РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии для 1 класса начального общего образования

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

I. Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 1 классаразработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы Лутцевой Е.А., Зуевой Т.П.«Технология»(Образовательная система «Школа России»)Программа соответствует основным положениям Федерального государственного стандарта начального общего образования 2009 года и ориентирована на работу по учебно-методическому комплексу:

  1. Лутцева Е.А., Зуева Т.П.. Технология. Учебник. 1 класс./ Н.И. Роговцева и др. - М.: Просвещение, 2015.
  2. Лутцева Е.А., Зуева Т.П.. Технология. Рабочая тетрадь. 1 класс./ Н.И. Роговцева и др. - М.: Просвещение, 2015.
  3. Электронное приложение к учебнику «Технология», 1 класс (Диск CD-ROM), авторы С.А. Володина, О. А. Петрова, М. О. Майсурадзе, В. А. Мотылева.
Выбор данного УМК обусловлен тем, что учебные пособия соответствуют ФГОС НОО и являются составной частью комплекта учебников образовательной системы «Школа России». Предмет « Технология» закладывает основы технологического образования, которые позволяют дать учащимся первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания, и создают условия для активного освоения детьми технологии ручной обработки доступных материалов, современных информационных технологий, необходимых в повседневной жизни современного человека. Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребёнка, и его собственная предметно-манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие. Представленный курс закладывает основы технологического образования, которые позволяют дать учащимся первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания, и создают условия для активного освоения детьми технологии ручной обработки доступных материалов, современных информационных технологий, необходимых в повседневной жизни современного человека. Цель курса технологии - развитие социальнозначимых личностных качеств, приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека. Основные задачи курса: - стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств; - формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; - формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности; - формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений; - развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач); - развитие регулятивной структуры деятельности,включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; - формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий; - развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; - ознакомление с миром профессий (в том числе профессии близких и родных), их социальным значением, историей возникновения и развития; - овладение первоначальными умениями передачи,поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. Срок реализации рабочей программы - 1 учебный год (первый год обучения в общеобразовательной школе). Рабочая программа по математике предназначена для учащихся 1а класса. В классе 22 ученика. По результатам психолого-педагогической диагностики готовности к школьному обучению, 1 человек - выше среднего, 2 учеников - средний уровень, 15 учащихся - ниже среднего,4 человека - низкий. Особенности организации учебного процесса: классно-урочная деятельность. При работе на уроке учитель использует различные формы и методы: парные, индивидуальные, групповые. Используемые методы обучения: - по источнику знаний:
  • практические методы: опыты, упражнения и др.;
  • наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.;
  • словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия и др.;
  • работа с книгой: чтение, конспектирование, цитирование, составление плана;
  • видеометоды: просмотр презентации, видео, контроль.
- по типу познавательной деятельности
  • объяснительно-иллюстративные методы;
  • репродуктивные;
  • методы проблемного изложения;
  • частично поисковые методы;
  • исследовательские.
- по дидактическим целям:
  • методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа, чтение книг);
  • методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика, упражнения).
Используемые технологии:
  • технология проблемного обучения;
  • технология деятельностного метода;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • проектная деятельность;
  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • система инновационной оценки «Портфолио».

II. Общая характеристика учебного предмета


Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Практическая деятельность рассматривается как средство развития личностных и социально значимых качеств учащихся, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий. Отличительные особенности отбора и построение содержания учебного материала:

  • включение адаптационного периода в 1 классе -8 уроков, которые проводятся на улице в форме прогулок с дидактическими играми и наблюдениями или в классе;
  • в программу каждого класса включены поисковые, пробные или тренировочные упражнения, с помощью которых учащиеся делают открытия новых знаний и умений для последующего выполнения изделий и проектов;
  • изготовление изделий не есть цель урока. Изделия (проектная работа) лишь средство для решения конкретных учебных задач. Выбор изделия отвечает цели и задачам каждого урока и подбирается в чётко продуманной последовательности в соответствии с изучаемыми темами.
Методическая основа курса - организация максимально продуктивной творческой деятельности учащихся начиная с первого класса. Главное в курсе - научить добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различного рода источниками информации. Виды учебной деятельности учащихся: - простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания; - моделирование, конструирование из разных материалов - решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, поиск недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление); - простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы). Тематику проектов, главным образом, предлагает учитель, но могут предлагать и сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания могут носить индивидуальный или коллективный характер.

III. Место учебного предмета в учебном плане


В соответствии с учебным планом курс «Технология» изучается в 1 классе по одному часу в неделю. Количество часов по программе - 1 час в неделю. Таким образом, рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объёме 33 часа в год,фактически - 32 часа в год. Сокращено количество часов на изучение темы: «Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? », вместо 2 часов - 1 час. Предусматривается время на реализацию материала краеведческой направленности.

IV.Ценностные ориентиры в содержании учебного предмета


«Технология» как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает следующие реальные взаимосвязи с основными предметами начальной школы: • с изобразительным искусством - использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна; • с математикой - моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами; • с окружающим миром - рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций; • с родным языком - развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности; • с литературным чтением - работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, извлечение предметной информации из деловых статей и текстов.

V.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета
Личностные результаты: Создание условий для формирования следующих умений:

  • положительно относиться к учению,
  • проявлять интерес к содержанию предмета технологии;
  • принимать одноклассников, помогать им, отзываться на помощь от взрослого и детей;
  • чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного самим для родных, друзей, для себя;
  • бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
  • осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
  • с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
  • под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия:
  • с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • учиться проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов.
  • учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и
  • выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.
  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать
  • эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
  • наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;
  • сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения;
  • группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
  • с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
  • ориентироваться в материале на страницах учебника;
  • находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
  • делать выводы о результате совместной работы всего класса;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую - в изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
  • учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.
Предметные результаты (по разделам): Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание. Знать (на уровне представлений):
  • о роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
  • об отражении форм и образов природы в работах мастеров художников, о разнообразных предметах рукотворного мира;
  • о профессиях, знакомых детям.
Уметь:
  • обслуживать себя во время работы: поддерживать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их;
  • соблюдать правила гигиены труда.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Знать:
  • общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.);
  • последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
  • способы разметки на глаз, по шаблону;
  • формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;
  • клеевой способ соединения;
  • способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;
  • названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.
Уметь:
  • различать материалы и инструменты по их назначению;
  • качественно выполнять операции и приѐмы по изготовлению несложных изделий:
  • экономно размечать сгибанием, по шаблону;
  • точно резать ножницами;
  • собирать изделия с помощью клея;
  • эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой;
  • использовать для сушки плоских изделий пресс;
  • безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);
  • с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон.
Конструирование и моделирование. Знать:
  • о детали как составной части изделия;
  • конструкциях - разборных и неразборных;
  • неподвижном клеевом соединении деталей.
Уметь:
  • различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
  • конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.

VI.Содержание учебного предмета
1 класс (33ч) Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и др. разных народов России и мира) Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии, традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Анализ задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Выполнение доступных работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание помощи младшим, сверстникам и взрослым Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Общее представление о материалах; их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Подготовка материалов к работе. Инструменты и приспособления для обработки доступныхматериалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов и их рационального и безопасного использования .Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Конструирование и моделирование Общее представление о мире техники (транспорт, машины и механизмы). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способов их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, модели, рисунку, простейшему чертежу и по заданным условиям (конструкторско-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и др.) Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).

Демонстрация учителем готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам.

Тематическое содержание Природная мастерская (7 часов) Рукотворный и природный мир города. На земле, на воде и в воздухе. Природа и творчество. Природные материалы Семена и фантазии. Композиция из листьев. Что такое композиция? Орнамент из листьев. Что такое орнамент? Природные материалы. Как их соединить? Пластилиновая мастерская(4 часа) Материалы для лепки. Что может пластилин? В мастерской кондитера. Как работает мастер?В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? Наши проекты. Аквариум. Бумажная мастерская(17 часов) Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Наши проекты. Скоро Новый год! Бумага. Какие у неё есть секреты? Бумага и картон. Какие секреты у картона? Бумага и картон. Какие секреты у картона? Бумага и картон. Какие секреты у картона? Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? Ножницы. Что ты о них знаешь? Шаблон. Для чего он нужен? Наша армия родная. Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? Весенний праздник 8 марта. Как сделать подарок-портрет? Образы весны. Какие краски у весны? Настроение весны. Что такое колорит? Текстильная мастерская (5 часов)

Мир тканей. Для чего нужны ткани? Игла-труженица. Что умеет игла? Вышивка. Для чего она нужна? Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны

VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Специфическое сопровождение (оборудование):

  • индивидуальное рабочее место, которое можно перемещать в случае групповой работы;
  • инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скругленными концами и ножницы с острыми концами (в чехле), линейка, угольник, иглы в игольнице, нитковдеватель, дощечки для работы лепки, простой и цветной карандаши, фломастеры, кисти для работы клеем и красками; инструменты для работы с проволокой;
  • материалы для изготовления изделий, предусмотренных программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная односторонняя и двусторонняя, крепированная, калька, копировальная, бумажные салфетки, страницы журналов), картон (обычный, цветной, гофрированный), ткань (однотонная и набивная, хлопчатобумажная и шерстяная, канва), нитки (катушечные, мулине, ирис, пряжа), текстильные материалы (сутаж, тесьма), пластилин или пластика, соленое тесто, фольга, проволока, природные материалы (плоские и объемные), «бросовый» материал (пластиковые баночки, крышки, картонные коробочки и т.д.), пуговицы, наборы «Конструктор».

Электронно-программное обеспечение:

  • электронные библиотеки по искусству, DVD-фильмы с описанием технологии изготовления различных поделок, о природе, архитектуре, дизайне;
  • записи классической и народной музыки;
  • специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы);
  • презентации по технологии.

Технические средства обучения:

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок.
  • Мультимедиапроектор.
  • Интерактивная доска.
  • Компьютер.
  • Сканер.
  • Принтер.
  • Ксерокс.
  • Документ - камера.
  • Слайдпроектор.

Интернет-ресурсы:

  • 1.Сайт «Учительской газеты»
  • HYPERLINK "ug.ru/"ugHYPERLINK "ug.ru/".ru/
  • 2.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
  • festival.1september.ru/
  • 3. Сайт «ПроШколу»
  • HYPERLINK"proshkolu.ru/"proshkoluHYPERLINK "proshkolu.ru/".ru/

VIII. Формы контроля


Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся по устному опросу Высокий уровеньусвоения учебного материала, если учащийся:

  • полностью освоил учебный материал;
  • умеет изложить его своими словами;
  • самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
  • правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Хороший уровень усвоения учебного материала, если учащийся:
  • в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
  • подтверждает ответ конкретными примерами;
  • правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Удовлетворительный усвоения учебного материала, если учащийся:
  • не усвоил существенную часть учебного материала;
  • допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
  • затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
  • слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Неудовлетворительный усвоения учебного материала, если учащийся:
  • почти не усвоил учебный материал;
  • не может изложить его своими словами;
  • не может подтвердить ответ конкретными примерами;
  • не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Проверка и оценка практической работы учащихся Высокий уровень - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески; Хороший уровень - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный; Удовлетворительный уровень - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок; Неудовлетворительный уровень - ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид. Критерии оценки проекта:
  1. Оригинальность темы и идеи проекта.
  2. Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).
  3. Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).
  4. Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).
  5. Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).
  6. Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).
  7. Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации)
Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений по технологии служит портфель достижений ученика. В портфель достижений учениковначальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов по технологии, целесообразно включать следующие материалы: 1. Выборки детских работ - формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения (как ее общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования). Работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии. 2.Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями. 3.Материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеучебной(школьной и внешкольной) и досуговой деятельности, например результаты участия в конкурсах, смотрах, выставках. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведутся с позиции достижения планируемых результатов с учетом основных результатов начального общего образования, закрепленных в Стандарте.

IX. Список литературы

Литература для учащихся Основная

  1. Лутцева Е.А., Зуева Т.П.. Технология. Учебник. 1 класс./ Н.И. Роговцева и др. - М.: Просвещение, 2015.
  2. Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. Рабочая тетрадь. 1 класс./ Н.И. Роговцева и др. - М.: Просвещение, 2015.
  3. Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Уроки технологии. 1 класс./ Н.И. Роговцева и др.-М.: Просвещение, 2015.

Пособия для учителя

  1. Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Уроки технологии: 1 класс./ Н.И. Роговцева и др. - М.: Просвещение, 2015.

© 2010-2022