Обобщение опыта работы по теме «Приемы организации развивающего обучения»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение опыта работы по теме «Приемы организации развивающего обучения»

О проблеме развивающего обучения сейчас много говорят, создаются учебники, программы, которые ориентированы на такое обучение. Наша традиционная программа при хорошо организованном учебном процессе, позволяет дать детям достаточно знаний, умений и навыков.

Развивающее обучение имеет некоторые общие положения.

  1. Его можно организовать практически при изучении любого материала, хотя есть, конечно, более или менее благополучный материал.

  2. Любое обучение уже развивает детей.

  3. Акцент на развивающее обучение не снимает проблему о формировании знаний, умений, навыков, которые предусмотрены программой.

  4. Решающее значение имеет методика - один и тот же материал может изучаться по-разному, с большим или меньшим развивающим эффектом.

Поэтому, взяв эту тему, я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Работать над общим развитием детей как сильных, так и слабых.

  2. Стараться так организовывать обучение, чтобы оно шло через преодоление трудностей, но ни каких бы то ни было, а достигнутых для ребенка.

  3. Спланировать изучение материала в более быстром темпе, но в разумной мере.

  4. Укреплять веру ученика в собственные силы.

  5. Изучение материала строить через поиск, направлять коллективную работу учащихся.

  6. Стремиться к тому, чтобы ученик сам видел динамику своего развития: что знал до, и что нового ему открылось на уроке.

Например, можно детям просто предложить выучить таблицу умножения на 4 (2 класс), а можно помочь им осознать, что они уже знали про умножение числа на 4 из таблиц умножения на 1,2,3. С чего целесообразнее начинать изучение этой таблицы? Дети осознают, что они уже знали, что нового открыли в ней.

  1. Стараться строить процесс познания так, чтобы продвижение вперед шло одновременно с возвращение к пройденному, использовать разнообразный и содержательный тренировочный материал (карточки, перфокарты и т.п.). Подбираю такие задания, которые требуют размышления - с чего лучше начать работу, что объединяет все задание, чем отличается задание от выполненного накануне и т.п.

  2. Стремиться к тому, чтобы дети на уроке сотрудничали друг с другом (по утверждению психологов, развитие идет от контакта разных по уровню своего развития детей) и каждый вносил в работу что-то свое.

Возьму наш курс обучения и остановлюсь на нем более подробно, затронув конкретные приемы развивающего обучения , которые я использую (вместе) с детьми.

  1. Постановка нестандартных учебных задач.

В 1 классе, наряду с решением примеров вида 5+2, 2+1, я иногда предлагала детям такое задание: «Маша и мама купили 3 кг картофеля, 2 кг свеклы, 1 кг моркови и 4 кг помидоров. Какие овощи может нести Маша, если ей нельзя поднимать больше 6 кг?»

Дети рассуждали и решали, составляя примеры на сложение с результатом 6, используя данные задачи.

Или (2 класс): решите пример, используя результат первого (2*7 = 14, 2*6 = ?).

Это - общее задание. При его выполнении отвечаем на вопросы: чем похожи эти примеры? Чем различаются? Как это различие скажется на результате второго примера? Почему Дети сами делают выводы, сравнивают.

  1. Поиск общего в частном.

В учебнике много заданий, где надо работать по образцу. В этом случае стараюсь так строить вопросы, чтобы дети видели суть задания, учились сравнивать и обобщать.

Например, даны образцы (1 классс)

12 - 5

12 - 2 - 3

14 - 6

14 - 4 - 2

Вопросы: - Что вы заметили?

- Рассмотрите уменьшаемое и вычитаемое.

- Что в них различного? Общего?

- Сравните вычитаемые и уменьшаемые.

- Какой случай вычитания изучается?

- Рассмотрите вторую строчку образцов.

- Что в них общего?

- Как узнать, на какие два числа нужно разбить вычитаемое?

- На что надо посмотреть? Почему?

- Приведите свои примеры, выполните вычитание.

3. Построение обобщенной модели действия.

Перед изучением таблицы умножения готовила ребят к этому заранее, а затем переходим к выполнению таких же заданий в обобщенном виде. Например, произведение чисел □*4 запишите в виде суммы (□+□+□+□).

- Каким может быть число, обозначенное □? (Любым).

- Как из □*4 получить □*5?

Составляем общую таблицу умножения.

□ *1 = □

□*2=□*1+□

□*3=□*2+□ и т.д.

Этот прием позволяет учить детей анализировать свои действия, выделять общее, существенное.

4.Прием организации развивающего обучения - это преобразование тренировочных упражнений в творческие.

Например, при изучении имени прилагательного, дети играли в игру «Одень елку». (На доске изображение елки, у детей - елочные игрушки, на которых дети писали слово-имя прилагательное. Затем шары прикреплялись на елку. Слова были самые разные: елка зеленая, красивая, пушистая, лесная и т.д.)

Но чаще этот прием использую так: ставлю дополнительные вопросы к упражнениям, даю дополнительные задания.

5. Прием составления алгоритма к правилу.

Одна из причин ошибок детей - они не знают, как применить то или иное правило. При изучении темы мы составляем алгоритм, а потом его используем. Применение алгоритма учит последовательности в работе, дисциплинирует мысль.

6. Прием выборочного ответа с обоснованием.

Таблица (пример)

Слова

Ответы

Земл…ника

я е и

Л…сник

и е

Опр…вдать

а о

Учащиеся объясняют свой выбор, вставив пропущенные буквы.

5 . Эффективным методом формирования мыслительных навыков у детей является сочинение.

На уроках развития речи дети познакомились с сочинением-описанием и сочинением-повествованием, попробовали при помощи алгоритмов сами написать соответствующее значение.

По теме «Состав слова» на уроке коррекции ребята сочиняли сказку, такую, чтобы были однокоренные слова и на примере слов из своих сказок рассматривали, как образуются некоторые родственные слова.

Развивающее обучение направлено на то, чтобы научить детей думать, «разбудить» их мысль. Я стараюсь, чтобы каждый урок поднимал ребят на очередную ступень в их развитии. Результат этой работы над развитием сказывается не сразу, но я работу не прекращаю, так как вижу, что она интересна и полезна детям.





© 2010-2022