Рабочая программа внеурочной деятельности Развитие речи и культура общения

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Программа «Развитие речи и культура общения» имеет научно-познавательное направление. Она позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности. Программа составлена на основе учебно-методического пособия «Детская риторика». Авторы: Ладыженская Е.А., Сорокина Г.И., Никольская Р.И., Ладыженская Н.В.

Цель: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.

Задачи:

1) познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;

2) развивать коммуникативные способности школьников;

3) содействовать формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;

4) формировать устойчивую положительную самооценку школьников.

Основными методами и приемами по реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций).

Формы проведения занятий: беседа, диалог, речевая игра, ролевые игры, тестирование, инсценирование, практические занятия, конкурсы.

Данная программа является адаптированной (модифицированной), имеет научно-познавательную и культурологическую направленность, реализуется в рамках внеурочной деятельности ФГОС по направлению развития личности «общекультурное».

Программа составлена на основе Программы курса «Речь», составленной преподавателями Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского Л.Д. Мали, О.С. Арямовой, С.А. Климовой, Н.С. Песковой.

Данная программа позволяет перенести акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.

Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливают актуальность изучения данной проблемы и определяют необходимость разработки образовательной программы внеурочной деятельности по русскому языку.

Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом - инструментом общения, мышления - это основа интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней овладения речью.

Общение - основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.

Вербальное и невербальное общение при привитии культуры поведения дают возможность адаптироваться и социализироваться учащимся не только в стенах школы, но и за её пределами. Введение курса «Развитие речи и культура общения» необходимо на первой ступени обучения и непрерывное его продолжение течение всего пребывания детей в образовательном учреждении.

Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.

Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом.

Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону и т.д.).

Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям.

Подражая взрослым, ребёнок без труда усвоит все правила приличия. Самое важное, чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной. В младшем школьном возрасте ребёнок сам готов постепенно учиться тому, что и как нужно делать, чтобы не попасть впросак. Следует показать пример нормальных человеческих отношений, дать ребёнку знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся, и контролировать, как ведёт себя ребёнок. Самый лучший способ прививать детям хорошие манеры - постоянно показывать им пример. Прав был А.С. Макаренко, говоря: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни».

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи, говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Поэтому данную программу назвали «Развитие речи и культура общения».

Ожидаемые результаты:

  • обогащение личного опыта общения детей;

  • ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;

  • овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

  • овладение учащимися культурой общения в системе «учитель ↔ ученик», «ученик ↔ ученик», «взрослый ↔ ребенок».

Программа рассчитана для 2 класса МБОУ СШ №15. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Содержание курса

2 класс

34 ч. (1 час в неделю)

О том, как быть уступчивым (4 часа). Не быть грубым, уступать друг другу. Толерантность.

Вежливая в общении (2 часа). Формы выражения просьбы, адресованной незнакомому или близкому человеку. Ролевая игра «Вежливый слон».

Поведение в общественных местах (7 часов). Общественный транспорт. Театр. Поликлиника. Библиотека. Кафе. Парикмахерская.

Правила проезда, приобретения билета в театр, поведения в театре и других общественных местах. Регистрация в поликлинике, прием у врача. Общение с библиотекарем во время оформления читательского абонемента и в выборе книг для чтения. Общение в кафе, парикмахерской. Экскурсия в библиотеку. Сюжетно - ролевая игра «Мы идем в театр»

Развиваем словарный запас (9 часов). Повторение родственных слов. Антонимы. Фразеологизмы. Тематические группы слов.

Милосердие и забота (5 часов). Правила поведения у постели больного. Разговор с младшим. Разговор сильного со слабым. Слова с выражением сочувствия, слова утешения.

Как построить вежливый диалог (7 часов). Обращение к взрослому знакомому. Обращение к незнакомому человеку. Разговор с незнакомцем на улице. Разговор по телефону. Инсценировка телефонного разговора по книге С.А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Что такое телефонный разговор»)

Тематическое планирование


2 класс

(34 ч.)

урока

Дата

Тема урока.

Количество часов

УУД

План

Факт

теоретических

практических

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

О том, как быть уступчивым (4 ч.)



1

07.09

Толерантность в общении

1


-структурирование знаний

-закрепить и обобщить полученные знания

-распознавать части речи и определять их морфологические признаки

-- определять и формулировать цель деятельности

-умение строить сообщения в устной и письменной форме

- слушать и слышать друг друга

- работать в паре, в группе

- высказывать свою точку зрения

-учиться работать по плану

-учиться определять и отличать типы текстов

-учиться отличать верно выполненное задание от неверного

-учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса

-формирование желания выполнять учебные действия

-отработка навыков самостоятельной и групповой работы

-развитие самостоятельности в решении различных задач

2

14.09

О том, как быть уступчивым

1


3

21.09

Общение в моей семье. Традиции и праздники.

1


4

28.09

Дал слово - держи его

1


Вежливость в общении (2 ч.)

5

05.10

Вежливая просьба. Формы обращения к взрослым.

1


-уметь выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий

-способность и умение учиться производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение и др.)

-структурирование знаний

-участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи

-учиться работать по плану

-учиться определять и отличать типы текстов

-учиться отличать верно выполненное задание от неверного

-учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса

-формирование желания выполнять учебные действия

-отработка навыков самостоятельной и групповой работы

-развитие самостоятельности в решении различных задач

6

12.10

Урок- игра «Вежливый слон»


1

Поведение в общественных местах (7 ч.)

7

19.10

Общественный транспорт.

Правила общения

1


-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

-участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи

-учиться работать по плану

-учиться определять и отличать типы текстов

-учиться отличать верно выполненное задание от неверного

-учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса

воспитание уважительного отношения к окружающим людям

-формирование духовных и эстетических потребностей

-формирование знаний о происхождении своих имен и фамилий

-умение правильно и красиво излагать свои мысли

8

26.10

Урок -игра «Мы идем в театр»


1

9

09.11

В театре (кино, цирке, на концерте, на стадионе)

1


10

16.11

Вы заболели. Правила поведения в поликлинике

1


11

23.11

Экскурсия в библиотеку. Правила поведения


1

12

30.11

Поведение в кафе

1


13

07.12

Правила поведения в парикмахерской

1


Развиваем словарный запас (9 ч.)

14

14.12

Знакомимся со словами-признаками

1


-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

-структурирование знаний

-рефлексия способов и условий действия контроль и оценка процесса и результатов деятельности

-анализ объектов с целью выделения признаков

-выбор оснований и критериев для сравнения

-установление причинно-следственных связей

-участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи

-целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися

-организовывать своё рабочее место под руководством учителя

-следовать режиму организации внеурочной деятельности

-формирование желания выполнять учебные действия

-отработка навыков самостоятельной и групповой работы

-развитие самостоятельности в решении различных задач

15

21.12

Родственные слова

1


16

11.01

Слова с противоположным значением

1


17

18.01.

Знакомимся со словами-действиями

1


18

25.01

Фразеологизмы

1


19

01.02

Тематические группы слов.

1


20

08.02

Что на что похоже.

1


21

15.02

В глубь веков на Машине времени.

1


22

22.02

В Королевстве ошибок.


1

Милосердие и забота (5 ч.)

23

29.02

Сострадание. Утешение.

Милосердие. Забота

1


-уметь выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий

-способность и умение учиться производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение и др.)

-структурирование знаний

-Уметь донести свою позицию до собеседника;

-Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

-Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками группы;

в) понимать общую задачу и точно выполнять свою часть

работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

-учиться работать по плану

-учиться определять и отличать типы текстов

-учиться отличать верно выполненное задание от неверного

-учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса

воспитание уважительного отношения к окружающим людям

-формирование духовных и эстетических потребностей

-формирование знаний о происхождении своих имен и фамилий

-умение правильно и красиво излагать свои мысли

24

07.03

В доме больной.

Правила поведения у постели больного

1


25

14.03

Разговор с младшим, как разговор сильного со слабым

1


26

21.03

Сочувствие и утешение

1


27

04.04

В удивительном городе Неслове.

1


Как построить вежливый диалог (7 ч.)

28

11.04

Обращение к взрослому знакомому

1


-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

-структурирование знаний

-рефлексия способов и условий действия контроль и оценка процесса и результатов деятельности

-анализ объектов с целью выделения признаков

-выбор оснований и критериев для сравнения

-установление причинно-следственных связей

-участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи

-целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися

-организовывать своё рабочее место под руководством учителя

-следовать режиму организации внеурочной деятельности

воспитание уважительного отношения к окружающим людям

-формирование духовных и эстетических потребностей

-формирование знаний о происхождении своих имен и фамилий

-умение правильно и красиво излагать свои мысли

29

18.04

Разговор с незнакомым на улице

1


30

25.04

Правила общения по телефону

1


31

02.05

Вежливый разговор по телефону.


1

32

16.05

Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии?

1


33

23.05

Напиши письмо Другу.

1


34

30.05

Полёт в будущее

1


Всего: 34 ч.

29

5



© 2010-2022