Статья о работе по воспитательной программе Мои родники

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа формирования основ гражданской идентичности

«Мои родники»

Истинно честный человек должен

предпочитать себе - семейство,

семейству Отечество,

Отечеству - человечество.

Ж. Д. Аламбер.

Человеческое общество похоже на волнующееся море, в котором отдельные люди, подобно волнам, окружены себе подобными, постоянно сталкиваются друг с другом, возникают, растут и исчезают, а море - общество - вечно бурлит, волнуется и не умолкает.

П. А. Сорокин Программа "Мои родники" в соответствии с государственной Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года направлена на формирование у детей целостного мировоззрения, российской идентичности, уважения к своей семье, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям, к национальному культурному и историческому наследию и стремления к сохранению и развитию; создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, для увеличения знаний и повышения способности ответственно реализовывать свои конституционные права и обязанности". От воспитания детей - будущего нашей страны, зависит судьба его народа. Жизнь человека невозможна без связи с землёй, на которой он родился, вырос и живёт. Не зная истории, традиций, обычаев, культуры, нельзя в полной мере ощутить полноту жизни, так же, как невозможно не ощущать себя важной и неотъемлемой частью этого мира. Живя в обществе, где каждый его член вольно или невольно вносит свой вклад в общее дело, нельзя не осознавать себя частью целого, частью своей земли, гражданином. Моя задача, как классного руководителя, помочь детям поверить в свою уникальность, значимость и, возможно, прославить свой край, как когда-то это сделали наши предки. Формирование именно гражданской идентичности на основе общих ценностей, патриотического сознания, гражданской ответственности и солидарности, уважения к закону, сопричастности к судьбе Родины без потери, связи со своими этническими, религиозными корнями - необходимое условие сохранения единства страны. Необходимость формирования «…основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности» находит свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, является одной из главных задач формирования личности. Именно поэтому говорить о становлении гражданской идентичности необходимо уже в начальной школе. Наблюдая за моими будущими учениками в Школе будущего первоклассника, я выявила, что большинство из них не знает традиций нашего народа, обычаев, даже народных сказок, на которых воспитывались все поколения русских людей. Формирование основ гражданской идентичности предполагает не только связь с прошлым и настоящим, но и видение будущего. Обязательным является включение детей в разнообразную и интересную для них социокультурную практику. Особенно важна мотивация на то, чтобы в будущем жить и работать на родной земле. Слово «родник» созвучно слову «Родина». Они имеют один корень, одно начало. Все мои ученики - это родники, частички своей Родины. Они возникают и существуют спонтанно, неосознанно, пока чья-то умелая рука не направит их в одно русло - русло единой полноводной реки Знаний. Собравшись вместе в большой, бурлящей от различных событий реке, проходя через пороги трудностей и испытаний, они устремляются в море Жизни. И, я надеюсь, путь, пройденный по реке Знаний, придаст им уверенность и силы для того, чтобы в этом море было легко и спокойно. В своей работе руководствуюсь определенной педагогической идеей: необходимо, чтобы каждый воспитанник моего класса любил свою Родину, испытывал гордость за свою страну, своих соотечественников, чтил дела и традиции своего народа, а самое главное - излучал доброту и жил не только для себя, но, в большей степени, для своего ближнего. Реализация данной воспитательной программы помогает согласовывать действия учителя, воспитателя, обучающихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности класса, что способствует формированию индивидуальности классного коллектива и каждого ребёнка. Программа направлена на коррекцию, развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка, раскрытие его творческих способностей, подготовку к самостоятельной жизни. Особенности реализации программы в том, что приоритетным видом деятельности является коллективная творческая деятельность. Отличительная особенность программы заключается в том, что для ее реализации используется социально-педагогический комплекс, включающий. МБУ ДО ЦДТ «Южный», филиал библиотеки № 3, МБОУ ЦПМС детей и подростков, Выставочный зал «Артрум», родительскую и педагогическую общественность. Программа предполагает согласованность в действиях родителей, учащихся, педагогов и классного руководителя. В соответствии с основными направлениями воспитания учащихся, мною были определены наиболее эффективные формы работы с моим классным коллективом:

  • индивидуальные (беседы, консультации, совместный поиск решения проблем);
  • групповые (творческие группы, встреча друзей);

  • коллективные (конкурсы, викторины, спектакли, концерты, походы, соревнования, экскурсии).

  • тренинги (индивидуальные, групповые)

Самой универсальной и наиболее распространенной формой работы классного руководителя с детьми остается классный час. Выбор и создание новых форм определяется целями воспитания и отдельными обстоятельствами, которые диктует жизнь. Для реализации программных требований целесообразно проводить работу поэтапно, в соответствии со следующей «цепочкой»:
  • любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям;

  • воспитание и уважения к старшим, к людям труда;

  • мой дом - край родной

  • любовь к родной природе;

  • моя Родина - Россия; человек - защитник своего Отечества.

Создание проектов является одним из методов работы по краеведению. В рамках данного направления эффективна такая форма, как экскурсии (по Рязанской области и в самом городе Рязань). Очень полезны встречи с интересными людьми, героями, ветеранами, писателями, олимпийскими чемпионами. В рамках работы над проектами немаловажную роль играют мастер - классы. Например, по изготовлению различных народных промыслов (тряпичной куклы, глиняной игрушки, игрушки из соленого теста, плетение на коклюшках, лозоплетение и др.) Результаты данных мероприятий оформляются в виде альбомов, презентаций. Ежегодно совместно с психологом школы проводятся диагностические исследования, направленные на выявление сплоченности коллектива, отношение к семье, классу, школе, дети пишут сочинение - рассуждение «Каким я стал за этот год и почему». Хороший результат дали занятия в МБОУ ЦМППС детей и подростков по программам «Учись учиться», «Рюкзачок здоровья», «Творчество». Дети самостоятельно стали оценивать свое поведение, поступки и своих одноклассников. Заметна положительная динамика в снятии агрессивности, уменьшилось количество нарушений дисциплины. В конце каждой четверти и года родители и ученики получают грамоты, благодарственные письма за участие, помощь, понимание и творчество. Еще Л.Н. Толстой писал «Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти…» Одним словом, добрых слов, также как и дел, много не бывает.


© 2010-2022