Урок по русскому языку на тему Звук И, буквы И. и. .. (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Звук И . Буквы И, и. Шенаева Маргарита Семеновна, учитель начальных классов. Статья отнесена к разделу: преподавание в начальной школе.
Цели урока. Обучающие: учить плавному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами. Продолжать учить детей определять границы предложений, делить слова на слоги, определять ударный слог в слове. Познакомить с буквами И. и, которые обозначают звук И . Воспитывающие: Воспитывать чувство дружбы, отзывчивости, внимательности. Развивающие: Развивать наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать. Ход урока.
  1. Организация начала урока.
- Все ли готовы к уроку? Улыбнемся, друг другу и начнем урок. Давайте, вспомним добрые хорошие слова на букву В. ( Вежливый, внимательный, веселый, воспитанный, волшебный, вкусный). Постараемся и мы с вами быть на уроке вежливыми по отношению друг к другу, внимательными.
  1. Чтение числа с доски.
Объявление темы урока. На доске: С, Т, К, И, Н. - Внимательно посмотрите на данный ряд букв и скажите, какую букву мы будем сегодня изучать? В этом ряду она лишняя. - Докажите, что она гласная. Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться читать, а также наблюдать над словами. Познакомимся со звуком И , который на письме обозначается буквами И, и. - Почему две буквы и? - Где пишется заглавная буква И? 3.Работа с предложением. Определение границ предложений. Пусть пока буквы постоят, мы будем на них поглядывать и запоминать. - Давайте вспомним, из чего состоит наша речь? Хорошо. Я вам сейчас прочитаю небольшой текст, а вы постарайтесь определить, сколько в нем предложений. В лесу жил ёжик. Ночью он приходил в сад. В саду ёж находил яблоки. Яблоки он накалывал на иголки. Ёж складывал яблоки в норке. Он заготавливал корм на зиму. - Сколько предложений в тексте? Как вы узнали? Вывод: были внимательными, слушали. Вопросы. - Что ёж делал ночью в саду? (Ёж заготавливал корм на зиму). - Что мы сказали? (Предложение). - Что выражает предложение? - Из чего состоит предложение? - Сколько слов в предложении? - Первое? Второе? Третье?.. - Кто пойдет к доске и напишет наше предложение схематически? (Дети одновременно работают на маркерных досках). - Объясните, как надо писать предложение? Какие мы с вами уже знаем правила? - Как можно озаглавить текст? Если ёж заготавливал корм, по-другому как сказать, что он делал… (запасал). - Какой он, ёжик, если запасал корм? Давайте, придумаем родственное слово. (Запасливый ёжик). 4. Работа со словом. - Кто помнит, какое слово нам встретилось в тексте на букву и? (Иголка). - На какую букву начинается это слово? - Сможете ли вы сейчас показать мне эту букву? - Молодцы! Все знаете букву И. 5. Физминутка. Давайте отдохнем, побывав в саду у ёжика. (Физминутку проводит ученик). Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер дует тише, тише. Деревцо растет все выше. Закрепление. А теперь я покажу вам свою букву. Вот какая она красивая. - На что она похожа? Молоток я раздобыла, Из дощечек букву сбила. Сколько здесь дощечек? (Три!). А какая буква? (И!). Обратите внимание, ребята, на написание буквы И. Слева вверх направо. Тренировочные упражнения. А теперь посмотрим, сумеете ли вы услышать звук И в словах. Я вам буду называть слова, а вы, если услышите звук И тихонько хлопните в ладошки. (Ель, ива, молоток, синий, Иван, яблоко, аист, слива, зонт). Что вы делали, чтобы не ошибиться? (Внимательно слушали). - Что у слов общего? (Обозначают предметы, Это существительные). - Какие это существительные? (Одушевленные и неодушевленные). Открою вам маленький секрет про букву И! Она часто стоит в конце слова, если нужно показать, что предметов много: будьте внимательны: Сапог - (сапоги). Игрушка - (игрушки). Дорога - (дороги). Василек - (васильки). Иголка - (иголки). Сорока - (сороки). И ещё: как отдельное слово буква и любит объединять предметы - я и ты; кошка и мышка. 6. Работа с учебником. Чтение предложений: шарф и шапка, карандаш и ручка. Правило. Как обозначается конец предложения на письме? - А в устной речи? Отгадайте загадку: Никак не согласится Она лежать без толку. Кто знает мастерицу Усердную…(иголку). - Так кто из вас знает эту мастерицу? Для чего нужна иголка? (Иголка нужна, чтобы ею шить. Иголка - вещь для работы, для труда. Такие вещи называются…(инструменты). Скажем это слово вместе и запомним его. Какие еще предметы относятся к инструментам? (Учебник). - В каких словах слышится буква И? 7. Устный звуко-буквенный анализ слов: грабли, рубанок, клещи, пила. Слово иголка разбирается у доски с составлением схемы. - Сколько в слове слогов? - Какой ударный? - Первый слог состоит из скольких звуков? Докажите, что он равен одному звуку И .(Этот звук гласный, он образует слог, на схеме обозначается красным цветом). Второй слог? Третий? - Сколько в слове букв? Сколько звуков? - В чем особенность произнесения гласного звука И . 8. Работа над многозначностью слова. Рассмотрите предметные картинки. О чем вы скажете, о чем подумаете, глядя на эти картинки? (Слово иголки можно употреблять для называния различных предметов: иголки на ветке у ёлки, иголки для шитья, иголки - колючки у ёжика). Вывод: Такие слова называются многозначными, то есть они имеют несколько значений. Мы часто будем встречаться с такими словами. 9. Соотнесение картинок и схем. - Когда так говорят «Одет как с иголочки»? (О безупречно одетом человеке). «Иголку негде воткнуть» (О большом скоплении народу). 10. Дифференцированная работа. Не читающие дети - в тексте находят и отмечают букву и. Читающие дети - читают пословицы, объясняя их значение. 11. Итог урока. - Что нового узнали на уроке? - Что было интересно? Повторение букв по «ленте». - Над чем надо еще поработать?





© 2010-2022