Внеклассное занятие по русскому языкуПутешествие в страну Лингвинию

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие по русскому языку

«Путешествие в Лингвинию»

Цели:

- стимулировать интерес к изучению русского языка;

- создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений.


Задачи: - познакомить учащихся с разнообразными играми со словами; - активизировать творческие силы учащихся, их способности; - увеличить словарный запас учеников; - развить умение связно излагать свои мысли в устной форме с учетом ситуации общения; - развить умение учащихся работать в группах.
Предварительная работа: деление обучающихся на команды, название команды, приветствие, заготовленные маршрутные листы.
Оборудование: компьютер,

мультимедийный проектор;

презентация Microsoft Power Point.

Здравствуйте, дорогие ребята! Язык, на котором мы с вами говорим, очень красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в Казахстане. Но чтобы увидеть, насколько красив и богат русский язык, надо его хорошо знать. Не секрет, что «Русский язык» считается одним из самых трудных школьных предметов. А мы постараемся доказать, что обучение русскому языку может быть интересным, увлекательным и занимательным.

Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что о нем говорили выдающиеся писатели и мыслители.

Дети показывают портреты писателей и говорят их слова.

- «Изучай культуру и искусство русских. Это ключ к жизни. Если ты получил его, жизнь твоя станет легче»- говорил великий Абай Кунанбаев.

Писатель Александр Иванович Куприн говорил "Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен".

-

Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к русскому языку. По его мнению «русский язык - это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общительный в своих отношениях к чужим языкам» Ему свойственна «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность».

-

«Русский язык - настоящий, сильный, где нужно строгий, серьезный, где нужно страстный, где нужно - бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.

-
Сегодня я хочу пригласить вас отправиться в страну Лингвинию. (Слайд 2) Название этой страны произошло от названия науки лингвистики, изучающей язык ( от латинского слова «лингва», что означает язык»). Заниматься языком очень интересно и увлекательно. Особенно, когда мир языкознания предстает перед вами как арена веселых и неожиданных приключений. Действуют в нем, правда, ни пираты и королевские мушкетеры, а звуки, слова и предложения. Именно они и являются жителями страны Лингвинии. (Слайд 3) На пути следования нас ждут следующие станции: фонетическая, орфоэпическая, орфографическая, лексическая, фразеологическая, морфологическая, синтаксическая, пунктуационная. Прежде чем отправиться в путь, давайте познакомимся (представление команд). Вместе с нами путешествовать будет и наше справедливое жюри (представление членов жюри). (Слайд 4) А теперь проведем лингвистическую разминку. Лингвистическая разминка.

  1. Чем похожи существительные ножницы,брюки,чернила?
  2. Всякую ли точку нужно считать знаком препинания?
  3. Как большой дом превратить в маленький?
  4. В каких словах по сто согласных?
  5. Назовите пять дней подряд так, чтобы ни разу не встретилась буква и?
  6. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?
(Слайд 5) Итак, отправимся в путь. (Слайд 6) 1. Станция «Фонетическая» Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получить: 1)из слова ЛЁН - цифру, 2) из слова ЛЕЙ - название дерева 3) из слова ЛОБ - название настила 4) из слова ЛЮК - большой мешок, 5) из слова ТОК - домашнее животное, 6) из слова ШЕЛ - неправду, 7) из слова ШЕЙ - просьбу, (Слайд 7) 2. Станция «Орфоэпическая»
  1. Расставьте ударения в следующих словах:
Верба, километр, свекла, сирота, статуя, компас, документ, магазин, партер, портфель. Красивее, случай, премировать, хозяева, звонишь, щавель, кружева, украинский, положил, средства. (Слайд 8) 3. Станция «Орфографическая» Ребята, а кто такой корректор? Человек, который исправляет ошибки. И вам сегодня предстоит побывать в роли корректоров. А корректор должен обладать орфографической зоркостью, быть внимательным, аккуратным. Перед вами стихотворение болгарского поэта И.Босева. Это как бы письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме и исправьте их. За каждое слово вы получаете 1 балл (Слайд 9) 4.Станция «Словообразовательная» Ребята, какую часть слова можно в земле найти? Правильно, корень.А вы попробуйте найти корень в следующих словах: БЕСЕДКА, БЕСТОЛКОВЫЙ,БЕЗДЕЛЬЕ,БЕЗДОННАЯ,БЕСЁНОК,БЕСКОЗЫРКА. (Слайд 10) 5.Станция «Лексическая» Слово красный в древнерусском имело значение «красивый, нарядный, парадный, добрый, ласковый» Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях: А) Пустил стрелу средний брат - полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца. Б) Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры. В) Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл. (Слайд 11)
  1. Станция «Фразеологическая»

Кричать во всю Ивановскую

Болтлив как сорока

хоть иголки собирай

навострить уши

нем как рыб

Не видно ни зги

воды в рот набрать

Хоть пруд пруди

Пропустить мимо ушей

отбиться от рук

Держать в ежовых рукавицах

раз-два и обчелся



(Слайд 12) 7.Станция «Морфологическая» Вы читали сказку Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес»? Тогда давайте попробуем разобраться в незнакомом зазеркальном языке. Нам кажется, что кому-то грозит опасность, и мы должны ему помочь. Если мы определим части речи, это и будет наша победа. БАРМАГЛОТ Варкалось. Хливкие шорьки Пырялись по наве. И хрюкали зелюки, Как мюмзики в мове. О, войся Бармаглота,сын! Он так свиреп и дик, А в глуще рымит исполин - Злопастый Брандашмыг! (Слайд 13) 8.Станция «Синтаксическая» Составьте распространенное предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву: 1 команда К 2 команда Л 3 команда Т Например: Прасковья Петровна пригласила Порфирия Павловича поужинать пирогами. (Слайд 14)

9. Станция «Пунктуационная»

О каких знаках препинания идет речь?

1.Когда слова гремели и блистали,
Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако время новое настало -

Оно меня и свергло с пьедестала.

(Восклицательный знак)

2.Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу -

За то, что много знать хочу.

(Вопросительный знак)

3.Известно миру с давних пор,
Что знак я немаловажный

И не окончен разговор…

И начинает думать каждый.

(Многоточие)

Стихи С.Пивоварова (Слайд 15)

2.Расставьте недостающие запятые.

Очень-очень странный вид:

Речка под окном горит

Чей-то дом хвостом виляет

Песик из ружья стреляет

Мальчик чуть не слопал мышку

Кот в очках читает книжку

Старый дед влетел в окно

Воробей схватил зерно

Да как крикнет,улетая:

- Вот что значит запятая! (Слайд 16)

Вот и подошло к концу наше путешествие. До новых встреч, друзья!


Список использованных источников.

  1. Григорян Л.Т.Язык мой - друг мой.М.:Просвещение,1988

  2. .Шкатова Л.А. Подумай и ответь. М., «Просвещение»,1989

  3. Предметные недели в школе: русский язык и литература/сост.Л.И.Косивцова.-Волгоград:Учитель,2008

  4. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку.М.:Просвещение,1994







© 2010-2022