- Преподавателю
- Начальные классы
- Памятка Работа по ФГОС
Памятка Работа по ФГОС
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Степанова Т.Н. |
Дата | 06.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ «Новомирская ООШ
Создание проблемных ситуаций на уроках в начальных классах
Учитель начальных классов: Степанова Т.Н
Педагогический совет
Декабрь 2015 Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не "пасует" перед проблемами, а стремится их разрешить.
Приемы создания проблемных ситуаций: Подвожу школьников к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения; Излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос; Предлагаю классу рассмотреть явление с различных позиций; Побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты. Ставлю конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения. Определяю проблемные теоретические и практические задания; Ставлю проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).
Пример организации учебной ситуации:
- Предъявление детям нового языкового явления (русский язык), задачи нового типа (математика).
- Предложение испытать старый способ действия. Попытки неудачны.
- Обнаружение нового способа действия.
- Сопоставления старого и нового способа действия, фиксация открытия и нового понятия.
Что делает учитель, работающий по новому стандарту на уроке и чего он не делает?
- не повторяет за детьми
- не задает лишних вопросов
- не формулирует вопросы 10 раз
- точно формулирует задание
- не говорит больше, чем дети
- выдерживает «деловую» (пытаясь вместе с учениками разобраться в проблеме) интонацию, а не «дидактическую» (назидательную, обучающую)
- не выделяет интонационно правильные и неправильные высказывания
- выдерживает паузу
- разрешает ученику сомневаться и не знать
- разворачивает ребенка спиной к себе, лицом к классу ( - Кому ты говоришь? С кем общаешься? С кем споришь?). Если дети друг с другом не общаются, а общаются только с учителем или через него - это не урок деятельностного типа.
- предлагает детям отнестись к высказываемым предположениям
- требует обоснования детских предположений
- организовывает фиксацию детских предложений, решений, результатов обсуждения на доске
- понимает во время дискуссии, что есть вопросы, ответы на которые ему неизвестны
- занимает равноправную позицию с классом перед предметом: уверенно ориентируется в содержании, которое освоили 80% класса, постоянно путается в материале, которое твердо усвоили 20%, не знает того, чего еще не проходили
- не «выбивает» из ребенка требуемый ответ
- пытается гибко перестроиться по ходу урока, идя от ответа ребенка
- идет от класса к учебнику (методичке), а не от учебника к классу