2-х уч-ся).
Заведующий секцией «Охрана природы и жизни человека » (называется фамилия учащегося); пресс-секретарь секции по проблемам «Охрана природы и жизни человека» (Ф.И. уч-ся); корреспонденты секции: (Ф.И. 2-х уч-ся).
Также мы приветствуем корреспондентов средств массовой информации. Участники конференции с удовольствием ответят на ваши вопросы.
Вступительное слово предоставляется заведующей секцией по проблемам «Загрязнения Воздушного океана»
Участник
- Наша планета существует больше четырёх с половиной миллиардов лет. Такой долгий период трудно представить. Давайте вычеркнем в этом числе все нули. Получится 45 космических лет. Поэтому исчислению самые древние динозавры жили около года назад. Млекопитающие появились всего лишь 8 месяцев назад. Современный человек родился четыре часа назад. В течение последнего часа он научился обрабатывать землю, а первая фабрика начала работать минуту назад. И именно за последние 60 секунд человек превратил огромные пространства Земли в пустыни, уничтожил рыбу в реках. Каждая секунда космического времени несёт всё новые и новые разрушения. Как остановить их? Только сообща все жители Земли могут спасти планету. К этому призывают экологические организации мира.
Ведущий. - К нам поступил вопрос из зала.
Корреспондент.- Детский экологический журнал «Зелёный портфель». Какие существуют международные экологические организации, и какие мероприятия проводят? Спасибо.
Ведущий. - Для ответа на этот вопрос слово предоставляется представителям секции «Охрана природы и жизни человека».
Участник. - В мире есть много организаций, занимающихся охраной природы. Одна из наиболее известных среди них - ГРИНПИС. Это самое крупное экологическое объединение. Оно создано в 1971 году и имеет своих представителей и сторонников в 30 странах мира. Активисты ГРИНПИСА: - устраивают пикеты у химических заводов и атомных электростанций; - препятствуют продаже ядовитых отходов; -мешают сливу неочищенных вод в моря и океаны; -собирают информацию о предприятиях, приносящих вред природе.
Участник. - В 1990 году при ГРИНПИСЕ возникла детская экологическая организация ГРИТИМ. Она объединяет сотни групп, работающих во многих странах мира. В основном они состоят из детей 10-14 лет, которые не только помогают взрослым, но и сами проводят исследования, собирают информацию, устраивают пресс-конференции, выпускают экологические газеты.
Ведущий. - Итак, мы познакомились с основными направлениями работы международных экологических организаций. Остаётся надеяться, что их ряды будут ежегодно пополняться новыми сторонниками в деле охраны природы. А теперь мы переходим к работе над нашей газетой, которая называется «Мы и окружающий мир». Это необычная газета - живая. Каждый круг газеты - её страничка, а готовили её корреспонденты. Они - то и расскажут о том, что здесь изображено. Но сначала посмотрите в центр круга. Что здесь изображено?
- Грустный человечек.
- Почему он грустный? (Ответы детей.) - У вас оказались разные мнения. Давайте теперь послушаем рассказы корреспондентов о том, что же находится вокруг нашего человечка. Тогда, может быть, поймёте, почему он грустный.
Слово предоставляется секции по проблемам «Загрязнения Воздушного океана».
Выступление корреспондентов секции по проблемам «Загрязнения Воздушного океана»
1.- Я буду говорить об этом голубом поле (показывает на газете ). Но сначала вы должны догадаться, о чём пойдёт речь.
Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и всё же Без него мы жить не можем. (Воздух.)
- Правильно, речь пойдёт о воздухе. Мы живём в воздушном океане, который называется атмосферой. (Учитель прикрепляет на доске заранее написанное на листе бумаги слово.) мы привыкли воздушный океан называть небом. Вот послушайте стихи о небе.
Выше леса, выше гор Расстилается ковёр. Он всегда, всегда раскинут Над тобой и надо мной, То он серый, то он синий, То он ярко-голубой.
2.- Всё живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы - очень маленькие живые существа? Среди них есть так же, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются. Что же нужно сделать, чтобы микробов было меньше? (Ответы детей.)
3.- Проветрили комнату, стёрли пыль тряпкой - убрали микробов с голубого поля! (Ученик убирает аппликацию микробов.) ещё хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.
Ведущий. - Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, кА уничтожить микробов, и поле стало чистое, голубое! Если мы сумеем очистить все поля - наш человечек будет улыбаться!
Корреспондент. Детский экологический журнал «Голубая волна». Вы говорили о том, как сделать, чтобы воздух был чистым. Но, а что же нужно сделать, чтобы цветы, которые очищают воздух, сами были чистыми? Спасибо.
(Дети отвечают, как правильно ухаживать за комнатными растениями)
Ведущий. - Теперь следующая страничка нашей газеты - посмотрите, что же это такое: какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем секцию по проблемам «Звуковых загрязнителей», которая даст нам пояснение по этому вопросу.

Выступление корреспондентов секции по проблемам «Звуковых загрязнений»
1.- Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку? Почти у всех есть любимые певцы и группы, их слушать особенно приятно. Вот в одной песенке девушка поёт такие слова:
Непременно каждым утром Я включаю телевизор, И, конечно, репродуктор, И ещё магнитофон.
-Весело? Да. А почему же соседи ей говорят:
Эй, гражданка у окна, Вы же в доме не одна. Почему же целый дом Должен слушать этот гром? (Ответы детей.)
2.- Окружающим не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, так как современные машины - грузовики, самолёты и другие транспортные средства издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик. Поэтому очень вредно включать дома музыку надолго и на полную мощность.
3.- Вот ещё: некоторые ребята любят пошутить - громко хлопнуть или крикнуть над ухом у своего приятеля. Это очень опасно - резкий, сильный звук может разрушить слуховой аппарат. Видите, сколько звуковых загрязнителей и это (показывает поле со стрелками и спиралями) - звуки вокруг нас. Одни стрелки - резкие, громкие. Другие - волны музыки, спокойной речи. Приятная, негромкая музыка, спокойный разговор, создают звуковой комфорт.
Корреспондент.- Детский экологический журнал «Зелёная роща». Что могут сделать дети, чтобы дома и в школе у них был «звуковой комфорт? Спасибо. (Ответы детей.)
Ведущий. - Мы выяснили, что не надо включать громко музыку, не надо кричать. А с белого поля мы уберём стрелки и оставим красивые волны.
- Ну, вот уже два поля чистые, а мы пойдём дальше, на синюю страничку.
Выступление корреспондентов секции по проблемам «Загрязнение водного океана». 1.- Ни умыться, ни напиться Без воды, Листику не распуститься Без воды, Без воды прожить не могут Птица, зверь и человек, И поэтому всегда Всем везде нужна вода!
- Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле? В океане. А ещё где находится вода? В морях, реках, в ручьях. Снег-это вода и облака - это вода. Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода, какая? Солёная. А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода, и она должна быть чистой. Про какую воду говориться: 2. Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтоб щёчки краснели, Чтоб глазки блестели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок?
-Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Пресной воды не нашей планете не так уж много, её надо беречь. А как? (Ответы детей)
3.- Во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, а во - вторых, беречь от загрязнения. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озёра различный мусор, моют машины, а ещё много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. Сможем ли мы, ребята, очистить это поле, чтобы наш человечек улыбнулся? Что надо сделать? (Ответы детей)
Ведущий. - Надо экономить воду, не выбрасывать в реки и озёра мусор, не мыть в них машины. Мы вырастем и научимся очищать отходы заводов и фабрик. Уберём все грязные пятна с нашей планеты. (Убирает.)
-А ведь в нашем родном с.Новозаведенном тоже есть водоёмы, луга, поля. Всё это надо охранять. Ведь они украшают наше село, радуют нас. Давайте прочитаем стихотворение нашего земляка - поэта, писателя и художника Ивана Архиповича Зиновьева
НОВОЗАВЕДЕННОЕ
Звенит и процветает Твой облик молодой. Село зарю встречает Над быстрою рекой.
Ия горжусь тобою, Всё в памяти храня. Село моё родное, Ты в сердце у меня.
- И стихотворение неизвестного автора.
Такие просторы полей и лесов, И небо такой высоты, И рек синева, и степей трава - Всё это, Новозаведенное, ты!
Хватает речке широты и сини, А с родником она ещё сильней. Но для меня бы не было России, Без маленькой Кумы-речушки!
Ведущий. - Посмотрите, какое красивое, чистое поле - чистая вода! А теперь зелёная страничка нашей газеты.
Выступление корреспондентов секции «Охрана природы и жизни человека»
1.- Зелёная страничка нашей газеты - страничка жизни. А почему она зелёная? (Ответы детей.)
Она зелёная потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам и человеку.
Жить в зелёном мире этом Хорошо зимой и летом. Жизнь летает мотыльком, Шустрым бегает зверьком, В облаках кружится птицей, Скачет по ветвям куницей. Жизнь прекрасна, жизнь вокруг. Человек природе - друг!
- Только человек относится к природе как к другу? (Ответы детей.)
-Посмотрите на это поле, на нём чёрные круги и квадраты, под каждым из них растения и животные, которых осталось очень мало. Мы сможем убрать эти круги и квадраты, если научимся правильно вести себя в природе. Давайте подумаем. Вот эти круги закрыли красивые растения. Какое правило поведения в природе надо соблюдать, чтобы растений с красивыми цветами было много кругом? (Ответы детей.)
2.- Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.
Ведущий. - Мы запомним это правило и можем убирать чёрные круги. (Убирает круги, под ними яркие рисунки растений.) Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу страничку, так же как сами эти растения - природу. Но поле портят чёрные квадраты, под ними животные, которые особенно пострадали от человека. Что будем делать? Убирать квадраты? (Ответы детей.)
3.- Главное правило - ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнёзд. Самое важное - не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков. Запомним эти правила! Уберём чёрные квадраты. Лучше без них на зелёном поле! (Убирает квадраты, под ними рисунки красивого мотылька, хищной птицы - орла или ястреба, лягушки или жабы, любого другого животного, занесённого в Красную Книгу.)
Эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в природе, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их внешний вид.
Ведущий.- Какое красивое зелёное поле! Конечно, ребята, не о всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сейчас поговорить. Но, если мы будем знать правила поведения в природе, мы поможем всем.
Этот разговор мы можем продолжить в другое время. Но, чтобы вести разговор, вам необходимо познакомиться с содержанием «Красной книги Ставропольского края», выполнить задания альбома «День Земли» (Показать)
А сейчас, обратите внимание на человечка на нашей газете. (Меняет маску) Что вы заметили? (Ответы детей)
Человечек улыбается - ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека - это тоже богатство природы и его надо беречь.
- Приятно осознавать, что вы не стоите в стороне, а активно помогаете взрослым в решении многих серьёзных проблем экологии.
Следующий этап работы нашей пресс - конференции - вынесение решения о предстоящей работе по проекту День Земли» каждой секции. Через несколько минут участники каждой секции представят нам свои проекты. (Пока готовятся решения, представители от каждой секции рассказывают остальным участникам конференции о своих любимцах: комнатное растение «ослиное копыто», «Кешины повадки», «Мой любимый Рыжик», «Мир фиалок»)
Ведущий.- Время, отведённое для проведения пресс-конференции, к сожалению, подходит к концу. Настал момент подвести итоги. Сейчас представители от каждой секции зачитают проекты решений.
1. Слово участнику секции по проблеме «Загрязнения Воздушного океана» - Наша секция решила оформить стенд с правилами поведения в природе.
2.Слово участнику секции по проблеме «Звуковые загрязнения»
- Мы решили подготовить и показать учащимся первых классов «Устный журнал о представителях флоры и фауны, занесённых в Красную книгу Ставропольского края».
3. Слово участнику секции по проблеме «Загрязнения Водного океана».
- Мы решили оформить альбом с фотографиями и описанием растений и животных, живущих на территориях заповедников и заказников Ставропольского края.
4.Слово участнику секции «Охрана природы и жизни человека»
- Мы решили создать выставку знаков охраны природы и правил поведения в природе, которая объединит работы учащихся начальных классов.
Ведущий. - Спасибо представителям всех секций за представленные проекты решений. На следующем заседании нашего научного клуба «Мы и окружающий мир» секции поделятся с нами, как продвигается работа над проектами.
- И, подводя итог, я хочу сказать, что в ходе нашей пресс-конференции мы убедились, насколько остро стоят перед людьми экологические проблемы и как много вопросов нам предстоит решать и воплощать в жизнь. Люди Земли! Помните, начинается минута космического времени. От нас зависит, станет ли она периодом гибели и разрушения или временем созидания и жизни. Хочется закончить нашу конференцию словами Жолио - Кюри:
«Нельзя допустить, чтобы люди направляли на своё собственное уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить». Ф. Жолио - Кюри - Благодарим всех участников пресс - конференции, наших гостей. Большое спасибо вам!

Разработка внеклассного занятия по внеурочной

деятельности «Изучение природы родного края»

«Родной край - часть великой России» Тема: В гости к Берендею Цели: личностные: проявление интереса к окружающему миру; формирование бережного отношения к природе; любви к растениям и животным; формирование гражданской идентичности личности в форме сознания как гражданина России; познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленной задачи; строить речевые высказывания в устной форме; выделять существенную информацию из текста; регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей при нахождении информации; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу реализации, так и в конце действия при выполнении задания; коммуникативные: формировать собственное мнение и позицию; использовать речь для регуляции своего действия; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль; комментировать выполнение задания; умение контролировать действие партнера при игре в парах; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Оборудование: интерактивная доска, дополнительная литература, энциклопедии, путеводитель, ватман, краски, цветные карандаши, природный материал. Ход занятия

  1. Организационный момент
Вступительное слово учителя - Ребята, сегодня утром я обнаружила на столе необычное послание. Сейчас я вам его зачитаю. «Знаю лес и лес люблю, В гости вас к себе зову. Пусть на солнечной опушке Раздается звонкий смех, Игры, конкурсы, забавы. Приглашаю к себе всех». А в конце этого приглашения подпись: «Я люблю гулять по лесу, В лесу хожу я каждый день. Всё в лесу мне интересно: Каждый куст и каждый пень. Я веселый старичок, Старичок - Лесовичок!» - Ну, что, ребята, примем приглашение веселого старичка - лесовичка? В помощь нам он прислал путеводитель, который не позволит заблудиться во владениях лесного хозяина. Итак, отправляемся в путь…
  1. Ход путешествия
  1. Вот мы и на лесной поляне. Первая стоянка на нашем пути: «Айболит». Ребята, вспомните, кто такой Айболит?
Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей. Он лечил зверей разными настойками, пилюлями, мазями. Многие лекарственные средства изготавливают из различных растений, которые растут и на нашей солнечной поляне. А какие - мы сейчас и узнаем. ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ
  1. Какой цветок лечит сердце? (Ландыш.)
  2. Какое растение богато витамином «С»? (Шиповник.)
  3. Какое лекарственное растение используют для лечения ссадин и ран? (Подорожник.)
  4. Какое лекарственное растение определят даже слепые? (Крапива.)
  5. Какие растения используют для лечения простуды? (Малину, липу, мать - и - мачеху.)
После каждого ответа на экране появляются указанные растения.
  1. Следующая остановка «Дары леса». Летом в лесу появляется большое количество различных плодов и ягод. Давайте разгадаем кроссворд и увидим, какие же дары преподносит нам лес, в котором мы совершаем путешествие.

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
2.Невысок и коренаст поглядеть решил на нас, Приподняв с утра, под ветками лист с примятыми иголками. (Гриб.)
4.Растут на ветках группками, покрытые скорлупками. (Орехи.) 5.Не балует дуб детей, одевает без затей: Все в его семейке носят тюбетейки. (Желуди.)
6.Каждой весною лапы еловые Старые лампы меняет на новые. (Шишки.) ПО ВЕРТИКАЛИ:
1.Чем больше колец, тем старше жилец. (Дерево.)
3.Ловит солнышко лучистое, зрея на опушке. Покраснеет и душистая попадает в кружки. (Земляника.)


1


2





3


4




5





6





Молодцы! - Вот оказывается как богат лес нашего друга Берендея!
  1. Но наш путь продолжается к следующему пункту, обозначенному на карте - станция «Музыка леса».
Ребята, что можно услышать в лесу? (Шелест листвы, журчание ручьев и конечно же пение птиц.) Наш лес тоже наполнен трелями разных птиц, а каких - давайте отгадаем. ЗАГАДКИ Кто в беретке ярко-красной, В черной курточке атласной? На меня он не глядит, Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.) Гнездо свое он в поле вьет, Где плещутся растения. Его и песни, и полет Вошли в стихотворения. (Жаворонок.)
Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это? (Соловей.)
Угадайте, что за птица Света яркого боится? Клюв крючком, глаза пятачком, Ушастая голова. Кто это? (Сова.) После каждой отгадки на экране появляются фигурки птиц. Теперь, ребята, мы знаем, чьи голоса были слышны в нашем лесу.
  1. На этом наше путешествие не заканчивается и вот следующая остановка - «Живые барометры».
Ребята, кто знает, что такое барометр? Прибор для измерения атмосферного давления. А при изменении давления меняется погода, т. е. можно сказать, что барометр это прибор, используемый для наблюдения за изменением погоды. Мы говорили о птицах, об их прекрасных трелях, которые раздаются то там, то тут. Но это не единственное их достоинство. Довольно часто наши пернатые друзья предсказывают погоду. Ребята, какие народные приметы вы знаете, в которых по поведению птиц можно предугадать погоду?
Ласточки: - не летают низко - к дождю и ветру; - летают высоко - к ветру ( к хорошей погоде); - летают то вверх, то вниз - перед бурей.
Воробьи: - купаются в пыли - к дождю; - сидят, напыжившись, - к дождю; - летают кучками - к ясной погоде. Птицы поют весело - к хорошей погоде.
  1. Наше путешествие в загадочный лес старичка - лесовичка продолжается. Да, да! Я недаром сказала «загадочный» лес. Он полон загадок и чудес, и следующая остановка: «Чудеса без чудес».
Не только лес, но и вся природа скрывает в себе бессчетное количество самых необыкновенных рекордов. Сейчас нас ждет викторина, которая называется «Самое, самое в природе».
  1. Кто самый крупный: из млекопитающих (синий кит: 150т, 30м), из птиц (страус: 90кг, высота 270см), из змей (анаконда: длина 5-10м).
  2. У каких растений большие: листья (виктория амазонская: до 2м), цветы (реффлезия: диаметром до 1м), плоды (хлебное дерево, до 20кг).
  3. Какие растения самые: высокие (эвкалипт: до 162м), толстые (баобаб: до 50м в окружности), длинные (ротансовая пальма, стебли тянутся до 400м в длину).
  4. Кто быстрее всех: бегает (гепард), плавает (меч-рыба), летает (стриж).
  1. Подведение итогов

Вот мы и прошли весь путь, указанный в путеводителе, удачно справились со всеми заданиями, и настал черед встретиться с хозяином леса. А вот и он (появляется изображение Берендея). Он рад нас приветствовать в своих владениях. Ему очень дорог его родной лес, и он хочет быть уверен, что и вы дорожите этим богатством. Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете?
*Не рубить живые деревья и кустарники. *Не разводить костры под деревьями. *Не оставлять банки и бумагу. *Не рвать цветы. *Не разорять гнезда птиц. *Не брать домой детенышей зверей…
Молодцы! Я уверена, что Берендей не сомневается в том, что вы всегда будите бережно относиться к природным сокровищам. Он всегда будет рад видеть вас в своих владениях.
Продолжается работа по интересам в группах.
1 группа. Зарисовать лес по впечатлениям (красками, карандашами). 2 группа. Из природного материала составить композицию, букет. 3 группа. Найти сведения о заказниках г. Георгиевска - «Сафонова дача», «Дебри». Работа с дополнительной литературой. 4 группа. Найти сведения о природных богатствах с. Новозаведенного. Работа с дополнительной литературой. 5 группа. Найти стихи о природе Ставропольских поэтов. Работа с дополнительной литературой.





ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ


Заказник « Сафонова дача»


Государственный природный заказник «Сафонова дача» расположен в пойменном лесу реки Подкумок, в юго-заподной части Георгиевского района, на землях Георгиевского и Подкумского лесничеств Кумского лесхоза. Установлено, что флора растений в целом насчитывает 304 вида, а фауна позвоночных животных - 114 видов. Заказник предназначен для сохранения и воспроизводства не его территории ландыша майского, который включен в Красную книгу Ставропольского края, и других лекарственных растений. Лес Георгиевского лесничества представлен дубом, ясенем, кленом, грабом. Возраст деревьев 45-50 лет. В лесу повсеместно встречаются растения: тысячелистник, душица, зверобой, пустырник и реже девясил, подснежник кавказский, шафран сетчатый, виноград лесной, яртышник, шишкогриб. Из животного мира на территории государственного природного заказника отмечены заяц-русак, лисица, реже кабан, шакал, куница лесная, барсук, фазан, вяхирь, шмель степной. Территория заказника перспективна для разведения копытных животных: пятнистых оленей, косуль, ланей.

Заказник «Дебри»
Государственный природный заказник «Дебри» расположен в Георгиевском районе в 10км на северо-запад от города Георгиевска, на землях Кумского лесхоза. Общая площадь 4000га. Заказник является комплексным, образован в целях сохранения естественного ландшафта, воспроизводства редких и ценных видов растительного и животного мира. Территория заказника покрыта степной и лугово-степной растительностью: касатик ненастоящий, любка зеленоцветная, яртышники трехлистный и трехзубчатый, красавка кавказская, а также шафран сетчатый, лук медвежий, виноград лесной и катран Стевена, которые занесены в Красную книгу Российской Федерации. Животный мир - типичный для степной и лесостепной зоны, в том числе: млекопитающие: лось, кабан, косуля, барсук, куница, заяц-русак, а также хорь - перевязка, который внесен в Красную книгу Российской Федерации; птицы: кряква, фазан, серая куропатка, вальдшнеп, перепел.






Село Новозаведенное


Лес очень красив в любое время года. Он тянется вдоль реки, и плакучие ивы склоняются своими ветвями к быстро текущей воде. Кое-где из воды виднеются «карчи» - остатки поваленных деревьев. Конспекты занятий внеурочной деятельности Изучение природы родного края «Карчи» в реке встречаются довольно часто.

С происхождением этого кургана связана старинная легенда. В далекие, давние время жила в селе девушка по имени Феня, красавица была каких свет не видывал. И вот однажды в село приехал богатый старый купец за товаром, увидел он девушку и влюбился в нее. Дорогие подарки преподносил купец девушке, но не хотела Феня идти замуж за купца, не нужны ей были его богатства, потому что жить со стариком она не хотела. И старый купец решает украсть девушку и сделать её своей женой. Феня случайно узнает об этом и ночью она идет в лес и с высокого обрыва бросается в реку. Вот с тех пор и стал курган называться Фенин.Зеленый храм леса оглашается пением птиц - дроздов, славок, зябликов, где-то кукует кукушка. Когда лес пойдет и слева и справа, то дорога, сменившись тропой, повернет влево и, миновав поляну, понизится, чтоб потом, перейдя ручеек, снова пойти вверх. Почти в конце тропы, слева, встретится болотце, а тропа повернет несколько вправо, и перед вами появится, обрывистый курган называется он Фенин курган. Конспекты занятий внеурочной деятельности Изучение природы родного края

Фенин курган


А ещё этот курган пользуется и дурной славой, в народе говорят, что осенью на кургане много змей собирается, желтопузов. Спутываются они в клубки и так зимуют. Про этих змей в народе рассказывают, что желтопузы на деревья заползают, а оттуда на людей нападают. При нападении желтопуз раздувает хвост и с шумом бьёт им жертву, при этом он может совершать прыжки в высоту до 1,5 метра. Вершина кургана пологая покрыта травянистой растительностью. Одна его сторона - отвесный обрыв над старым руслом реки, а другая покрыта кустарниками терном и барбарисом. У подножия кургана с северо-западной стороны заросли тополя.

Родник Продвигаясь дальше по асфальтовой дороге, вы проходите, мост через реку Куму и видите невдалеке пруд, лес, и небольшой взгорок поросший камышом. С этого взгорка прямо в речку стекает ручеёк - это вода из родника.
Конспекты занятий внеурочной деятельности Изучение природы родного края Поднимаясь вдоль ручейка, вы входите в лес и по тропинке идете вдоль ручья к его истоку. Конспекты занятий внеурочной деятельности Изучение природы родного края

Если это весной, то вы встретите здесь первые весенние цветы - пролески, чистяк, волчье лыко, хохлатки, баранчики. Конспекты занятий внеурочной деятельности Изучение природы родного краяКонспекты занятий внеурочной деятельности Изучение природы родного краяКонспекты занятий внеурочной деятельности Изучение природы родного края Конспекты занятий внеурочной деятельности Изучение природы родного края Конспекты занятий внеурочной деятельности Изучение природы родного края Метров через 500 вы оказываетесь у родника «Свяченый колодец», который бережно охраняется местными жителями. Источник воды и вдохновенья
Конспекты занятий внеурочной деятельности Изучение природы родного края В лесу, в горе, родник, живой и звонкий. Над родником старинный голубец С лубочной почерневшею иконкой, А в роднике березовый корец.
Родник, Родня, Народ, Родина однокоренные слова. Из маленького слова образуется объемное слово Родина. Родник родит реку, а река льется- течет через всю нашу матушку- землю, через всю Родину, кормит народ. Объединяющим, вскрывающим глубины смысла становится слово - родник. Слово родник очень емкое, оно несет в себе множество смысловых оттенков: исцеление, здоровье, молодость, чистота, прозрачность, открытость, доверчивость, но и одновременно - потаенность, застенчивость, некоторая закрытость, стыдливость. Родник «Свяченый колодец» как источник воды, занимает значительное место в быту и культуре жителей нашего села. Люди берут родниковую воду зимой и летом для питья и приготовления пищи. За водой к роднику ходят, как к святому источнику с особой посудой. Вода по составу в этом роднике близка к дистиллированной. До сих пор среди жителей села находит применение лечение болезней при помощи родниковой воды из «Свяченого колодца», которая как будто обладает целебной силой. Надо рано утром пойти к роднику, первым зачерпнуть воды и попросить вылечить больного. В старину жители села устраивали специальное моление о дожде, для этого всем селом, шли к роднику, углубляли, прочищали его, будили, таким образом, его и просили дать дождя. Литература

  1. Л.И. Грехова. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры-занятия и развлечения с детьми. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998г.
  2. З.Я. Сидоренко, А.Е. Шабалдас. Литература Ставрополья. Учебник для начальной школы. Ставрополь: Сервисшкола, 2000г.
  3. do2. Gendocs.ru > docs / index - 425304.html…
  4. Н.И.Писаренко и другие»Родной отчизны уголок». Путеводитель. Издательство «Георгиевские известия», 2008 г.
  5. Очерки истории Ставропольского края (Под ред. В. П. Невской- Ставрополь, 1986 г. - т 1. 462 с.)
  6. Ильичёва Н. Каждый камень гудит голосами эпох…// Георгиевские известия - 5 февраля 1994 г.
  7. Природно-климатический очерк Георгиевского района. - Ставрополь:
Кубань НИИгипрозем, 1990.
  1. Сохраним для потомков. - Ставрополь, 1984
  2. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Краеведение внеклассная работа по истории, географии, биологии и экологии.- М.: Творческий центр, 2007
  3. Савельева В.В. География Ставропольского края. - Ставрополь, 2003.


Тема занятия. Знатоки Ставропольского края
Тип занятия: урок обобщения
Технология занятия: игра «Брейн-ринг»
Образовательная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия, обобщить представления детей о природе и харак­терных признаках степной полосы, создать условия для формирования представления младших школьников о богатейшей истории Ставропольского края, его обычаях, традициях.
Развивающая цель: развивать желание познавать природу род­ного края; учить детей вести себя экологически сообразно в ок­ружающей природе, развивать исследовательские навыки.
Воспитательная цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордо­сти за родной край ,воспитывать любовь к своей «малой родине», её богатству, её прошлой и настоящей славе.
Формирование УУД:
Личностные: формировании у детей мотивации к обучению, развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, уважение и чувство гордо­сти за родной край, желание познавать природу род­ного края, учить детей вести себя экологически сообразно в ок­ружающей природе.
Регулятивные: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.
Познавательные: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Оборудование: интерактивный комплекс, рисунки эмблем, раздаточный материал для работы в группах (животные и растения Ставропольского края), звукозапись голосов чайки, лебедя, цапли, жу­равля, карта Ставропольского края, записи мелодий казачьих песен, казачьи костюмы, выставка литературы.
Литература

  1. Александрова Ю.Н. Юный эколог. 1-4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации/ Волгоград: Учитель, 2011.
  2. Кучер, Т. В. Игра в экологическом воспитании школь­ников / Т. В. Кучер // География в школе. - 1992. - № 4-5. -С. 22-23.
  3. Лучич, М. В. Детям о природе / М. В. Лучич. - М., 1989.
  4. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьни­ками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. - Волгоград, 1996. - С. 36.
  5. Минаев, В. М. Экологическое воспитание в начальных классах: пособие для учителей / В. М. Минаев. - Минск: На­родная асвета, 1987.
  6. Молодова, Л. П. Игровые экологические занятия с детьми / Л. П. Молодова. - Минск : Асар, 1996. - С. 128.
  7. Сзабова, С. Экоигры в школе и вне школы / С. Сзабова. - Владивосток: Зов тайги, 1996.


Ход занятия Дети, заходя в класс, вытаскивают из ящика эмблему (не гля­дя). Они рассаживаются по командам в зависимости от вида рисунка на полученной эмблеме. I. Вводная часть Ведущий (обращаясь к командам) Наша малая родина - Ставропольский край. Он находится на юге России. Глядя на карту края, мы видим, что границы его обширны. В состав края входят 26 районов, 19 городов, 742 села. Есть в нашем крае и своя Красная книга, куда занесены редкие и исчезающие виды растений и животных. И сегодня победит та команда, которая знает наш край лучше других. Эта команда будет носить гордое звание «Знатоки Ставропольского края» Представление жюри. П. Игра Конкурс 1: «Защита эмблем». Команды за 1 мин должны определить, что (кто) изображено на эмблеме и почему.
  • Орел - на эмблеме 1-й команды. Самый известный символ Пятигорска - это, несомненно, скульптура орла, терзающего змею, на горе Горячей. Символика скульптуры необыкновенно поэтична. Фигура орла, распластавшего крылья над скалой и клюющего извивающуюся в его когтях змею, символизирует победу добрых сил природы над недугами
  • Тополь - уникальное растение. Данный вид деревьев очень много высаживали на территории нашего края. Тополь улавливает газ и пыль, его семена легко распространяются, так как переносятся часто дующими ветрами.
  • Подснежник кавказский - первоцвет, очень краси­вый цветок, занесенный в Красную книгу.
Ответы оцениваются 3 баллами. Конкурс 2: «Знаете ли вы?». Вопрос задается всем командам, право ответа у той, которая быстрее нажмет на звуковой сигнал. Время обдумывания - не более 30 с.
  • Зачем божьей коровке яркая окраска? (Предупреждение о ядовитости.)
  • Чем питаются степные орлы? (Сусликами, полевками.)
  • Куда деваются насекомые с наступлением холодов? (Пря­чутся в коре деревьев, умирают, зимуют в виде личинок.)
  • Назовите самое распространенное животное степи. (Суслик.)
  • Назовите растения, выделяющие фитонциды, убивающие вредные микроорганизмы. (Черемуха, дуб.)
  • Почему стрижи, ласточки и некоторые другие птицы уле­тают в теплые края? (Они питаются насекомыми, которые в холодное время года исчезают.)
  • Какая птица откладывает голубые яйца? (Дрозд.)
  • Какая птица поет в полете? (Жаворонок.)
Ответы оцениваются в 1 балл. Конкурс 3: «Кто это?».
  • Как осы распознают своих и чужих? ( По частоте взмаха крыльев)
  • Сколько ног у паука? (8)
  • У какого из насекомых уши на ногах? (У кузнечика)
  • Кого называют пернатой кошкой? (Сову)
  • У какой певчей птицы самки зеленые, а самцы желтые? (У иволги)
  • Зачем скворцы и галки катаются верхом на коровах, овцах, лошадях? (Таскают шерсть для гнёзд и выклевывают насекомых и их личинок из кожи животных)
  • Сколько раз за лето воробьи выводят птенцов? (3 раза)
  • Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда? ( Кукушка.)
Ответы оцениваются в количестве 1 балл за правильный ответ. Конкурс капитанов. Для каждого капитана дается задание и время на подготовку ответа (2-3 мин). Вопрос №1. Гора, один из останцев Пятигорья, имеет две вершины, напоминающие горбы верблюда. Ответ: Верблюд Вопрос №2. Преобладающие ветры в нашей местности. Ответ: Восточные Вопрос №3. Реликтовое растение Ставропольского края. Ответ: Виноград дикий Вопрос №4: Строительный материал, который используется для строительства зданий и дорог. Ответ: Гравий Вопрос №6. Эту птицу в нашем крае можно встретить в течение всего года, но мало кто знает, что в наши края прилетают северные особи этого вида, а наши «родные» улетают зимовать на юг. Ответ: Грачи Вопрос №7. Самое распространенное полезное ископаемое нашего края. Ответ: Глина Вопрос №8. Горючее полезное ископаемое СК? Ответ: Газ Вопрос №9. Гора-останец близ города Минеральные Воды. Название, возможно, произошло из-за серии узких извилистых оврагов, прорезавших восточный склон горы, напоминавших змей. Ответ: Змейка Вопрос№10. Степные петушки, занесены в Красную книгу Ставропольского края. Ответ: Касатики Вопрос №:11 Река, протекающая в восточной части края. Наименование возникло от тюркского слова «кум» - песок (протекающая по пескам). Ответ: Кума Вопрос №12 Гора магматического происхождения Пятигорья, вершина которой лишена лесной растительности. Ответ: Лысая Ответы оцениваются в количестве от 1 до 5 баллов (в зави­симости от полноты прозвучавшей информации). Конкурс 4: «Определите птицу по голосу». Проводится, пока капитаны готовятся отвечать. Используется звукозапись голосов чайки, лебедя, цапли, жу­равля. Ответы оцениваются в 1 балл. Конкур с 5: «В мире загадок». 1. Колосится в поле рожь, Там, во ржи, цветок найдешь. Ярко - синий и пушистый, Только жаль, что не душистый. (василёк) 2. Белые горошки на зеленой ножке. (ландыш) 3. Золотой и молодой За неделю стал седой, А денечка через два Облысела голова. (одуванчик) 4. Цвёл когда - носил как франт На макушке красный бант, И созрел он - и макушка Стала, словно погремушка. Много в городе большом Лишь по бубликам знаком. (мак) Ответы оцениваются в количестве 1 балл за правильный ответ Конкурс 6: «Экологические задачи». Время решения - 1 мин.
  • В чистом пруду жило 50 рыб. Отходы с фабрики загрязни­ли воду. Чтобы спасти рыб, их необходимо перевести в другое водохранилище. К сожалению, в грязной воде погибло 20 рыб. Посчитайте, сколько рыб удалось спасти.
  • Конспекты занятий внеурочной деятельности Изучение природы родного краяВ парке был 61 скворечник, 20 домиков сломались. Ребя­та починили 5. Сколько сейчас в парке не сломанных сквореч­ников?
  • В лесу росло 99 красивых дубов. Неосторожный мальчик оставил на опушке леса бутылку, которая, выполнив «роль» линзы, стала причиной пожара. После того как пожар потушили, выяснилось, что осталось только 73 дуба. Сколько дубовых де­ревьев сгорело во время пожара?
Ответы оцениваются в количестве от 1 до 3 баллов. Конкурс 7: «Почему?». Право ответа - у, команды, первой нажавшей на звуковой сигнал. Необходимо объяснить, почему так названо животное или растение.
  • Мать-и-мачеха.
  • Рябина.
  • Скворец.
  • Синица.
  • Воробей.
Ответы оцениваются в количестве от 1 до 3 баллов (с учё­том полноты ответа). III. Подведение итогов. Подведем итоги викторины. Наибольшее количество баллов у команды __ . Она занимает первое место. На втором месте команда _____, количество баллов _____. На третьем - ___ , количество баллов ___. Вот и подошла к концу наша викторина. И в заключении хотелось бы вспомнить известную песню «Край Родной» слова А. Пришелец, музыка Д. Кабалевского. Давайте споём её вместе. Всем спасибо за внимание.

Стихи Ставропольских поэтов Александр Ефимович Екимцев Светите, белые березы Светите, белые березы, Светите рощам и полям, Светите пашням и покосам И одиноким журавлям. Светите селам и деревням, И тихой речке под мостом. Пусть проникает свет ваш древний И в каждый пруд, и в каждый дом. И в сумраках улиц отдаленных, Где ни одной березы нет. И на тропинки всех влюбленных Пусть льется ваш неяркий свет. Светите и воде, и суше, И небесам в полночной мгле. Пусть проникает свет ваш в души Рожденных на моей земле. И пусть не меркнет свет ваш древний В любом распахнутом окне. Светите всей моей деревне, Светите всей моей стране.
Пожелтела длинная трава Пожелтела длинная трава, Замелькала пятками трава. Понеслась листва, помчалась вскачь На болотный журавлиный плач. И под клич прощальный журавлей Всё металась у болотных пней. Всё кружила в сполохах дождя, Места на земле не находя. Проводила в небо синих птиц И упала чуть живая ниц. Что-то шепчут, шепчут про своё Губы пересохшие её.
Виталий Васильевич Ходарев У ручья Как на небе весело! Звезды хоть хватай! Ночь луну повесила - Божий каравай. Тихой песней новою Шелестит ручей. Он лежит подковою На земле моей.
Зачерпну-ка звездочку С небом из ручья. И в ладони - лодочке Выпью детство я.

© 2010-2022