Конспект интегрированного урока по обучению грамоте и письму на тему Буква Оо, звук [о]

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект интегрированного урока

по обучению грамоте и письму в 1 классе

Тема урока: Буква О о, звук [о].

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.

Образовательная система (УМК): Школа России. Цель урока: Организовать деятельность детей по изучению звука «о», буквы о, его обозначающей, формированию умения писать букву О о.

Планируемые результаты:

Личностные:

• положительное отношение и интерес к урокам обучения грамоте и письма.

Метапредметные:

Регулятивные:

• отслеживать цель учебной деятельности (с опорой на учителя);

• учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;

• адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки.

Познавательные:

• устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице);

• понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы; дополнять таблицы недостающими данными;

• сопоставлять информацию, представленную в разных видах.

Коммуникативные:

• задавать вопросы с целью получения нужной информации;

• высказывать свое мнение при обсуждении задания.

Предметные:

• составлять предложения из нескольких слов;

• писать заглавную и строчную букву «О»;

• делить слова на слоги, определять ударный слог;

• видеть различия в значении слова «буква» и «звук».

Средства обучения: аудиовизуальные (компьютерная презентация, интерактивная доска), вербальные (учебник, пропись), карандаш, стилус, загадки, круги 3-х цветов, чистоговорки.

Литература:

1. Горецкий В.Г. и др. Азбука. 1 класс. М.: 2011; Часть 1 - 128с.

2. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи. 1 класс. 1 ч. 14-е изд. - М.: 2012. - 36 с.

3. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Академия, 2007. - 464 с. - (Высшее профессиональное образование).

4. Немов Р. С. Психология. - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1. Общие основы психологии

5. Подласый И.П. Учебник для студентов педагогических вузов в 2 книгах.

М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 576(747) с.

6. ФГОС НОО, М.; 2013

Этапы урока

(с указанием времени)

Дидактические задачи этапа

Содержание материала урока

Методы и приемы по каждому этапу и виду деятельности учащихся

Средства обучения

Анализ этапа

  1. 1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.

Эмоциональный настрой на работу

Приветствие.

Проговаривание чистоговорок - повторение за учителем.

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).

Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).

Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).

Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).

Словесный (проговаривание чистоговорок самими обучающимися)

Чистоговорки


  1. 2. Актуализация знаний. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Выявление уровня остаточных знаний Что такое речь? Когда мы слышим и говорим, какой речью мы пользуемся? (устной) А когда мы пишем и читаем, какой речью пользуемся? (письменной) Как назовём речь, если мы пользуемся ею, когда думаем? (мысленная) Из чего состоит речь? (из предложений) Что такое предложение? Из чего состоят предложения? (из слов) Какой звук вы проходили на прошлом уроке? ([а]) Назовите слова, которые начинаются с ударного звука [а] (называют) Звук мы слышим и произносим. А что мы пишем и читаем? (букву). Какой буквой обозначается звук [а]? (А а) Посмотрите на картинку и назовите, что вы на ней видите. (Называют предметы) Словесный (беседа по выявлению уровня остаточных знаний), наглядный (демонстрация плоскостного изображения)




Аудиовизуальное (презентация - слайд 1)
  1. 3. Выявление места и причины затруднения
Выявить умение определять тему урока, выделять отдельные предметы из целостного изображения и называть их Какой звук встретился вам большее количество раз? (звук [о]) Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? (изучать звук «о») Давайте попробуем произнести этот звук. У нас открыты ротики, звук не встречает преграды? (открыты, не встречает) Какой вывод можно сделать: это гласный или согласный звук? (гласный)
Словесный (беседа)

  1. 4. Реализация построенного проекта (обучение грамоте)

Назовите слова, где звук [о] стоит вначале слова под ударением; в конце слова под ударением. Например, слово «обруч» и слово «домино». Сейчас я буду называть слова, а вы будете хлопать, когда услышите звук [о] Слова: маяк, конь, почта, астра, орден, кот, карта. Откройте учебники на стр. 25(2 и 5). Посмотрите вниз страницы. Там изображено 3 картинки и 1 схема. Кто изображён на этих картинках? Как их можно назвать одним словом? (рыбы) Какие это рыбы? (окунь, сом, щука). В каких словах, и в каком слове встречается звук [а], который проходили на прошлом уроке? (щука). С какого звука начинается это слово: гласного или согласного? (с согласного) Давайте посчитаем, сколько слогов в слове «щука». (Хлопают ладонями, выделяя количество слогов - 2). Вспомним правило, по которому можно определить количество слогов, если нам известно, сколько в слове гласных. (сколько в слове гласных, столько и слогов). Какой слог ударный? Давайте позовём щуку. (первый слог) В каких словах встречается звук [о]? (сом и окунь). Посчитаем, сколько слогов в слове «сом», используя правило. Сколько гласных в этом слове? (1) Значит, сколько слогов? (1) С гласного или согласного звука начинается это слово? (с согласного) Твёрдый или мягкий звук [с] перед звуком [о]? (твёрдый). Произнесём слово «конь». Твёрдый или мягкий звук [с] перед звуком [о]? (твёрдый). Произнесём слово «пони». Кто это? Твёрдый или мягкий звук [п] перед звуком [о]? Какое правило можно вывести? (звук [о] обозначает твёрдость предшествующего согласного звука). Давайте посмотрим на схему вверху картинок. С какого звука она начинается? (с гласного) Подойдёт ли она к двум картинкам, которые мы разобрали? (нет) К какой картинке подойдёт эта схема? (окунь) Сколько слогов в этом слове? (2 слога) Где стоит наш новый звук? (в начале слова). Какой слог ударный? (первый) Можно ли сделать вывод о том, что даже звук [о] может быть слогом? (да) Что такое слог-слияние? (согласный звук + гласный). Есть ли в нашем слове слог-слияние? (да) Какие звуки образуют слог-слияние?([к] и [у]) А теперь посмотрим на букву «О о» - изображение звука [о] в красном квадрате наверху страницы. Как называется большая буква? (заглавная). А как маленькая? (прописная) На какой элемент письма похожа эта буква? (на овал) На что похожа эта буква? Обведём сначала заглавную букву пальчиком, а затем маленькую. Давайте теперь нарисуем в воздухе букву «О о». Словесный (беседа), Практический (игра) Вербальный (учебник)
  1. 5. Физминутка
Профилактика утомления. Психоэмоциональная разрядка. Раз - подняться, подтянуться, Два - согнуться, разогнуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире. Пять - руками помахать, Шесть - за парты сесть опять. Наглядный

  1. 6. Реализация построенного проекта (письмо)

Отложите учебники на подставку. Откройте прописи на стр. 5. Справа вверху изображена буква «О о» заглавная и прописная. Проведение пальчиковой гимнастики. Напоминание о правилах посадки. Учитель показывает изображение на доске заглавной буквы: начинаю внизу рабочей строки, веду правый полуовал до середины межстрочья, а затем дополняю до овала, ведя вниз рабочей строки; прописной буквы: начинаю внизу рабочей строки, веду правый полуовал до конца рабочей строки и дополняю до овала, ведя вниз рабочей строки. Возьмите в руки простой карандаш, вспомним, как правильно держать карандаш. Нарисуем в воздухе заглавную букву, а затем прописную. Проверьте правильность расположения тетради при письме, обведите буквы, как показано в образце - сверху вниз. Ниже изображено 3 предмета. Что это? (мячи). Как вы думаете, почему их изобразили в этой теме? (похожи на букву «О о»). Обведите их по направлению сверху вниз. Отметьте самый лучший элемент зеленым огоньком и самый худший - красным огоньком. Словесный (прямое объяснение), практический Вербальный (пропись), карандаш, аудиовизуальный (интерактивная доска), стилус
  1. 7. Самостоятельная работа

Теперь самостоятельно обведите и пропишите до конца первые 5 строчек. Обратите внимание на то, что в первых двух строчках расстояние между буквами 2 клетки, и в следующих строчках необходимо соблюдать это расстояние. Главный критерий выполнения работы - не заходить за рабочее поле. Когда обучающиеся выполняют задание, учитель следит за осанкой, правильным положением карандаша и аккуратностью выполнения работы. Затем учитель показывает правильное изображение написания заглавной и прописной буквы с соединением: начинаю внизу рабочей строки правый полуовал, веду его до середины межстрочья, а затем дополняю до овала, ведя вниз рабочей строки, не отрывая карандаша, немного обвожу внизу заглавную букву, веду вправо соединительную до середины рабочей строки, затем веду правый полуовал до конца рабочей строки, завершаю до овала, ведя вниз до конца рабочей строки. Обучающиеся повторяют это в воздухе, а затем в прописях. Практический, словесный (прямое объяснение) Вербальный (пропись), карандаш, аудиовизуальный (интерактивная доска), стилус
  1. Физминутка
Профилактика утомления. Психоэмоциональная разрядка. Дует ветер нам в лицо, Закачалось деревцо, Ветерок всё тише-тише, Деревцо всё выше-выше. Наглядный

  1. 9. Реализация построенного проекта (обучение грамоте)

Посмотрите на схемы внизу страницы. Прочтите первое слово. (Читают умеющие читать дети). Первое слово «осы». Сколько слогов в этом слове? Какой слог ударный? Звук [о] ударный или безударный? Где находится слог-слияние? Какие звуки его образуют? Прочтите второе слово. (Умеющие читать дети) Второе слово «Осип». Почему написано с большой буквы? (потому что это имя). А знаете, как это называется? Это орфограмма - имена и фамилии пишем всегда с большой буквы. Сколько в слове слогов? Какой слог ударный? Где находится слог-слияние? Какие звуки его образуют? Отложите прописи на подставку. Положите на стол азбуку. Переверните страницу. Посмотрите на картинку. Кто изображён на ней? (обезьяна и крокодил) Что они делают? Посмотрите, здесь несколько звуков [о] и на конце восклицательный знак. Произнесём этот звук с побудительной интонацией. Как вы думаете, что означает этот звук для этой картинки? (крокодилу больно, и он стонет). Придумайте предложение к этой картинке, в котором будет 2 слова; 3 слова; 4 слова. Молодцы! Внизу страницы 4 рисунка. Что изображено на них или кто изображён? (аист, арбузы, осы, окуни). Наша задача - найти схему, которая бы подходила к каждому рисунку. Слово «аист». Сколько в нём слогов? (2) Подходит ли схема под рисунком к нему? (да). Слово «арбузы». Сколько в нём слогов? (3) Подходит ли схема под рисунком к нему? (нет) Почему? Ведь там тоже 3 слога. (первый слог - слог-слияние, а здесь только гласный, ударный второй слог, а не первый). Значит, художник совершил ошибку? Где же находится схема этого слова? Куда она спряталась? (под словом «окуни»). А какая же схема подходит слову «окуни»? (под словом «арбузы»). Какие вы молодцы! Нашли ошибку и справились с заданием! Словесный (беседа) Вербальный (учебник)
  1. 10. Реализация построенного проекта (письмо)

Закройте учебники, уберите их на подставку. А сейчас прочтём первое предложение. (Читают умеющие читать дети). В поле Фрося полет просо. Сколько слов в этом предложении? Какие здесь встретились орфограммы? Какой звук встречается чаще всего? Теперь прочтём второе предложение. Сорняки выносит Фрося. Сколько слов в этом предложении? Какие здесь встретились орфограммы? Какой звук встречается чаще всего? А теперь повторим с вами эти 2 предложения. Вместе они составляют скороговорку. Как вы думаете, что такое «скороговорка» и зачем она нужна? (сначала проговариваем медленного, по слогам, потом быстрее, затем быстро) Положите перед собой прописи, переверните страницу. Проведение пальчиковой гимнастики. Возьмите карандаш, обведите букву «О о» сверху вниз. Вспомним, как нужно правильно писать букву «А а». Пишем овал, а затем прямую линию с закруглением вправо. Обведите её. Что изображено внизу? (вишни). Почему они здесь изображены? (похожи на букву «О о»). Обведите вишни. Теперь самостоятельно пропишите первые 3 строки, соблюдая правила письма. Вспомним, как писать заглавную букву А. Пишем линию с закруглением слева до середины дополнительной строки, затем линию вниз до конца рабочей строки, а затем петлю до середины рабочей строки (показ на доске). Самостоятельно пишем 2 строчки. А теперь нужно написать ту же фразу, которая была в учебнике. Здесь 3 буквы «О о» - одна заглавная и 2 строчные. Между ними маленькие горизонтальные палочки. Это называется дефис. А в конце фразы, какой знак препинания стоит? (восклицательный). Давайте попробуем нарисовать в воздухе. Пропишите эту строчку до конца. Не забывайте о правильной посадке при письме. Закройте прописи. Наглядный (демонстрация изображения), словесный (беседа), практический Аудиовизуальный (компьютерная презентация - слайд 2), вербальный (пропись), карандаш
  1. 11. Включение в систему знаний и повторение

Выявить уровень усвоения нового материала, закрепить полученные знания С каким звуком мы сегодня познакомились? Гласный он или согласный? Почему? Звук мы слышим и … (произносим), а букву мы … (пишем и читаем). С какими буквами «О о» мы познакомились? (заглавной и строчной) Как определить, сколько в слове слогов? На что показывает звук [о] перед согласным звуком? (на твёрдость согласного звука) Отгадайте загадки. 1. Все деревья облетают, Неохотно льдинки тают, Всё бледнее неба просинь, Потому что это .... (Осень) Сколько слогов в этом слове? Какой ударный? На какой звук упало ударение? 2. Не моторы, а шумят, Не пилоты, а летят, Не змеи, а жалят. (Осы) С чем сравнивается укус осы? Почему? Что представляет собой это насекомое? Посчитайте количество слогов в этом слове. Словесный (итоговая беседа) Загадки
  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Формирование навыков оценивания своей работы на уроке, способов достижения лучших результатов

У вас на столе лежат круги красного, жёлтого и зелёного цветов. Кто сегодня все задания сделал без ошибок - поднимает зелёный кружок. Кто допустил ошибки - жёлтый кружок, кто допустил много ошибок - красный кружок.

Кто поднял красный и жёлтый кружок, давайте вместе подумаем, над чем вам нужно ещё поработать, что нужно сделать, чтобы вы добились больших успехов? Практический
Круги 3-х цветов



© 2010-2022