- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока обучение чтению 1 класс. Школа россии. Русская народная сказка По щучьему велению. . Звуки [щ]. Буква Щ щ
Конспект урока обучение чтению 1 класс. Школа россии. Русская народная сказка По щучьему велению. . Звуки [щ]. Буква Щ щ
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Макаренко А.В. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Чтение
Тема
Русская народная сказка «По щучьему велению». Звук [щ']. Буква Щ, щ
Педагогическая цель
Создать условия для ознакомления учащихся с мягким глухим согласным звуком [щ'], буквами Щ, щ, развития речи, памяти, логического мышления
Тип урока
Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные)
Выделяют звук [щ'] из слов, характеризуют его ([щ'] согласный, всегда мягкий, глухой), обозначают звук [щ'] буквами Щ, щ; устанавливают на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге ща пишется всегда а, а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук [щ'] всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особыми буквами; осознанно и выразительно читают небольшие тексты и стихотворения
Личностные результаты
Задумываются над вопросом: какое значение и какой смысл имеет для них учение?
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: учатся формулировать учебную задачу.
Познавательные: общеучебные - ориентируются на разнообразие способов решения учебных задач; логические - характеризуют звук [щ'], выполняют слого-звуковой анализ слов.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач
Основное содержание темы, понятия и термины
Буквы Щ, щ; звук [щ']; слого-звуковой анализ слова; правописание ча, ща, чу, щу; загадки, сказки, скороговорки
Образовательные ресурсы
Счетные палочки. Предметные картинки
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете почему?
Дети: на улице наступает весна. Ярко светит солнце. Что-то интересное ждет впереди.
- Да, все что вы сказали верно. На улице становится совсем тепло, солнышко светит и нашей с вами встрече я очень рада. А еще у меня хорошее настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке чтения.
II. Постановка проблемы.
Хочу, чтобы и у Вас было хорошее настроение. Для этого я приготовила фрагмент из сказки, угадайте какой? (просмотр фрагмента сказки «По щучьему велению»)
1.
- Как называется сказка?
- Назовите героев этой сказки?
Отгадайте загадку:
У нее во рту пила
Под водой она жила
Всех пугала, всех глотала
А теперь в котел попала
(Щука)
- Ребята, а кто-нибудь из вас видел щуку?
Какая она?
Щука - хищная рыба с удлиненным телом (иногда ее длина достигает 1,5 метра) с большой головой, с мощной нижней челюстью и зубы у нее страшные, вся пасть в зубах, даже на языке и небе.
2. Откройте Азбуку на стр. 62.
-
Давайте прочитаем скороговорки
Щуку я тащу, тащу
Щуку я не упущу
Щуки и леща в роще не сыщешь
- Какой звук мешает произносить скороговорку? ([щ,])
III. Работа над новым материалом.
- Сегодня на уроке мы должны дать характеристику этому звуку.
Все вместе произнесем звук [щ,].
Какой он? (согласный)
А теперь давайте определим, какой он звонкий или глухой (глухой).
И, наконец, мы должны сейчас с вами выяснить звук [щ,] твердый или мягкий. Назовите слова, в которых есть этот звук (лещи, щука, щавель).
Какой он? (всегда мягкий).
Вывод: звук [щ,] - согласный, глухой, всегда мягкий.
Где встречается звук [щ,] в словах? (в начале, в середине и в конце слов)
- Давайте вспомним звуки, которые придают согласным
Мягкость Твердость
и, е, я, ю, ё а, у, о, ы
- Сегодня на уроке мы будем читать и составлять слова со звуком [щ,].
На письме звук [щ,] обозначается буквами - Щ, щ.
На стр. 63 Азбуки хором прочитаем слоги.
Что вы заметили? (все слоги начинаются с буквы щ.)
С какими гласными буква щ не образует слоги? (я, ю, ы)
Сказка про шипящие.
Жили-были на свете шипящие ж, ш, ч, щ. А неподалеку жили гласные у, ю, ы, и, а, я. Жили очень дружно, и вот однажды решили буквы поиграть в прятки, выпало вадить шипящим, остальные побежали прятаться, сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут, но шипящие во все щели заглянули хорошо ищут, шуршат кругом - нашли уже многих, вот только никак не могут найти три гласные ы, ю, я. Искали - искали, с ног сбились, до вечера проискали, и вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что ы, ю, я как ни в чем не бывало сидят, смеются, смотрят телевизор, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие - с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.
Чтение правила в учебнике на стр. 63:
ча-ща пиши с буквой а
чу-щу пиши с буквой у
IV. Закрепление изученного материала.
1. Чтение стихотворений на стр. 63.
Щука проглотила щетку
Щетка ей щекочет глотку,
Удивительное дело!
Что же я за рыбу сьела?
2. Чтение стихотворения «Про щуку» наизусть (Зайцева).
Щука добрая была,
Дружбу с рыбами вела
Из морской капусты щей
Щука наварила
Окуньков, бычков, лещей
Щами накормила.
3. Звуко-буквенный разбор слова «щука».
4. Физкультминутка.
- Продолжим работу. Азбука стр. 64 «Загадки про овощи». (Слова - отгадки: капуста, морковь, лук - поместить на доске, добавить к ним фрукт).
- Отгадайте загадку: Круглое, румяное
Я расту на ветке
Любят меня взрослые
И маленькие детки
(яблоко)
- Какое слов здесь лишнее? почему
- Как можно назвать одним словом капусту, лук, морковь? (овощи)
- Какой суп не бывает без капусты? (щи)
- Какой суп не бывает без свеклы? (борщ)
МОЛОДЦЫ!
Итог урока. Тест по чтению:
Тест по чтению
Фамилия Имя_________________________________________________
1. Звук [щ']:
1) согласный;
2) гласный.
2. Звук [щ']:
1) глухой;
2) звонкий
3. Звук [щ']:
1) мягкий;
2) твердый.
- Ребята, что нового вы узнали на уроке?
- Чтобы вы рассказали своим мамам и папам?
РЕФЛЕКСИЯ
Мы на урок пришли с хорошим настроением, посмотрим, изменилось ли оно у вас?