Рабочая программа по экологии

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Кулешовский филиал
государственного бюджетного образовательного учреждения
среднего профессионального образования Ростовской области
«Азовский гуманитарно-технический колледж»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДб.11 Экология


программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

по профессии СПО 260807.01 Повар, кондитер





















2014

ОДОБРЕНА

ЦМК общеобразовательной и профессиональной подготовки

Протокол №____от_________________

Председатель ЦМК

_______________ С.М. Закалюжная
подпись ФИО

УТВЕРЖДАЮ

Зав. Кулешовским филиалом

_______________ Т.В. Радченко
подпись ФИО

«____»_________________ 20____г.


Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, зарегистрирован в Минюсте РФ 7 июня 2012 г.№ 24480)



Организация-разработчик: Кулешовский филиал государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ростовской области «Азовский гуманитарно-технический колледж».

Разработчик: _____________ Игнашева В.А., преподаватель, Кулешовский филиал ГБОУ СПО РО «АГТК»

Рецензенты: ______________ _____________________________________
подпись ФИО, должность, уровень квалификации, место работы
МП

______________ _____________________________________
подпись ФИО, должность, уровень квалификации, место работы
МП

Пояснительная записка

  1. Область применения

Настоящая рабочая программа учебной дисциплины «Экология» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 260807.01 «Повар, кондитер».

Учебная дисциплина «Экология» относится к общеобразовательному циклу.


  1. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
  • Классификацию факторов окружающей среды;
  • Черты приспособленности организмов к окружающей среде;
  • Закономерности взаимодействия человека с окружающей средой;
  • Классификацию отходов промышленного производства и способы их утилизации.
  • Строение атмосферы и значение каждого слоя для планеты, животного и растительного мира;
  • Способы физического, физико-химического и биологического методов очистки сточных вод;
  • Способы защиты и предупреждения от ветровой и водной эрозии почвы;
  • Принципы зонирования антропогенных ландшафтов;
  • Цели и задачи создания заповедников, национальных парков и заказников.
  • Основные статьи конституции РФ в области охраны окружающей среды;
  • Формы административной, материальной, дисциплинарной и уголовной ответственности за нарушения состояния окружающей среды;
  • Основные международные организации, занимающиеся вопросами охраны природы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
  • Характеризовать проблемы экологии;
  • Различать понятия экологии как науки и этического движения;
  • Давать оценку состояния окружающей среды и прогнозировать возможные последствия негативного влияния на неё деятельностью человека.
  • Характеризовать состояние биосферы с учетом её освоения человеком;
  • Объяснять значение охраны животных и растений;
  • Давать оценку действиям человека, нарушающего благоприятное состояние окружающей среды;
  • Называть цели и задачи международных организаций, занимающихся вопросами охраны природы.

  1. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 72 часа, в том числе: - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 50 часов, включая: лабораторные работы - 5 часов; Практические работы - 5 часов; - самостоятельной работы обучающегося - 22 часа. Дисциплина изучается на 2 и 3 курсе.
  1. Виды и формы контроля

Предусмотрены следующие виды контроля: - текущий контроль; - промежуточная аттестация. Формами текущего контроля знаний обучающихся являются: - устный контроль (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, проверка выполнения домашнего задания); - тестирование; - письменный контроль (письменное выполнение заданий, выполнение самостоятельной работы и практических работ); - тематический контроль. В целях управления учебной деятельностью обучающихся осуществляется рубежный контроль усвоения учебного материала по результатам текущей успеваемости на конкретную дату, определенную приказом директора учебного заведения, а также по окончанию семестра, если промежуточная аттестация по учебному курсу не предусмотрена учебным планом. Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета.













ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п/п

Наименование разделов, тем

Максимальная нагрузка

Обязательные учебные занятия

Лабораторные занятия


Контрольные работы

1 Экология: предмет, основные понятия, законы.

7

3

1

1

2 Основы экологии.

15

8

2

1

3 Общие вопросы природопользования.

20

10

3

1

4 Антропогенные воздействия на биосферу и ее защита.

12

6

1

1

5

Экология питания человека.

17

7

3

1


Дифференцированный зачет

1

1

-



Итого:

72

35

10

5



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Экология: предмет, основные понятия, законы Обучающийся должен:

знать:

  • общую характеристику экологии;
  • направления и научные дисциплины экологии;
  • классификацию факторов среды;
  • краткую характеристику экологических ниш;

уметь:

  • давать определения экологическим терминам: экология, среда обитания, фактор среды, биологический вид, биоценоз, биогеоценоз, биотоп, биота, экосистема;
  • характеризовать различные виды сред обитания, факторы среды, природные сообщества; экосистемы;
  • сравнивать между собой среды обитания;
  • давать экологическую характеристику виду.

Основные понятия экологии. Общая характеристика экологии как раздела общей биологии и комплексной науки. Среды обитания организмов, их разновидности и краткая характеристика. Факторы среды, их общая характеристика и классификация. Экологические ниши. Вид, его критерии и экологическая характеристика. Общая характеристика природных сообществ и их структуры. Общая характеристика экосистем, их градаций и устойчивости. Практическая работа №1 «Описание экологических ниш двух-трех организмов».

Самостоятельная работа:

Подготовка рефератов по теме: «Ученые - экологи». Составить таблицу: «Сравнительная характеристика экосистемы и биогеоценоза».


Тема2. Основы экологии

Обучающийся должен: знать:

  • классификацию популяций и способы регулирования их численности;
  • различные типы связей между организмами;
  • типы пищевых цепей;
  • значение озонового экрана для биосферы;
  • понятия: «ноосфера», « антропосфера», «техносфера»;
уметь:
  • объяснять статические и динамические показатели популяции;
  • описывать биологический круговорот веществ в экосистемах;
  • давать определения основным геологическим сферам Земли;
  • характеризовать структуру атмосферы.

Экология организмов. Среды жизни и экологические факторы. Закономерности действия экологических факторов. Экологическая классификация живых организмов по типу питания. Биологические ритмы. Экология популяций. Понятие популяции. Статические показатели популяции. Динамические показатели популяции. Регуляция численности популяции. Экология сообществ и экосистем. Понятия биоценоза, биогеоценоза, экосистемы. Типы связей и взаимоотношений между организмами. Структура и функционирование экосистем. Природные экосистемы. Антропогенные экосистемы. Биосфера. Геосферы (оболочки) Земли. Структура и границы биосферы. Круговорот веществ в биосфере. Превращение биосферы в ноосферу. Лабораторная работа №1 «Подсчет индексов плотности для определенных видов растений». Практическая работа №2 «Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на примере аквариума)». Самостоятельная работа: Ответы на вопросы по теме: «Основы экологии». Подготовка к лабораторным работам по методическим рекомендациям преподавателя.

Тема3. Общие вопросы природопользования

Обучающийся должен: знать:

  • отличия рационального и нерационального природопользования;
  • виды природопользования;
  • мотивы и принципы рационального природопользования и охраны природы;
  • классификацию природных ресурсов, воздействий человека на окружающую среду, загрязнений окружающей природной среды;
  • разницу между экологическим кризисом и экологической катастрофой;
  • знать понятие, причины и последствия демографического взрыва;
  • экологические проблемы современности;
уметь:
  • различать понятия природопользование и охрана природы;
  • приводить примеры природных ресурсов и природных условий;
  • характеризовать изменение численности мирового населения.

Предмет и задачи природопользования и охраны природы. Понятие о природопользовании. Понятие об охране природы. Виды природопользования. Мотивы рационального природопользования и охраны природы. Правила (принципы) рационального природопользования и охраны природы. Природа как материальная основа природопользования. Природная среда. Природно-ресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Взаимодействие общества и природы. Виды взаимодействия человек на природу. Степень воздействия человека на природу. Экологический кризис и экологическая катастрофа. История взаимоотношений общества и природы. Загрязнение окружающей среды. Малоотходные и «безотходные» технологии. Проблема перенаселения. Рост численности мирового населения в историческом аспекте. Демографический взрыв: причины и последствия. Рост численности населения емкость среды. Урбанизация. Глобальные прогностические модели и концепции устойчивого развития человечества. Деятельность Римского клуба. Результаты глобального моделирования. Коэволюция общества и природы. Концепция устойчивого развития. Практическая работа №3 «Проблемы рационального природопользования». Практическая работа №4 «Комплексное использование природных ресурсов области». Практическая работа №5 «Изучение Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»». Самостоятельная работа: Подготовка к лабораторным работам по методическим рекомендациям преподавателя. Подготовка рефератов по теме: «Достижения биотехнологии», «Экологический кризис».


Тема4. Антропогенный воздействия на биосферу и ее защита

Обучающийся должен: знать:

  • основные антропогенные воздействия на атмосферу, гидросферу, почву;
  • причины, негативного последствия и пути предотвращения парникового эффекта, озонового слоя, кислотных дождей, водной, промышленной и ветровой эрозии почв, дегумификации почв, почвоутомления и истощения почв, деградации растительного покрова и животного мира;
  • основные виды загрязнения вод;
  • основные виды воздействия на биосферу;
уметь:
  • характеризовать основные мероприятия, направленные на защиту атмосферы, гидросферы, литосферы, биотических сообществ.

Антропогенные воздействия на атмосферу и ее защита. Загрязнение атмосферного воздуха. Источники загрязнения атмосферного воздуха. Экологические последствия загрязнения атмосферы. Защита атмосферы. Антропогенные воздействия на гидросферу и ее защита. Загрязнение гидросферы. Источники загрязнения гидросферы. Экологические последствия загрязнения гидросферы. Экологические последствия истощения вод. Защита гидросферы. Антропогенные воздействия на почву и ее защита. Антропогенные воздействия на биотические сообщества и их защита. Деградация растительного покрова. Деградация животного мира. Защита биотических сообществ. Особые виды воздействия на биосферу. Загрязнения отходами производства и потребления. Защита от отходов производства и потребления. Шумовое загрязнение. Защита от шумового загрязнения. Электромагнитное загрязнение. Защита от электромагнитного загрязнения. Биологическое загрязнение. Защита от биологического загрязнения. Лабораторная работа №2 «Составление экологической карты местности». Самостоятельная работа: Подготовка к лабораторным работам по методическим рекомендациям преподавателя. Составление кроссворда по теме: «Антропогенный воздействия на биосферу».

Тема5. Экология питания человека

Обучающийся должен: уметь:

  • рассчитывать основной, рабочий и общий обмены;
  • составлять, анализировать, корректировать рацион питания;
  • выявлять признаки и опознавать тот или иной вид алиментарной недостаточности;
  • характеризовать основные загрязнители пищевых продуктов их действие на организм;
  • обнаруживать лабораторными методами соланин в картофеле и сахарозу в меде;
  • характеризовать порядок нормирования содержания вредных веществ в продуктах питания
  • характеризовать основные типы пищевых отравлений.

Значение питания в жизни человека. История появления экологии питания. Пища как экологический фактор, действующий на человека. Связь экологии питания с экологической антропологией, экологией человека, гигиеной питания. Адаптация человека. Механизм, этапы, последствия адаптации человека. Адаптация человека к пище. Рациональное питание в современном мире. Сбалансированное, рациональное питание. Питание современного человека. Биологически активные добавки как способ решения проблемы не совершенности рациона современного человека. Энергетика питания. Энергетическая ценность (калорийность) пищи. Общий, основной и рабочий обмен веществ. Компоненты пищи и последствия их недостаточности. Классификация пищевых веществ по А. А. Покровскому. Нутриенты. Белки. Жиры. Углеводы. Минеральные вещества и витамины. Биологические функции белков. Понятие об азотном балансе. Биологическая ценность белка по аминокислотному составу. Усвоение животных и растительных белков организмом человека. Дефицит белка - глобальная проблема человечества. Сырье для получения искусственного белка. Пути повышения пищевой ценности продуктов питания. Состав, строение, классификация жиров. Растительные и животные жиры. Функции жиров в живом организме. Пищевая ценность жиров и масел; проблемы со здоровьем, возникающие при недостаточном или избыточном потреблении жиров. Физиологическая роль холестерина. Биологическая роль углеводов. Источники углеводов в питании. Роль балластных веществ (целлюлоза, пектиновые вещества и др.) в процессе пищеварения и регуляции общего физиологического состояния организма. Патологические состояния организма как следствия избыточного потребления углеводов. Биологическая роль макро- и микроэлементов. Минеральные вещества в продуктах питания, суточные нормы, последствия алиментарной недостаточности. Биологическая роль витаминов. Классификация: жирорастворимые и водорастворимые витамины. Минимальная суточная доза витаминов, содержание в продуктах питания. Гипо-, гипервитаминоз, борьба с авитоминозом. Медицинские препараты, содержащие витамины. Режим питания. Распределение рациона в течение суток. Общие рекомендации и правила для людей, борющихся с лишним весом. Диетическое питание. Кремлевская диета, лечебное голодание, вегетарианство, раздельное питание. Классификация загрязняющих веществ. Радионуклиды, тяжелые металлы, микотоксины, пестициды и гербициды, нитраты, нитриты и их производные нитрозамины, детергенты антибиотики, антимикробные вещества и успокаивающие средства, антиоксиданты и консерванты соединения, образующиеся при длительном хранении или в результате высокотемпературной обработки пищевых продуктов. Нитраты в продуктах питания. Признаки присутствия нитратов в овощах и фруктах. Рациональное использование удобрений при выращивании сельскохозяйственной продукции. Рекомендации по снижению содержания нитратов во время переработки и использования в сыром виде овощей и фруктов. Канцерогены в пище. Пищевые добавки как загрязнители продуктов питания. Пищевые отравления. Причины, этимология пищевых отравлений. Лабораторная работа №3 «Вычисление значений общего, энергетического, основного обменов всех членов семьи». Лабораторная работа №4 «Качественное определение жиров, катионов натрия, хлорид ионов, крахмала в чипсах. Обнаружение белков и углеводов в продуктах питания. Цветная реакция на холестерин». Лабораторная работа №5 «Комплексный анализ собственного рациона, обнаружение симптомов алиментарной недостаточности». Самостоятельная работа: Подготовка к лабораторным работам по методическим рекомендациям преподавателя. Подготовка рефератов по теме: «Экология пищи».

Литература (основная)



  1. Колесников С.И. Экологические основы природопользования: Учебник - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. - 304 с.



Литература (дополнительная)

  1. Тупикин, Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 384 с.
  2. Константинов В.М. Экологические основы природопользования: учеб. пособие для образоват. Учреждений сред. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 240 с.
  3. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие для вузов, средних школ и колледжей. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 320 с.
  4. Роева Н.Н., Стрельникова Е.В. Экология. Курс лекций. - М.: МГТА, 2001. - 156 с.


интернет - ресурсы


  1. ecocoop.ru - дистанционный детский исследовательский проект "Экологическое содружество", 01.09.2014.
  2. ecoportal.ru/dict.php - Справочники по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности, 01.09.2014.
  3. rosdnh.narod.ru/ekolslov.htm - Экологический словарь-справочник, 01.09.2014.


Перечень материально-технического оснащения и средств обучения
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экологических основ природопользования. Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя. Технические средства обучения: мультимедиа проектор и мультимедийная доска.


© 2010-2022