Конспект урока обучение чтению 1 класс. Школа россии. Русская народная сказка По щучьему велению. . Звуки [щ]. Буква Щ щ

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Чтение

Тема

Русская народная сказка «По щучьему велению». Звук [щ']. Буква Щ, щ

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с мягким глухим согласным звуком [щ'], буквами Щ, щ, развития речи, памяти, логического мышления

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Выделяют звук [щ'] из слов, характеризуют его ([щ'] согласный, всегда мягкий, глухой), обозначают звук [щ'] буквами Щ, щ; устанавливают на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге ща пишется всегда а, а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук [щ'] всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особыми буквами; осознанно и выразительно читают небольшие тексты и стихотворения

Личностные результаты

Задумываются над вопросом: какое значение и какой смысл имеет для них учение?

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: учатся формулировать учебную задачу.

Познавательные: общеучебные - ориентируются на разнообразие способов решения учебных задач; логические - характеризуют звук [щ'], выполняют слого-звуковой анализ слов.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Основное содержание темы, понятия и термины

Буквы Щ, щ; звук [щ']; слого-звуковой анализ слова; правописание ча, ща, чу, щу; загадки, сказки, скороговорки

Образовательные ресурсы

Счетные палочки. Предметные картинки




Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете почему?

Дети: на улице наступает весна. Ярко светит солнце. Что-то интересное ждет впереди.

- Да, все что вы сказали верно. На улице становится совсем тепло, солнышко светит и нашей с вами встрече я очень рада. А еще у меня хорошее настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке чтения.

II. Постановка проблемы.

Хочу, чтобы и у Вас было хорошее настроение. Для этого я приготовила фрагмент из сказки, угадайте какой? (просмотр фрагмента сказки «По щучьему велению»)

1.

- Как называется сказка?

- Назовите героев этой сказки?

Отгадайте загадку:

У нее во рту пила

Под водой она жила

Всех пугала, всех глотала

А теперь в котел попала

(Щука)

- Ребята, а кто-нибудь из вас видел щуку?

Какая она?

Щука - хищная рыба с удлиненным телом (иногда ее длина достигает 1,5 метра) с большой головой, с мощной нижней челюстью и зубы у нее страшные, вся пасть в зубах, даже на языке и небе.

2. Откройте Азбуку на стр. 62.

  • Давайте прочитаем скороговорки

Щуку я тащу, тащу

Щуку я не упущу


Щуки и леща в роще не сыщешь

- Какой звук мешает произносить скороговорку? ([щ,])

III. Работа над новым материалом.

- Сегодня на уроке мы должны дать характеристику этому звуку.

Все вместе произнесем звук [щ,].

Какой он? (согласный)

А теперь давайте определим, какой он звонкий или глухой (глухой).

И, наконец, мы должны сейчас с вами выяснить звук [щ,] твердый или мягкий. Назовите слова, в которых есть этот звук (лещи, щука, щавель).

Какой он? (всегда мягкий).

Вывод: звук [щ,] - согласный, глухой, всегда мягкий.

Где встречается звук [щ,] в словах? (в начале, в середине и в конце слов)

- Давайте вспомним звуки, которые придают согласным

Мягкость Твердость

и, е, я, ю, ё а, у, о, ы

- Сегодня на уроке мы будем читать и составлять слова со звуком [щ,].

На письме звук [щ,] обозначается буквами - Щ, щ.

На стр. 63 Азбуки хором прочитаем слоги.

Что вы заметили? (все слоги начинаются с буквы щ.)

С какими гласными буква щ не образует слоги? (я, ю, ы)

Сказка про шипящие.

Жили-были на свете шипящие ж, ш, ч, щ. А неподалеку жили гласные у, ю, ы, и, а, я. Жили очень дружно, и вот однажды решили буквы поиграть в прятки, выпало вадить шипящим, остальные побежали прятаться, сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут, но шипящие во все щели заглянули хорошо ищут, шуршат кругом - нашли уже многих, вот только никак не могут найти три гласные ы, ю, я. Искали - искали, с ног сбились, до вечера проискали, и вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что ы, ю, я как ни в чем не бывало сидят, смеются, смотрят телевизор, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие - с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.

Чтение правила в учебнике на стр. 63:

ча-ща пиши с буквой а

чу-щу пиши с буквой у

IV. Закрепление изученного материала.

1. Чтение стихотворений на стр. 63.

Щука проглотила щетку

Щетка ей щекочет глотку,

Удивительное дело!

Что же я за рыбу сьела?

2. Чтение стихотворения «Про щуку» наизусть (Зайцева).

Щука добрая была,

Дружбу с рыбами вела

Из морской капусты щей

Щука наварила

Окуньков, бычков, лещей

Щами накормила.

3. Звуко-буквенный разбор слова «щука».

4. Физкультминутка.

- Продолжим работу. Азбука стр. 64 «Загадки про овощи». (Слова - отгадки: капуста, морковь, лук - поместить на доске, добавить к ним фрукт).

- Отгадайте загадку: Круглое, румяное

Я расту на ветке

Любят меня взрослые

И маленькие детки

(яблоко)

- Какое слов здесь лишнее? почему

- Как можно назвать одним словом капусту, лук, морковь? (овощи)

- Какой суп не бывает без капусты? (щи)

- Какой суп не бывает без свеклы? (борщ)

МОЛОДЦЫ!

Итог урока. Тест по чтению:

Тест по чтению

Фамилия Имя_________________________________________________

1. Звук [щ']:

1) согласный;

2) гласный.


2. Звук [щ']:

1) глухой;

2) звонкий

3. Звук [щ']:

1) мягкий;

2) твердый.




- Ребята, что нового вы узнали на уроке?

- Чтобы вы рассказали своим мамам и папам?

РЕФЛЕКСИЯ

Мы на урок пришли с хорошим настроением, посмотрим, изменилось ли оно у вас?



© 2010-2022