- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Иноземцева О.В. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Малышевская средняя общеобразовательная школа
Согласовано: Согласовано: Утверждаю:
Руководитель ШМО Зам. директора по УВР Директор школы:
Бадашкеева Е.С. Шамшурина Г.К. Ковальчук О.П.
Протокол № _________________ Приказ №
___________________ _________________
Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе средней общеобразовательной школы на 2015 - 2016 учебный год
Составитель: Иноземцева О.В
2015- 2016 уч. год
Пояснительная записка
Программа по литературному чтению разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания, «Планируемыми результатами начального общего образования», и авторской программой авторов Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы»
Литературное чтение - один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными видами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
-
Описание места учебного предмета в учебном плане
В 4 классе на уроки литературного чтения отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34учебные недели).
-
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само -познание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
4 класс
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
- самостоятельно находить ключевые слова;
- самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
- формулировать основную мысль текста;
- составлять простой и сложный план текста;
- писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
- аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
- понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
- иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
- самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
- относить прочитанное произведение к определённому периоду (17 в., 18 в., 19 в., 20 в.,21 в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
- относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
- видеть языковые средства, использованные автором.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Во 2-4 классах отметки выставляются по пятибалльной шкале. В 1-4 классах в конце года предусматривается выполнение комплексных контрольных работ.
Особенности организации контроля по литературному чтению Контроль за уровнем достижений обучающихся по литературному чтению в основном проводится в форме устной оценки. В конце изучения каждого раздела обучающиеся выполняют тестовые задания в рабочей тетради по предмету в блоке «Проверим себя и оценим свои достижения» и в пособии «Итоговая аттестация». Содержание заданий тестов соответствует блокам изучения курса по литературному чтению. Тесты составлены таким образом, что показывают уровень сформированности учебных умений - воспринимать и выполнять учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания. На выполнение тестовой работы отводится 1 урок. Оценивание тестов: «5» - за правильное выполнение всех заданий с 1 по 11. «4» - за правильное выполнение 9-10 заданий. «3» - за правильное выполнение 6-8 заданий. «2» - за правильное выполнение 5 и менее заданий. Задание 12-ое имеет творческий характер, оценивается отдельно только правильный ответ отметкой «5».
Тематическое планирование
№
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
1
Введение. Знакомство с учебником
1
Летописи, былины, сказания, жития
2
Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом
1
3
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»
1
4
Основные летописи - основные события Древней Руси
1
5
Из летописи «И вспомнил Олег коня своего»
1
6
А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
1
7
Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»
1
8
Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой
1
9
Герой былины - защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри»
1
10
Сергий Радонежский - святой земли Русской. В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому». Житие Сергия Радонежского
1
11
Сергий Радонежский - святой земли Русской. В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому». Житие Сергия Радонежского
1
12
Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития». Оценка достижений. Проект «Создание календаря исторических событий»
1
Чудесный мир классики
13
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания
1
14
П.П. Ершов «Конек
1
15
П.П. Ершов «Конек
1
16
П.П. Ершов «Конек
1
17
А.С. Пушкин «Няне»
1
18
А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..»
1
19
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
1
20
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
1
21
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
1
22
Внеклассное чтение. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина
1
23
М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»
1
24
М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»
1
25
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»
1
26
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»
1
27
Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство»
1
28
Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство»
1
29
Л.Н. Толстой. Басня «Как мужик камень убрал»
1
30
Внеклассное чтение. Творчество Л.Н. Толстого
1
31
А.П. Чехов «Мальчики»
1
32
А.П. Чехов «Мальчики»
1
33
Обобщающий урок-КВН «Чудесный мир классики»
1
34
Оценка достижений
1
Поэтическая тетрадь
35
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания
1
36
Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»
1
37
А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»
1
38
Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..»
1
39
А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения
1
40
И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»
1
41
Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»
1
42
Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»
1
43
И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина
1
44
Внеклассное чтение. Родные поэты (стихи для детей поэтов-классиков XIX - начала XX в.)
1
45
Обобщающий урок-игра по разделу «Поэтическая тетрадь»
1
46
Оценка достижений
1
Литературные сказки
47
Знакомство с названием раздела. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
1
48
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
1
49
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
1
50
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
1
51
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
1
52
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
1
53
П.П. Бажов «Серебряное копытце»
1
54
П.П. Бажов «Серебряное копытце»
1
55
П.П. Бажов «Серебряное копытце»
1
56
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
1
57
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
1
58
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
1
59
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
1
60
Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Обобщающий урок-игра «Крестики-нолики
1
61
Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Обобщающий урок-игра «Крестики-нолики
1
62
Оценка достижений. Контрольная работа за I полугодие
1
Делу время - потехе час
63
Знакомство с названием раздела. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
1
64
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения
1
65
В.Ю. Драгунский «Главные реки»
1
66
В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»
1
67
В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»
1
68
В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»
1
69
Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе
1
70
Обобщающий урок «Делу время - потехе час»
1
71
Оценка достижений
1
Страна детства
72
Знакомство с названием раздела. Б.С. Житков «Как я ловил человечков»
1
73
Б.С. Житков «Как я ловил человечков»
1
74
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
1
75
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
1
76
М.М. Зощенко «Елка»
1
77
Обобщающий урок «Страна детства»
1
78
Оценка достижений
1
79
Внеклассное чтение. Что такое серии книг и каково их назначение
1
Поэтическая тетрадь
80
Знакомство с названием раздела. В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»
1
81
С.А. Есенин «Бабушкины сказки»
1
82
М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства»
1
83
Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений
1
84
Устный журнал «Поэтическая тетрадь»
1
Природа и мы
85
Знакомство с названием раздела. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»
1
86
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»
1
87
А.И. Куприн «Барбос и Жулька»
1
88
А.И. Куприн «Барбос и Жулька»
1
89
М.М. Пришвин «Выскочка»
1
90
М.М. Пришвин «Выскочка»
1
91
Е.И. Чарушин «Кабан»
1
92
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»
1
93
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»
1
94
Обобщающий урок-конкурс «Природа и мы»
1
95
Проект «Природа и мы». Оценка достижений
1
Поэтическая тетрадь
96
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания
1
97
Б.Л. Пастернак «Золотая осень»
1
98
С.А. Клычков «Весна в лесу»
1
99
Д.Б. Кедрин «Бабье лето»
1
100
Н.М. Рубцов «Сентябрь»
1
101
С.А. Есенин «Лебедушка»
1
102
Обобщающий урок-конкурс «Поэзии прекрасные страницы»
1
103
Оценка достижений
1
Родина
104
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания
1
105
И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте
1
106
С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому
1
107
А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»
1
108
Обобщающий урок «Родина»
1
109
Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»
1
110
Проект «Они защищали Родину»
1
111
Оценка достижений
1
Страна Фантазия
112
Знакомство с названием раздела. Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»
1
113
Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»
1
114
Кир Булычев «Путешествие Алисы»
1
115
Кир Булычев «Путешествие Алисы»
1
116
Путешествие по стране Фантазии
1
117
Оценка достижений
1
118
Внеклассное чтение. «В путь, друзья!»
1
Зарубежная литература
119
Знакомство с названием раздела. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»
1
120
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»
1
121
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»
1
122
Г.Х. Андерсен «Русалочка»
1
123
Г.Х. Андерсен «Русалочка»
1
124
Г.Х. Андерсен «Русалочка»
1
125
Г.Х. Андерсен «Русалочка»
1
126
Г.Х. Андерсен «Русалочка»
1
127
М. Твен «Приключения Тома Сойера»
1
128
М. Твен «Приключения Тома Сойера»
1
129
С. Лагерлеф «Святая ночь»
1
130
С. Лагерлеф «Святая ночь»
1
131
С. Лагерлеф «В Назарете»
1
132
С. Лагерлеф «В Назарете»
1
133
Внеклассное чтение. Путешествие по дорогам любимых книг
1
134
Контрольная работа за II полугодие
1
135
Обобщающий урок «Зарубежная литература»
1
136
Урок-игра «Литературные тайны»
1