Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым


РАССМОТРЕНО Заседание МО учителей начальных классов МБОУ «СОШ №24» Протокол № ___ От»___»_________ 2015 г.

Руководитель МО _________/Обидченко И.А.


СОГЛАСОВАНО Заседание МС МБОУ «СОШ №24» Протокол № ___ От»___»__________ 2015 г.

Зам. директора по УВР __________/Антонюк Л.И.


УТВЕРЖДАЮ

Приказ № ____ от «___»___________ 2015 г.



Директор МБОУ «СОШ№24»

___________/АпостоловаЛ.В.

Рабочая программа

по курсу окружающего мира

Уровень образования: начальное общее образование

Класс: 3 - Б

Количество часов: 68

Учитель: Кочкурова Наталья Валериевна

Программа разработана на основе: Сборник рабочих программ «Школа России»1-4класс:.-М.: Просвещение, 2014,в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Учебник: Окружающий мир. 3 класс: учеб. для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч./А.А.Плешаков; - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2014.

Учебный год: 2015/2016


г. Симферополь

Содержание


  1. Нормативно-правовая основа Рабочей программы.

  2. Цели и задачи изучения предмета.

  3. Общая характеристика учебного предмета.

  4. Место предмета в учебном плане.

  5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

  6. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

  7. Содержание учебного курса.

  8. Календарно-тематическое планирование.

  9. Описание методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  10. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

  11. Система оценивания индивидуальных способностей учащихся (критерии оценивания).

  12. Инструментарий для оценивания результатов.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.

• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года • Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» • Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 года 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 года № 1089» • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 года № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011 года № 19993 • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» • Письмо Минобразования РФ от 12.07.2000 года № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях»
  • Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №24 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденный постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым № 40 от 25 декабря 2015 года.
  • График работы средней общеобразовательной школы №24 с углубленным изучением иностранных языков муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2015/2016 учебный год (протокол педагогического совета №21 от 15.08.2014г.)
  • Рабочий учебный план средней общеобразовательной школы №24 с углубленным изучением иностранных языков муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2015/2016 учебный год (протокол педагогического совета №21 от 15.08.2014г.)
  • Дополнения к Рабочему учебному плану средней общеобразовательной школы №24 с углубленным изучением иностранных языков муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2015/2016 учебный год (протокол педагогического совета №23 от 02.09.2014г.).

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального образования и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир».


  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основнымизадачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у нихлюбви к своему городу (селу), к своей Родине. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательнуюсреду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике. Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

  1. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе начальной школы отводится 2часа в неделю. Программа рассчитана на 68 часов в год. В связи с выпадением учебных часов на праздничные дни, возможны корректировки в части календарно-тематического планирования.
  1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметныхрезультатовначального образования, таких как: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

  1. ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формы организации познавательной деятельности учащихся

Форма организации обучения - это конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид познавательной деятельности учащихся. 1) Индивидуально - обособленная форма познавательной деятельности имеет место в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения школьниками. Познавательная задача в этом случае не выступает перед классом как общая и решается индивидуальными усилиями каждого ученика. Индивидуальная форма особенно удачно используется во время самостоятельного решения задач, при выполнении лабораторных и практических работ, при написании сочинений, при выполнении творческих заданий. Эта форма важна тем, что она учит индивидуальному труду и предоставляет большие возможности для самостоятельной работы, способствует формированию таких ценных качеств личности как организованность, настойчивость в достижении цели, ответственность.
2) Фронтальная форма познавательной деятельности предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учащимися класса для достижения ими общей познавательной задачи. В ходе осуществления этой формы происходит прямое, непосредственное идейно - эмоциональное воздействие учителя на коллектив учащихся, которое должно пробуждать у них ответные мысли, чувства, переживания. Педагогическая эффективность фронтальной формы познавательной деятельности во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения всех учащихся класса, обеспечивать активную работу каждого из них, поддерживать внимание и рабочую дисциплину. Если данная форма осуществляется на такой активной основе, то, участвуя в общей работе, ученик ощущает ритм совместного поиска, разделяет успех общих достижений, проявляет определенную творческую активность. 3) Групповая форма познавательной деятельности предполагает решение познавательных задач определенной группой учащихся. Успех осуществления этой формы познавательной активности зависит от тщательности ее подготовки учителем и его умения уделить внимание каждой группе. При групповой форме деятельности отдельные ученики выполняют педагогическую роль учителя, оказывают реальную помощь в определении способов выполнения учебного задания. Групповая форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарищей.
4) Групповая форма познавательной деятельности - это коммуникативное взаимодействие между двумя учащимися, которые выполняют одно учебное задание.
5) Коллективная форма познавательной деятельности - это такая форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива приникает активное участие в обучении всех других его членов. Деятельность каждого участника занятий является общественно полезной. Наблюдается совпадение, полное единство коллективных и личных интересов: чем больше и лучше я обучаю других, тем больше и лучше я знаю сам. Всей работой руководит педагог, а социальная активность учащихся проявляется непосредственно в учебных занятиях, что является одним из важнейших условий формирования активной жизненной позиции каждого ученика.

Критерии выбора методов обучения.

  1. Ознакомиться с программой и методическими рекомендациями по изучению темы, определить содержание учебного материала и государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся.
  2. Ознакомиться с содержанием учебного материала изучаемой темы по учебнику, выделив основные научные идеи, понятия, законы, умения, навыки, которые должны быть усвоены в соответствии с поставленными образовательными задачами.
  3. Обосновать логику раскрытия темы в соответствии с закономерностями усвоения знаний, принципами систематичности, последовательности, связи обучения с жизнью, теории с практикой, научности и доступности, а также определить, на каком этапе изучения темы какие виды уроков необходимы.
  4. Конкретизировать количество и последовательность всех уроков по теме в соответствии с количеством учебных часов, выделенных на изучение темы.
  5. Определить тему каждого урока, сформулировать их основные задачи, совокупность которых должна обеспечить решение общего комплекса задач изучения темы.
  6. Конкретизировать цели и задачи данного урока на основе изучения особенностей учащихся данного класса.
  7. Выбрать наиболее рациональное содержание обучения на данном уроке, выделить главное и наиболее существенное.
  8. Выбрать формы организации учебной работы учащихся на уроке - коллективные, фронтальные, групповые, парные, индивидуально-обособленные.
  9. Выбрать оптимальное сочетание методов и способов обучения для реализации содержания урока и намеченных на уроке учебно-воспитательных задач.
  10. Определить оптимальный темп обучения на уроке.
  11. Определить содержание и методы выполнения домашней работы.


Методы обучения Методы обучения - это способы работы учителя и учеников, с помощью которых достигается усвоение учащимися знаний, умений и навыков, а также формирование их мировоззрение и развитие познавательных способностей. Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учащихся по решению задач образования, воспитания и развития. Методы обучения - это система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, которые обеспечивают усвоение учебного материала, способствуют развитию интеллектуальных сил и способностей учащихся, овладению ими способами саморазвития и самообразования. Методы обучения - это способы учебной работы учителя и организации познавательной деятельности учащихся по решению разнообразных дидактических задач, направленных на овладение учебным материалом.

Классификация методов обучения.

По уровню активности

Пассивные

Активные

  • рассказ

  • лекция

  • объяснение

  • экскурсия

  • демонстрация

  • наблюдение

  • лабораторный метод

  • практический метод

  • работа с книгой

По источнику получения знаний

Словесные

Наглядные

Практические

  • рассказ

  • объяснение

  • беседа

  • дискуссия

  • лекция

  • работа с книгой

  • наглядные пособия

  • схемы

  • таблицы

  • рисунки

  • модели

  • приборы

  • ТСО

  • кинофильмы

  • видеофильмы

  • упражнения

  • лабораторные работы

  • практические работы

  • опыты

  • написание сочинений

  • составление таблиц

  • изготовление приборов

По дидактической цели

По характеру познавательной деятельности

  • методы получения новых знаний

  • методы формирования умений и навыков

  • методы использования знаний

  • методы закрепления, проверки, контроля и коррекции знаний, умений, навыков

  • пояснительно - иллюстративные

  • репродуктивные

  • проблемного обучения

  • частично - поисковые (эвристические)

  • исследовательские




  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

3 класс (68 ч.) В начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома. Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы. Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая - «Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности. Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественно-научным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.

Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам», которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в

единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая в яркой,образной форме ведущие идеи курса.

Ценностные ориентиры содержания курса • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. • Человечество как многообразие народов, культур, религий.в Международное сотрудничество как основа мира на Земле. • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное. • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.


Тематическое планирование по дисциплине «Окружающий мир 3 класс».



Всего часов

Проверочн работы

Контрольные работы

Экскурсии

Проекты

Практич

работа

Опыт

1.

Как устроен мир.

6 ч.

1


1

1



2.

Эта удивительная природа.

18 ч.

1

1

1

1

7

2

3.

Мы и наше здоровье.

10 ч.

1



1

3


4.

Наша безопасность.

7 ч.


1


1



5.

Чему учит экономика.

12ч.


1


1

3


6.

Путешествие по городам и странам.

15 ч.

1

1


1




Итого

68 ч

4

4

3

6

13

2





  1. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс

(2 часа в неделю, всего 68 часов.)

Дата урока

№ п/п

Тема урока

Элементы содержания образования

Основные виды деятельности учащихся по теме

УУД

ДЗ

«КАК УСТРОЕН МИР» (6 Ч)


1

.Природа. Разнообразие природы . Значение природы для людей.

Природа и общество как составные части окружающего мира. Человек - часть природы и общества. Способы познания окружающего мира: наблюдения опыты, измерения, работа с готовыми моделями. Создание несложных моделей с помощью учителя и самостоятельно

Учащиеся должны уметь оперировать понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп.

Учащиеся должны знать/ понимать классификацию природы.

4-9


2

Человек. Ступеньки познания.

Человек-часть природы.Отличия человека от других существ. Ступеньки познания человеком окружающего мира

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить, находить , сходство человека и живых существ и отличия его от животных, различать внешность человека и его внутренний мир, моделировать ступени познания, формулировать выводы

10-15


3

Общество.

Проект «Богатства, отданные людям»

Человек как член общества, а семья часть общества. Представление о гражданстве. Многообразие народов Земли, символы государства.

Подготовка к выполнению проекта, знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить, определять место человека в мире, сопоставлять формы правления в государствах мира, должны уметь различать понятия государство,

территория. Знать герб, флаг России. Пронаблюдать своё генеалогическое дерево.

Определять цель проекта, распределять обязанности в группах, собирать материал в дополн литературе, подбирать иллюстрации, презентовать проект, оценивать результат работы

16-23


4

Общество. Россия - наша Родина.

Человек как член общества, а семья часть общества. Представление о гражданстве. Многообразие народов Земли, символы государства.

Подготовка к выполнению проекта, знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить, определять место человека в мире, сопоставлять формы правления в государствах мира, должны уметь различать понятия государство,

территория. Знать герб, флаг России. Пронаблюдать своё генеалогическое дерево.

Определять цель проекта, распределять обязанности в группах, собирать материал в дополн литературе, подбирать иллюстрации, презентовать проект, оценивать результат работы

16-23


5

Мир глазами эколога. Экскурсия

Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие.

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить. Учащиеся должны уметь отличать экологию от других похожих наук, определять экологические связи.

24-28


6

Природа в опасности. Охрана природы.

Проверочная работа № 1

Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Примеры животных, исчезнувших по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки.

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить. Анализировать текст учебникас целью обнаружения взаимосвязей между поведением людей, их деятельности и состоянии окружающей среды. Учащиеся должны

знать правила поведения в природе, уметь правильно вести себя в зелёной зоне. Знать некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу.

29-34

Т. 4-10

«ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА» (18 Ч )


1

Тела, вещества, частицы.

Естественные и искусственные тела. Разнообразие веществ в окружающем мире: твердые, жидкие, газообразные вещества.

Понимать учебные задачи раздела, характеризовать понятия «Тела, вещества, частицы», классифицировать тела и вещества, наблюдать опыт с растворение веществ, высказывать предположения объясняющие результат опыта, работать в группе, формулировать выводы

36-40


2

Разнообразие веществ.

Практическ. работа:

Опыты по обнаружению крахмала в продуктах

Разнообразие веществ в окружающем мире. Химия - наука о веществах. Наиболее распространенные в быту вещества: соль, сахар, крахмал, кислота.

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить. Наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты. Учащиеся должны знать вещества: соль, сахар, крахмал, кислота. Уметь правильно пользоваться этими веществами. Формулировать выводы из изученного материала.

41-46


3

Воздух и его охрана.

Опыт: Расширение воздуха.

Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха.

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить. Анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха. Учащиеся должны

знать состав и свойства воздуха. Формулировать выводы из изученного материала.

46-50


4

Вода и жизнь Свойства воды..Практическ. работа: Очистка загрязненной воды фильтром.

Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земли. Свойства воды.

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить. Учащиеся должны

уметь определять основные свойства воды. Знать о значении воды для живых существ. Уметь очищать воду с помощью фильтра. Формулировать выводы из изученного материала.

51-54




5

Превращения и круговорот воды в природе . Тест.

Три состояния воды. Круговорот воды в природы.

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить. Учащиеся должны

знать, как осуществляется круговорот воды в природе, понятия: испарение,

круговорот воды. Уметь увязывать круговорот воды с её свойствами.

55-58


6

Берегите воду!

Использование воды человеком. Меры по охране чистоты воды и ее экономному использованию.

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить. Учащиеся должны

знать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

59-63


7

Что такое почва?

Опыт: Состав почвы. Образование и разрушение почвы.

Почва, ее значение для живой природы .Значение плодородия почвы д ля жизни растений. Животные почвы. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы.

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить. Анализировать рисунок учебника по заданиям и вопросам. . Высказывать предположение о том, почему почва плодородна. Учащиеся должны знать основные свойства почвы, состав почвы. Уметь определять наличие разных компонентов в почве. Формулировать выводы из изученного материала.

64-68


8

Разнообразие растений.

Практическ.работа:Рассматривание живых и гербарных растений.

Растения и их разнообразие. Роль растений в природе и жизни человека, бережное отношение к растениям. Ботаника - наука о растениях. Группы растений, виды растений.

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить. Учащиеся должны

уметь отличать растения одной группы от другой. Знать основную классификацию растений. Приводить примеры растений разных групп и видов. Подготавливать сообщения об одном из видов растений. Формулировать выводы из изученного материала.

69-73


9

Солнце, растения и мы с вами.

Проверочная работа № 2

Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить. Учащиеся должны

уметь устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека. Уметь составлять схему дыхания и питания растений. Формулировать выводы из изученного материала.

74-77

Т. 12-23


10

Размножение и развитие растений.

Практическ. работа:

Рассматривание плодов и семян.

Опыление. Роль насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения плодов и семян. Развитие растений из семян.

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить. Характеризовать условия необходимые для размножения растений. Учащиеся должны знать этапы развития растения из семени, характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени. Формулировать выводы из изученного материала.

78-82

Кр

11

Охрана растений.

Заказники, памятники природы

Практическ. работа

Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в природе.

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить. Актуализировать сведения об исчезающих и редких растениях, Красной книге. Оформлять памятку «Берегите растения». Формулировать выводы из изученного материала.

82-86

Кр

12

Разнообразие животных.

Виды животных

Многообразие животного мира. Классификация животных: черви, моллюски. Иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери(млекопитающие). Виды животных.

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить. Актуализировать сведения о животном мире. Классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками. Приводить пример животных разных групп. Формулировать выводы из изученного материала.

87-93


13

Кто что ест? Цепи питания.

Проект «Разнообра-зие природы родного края» Практическ. работа: Моделирован цепи питания.

Классификация животных по способу питания. Приспособление животных к добыванию пищи, защите от врагов. Цепи питания. Подготовка к выполнению проекта, знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить. Характеризовать животных по по типу питания. Анализировать схемы цепей питания.

Определять цель проекта, распределять обязанности в группах, собирать материал в дополн литературе, подбирать иллюстрации, презентовать проект, оценивать результат работы

94-99


14

Невидимая сеть и невидимая пирамида

Размножение и развитие животных разных групп.

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить. Характеризовать животных разных групп по способу размножения. Моделировать стадии размножения животных разных групп. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

100-106


15

Размножение и развитие животных.

Размножение и развитие животных разных групп.

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить. Характеризовать животных разных групп по способу размножения. Моделировать стадии размножения животных разных групп. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

100-106

Кр

16

Охрана животных .

Практическ. работа

Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные. Меры по охране животного мира.

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить. Актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Обсуждать меры по охране животных. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

106-111


17

В царстве грибов.

Разнообразие грибов. Грибы из Красной книги. Правила сбора грибов. Лишайники. Взаимосвязи грибов и деревьев.

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить. Знать съедобные и несъедобные грибы. Уметь определять строение шляпочного гриба. Знать правила сбора грибов.

112-120

Т. 24-32

Кр

18

Великий круговорот жизни. Обобщение по теме. Контрольная работа № 2

Итоговый урок по теме

Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Характеризовать организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители.Знать основные звенья круговорота жизни. Уметь устанавливать взаимосвязь между ними.

«МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ» (10 Ч)


1

Организм человека.

Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека: нервная система, пищеварительная, кровеносная.

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить. Знать внутреннее строение организма человека. Уметь показывать внутренние органы на модели человека. Характеризовать системы органов человека. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

122-125


2

Органы чувств.

Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств.

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить. Работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказ по предложенному плану. Формулировать правила гигиены органов чувств. Формулировать выводы из изученного материала.

126-129


3

Надёжная защита. Практическ. работа: Первая помощь при небольших повреждениях кожи

Орган защиты от повреждений и внешних воздействий - кожа. Ее свойства и гигиена. Первая помощь при повреждении кожных покровов( ранки, ушибы, ожоги, обмораживание)

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить. Изучить свойства кожи. Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей, а так же меры первой помощи при повреждениях кожи. Формулировать выводы из изученного материала.

130-133


4

Опора тела и движение.

Опорно -двигательная система, ее роль в организме человека. Важность выработки и сохранения правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц.

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить. Характеризовать роль скелета и мышц. Раскрывать роль правильной осанки. Выполнять физминутки. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

134-137


5

Наше питание. Органы пищеварения. Практическ. работа.

Проект «Школа кулинаров»

Разнообразие питательных веществ(белки, жиры, углеводы, витамины), продукты в которых они содержатся. Пищеварительная система , ее строение . Гигиена питания. Подготовка к выполнению проекта, знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить. Знать и моделировать органы пищеварительной системы. Уметь соблюдать правила питания. Уметь устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы. Определять цель проекта, распределять обязанности в группах, собирать материал в дополн литературе, подбирать иллюстрации, презентовать проект, оценивать результат работы.

138-143


6

Наше питание. Органы пищеварения

Практическ. работа: Подсчет ударов пульса

Дыхательная и кровеносные системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной системы. Пульс и его частота.

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить. Актуализировать знания о легких и сердце. Характеризовать строение дыхательной системы и ее роли. Моделировать строение дыхательной системы. Измерять пульс на запястье. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

144-146


7

Умей предупреждать болезни

Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить. Характеризовать факторы закаливания. Составлять памятку по закаливанию и инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

147-149


8

Здоровый образ жизни.

Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников.

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить.Различать факторы укрепляющие здоровье. Знать главные правила здорового образа жизни, выполнять их. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

150-153

Т. 34-41


9

Проверочная работа № 3 « Организм человека»

Проверка знаний и умений

Выполнять тесты с выбором ответа, оценивать себя

Т. 34-41


10

Проектная работа « Школа кулинаров» Итоговый урок по теме.

Представление результатов проектной деятельности.

Выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления, оценивать свои достижения.

154-170

«НАША БЕЗОПАСНОСТЬ» (7 Ч)


1

Огонь, вода и газ.

Ознакомление с действиями при пожаре, аварии водопровода, утечке газа

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить.Актуализироватьзнания об опасностях в быту. Знать и уметь выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами, аварии водопровода. Анализировать схему эвакуации из школы. Формулировать выводы из изученного материала


2

Чтобы путь был счастливым. Правила, которые надо помнить..

Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, автомобиле, общественном транспорте

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить.Актуализировать правила безопасного поведения на улицах. Уметь выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Формулировать выводы из изученного материала


3

Дорожные знаки.

Викторина

Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно - указательные, знаки сервиса.

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить.Актуализировать знание дорожных знаков. Анализировать разные типы знаков. Знать основные дорожные знаки, уметь ориентироваться на дороге. Формулировать выводы из изученного материала


4

Проект «Кто нас защищает»

Подготовка к выполнению проекта, знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС, оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д.


5

Опасные места.

Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т. д.

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить. Актуализировать полученные ранее знание о потенциально опасных местах. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


6

Природа и наша безопасность.

Опасности природного характера (о молниях, змеях, собаках, ядовитых растениях и грибах, собаках, кошках)

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить. Характеризовать опасности природного характера. Находить информацию о ядовитых растениях и грибах. Отличать гадюку от ужа. Знать и соблюдать правила безопасности при общении с природой. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


7

Экологичес

кая безопасность.

Обобщение по теме. Контрольная работа № 3

Экологическая безопасность.

Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить. Анализировать по схеме цепь загрязнения. Знать и выполнять правила личной экологической безопасности. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Т. 4-10

«ЧЕМУ УЧИТ ЭКОНОМИКА» (12 Ч)


1

Для чего нужна экономика?

Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей - главная задача экономики. Товары и услуги.

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Уметь определять понятие экономика, главную задачу экономики. Различать товары и услуги. Характеризовать роль труда в создании товаров и услуг. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


2

Природные богатства и труд людей - основа экономики.

Использование природных богатств в экономике. Бережное использование. Роль труда людей в экономике , труд умственный и физический. Роль образования в экономике

знать основные составляющие экономики.


3

Полезные ископаемые.Труд людей - основа экономики.

Практическ. работа:Рассматривание образцов полезных ископаемых

Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные ископаемые. Значение, способы добычи, охрана полезных ископаемых.

знать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека


4

Растениеводство, его отрасли.

Практическ работа: Рассматривание гербарных экземпляров растений

Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасли сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров.

уметь отличать культурные растения от дикорастущих. Уметь различать культурные растения.


5

Животноводство, его отрасли.

животноводство как отрасли сельского хозяйства. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных, их роль в экономике. Труд животноводов.

знать особенности разведения и содержания домашних животных.


6

Какая бывает промышленность?

Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика. металлургия, машиностроение, электронная, химическая, легкая, пищевая промышленность.

знать отрасли промышленности. Уметь различать продукцию каждой отрасли промышленности


7

Проект

«Экономика родного края»


8

Что такое деньги? Практическработа:Рассматрив и сравниван монет России по внешнему виду.

Обмен товарами: бартер, купля-продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков(банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения .

уметь определять роль денег в экономике. Знать современные российские монеты


9

Государственный бюджет.

Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные стать расходов государства.

уметь оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы.


10

Семейный бюджет.

Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи.

знать основы семейного бюджета


11


Экономика и экология.

Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимосвязь экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику.

знать задачи экологии и две стороны экономики. Уметь составлять простейшие экологические прогнозы


12

Итоговый урок по теме. Проверочная работа № 4

Т. 12-22

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ» (15 Ч)


1

2

3


.

Золотое кольцо России. Моделирование маршрута Золотого кольца.

Золотое кольцо России - слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев -Посад, Переславль - Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности

знать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, уметь показывать

их на карте


4

Проект «Музей путешествий»

Сбор экспонатов для музея, оформлять экспозицию музея


5

Наши ближайшие соседи. Работа по карте: Страны-соседи России и их столицы.

Государства, граничащие

С Россией, их столицы

знать государства - ближайшие соседи России, уметь показывать их на карте.


6

На севере Европы. Работа по карте.

Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности. знаменитые люди

знать северные европейские государства. Уметь показывать их на карте.


7

Что такое Бенилюкс?

Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности

знать страны Бенилюкса, особенности их экономики. Уметь показывать страны на карте.


8

В центре Европы. Работа по карте.

Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, , флаги, достопримечательности, знаменитые люди

должны государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности. знаменитые люди страны, расположенные в центре Европы, уметь показывать их на карте.




9

Путешествие по Франции и Великобритании. Работа по карте.

Франция и Великобритания, их местоположение на карте, их столицы, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности. знаменитые люди

должны государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности. знаменитые люди страны, расположенные в центре Европы, уметь показывать их на карте.


10

На юге Европы. Работа по карте.

Греция и Италия, их географическое положение, их столицы, государственное устройство, достопримечательности. знаменитые люди

должны государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности. знаменитые люди страны, расположенные в центре Европы, уметь показывать их на карте.


11

По знаменитым местам мира. Работа по карте.

Отдельные памятники архитектуры и искусства , являющиеся символами стран, в которых они находятся(Тадж -Махал в Индии, , египетские пирамиды. статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы)

должны соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся, работать с картой. Описывать достопримечательности


12

По знаменитым местам мира. Контрольная работа № 4.

Т. 40-47


13

14

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»


15.

Итоговый урок


  1. ОПИСАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2011. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3класс. В 2 ч. Ч.1. - М.: Просвещение, 2012. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч.2. - М.: Просвещение, 2012. Плешаков А.А. , Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты: 2-3класс. - М.: Просвещение, 2013. Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А.Окружающий мир: Поурочные разработки: 3 класс Плешаков А.А. От земли донеба:Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: - Просвещение, 2013. Плешаков А.А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2013 Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики:пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2013.


Наименование


Кол-во


Инвентарный

номер

Итого:

1.

Акустическая система

1

начальная школа

1


2.

Гарнитура компьютерная


начальная школа

1


3.

Гербарий «Для начальной школы» (30 видов, с иллюстрациями)


начальная школа

1


L4.

Интерактивное пособие с комплектом таблиц дляначальной школы «Безопасное поведение школьников» (5 таблиц + CD диск)

комплект состоит из:


таблицы -1 упаковка.

-

CD -1 шт.

начальная школа

1


5.

Интерактивное пособие с комплектом таблиц тля начальной школы «Окружающий мир. 3 класс» (15 таблиц + CD диск) с методическими рекомендациями для учителя


комплект состоит из:


таблицы - 1 упаковка.


CD - 1 шт.


начальная школа

11

6.

Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Окружающий мир. Летние и осенние изменения в природе» (13 таблиц + 32 карточки + CD диск) с методическими рекомендациями для учителя


комплект состоит из:


таблицы - 1 упаковка.


CD - 1 шт.


начальная школа

11

7.

Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Окружающий мир. Символы и понятия» (8 таблиц + CD диск) с методическими рекомендациями для учителя


комплект состоит из:


таблицы - 1 упаковка.


CD - 1 шт.


начальная школа

11

8.

Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Основы безопасности жизнедеятельности 1-4 класс» (10 таблиц + CD диск)


комплект состоит из:


таблицы - 1 упаковка.


CD - 1 шт.


начальная школа

11

9.

Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа. Окружающий мир 3 класс. Человек и общество» с методическими рекомендациями для учителя


начальная школа

11

10.

Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа. Окружающий мир 3 класс. Человек и природа» с методическими рекомендациями для учителя


начальная школа

11

11.

Комплект разрезных карточек для тренировки учебных навыков, Окружающий мир (6 видов по 5 шт.) с методическими рекомендациями для учителя


начальная школа

11

12.

Комплект тестовых карточек для пошаговой подготовки к итоговой аттестации, Окружающий мир 1- 4 класс с методическими рекомендациями для учителя


начальная школа

11

13.

Мышь компьютерная


начальная школа

11

714.

Набор по основам математики, конструирования, моделирования и проектирования


начальная школа

11

715.

Набор по основам проектирования и моделирования


начальная школа

1

716.

Сетевой фильтр


начальная школа

11

717.

Интерактивная система: интерактивная доска со специализированным программным обеспечением, с ультракороткофокусным проектором и настенным креплением для проектора - тип 2


комплект состоит из:


Интерактивнаядоска 78′ ActivBoard Touch Dry Erase 6 касаний, ПОActivinspire


Мультимедиа-проектор Panasonic РТ-ТХ310Е, 3 200 лм, LCD, XGA, 10000:1


Настенное крепление для проектора УКК, штанга 700-1200 мм


VGA кабель 15М-15М PROFESSIONAL, черный 15 метров


начальная школа

11

718.

Портативный компьютер Педагога


начальная школа

11

819.

Многофункциональное устройство


начальная школа

11



  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся 3класса получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе. Они приобретут опыт эмоционально окрашенного. Личностного отношения к миру природы и культуры. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать явления окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении. Обучающиеся получат возможность осознать целостность научной картины мира, своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой. Обучающиеся познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. В результате изучения курса они заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Освоят элементарные нормы адекватногоприродо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Раздел «Человек и природа» Обучающиеся 3 класса научатся: - различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; - описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки; - сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; - проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; - использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; - использовать различные справочные издания (определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска новой информации; - использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов; - обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; - определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека; - понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. Обучающийся получит возможность научиться: - осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе; - пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены. - выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях. Раздел «Человек и общество» Обучающийся научится: - различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву - столицу России, свой регион и его главный город; - различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; - используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; - оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.); - использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний; - соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни. Обучающийся получит возможность научиться: - осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; - ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; - наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны; - проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.


  1. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ (КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ)

В рамках курса окружающий мир разнообразные полученные школьниками знания должны позволять им описывать свои наблюдения, помогать отвечать на возникающие у них вопросы. Фактически нужны прочные знания и навыки использования данных знаний при решении заданий различного уровня. Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, то есть умения по использованию знаний. Способы оценивания:
  • Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и итоговых работах (2 кл.), в проверочных и контрольных работах (3-4 кл.).
  • Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала проводитсяблицопрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы.
  • Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения учащихся классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной литературы.
  • Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям.
  • В письменных проверочных работах по предмету «Окружающий мир» орфографические ошибки не учитываются.
  • Специфической формой контроля является проверка умения работать с приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Основная цель таких проверочных работ - определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыты, вести самостоятельно практические работы.
  • Область "Человек и окружающий мир" включает знания естественно - научного и обществоведческого содержания, проверочные работы состоят из двух самостоятельных частей и представляют измерители по естествознанию и обществознанию.
По итогам проверочной, самостоятельной, контрольной работы оценка ставится всем ученикам.
Ошибки и недочеты, влияющие на снижение оценкипо предмету «Окружающий мир»

Ошибки:

  • неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;
  • неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;
  • неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнять схемы, графические рисунки, заполнять таблицы, неумение использовать материал схем, таблиц, рисунков при ответе;
  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, правильно показывать изучаемые объекты (природоведческие и исторические).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта несущественных признаков;
  • несущественные неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности в определении назначения прибора, его использование осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объектов на карте.


Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе: "5" /отлично/ выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы. "4" /хорошо/ - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала. "3" /удовлетворительно/ - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала. "2" /плохо/ - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.




  1. ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Проверочная работа « Организм человека» ( тест)

Вариант1.

1.Какая наука изучает строение человека?

2.Перечислите органы чувств человека.

3.Какое значение имеет кожа?

4. .Какое значение имеет скелет для человека?

5.Что образует опорно- двигательную систему человека?

6.Из каких органов состоит пищеварительная система ?

7.Какие питательные вещества человек получает с пищей?

8.В какую систему органов входит носовая полость, трахея, борнхи и легкие?

9.Как устроена кровеносная система человека?

10.Какова роль крови в организме человека?

11.Перечислите главные правила здорового образа жизни.

Вариант 2.

1.Какая наука изучает работу органов тела человека?

2.Какую систему органов образуют скелет и мышцы?

3.Какую работу выполняет скелет человека?

4.Из каких органов состоит дыхательная система человека?

5.В какую систему органов входят ротовая полость, глотка, пищевод, желудок и кишечник?

6.Какие питательные вещества получает человек с пищей?

7.Перечислите органы чувств человека.

8.Какое значение имеет коже?

9.Какой орган заставляет двигать кровь?

10.Какую работу выполняет кровь в организме человека?

11.Перечислите главные правила здорового образа жизни.

Тест по теме «Тела, вещества, частицы»

3 класс

1 вариант

Обведи буквы правильных ответов.

  1. Что учёные называют телами?

а) Все предметы, которые нас окружают.

б) Только живые существа.

в) Части живых организмов.

2. Какими бывают состояния веществ?

а) Острыми, гладкими, колючими.

б) Холодными, горячими, тёплыми.

в) Твёрдыми, жидкими, газообразными.

3. Какими свойствами обладают жидкости?

а) Сохраняют форму.

б) Летучи.

в) Текучи.

4. Почему становится невидимым кусочек сахара в горячем чае?

а) Молекулы сахара улетучились.

б) Его скрывает коричневый цвет чая.

в) Он растворяется на отдельные молекулы, а они невидимы.

5. Распредели перечисленные слова в три колонки.

Сахар, ураган, солонка, резина, дождь, мяч.

Тела

Вещества

Явления природы

6.Какие состояния вещества здесь изображены?

7. Впиши слово. Частицы, из которых состоят вещества называются ………………………………………….. .

8. Впиши слово. То, из чего состоит тело, называется …………………………………………………. .

Тест по теме «Тела, вещества, частицы»

3 класс

2 вариант

Обведи буквы правильных ответов.

  1. Вещество - это, то …

а) Из чего состоят тела.

б) Что может изменять форму.

в) Что люди используют в пищу.

г) Из чего делают вещи.

  1. Из чего состоят вещества?

А) Из разных материалов.

Б) Из молекул и атомов.

В) Из лёгких маленьких частиц.

3. Какими свойствами обладают твёрдые тела?

А) Сохраняют свою форму.

Б) Летучи.

В) Текучи.

4.Почему видна состоящая из невидимых молекул крупинка соли?

А) Молекулы имеют белый цвет.

Б) В крупинке соли несколько молекул, и они близко расположены друг к другу.

В) Крупинка соли содержит миллионы молекул, они близко расположены друг к другу, поэтому она становиться видимой.

5. Распредели перечисленные слова в три колонки.

Стол, соль, смерч, сахарница, древесина, туман.

Тела

Вещества

Явления природы

6.Какие состояния вещества здесь изображены?


7.Впиши слово. Любой предмет учёные называют ……………………………………. .

8. Впиши слово. Молекулы состоят из ………………………………………. .

Тест по теме «Вода»

3 класс

1 вариант

1.Какие свойства воды ты знаешь? Напиши .…………………………………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………

2. Что происходит с водой при нагревании? ....................................................................................

3. Что происходит с водой при замерзании? Выбери правильный ответ.

А) Сжимается Б) Расширяется

4.Как называется прибор для измерения температуры? …………………………………………

5. При какой температуре закипает вода?..............................................

Тест по теме «Вода»

3 класс

2 вариант

  1. Перечисли свойства воды .…………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

  1. Что происходит с водой при охлаждении? ………………………………………………………………….

  2. Как называется пластинка с делениями на термометре? ………………………………………

  3. При какой температуре начинает замерзать вода?...............................

  4. Как называется ядовитая жидкость внутри термометра ...........................................

Тест по теме «Круговорот воды в природе. Туман и облака. Осадки»

3 класс

1 вариант

1.Что из перечисленного не относится к этапам круговорота воды в природе?

1)Выпадение осадков 3)Просачивание и сток воды

2)Образование облаков 4)Смена времён года

2.Что происходит с водяным паром, когда он поднимается в верхние слои воздуха?

1)Нагревается 2)Охлаждается 3)Не изменяется

3.В каком состоянии находится вода в облаке?

1) В жидком 2) В твёрдом 3)В газообразном

4. О каких облаках идёт речь? Образуются на высоте 1-7 км . Они похожи на ярко-белые клочки ваты. Быстро движутся по небу, постоянно меняют свою форму.

1)Перистые 2) Дождевые 3)Слоистые 4)Кучевые

Тест по теме «Круговорот воды в природе. Туман и облака. Осадки»

3 класс


2 вариант

1.Укажите лишнее в этапах круговорота воды в природе.

1)Выпадение осадков 3)Просачивание и сток воды

2)Испарение и образование облаков 4)Смена дня и ночи

2.Одинаковая ли температура воздуха у поверхности земли и высоко над ней?

1)Одинаковая

2)У земной поверхности выше, чем в верхних слоях воздуха.

3)В верхних слоях воздуха выше, так как они ближе к Солнцу.

3.В каком состоянии находится вода в тумане?

1)В жидком 2)В твёрдом 3) В газообразном

4. О каких облаках идёт речь? Образуются при встрече тёплого и холодного воздуха. Образуются низко над землёй. Являются вестниками дождей и снегопадов.

1)Перистые 2) Дождевые 3)Слоистые 4)Кучевые

Итоговый тест за 1 полугодие

  1. Очень большой участок суши с ровной или почти ровной поверхностью называют ………………………………………. .

  2. Самая большая параллель Земли …………………………

  3. Шкалу на карте, используя которую можно узнать глубины морей и океанов, называют ……………………………………. .

  4. Часть земной поверхности, видимую человеком на открытой местности, называют…………………………………… .

  5. Небольшие возвышения земной поверхности ……………………………… .

  6. Самое высокое место холма ………………………….. .

  7. Изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности называют …………………………………………………… .

  8. Огромные водные пространства, разделяющие материки, называют ………………….. .

  9. Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью специальных знаков называют …………………………………….. .

  10. Огромные участки суши, со всех сторон омываемые океанами, называют …………………………………

  11. Точки земной поверхности, где пересекаются все меридианы, называют ………………..

  12. На ней обозначены, но не написаны географические объекты, расположенные на земной поверхности ……………………………………………………………….. .

  13. Самая низкая часть оврага называется …………………………………. .

  14. Линии, указывающие направление север-юг, называют …………………………………..

  15. Линии разной длины, расположенные на глобусе, называют ………………………………… .

  16. Сколько основных сторон горизонта тебе известно?............... Назови их…………………………………………………………………………………………………………………….

  17. Прибор, с помощью которого можно ориентироваться на местности …………………… .

  18. Участки земной поверхности, которые значительно приподняты над равнинами, называют…………………… .

  19. Место, где как бы сходятся небо с земной поверхностью ………………………………………..

  20. Направление, которое показывает окрашенная в синий цвет стрелка прибора для ориентирования …………………………..

Узнай материк и подпиши название. Рабочая программа по курсу окружающего мира УМК Школа России (3 класс)

37


© 2010-2022