Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Малышевская средняя общеобразовательная школа

Согласовано: Согласовано: Утверждаю:

Руководитель ШМО Зам. директора по УВР Директор школы:

Бадашкеева Е.С. Шамшурина Г.К. Ковальчук О.П.

Протокол № _________________ Приказ №

___________________ _________________



Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе средней общеобразовательной школы на 2015 - 2016 учебный год



Составитель: Иноземцева О.В

2015- 2016 уч. год

Пояснительная записка

Программа по литературному чтению разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания, «Планируемыми результатами начального общего образования», и авторской программой авторов Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы»

Литературное чтение - один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
  • работать с различными видами текстов;
  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.



  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

В 4 классе на уроки литературного чтения отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34учебные недели).



  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само -познание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.



  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

4 класс

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
  • самостоятельно находить ключевые слова;
  • самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
  • формулировать основную мысль текста;
  • составлять простой и сложный план текста;
  • писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
  • аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
  • понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
  • иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
  • самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
  • относить прочитанное произведение к определённому периоду (17 в., 18 в., 19 в., 20 в.,21 в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
  • относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
  • видеть языковые средства, использованные автором.




Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Во 2-4 классах отметки выставляются по пятибалльной шкале. В 1-4 классах в конце года предусматривается выполнение комплексных контрольных работ.

Особенности организации контроля по литературному чтению Контроль за уровнем достижений обучающихся по литературному чтению в основном проводится в форме устной оценки. В конце изучения каждого раздела обучающиеся выполняют тестовые задания в рабочей тетради по предмету в блоке «Проверим себя и оценим свои достижения» и в пособии «Итоговая аттестация». Содержание заданий тестов соответствует блокам изучения курса по литературному чтению. Тесты составлены таким образом, что показывают уровень сформированности учебных умений - воспринимать и выполнять учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания. На выполнение тестовой работы отводится 1 урок. Оценивание тестов: «5» - за правильное выполнение всех заданий с 1 по 11. «4» - за правильное выполнение 9-10 заданий. «3» - за правильное выполнение 6-8 заданий. «2» - за правильное выполнение 5 и менее заданий. Задание 12-ое имеет творческий характер, оценивается отдельно только правильный ответ отметкой «5».



Тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

1

Введение. Знакомство с учебником

1

Летописи, былины, сказания, жития

2

Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом

1

3

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

1

4

Основные летописи - основные события Древней Руси

1

5

Из летописи «И вспомнил Олег коня своего»

1

6

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

1

7

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»

1

8

Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой

1

9

Герой былины - защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри»

1

10

Сергий Радонежский - святой земли Русской. В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому». Житие Сергия Радонежского

1

11

Сергий Радонежский - святой земли Русской. В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому». Житие Сергия Радонежского

1

12

Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития». Оценка достижений. Проект «Создание календаря исторических событий»

1

Чудесный мир классики

13

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания

1

14

П.П. Ершов «Конек

1

15

П.П. Ершов «Конек

1

16

П.П. Ершов «Конек

1

17

А.С. Пушкин «Няне»

1

18

А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..»

1

19

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1

20

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1

21

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1

22

Внеклассное чтение. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина

1

23

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»

1

24

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»

1

25

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

1

26

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

1

27

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство»

1

28

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство»

1

29

Л.Н. Толстой. Басня «Как мужик камень убрал»

1

30

Внеклассное чтение. Творчество Л.Н. Толстого

1

31

А.П. Чехов «Мальчики»

1

32

А.П. Чехов «Мальчики»

1

33

Обобщающий урок-КВН «Чудесный мир классики»

1

34

Оценка достижений

1

Поэтическая тетрадь

35

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания

1

36

Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»

1

37

А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»

1

38

Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..»

1

39

А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения

1

40

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»

1

41

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»

1

42

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»

1

43

И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина

1

44

Внеклассное чтение. Родные поэты (стихи для детей поэтов-классиков XIX - начала XX в.)

1

45

Обобщающий урок-игра по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

46

Оценка достижений

1

Литературные сказки

47

Знакомство с названием раздела. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

1

48

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

1

49

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

1

50

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

1

51

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

1

52

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

1

53

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

1

54

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

1

55

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

1

56

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

1

57

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

1

58

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

1

59

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

1

60

Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Обобщающий урок-игра «Крестики-нолики

1

61

Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Обобщающий урок-игра «Крестики-нолики

1

62

Оценка достижений. Контрольная работа за I полугодие

1

Делу время - потехе час

63

Знакомство с названием раздела. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

1

64

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения

1

65

В.Ю. Драгунский «Главные реки»

1

66

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

1

67

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

1

68

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

1

69

Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе

1

70

Обобщающий урок «Делу время - потехе час»

1

71

Оценка достижений

1

Страна детства

72

Знакомство с названием раздела. Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

1

73

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

1

74

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

1

75

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

1

76

М.М. Зощенко «Елка»

1

77

Обобщающий урок «Страна детства»

1

78

Оценка достижений

1

79

Внеклассное чтение. Что такое серии книг и каково их назначение

1

Поэтическая тетрадь

80

Знакомство с названием раздела. В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»

1

81

С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

1

82

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства»

1

83

Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений

1

84

Устный журнал «Поэтическая тетрадь»

1

Природа и мы

85

Знакомство с названием раздела. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»

1

86

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»

1

87

А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

1

88

А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

1

89

М.М. Пришвин «Выскочка»

1

90

М.М. Пришвин «Выскочка»

1

91

Е.И. Чарушин «Кабан»

1

92

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

1

93

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

1

94

Обобщающий урок-конкурс «Природа и мы»

1

95

Проект «Природа и мы». Оценка достижений

1

Поэтическая тетрадь

96

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания

1

97

Б.Л. Пастернак «Золотая осень»

1

98

С.А. Клычков «Весна в лесу»

1

99

Д.Б. Кедрин «Бабье лето»

1

100

Н.М. Рубцов «Сентябрь»

1

101

С.А. Есенин «Лебедушка»

1

102

Обобщающий урок-конкурс «Поэзии прекрасные страницы»

1

103

Оценка достижений

1

Родина

104

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания

1

105

И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте

1

106

С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому

1

107

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»

1

108

Обобщающий урок «Родина»

1

109

Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»

1

110

Проект «Они защищали Родину»

1

111

Оценка достижений

1

Страна Фантазия

112

Знакомство с названием раздела. Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»

1

113

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»

1

114

Кир Булычев «Путешествие Алисы»

1

115

Кир Булычев «Путешествие Алисы»

1

116

Путешествие по стране Фантазии

1

117

Оценка достижений

1

118

Внеклассное чтение. «В путь, друзья!»

1

Зарубежная литература

119

Знакомство с названием раздела. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»

1

120

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»

1

121

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»

1

122

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

1

123

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

1

124

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

1

125

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

1

126

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

1

127

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

1

128

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

1

129

С. Лагерлеф «Святая ночь»

1

130

С. Лагерлеф «Святая ночь»

1

131

С. Лагерлеф «В Назарете»

1

132

С. Лагерлеф «В Назарете»

1

133

Внеклассное чтение. Путешествие по дорогам любимых книг

1

134

Контрольная работа за II полугодие

1

135

Обобщающий урок «Зарубежная литература»

1

136

Урок-игра «Литературные тайны»

1



© 2010-2022