- Преподавателю
- Начальные классы
- Обобщение опыта работы по теме «Приемы организации развивающего обучения»
Обобщение опыта работы по теме «Приемы организации развивающего обучения»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Галыгина Е.Л. |
Дата | 17.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Обобщение опыта работы по теме «Приемы организации развивающего обучения»
О проблеме развивающего обучения сейчас много говорят, создаются учебники, программы, которые ориентированы на такое обучение. Наша традиционная программа при хорошо организованном учебном процессе, позволяет дать детям достаточно знаний, умений и навыков.
Развивающее обучение имеет некоторые общие положения.
-
Его можно организовать практически при изучении любого материала, хотя есть, конечно, более или менее благополучный материал.
-
Любое обучение уже развивает детей.
-
Акцент на развивающее обучение не снимает проблему о формировании знаний, умений, навыков, которые предусмотрены программой.
-
Решающее значение имеет методика - один и тот же материал может изучаться по-разному, с большим или меньшим развивающим эффектом.
Поэтому, взяв эту тему, я поставила перед собой следующие задачи:
-
Работать над общим развитием детей как сильных, так и слабых.
-
Стараться так организовывать обучение, чтобы оно шло через преодоление трудностей, но ни каких бы то ни было, а достигнутых для ребенка.
-
Спланировать изучение материала в более быстром темпе, но в разумной мере.
-
Укреплять веру ученика в собственные силы.
-
Изучение материала строить через поиск, направлять коллективную работу учащихся.
-
Стремиться к тому, чтобы ученик сам видел динамику своего развития: что знал до, и что нового ему открылось на уроке.
Например, можно детям просто предложить выучить таблицу умножения на 4 (2 класс), а можно помочь им осознать, что они уже знали про умножение числа на 4 из таблиц умножения на 1,2,3. С чего целесообразнее начинать изучение этой таблицы? Дети осознают, что они уже знали, что нового открыли в ней.
-
Стараться строить процесс познания так, чтобы продвижение вперед шло одновременно с возвращение к пройденному, использовать разнообразный и содержательный тренировочный материал (карточки, перфокарты и т.п.). Подбираю такие задания, которые требуют размышления - с чего лучше начать работу, что объединяет все задание, чем отличается задание от выполненного накануне и т.п.
-
Стремиться к тому, чтобы дети на уроке сотрудничали друг с другом (по утверждению психологов, развитие идет от контакта разных по уровню своего развития детей) и каждый вносил в работу что-то свое.
Возьму наш курс обучения и остановлюсь на нем более подробно, затронув конкретные приемы развивающего обучения , которые я использую (вместе) с детьми.
-
Постановка нестандартных учебных задач.
В 1 классе, наряду с решением примеров вида 5+2, 2+1, я иногда предлагала детям такое задание: «Маша и мама купили 3 кг картофеля, 2 кг свеклы, 1 кг моркови и 4 кг помидоров. Какие овощи может нести Маша, если ей нельзя поднимать больше 6 кг?»
Дети рассуждали и решали, составляя примеры на сложение с результатом 6, используя данные задачи.
Или (2 класс): решите пример, используя результат первого (2*7 = 14, 2*6 = ?).
Это - общее задание. При его выполнении отвечаем на вопросы: чем похожи эти примеры? Чем различаются? Как это различие скажется на результате второго примера? Почему Дети сами делают выводы, сравнивают.
-
Поиск общего в частном.
В учебнике много заданий, где надо работать по образцу. В этом случае стараюсь так строить вопросы, чтобы дети видели суть задания, учились сравнивать и обобщать.
Например, даны образцы (1 классс)
12 - 5
12 - 2 - 3
14 - 6
14 - 4 - 2
Вопросы: - Что вы заметили?
- Рассмотрите уменьшаемое и вычитаемое.
- Что в них различного? Общего?
- Сравните вычитаемые и уменьшаемые.
- Какой случай вычитания изучается?
- Рассмотрите вторую строчку образцов.
- Что в них общего?
- Как узнать, на какие два числа нужно разбить вычитаемое?
- На что надо посмотреть? Почему?
- Приведите свои примеры, выполните вычитание.
3. Построение обобщенной модели действия.
Перед изучением таблицы умножения готовила ребят к этому заранее, а затем переходим к выполнению таких же заданий в обобщенном виде. Например, произведение чисел □*4 запишите в виде суммы (□+□+□+□).
- Каким может быть число, обозначенное □? (Любым).
- Как из □*4 получить □*5?
Составляем общую таблицу умножения.
□ *1 = □
□*2=□*1+□
□*3=□*2+□ и т.д.
Этот прием позволяет учить детей анализировать свои действия, выделять общее, существенное.
4.Прием организации развивающего обучения - это преобразование тренировочных упражнений в творческие.
Например, при изучении имени прилагательного, дети играли в игру «Одень елку». (На доске изображение елки, у детей - елочные игрушки, на которых дети писали слово-имя прилагательное. Затем шары прикреплялись на елку. Слова были самые разные: елка зеленая, красивая, пушистая, лесная и т.д.)
Но чаще этот прием использую так: ставлю дополнительные вопросы к упражнениям, даю дополнительные задания.
5. Прием составления алгоритма к правилу.
Одна из причин ошибок детей - они не знают, как применить то или иное правило. При изучении темы мы составляем алгоритм, а потом его используем. Применение алгоритма учит последовательности в работе, дисциплинирует мысль.
6. Прием выборочного ответа с обоснованием.
Таблица (пример)
-
Слова
Ответы
Земл…ника
я е и
Л…сник
и е
Опр…вдать
а о
Учащиеся объясняют свой выбор, вставив пропущенные буквы.
5 . Эффективным методом формирования мыслительных навыков у детей является сочинение.
На уроках развития речи дети познакомились с сочинением-описанием и сочинением-повествованием, попробовали при помощи алгоритмов сами написать соответствующее значение.
По теме «Состав слова» на уроке коррекции ребята сочиняли сказку, такую, чтобы были однокоренные слова и на примере слов из своих сказок рассматривали, как образуются некоторые родственные слова.
Развивающее обучение направлено на то, чтобы научить детей думать, «разбудить» их мысль. Я стараюсь, чтобы каждый урок поднимал ребят на очередную ступень в их развитии. Результат этой работы над развитием сказывается не сразу, но я работу не прекращаю, так как вижу, что она интересна и полезна детям.