- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья о работе по воспитательной программе Мои родники
Статья о работе по воспитательной программе Мои родники
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сидорова И.А. |
Дата | 29.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа формирования основ гражданской идентичности
«Мои родники»
Истинно честный человек должен
предпочитать себе - семейство,
семейству Отечество,
Отечеству - человечество.
Ж. Д. Аламбер.
Человеческое общество похоже на волнующееся море, в котором отдельные люди, подобно волнам, окружены себе подобными, постоянно сталкиваются друг с другом, возникают, растут и исчезают, а море - общество - вечно бурлит, волнуется и не умолкает.
П. А. Сорокин Программа "Мои родники" в соответствии с государственной Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года направлена на формирование у детей целостного мировоззрения, российской идентичности, уважения к своей семье, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям, к национальному культурному и историческому наследию и стремления к сохранению и развитию; создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, для увеличения знаний и повышения способности ответственно реализовывать свои конституционные права и обязанности". От воспитания детей - будущего нашей страны, зависит судьба его народа. Жизнь человека невозможна без связи с землёй, на которой он родился, вырос и живёт. Не зная истории, традиций, обычаев, культуры, нельзя в полной мере ощутить полноту жизни, так же, как невозможно не ощущать себя важной и неотъемлемой частью этого мира. Живя в обществе, где каждый его член вольно или невольно вносит свой вклад в общее дело, нельзя не осознавать себя частью целого, частью своей земли, гражданином. Моя задача, как классного руководителя, помочь детям поверить в свою уникальность, значимость и, возможно, прославить свой край, как когда-то это сделали наши предки. Формирование именно гражданской идентичности на основе общих ценностей, патриотического сознания, гражданской ответственности и солидарности, уважения к закону, сопричастности к судьбе Родины без потери, связи со своими этническими, религиозными корнями - необходимое условие сохранения единства страны. Необходимость формирования «…основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности» находит свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, является одной из главных задач формирования личности. Именно поэтому говорить о становлении гражданской идентичности необходимо уже в начальной школе. Наблюдая за моими будущими учениками в Школе будущего первоклассника, я выявила, что большинство из них не знает традиций нашего народа, обычаев, даже народных сказок, на которых воспитывались все поколения русских людей. Формирование основ гражданской идентичности предполагает не только связь с прошлым и настоящим, но и видение будущего. Обязательным является включение детей в разнообразную и интересную для них социокультурную практику. Особенно важна мотивация на то, чтобы в будущем жить и работать на родной земле. Слово «родник» созвучно слову «Родина». Они имеют один корень, одно начало. Все мои ученики - это родники, частички своей Родины. Они возникают и существуют спонтанно, неосознанно, пока чья-то умелая рука не направит их в одно русло - русло единой полноводной реки Знаний. Собравшись вместе в большой, бурлящей от различных событий реке, проходя через пороги трудностей и испытаний, они устремляются в море Жизни. И, я надеюсь, путь, пройденный по реке Знаний, придаст им уверенность и силы для того, чтобы в этом море было легко и спокойно. В своей работе руководствуюсь определенной педагогической идеей: необходимо, чтобы каждый воспитанник моего класса любил свою Родину, испытывал гордость за свою страну, своих соотечественников, чтил дела и традиции своего народа, а самое главное - излучал доброту и жил не только для себя, но, в большей степени, для своего ближнего. Реализация данной воспитательной программы помогает согласовывать действия учителя, воспитателя, обучающихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности класса, что способствует формированию индивидуальности классного коллектива и каждого ребёнка. Программа направлена на коррекцию, развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка, раскрытие его творческих способностей, подготовку к самостоятельной жизни. Особенности реализации программы в том, что приоритетным видом деятельности является коллективная творческая деятельность. Отличительная особенность программы заключается в том, что для ее реализации используется социально-педагогический комплекс, включающий. МБУ ДО ЦДТ «Южный», филиал библиотеки № 3, МБОУ ЦПМС детей и подростков, Выставочный зал «Артрум», родительскую и педагогическую общественность. Программа предполагает согласованность в действиях родителей, учащихся, педагогов и классного руководителя. В соответствии с основными направлениями воспитания учащихся, мною были определены наиболее эффективные формы работы с моим классным коллективом:
- индивидуальные (беседы, консультации, совместный поиск решения проблем);
-
групповые (творческие группы, встреча друзей);
-
коллективные (конкурсы, викторины, спектакли, концерты, походы, соревнования, экскурсии).
-
тренинги (индивидуальные, групповые)
-
любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям;
-
воспитание и уважения к старшим, к людям труда;
-
мой дом - край родной
-
любовь к родной природе;
-
моя Родина - Россия; человек - защитник своего Отечества.