- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа и КТП по окружающему миру
Рабочая программа и КТП по окружающему миру
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пономаренко А.В. |
Дата | 30.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное учреждение города Севастополя
Гимназия №10
Рассмотрено Утверждаю:
на заседании кафедры Директор ГБОУ
Гимназия №10
____________________ ______________ Петрива Н.А.
Протокол №_________
от «____»________2015г. приказ №______ от _______2015г.
Согласовано
Зам.директора поУВР
____________________
Рабочая программа
и
календарно-тематическое планирование
по окружающему миру
Разработана:
учитель Пономаренко А.В.
кв. категория: первая
учитель Старовойтова Л.Н.
2015-2016
учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа курса «Окружающий мир» для второго класса на 2015-2016 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1 - 4 классы» (УМК «Школа России», 2010). Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
- идея многообразия мира;
- идея целостности мира;
- идея уважения к миру.
Учебно-тематический план
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
1
Где мы живём?
3
2
Природа
21
3
Жизнь города и села
10
4
Здоровье и безопасность
10
5
Общение
6
6
Путешествия
15
7
Резерв
3
Итого
68
График проведения
экскурсий, практических и проверочных работ
Период обучения
Количество
часов
Диагностический и практический материал
1 четверть
18 часов
практическая работа
4
экскурсия
1
проверочная работа
1
стартовая диагностика
1
2 четверть
14 часов
практическая работа
2
экскурсия
1
тест
1
промежуточная диагностика
1
3 четверть
20 часов
практическая работа
3
тест
3
проверочная работа
3
4 четверть
16 часов
практическая работа
1
экскурсия
2
тест
1
итоговая диагностика
1
Итого:
68 часов
практическая работа
10
экскурсия
4
тест
5
проверочная работа
2
диагностика
3
Содержание программы (68 часов) Где мы живём? (3 часа) Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название нашего посёлка. Что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные - всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. Природа (21 час) Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце - источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки уход за ними. Дикие и домашние животные. Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки различных пород Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка. Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие дл? животных; животные - распространители плодов и семян растений. Отрицательное влияние людей на растения и животных: сбор букетов, обламывание ветвей; вырубка лесов, вылов красивых насекомых; неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников. Охрана растений и животных своего края. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их ох раны. Правила поведения в природе. Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе. Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравни тельное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями. Жизнь города и села (10 часов) Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Ha дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт торговля - составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах. Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке. Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины посёлка. Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана. Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования. Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями посёлка. Здоровье и безопасность (10 часов) Строение тела человека. Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение. Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врач» (терапевт, стоматолог, отоларинголог). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми. Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе. Практическая работа: Отработка правил перехода улицы. Общение (6 часов) Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте). Практическая работа: Отработка основных правил этикета. Путешествия (15 часов) Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток). Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва - столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности. Знакомство с другими городами нашей страны. Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля - общий дом всех людей. Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе. Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты. Резерв - 3 часа
Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения окружающего мира второклассники научатся.
- распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
- правилам поведения в природе;
- называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;
- называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
- распознавать и называть строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
- называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;
- называть основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия
"холм", "гора", "вода"; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её улицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира. Второклассники получат возможность научиться:
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;
- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
- определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
Планируемые результаты освоения предмета Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования. У второклассника продолжается:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- формирование умения активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- формирование умения использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
- процесс овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- формирование умения слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- формирование умения определять общую цель и пути её достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- процесс овладения начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
- процесс овладения базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- формирование умения работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
- понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- уважительно относится к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Критерии оценивания. Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется "методом сложения", при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ - системы заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру. В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе. Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы, которая:
- является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
- реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий;
- позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
- предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
- динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.
Виды контрольно-измерительных материалов
№ урока
Виды работ
Тема
2 Стартовая диагностика Входная
6 Практическая работа №1 Измерение температуры
8 Экскурсия № 1 В гости к осени
12 Практическая работа № 2 Знакомство с горными породами и минаралами
15 Практическая работа № 3 Распознавание деревьев кустарников и трав
15 Проверочная работа Качество усвоения программного материала за 1 четверть
18 Практическая работа № 4
Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений
20 Практическая работа № 5
Отработка приёмов ухода за комнатными растениями
21 Практическая № 6
Отработка приёмов ухода за животными живого уголка
24 Тест № 1
Природа
29
Промежуточная диагностическая работа
Итоговая работа за 1 полугодие
31
Экскурсия № 2
В гости к зиме. Сезонные изменения в природе
34
Тест № 2
Жизнь города и села
38
Практическая работа № 7
Отработка правил перехода улиц
44
Тест № 3
Здоровье и безопасность
48
Практическая работа № 8
Отработка основных правил этикета
49
Проверочная работа.
Качество усвоения программного материала за третью четверть
50
Тест № 4
Общение
52
Практическая работа № 9
Определение сторон горизонта по компасу
55
Экскурсия № 3
В гости к весне
57
Практическая работа № 10
Освоение основных приёмов чтения карты
63
Тест № 5
Путешествия
64
Итоговая диагностическая работа
Качество усвоения программного материала за учебный год
65
Экскурсия № 4
Впереди лето
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия и учебно-методическая литература:
- Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы (+CD). В двух частях. Часть 1,2/ Плешаков А.А. - М.: Просвещение, 2014.
- Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1,2/ Плешаков А.А. - М.: Просвещение. 2014.
- Окружающий мир. Тесты. 2 класс. / Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. - М.: Просвещение, 2014.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2014.
- Плешаков А.А., Соловьева А.Е. Окружающий мир. Методические рекомендации. 2 класс. - М.: Просвещение, 2014.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
№п/п
Раздел
Тема
Дата
Планируемые результаты
Деятельность
обучающихся
Матер.технич.
база
Формы
организации
образ.
процесса
Личностные
Метапредметные
УУД(работа с текстом)
Предметные
1
Где мы 1 раздел
живём
Наш адрес
в мире
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию окружающего мира;
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ.
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
Обучающийся научится:
- узнавать государственную символику РФ и своего региона;
- определять родственные связи в семье;
- находить информацию в ходе беседы с родителями, со старшими родственниками.
Знать:
-название нашей планеты Узнавание государственной символики РФ и своего региона. Умение определять родственные связи в семье.
Находить информацию в ходе беседы с родителями, со старшими родственниками
Авторские таблицы по теме урока
Урок-путешествие
2
Родная
страна
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию окружающего мира;
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ.
Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни - уметь определять своё отношение к миру:
Обучающийся научится:
- иметь представление об изменениях в природе и человеческом обществе в настоящее время, каким закономерностям они подчиняются;
Урок-игра
3
Природа и рукотвор-
ный мир
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
Учить умению слушать и вступать в диалог 1-я линия развития - уметь объяснять мир:
Обучающийся научится:
- работать с текстом и рабочей тетрадью
Авторские таблицы по теме урока
Открытие новых знаний
4
2раздел ПРИРОДА
Неживая
и живая
природа
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе.
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Характеризовать влияние человека на природу. Оценивать личную роль в охране природы.
Обучающийся научится:
- правилам поведения, способствующим сохранению природы.
Авторские таблицы по теме урока
5
Явления
природы
Использование человеком объектов неживой природы. Дисскусия о неживой природе.
- строить понятные для партнера высказывания;
- характеризовать влияние человека на природу;
Авторские таблицы по теме урока
6
Как измеряют температуру?
Ученик должен задаться
вопросом:какое значение
и какой смысл имеет для меня учение темы-температура?
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Уметь измерять и записывать
температуру
Обучающийся научится:
- пользоваться знаками, символами, схемамиОбучающийся научится:
- соблюдать правила безопасности при работе с инструментами и приборами;
- работать с рисунком учебника;
;
- измерять температуру тела, вес и рост человека;
- измерять температуру воздуха с помощью термометра
Авторские таблицы по теме урока
Урок практикум
7
Что такое
погода?
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Что такое окружающий мир.Как человек познаёт природу,общество,самого себя.
Обучающийся научится:
- понимать связь человека с неживой природой, каково значение предсказания погоды для человека.
Урок-исседования
8
В гости к
осени
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Обучающийся научится:
- понимать связь человека с неживой природой
Авторские таблицы по теме урока
9
Звёздное
небо
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию окружающего мира;
-
.
Планеты Солнечной системы. Строение Солнечной системы. Созвездия. Полярная звезда. Солнце-источник света и тепла(общее представление о влиянии на земную жизнь).
связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
Обучающийся научится:
- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли.
Авторские таблицы по теме урока
Работа с атласом определите-лем
10
Заглянем в кладовые Земли.
Обучающийся получит возможность для формирования:
чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности
Использование на практике основных правил познания окружающего мира
Обсуждение правил здорового образа жизни.
- оценивать личную роль в охране природы.
Авторские таблицы по теме урока
Комбинированный
11
Про воздух
Поиск и выделение необходимой информации про воздух
Описание значения воздуха для живой природы. Рассуждения о различном воздухе в городе и в лесу
Обучающийся научится:
- различать твердые, жидкие и газообразные вещества;
- определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека.
Урок открытия новых знаний
12.
Какие бывают растения?
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
Обучающийся научится:
- сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
- определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);
- приводить примеры представителей разных групп растений;
Урок открытия новых знаний
13
Какие бывают животные?
представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Продолжать учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Обучающийся научится:
- определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);
Урок исследования
14.
Невидимые нити
представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Объяснить взаимосвязь между организмами, входящими в состав природного сообщества
Обучающийся научится:
- определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);
Урок открытия новых знаний
15
Невидимые нити в осеннем лесу
представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать другое мнение и позицию.
Обучающийся научится:
- различать съедобные и ядовитые грибы;
16.
Дикорастущие и культурные растения
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию окружающего мира;
Обучающийся получит возможность научиться:
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
Обучающийся научится:различать дикорастущие и культурные растения
Обучающийся научится:
- устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала);
дикорастущие и культурные растения;
Урок открытия новых знаний
17.
Дикие и домашние животные
Представление о взаимосвязи и взаимозависимости растений и животных.
Обучающийся получит возможность научиться:
- навыкам взаимоконтроля;
Животные: разнообразие. Взаимосвязи растений и животных (общее представлений). Классы животных: моллюски, насекомые, паукообразные.
Обучающийся научится:
- животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);
- приводить примеры представителей разных групп животных
Групповая работа
18.
Дикие и домашние животные
Представление о взаимосвязи и взаимозависимости растений и животных.
Обучающийся получит возможность продолжать учиться:
- навыкам взаимоконтроля;
Животные: разнообразие. Взаимосвязи растений и животных (общее представлений). Классы животных: моллюски, насекомые, паукообразные.
Обучающийся научится:
- животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);
- приводить примеры представителей разных групп животных
19
Комнатные растения
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию окружающего мира;
- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
история появления культурных растений в России.
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
Выявление растений, прибывших в Россию из других стран, и история их появления. Уход за комнатными растениями в классе. Умение называть комнатные растения в классе и дома.
Обучающийся научится:
- правилам ухода (полива, рыхления) за комнатными растениями. использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- различать
20.
Животные живого уголка
Обучающийся получит возможность для формирования:
- чувства сопричастности и гордости за свою
Обучающийся продолжает учиться:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- строить понятные для партнера высказывания;
Представление о взаимосвязи и взаимозависимости растений и животных.
Обучающийся научится:
- определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);
Урок практикум
21.
Про кошек и собак
Родину и народ;
- ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценивать ее в процессе общения.
Описание внешнего строения животных, их сравнение. Распределение животных по группам.
Обучающийся научится:
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы.
Урок исследования
22.
Красная книга.
Обучающийся получит возможность для формирования: - представления о красоте природы России
Комнатные растения и уход за ними. Растения в Красной книге.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Обучающийся научится:
- правилам поведения, способствующим сохранению природы.
- характеризовать влияние человека на природу;
- оценивать личную роль в охране природы.
Прект
23.
Будь природе другом!
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание закономерностей мира и природы.
Правила поведения с домашними животными. Работа с текстом учебника. Обсуждение текста. Соотнесение животных с подходящими понятиями.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать на практике основные правила познания окружающего мира;
- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, опыт, книги, Интернет.
Урок-конференция
24.
Возьми под защиту.
комбинированный
25
Жизнь города и села
Раздел 3
Город и село
2-я-линия развития - умение определять своё отношение к миру.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. 1.Знакомство с достопримечательностями родного села
Знать:
- понятия «город» и «село»;
- названия строительных машин;
- примеры различных видов транспорта;
- составные части экономики;
- названия товаров;
экскурсия
26
Город и село
2-я линия развития - умение определять своё отношение к миру.
Наблюдение зимних явлений в природе.
Обучающийся научится:
- правилам поведения, способствующим сохранению природы.
- характеризовать влияние человека на природу;
- оценивать личную роль в охране природы.
Закрепление
27
Что из чего сделано?
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
Приводить примеры веществ, описывать их.
Характеризовать свойства веществ. Определение из каких веществ состоят предметы. Наблюдение простейших опытов по изучению свойств веществ
Обучающийся научится:
- приводить примеры веществ, описывать их;
- характеризовать свойства веществ;
- определять из каких веществ состоят предметы.
Урок-исседование
28
Что из чего сделано?
29
Что из чего сделано?
30
Как построить дом?
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах Промышленные предприятия своего села (изучается по усмотрению учителя). Строительство в (селе).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Урок-наблюдения
31
Какой бывает транспорт
Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет
формулировать собственное мнение и позицию; Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Правила пользования транспортом.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Урок-игра
32
За покупками.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценивать ее в процессе общения
Работать с иллюстратив-ным материалом. Знать:
- понятие «торговля», «товар»; Уметь характеризовать процесс «купли-продажи».
Классификация и названия товаров. Характеристика процесса «купли-продажи».
Урок игра
33
Культура и образование
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
Важное значение средств массовой информации в нашей общей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Знать: - понятия «культура», «образование», «культурное учреждение»,
«образовательное учреждение»; - названия профессий.
Уметь называть профессии в сфере
образования и культуры.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать на практике основные правила познания окружающего мира;
- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, опыт, книги, Интернет.
34
Все профессии важны.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками
Названия профессий. Особенности труда людей родного края. Важность и значимость каждой профессии. Знать: - названия профессий.
Уметь называть профессии людей родного края. Приводить примеры профессий жителей родного города (села).
35
В гости к зиме.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
задачи
Описывать сезонные изменения в природе.
Характериз-вать признаки времен года
Знать:
- признаки осени;
- названия осенних месяцев;
- основные свойства воздуха и воды. Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе
Урок-экскурсия №3.работа
36
Невидимые нити в зимнем лесу.
Участие младших
школьников в приро-доохранительной
деятельности.
Оценка своего и чужого поведения в природе.
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Природное сообщество елового леса. Особенности ели и жизни животных, связанных с этим деревом
Знать понятие «невидимые нити».
Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе.
Урок-рефлексия
37
Здоровье и
Безопасность
4раздел
безопасность
Строение тела человека
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Учиться формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
Знать:
- основные системы органов человека, их роль в организме;
- правила сохранения и укрепления здоровья;
- понятие «здоровый образ жизни». Уметь:
- определять органы человека;
- рассказывать о функции основных систем органов строения человека.
Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Здоровый образ жизни.
Урок-презентация
38
Строение тела человека
Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Здоровый образ жизни.
Знать:
- правила сохранения и укрепления здоровья;
- понятие «здоровый образ жизни»;
- режим дня, режим питания, профилактику болезней.
Уметь:
- выполнять режим дня, режим питания;
- вести здоровый образ жизни.
Урок исседование
39
Если хочешь быть здоров.
Режим дня школьника. Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоёме, при пожаре). Правила организации домашней учебной работы.
Режим дня школьника. Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоёме, при пожаре). Правила организации домашней учебной работы.
Знать:
- правила сохранения и укрепления здоровья;
- понятие «здоровый образ жизни»;
- режим дня, режим питания, профилактику болезней.
Уметь:
- выполнять режим дня, режим питания;
- вести здоровый образ жизни.
Урок-презента-ция
40
Поговорим о болезнях
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Здоровый образ жизни. Правила сохранения и укрепления здоровья. Профилактика болезней. Специальности врачей. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях.
Знать:
- понятие«болезнь»;
- правила сохранения и укрепления здоровья.
Уметь
проводить профилактику болезней
Урок-открытие
41
Берегись автомобиля
Участие младших
школьников в приро-доохранительной
деятельности.
Оценка своего и чужого поведения в природе. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.
Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом.
Правила движения на загородной дороге. Правила поведения в транспорте. Дорожные знаки ПДД.
Знать правила поведения на дороге, в транспорте; дорожные знаки ПДД. Уметь выполнять правила дорожного движения
Провероч-ная работа.
42
Домашние опасности
Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Записывать телефоны экстренной помощи. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.
Меры безопасности в домашних условиях.
Знать правила обращения с электро- и газооборудованием, колющими и режущими предметами, лекарствами.
Уметь выполнять правила безопасного поведения дома.
Урок-открытие
43
Пожар
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Противопожарная безопасность. Правила поведения в специальной среде: подъезде, лифте, квартире.
Противопо-жарная безопасность. Правила поведения в специальной среде: подъезде, лифте, квартире.
Знать:
- правила безопасности, которые надо соблюдать дома;
- правила противо-пожарной безопасности;
Урок-интервью
44
Лесные опасности
Съедобные и несъедобные грибы, ягоды, растения. Правила экологической безопасности.
Правила поведения у водоёмов.
Знать:лесные опасности;
- правила поведения в социальной
среде: подъезде, лифте, квартире.
Уметь выполнять правила безопасного поведения дома
-правильно вести себя на природе.
45
Как нужно купаться?
Правила поведения у водоёмов.
Знать:
- правила экологи-ческой безопасности,
- как вести себя на природе;
- правила поведения у водоёмов.
Уметь выполнять правила поведения
у водоема.
Урок-открытие новых знаний
46
Опасные незнакомцы.
Участие младших
школьников в приро-доохранительной
деятельности.
Оценка своего и чужого поведения в природе. Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности.
Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми. Правила поведения в социальной среде, как вести себя с незнакомыми людьми.
Знать правила поведения в социальной среде, как вести себя с неизвестными людьми.
Уметь выполнять правила безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми
Комбинированный
47
5раздел
Общение
Наша дружная семья
Ввести понятие «культура общения» (в семье). Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи.
Знать понятия «культура общения», «семья».
Уметь выполнять элементарные нормы общения в семье, школе.
Урок праздник
48
В школе
Участие младших
школьников в школьной
деятельности.
Оценка своего и чужого поведения в школе Оценивать реальные и игровые ситуации общения.
Правила поведения и культура общения в школе. Школьные товарищи, друзья. Совместные игры, учёба, отдых. Инсценировка школьных ситуаций
Знать понятия «культура общения», «семья».
Уметь выполнять элементарные нормы общения в семье, школе.
Комбинированный
49
Правила вежливости
Участие младших
школьников в школьной
деятельности.
Оценка своего и чужого поведения в школе
Взаимоотношения мальчиков и девочек. Вежливые слова. Культура телефонного разговора. Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей.
Знать:
- понятие «культура общения»;
- правила вежливости.
Уметь:
- выполнять эле-ментарные нормы
общения в семье, в школе;
- выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах.
Урок-игра
50
Ты и твои друзья
Правила поведения в гостях
и приём гостей.
Как вести себя за столом
Знать понятие «культура общения»
Уметь:
- выполнять элементарные нормы общения в семье, в школе выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах
51
Мы-зрители и пассажиры. Моделировать ситуации общения с людьми в транспорте, театре.
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Правила поведения в гостях
и приём гостей.
Как вести себя за столом
Знать понятие «культура общения»
Уметь:
- выполнять элемен-тарные нормы общения в семье, в школе;
- выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах.
Урок-практикум
52
6раздел
Путешествия
Посмотри вокруг
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей:
Знать:
- понятие «горизонт»;
- условные обозначения сторон горизонта.
Урок наблюдение
53
Ориентирование на местности
Продолжать учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии.
Определение сторон горизонта по компасу
Уметь:
- ориентироваться на местности
с помощью компаса;
- показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря,
реки;
- различать по карте и показывать раз-
личные формы земной поверхности.
Урок-наблюдения
54
Ориентирование на местности
Урок-исседование
55
Формы земной поверхнос-ти
Работая по плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Знать:
- формы земной поверхности;
- условные обозначения сторон горизонта.
Уметь:
- ориентироваться на местности
с помощью компаса;
- показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря,
реки;
- различать по карте и показывать
различные формы земной поверхности Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны; находить и определять географические объекты на физической карте' России с помощью условных знаков. Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности). Находить на физической карте России равнины и горы и определять их названия.
Урок наблюдения
56
Формы земной поверхнос -ти
Урок-практикум
57
Водоёмы
Знать:
понятие «водоем»;
правила поведения у водоемов.
Уметь:
ориентироваться на местности с помощью компаса;
-показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки;
различать по карте и показывать различные водоемы Сравнивать и различать разные формы водоемов. Находить на физической карте России разные водоемы и определять их названия. Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоемов своей местности.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных зонах и обсуждать полученные сведения.
Урок комбинированный
58
В гости к весне
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей:
Учиться планировать учебную деятельность на уроке
Особенности времен года (на основе наблюдений).
Знать признаки весны.
Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе.
Урок э кскурсия
59
Путешес-твие по родной стране
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
Знать:
название родной страны;
условные обозначения сторон горизонта;
-Ф. И. О. первого космонавта, 2-3
созвездия. Уметь:
показывать на карте, глобусе мате-
рики, океаны, горы, равнины, моря,
реки. Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны; находить и определять географические объекты на физической карте' России с помощью условных знаков.
Находить на физической карте России разные водоемы и определять их названия.
Урок-экскурсия
60
Россия на карте
Изображение нашей страны на карте.
Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Россия - наша Родина.
Города России (2-3): названия, достопри-мечательности, расположение на карте
Знать:
название родной страны;
- условные обозначения сторон горизонта;
Ф. И. О. первого космонавта, 2-3
созвездия. Уметь показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря,
реки. Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны; находить и определять географические объекты на физической карте' России с помощью условных знаков.
Находить на физической карте России разные водоемы и определять их названия.
Урок-практикум
61
Путешест-вие по
Москве
Москва - столица России.
Работа с готовыми моделями (глобус, карта)
Знать:
- столицу России;
- правила работы с картой.
Уметь:
- показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря,
реки;
- различать по карте и показывать различные формы земной поверхности;
- показывать на карте город Москву
- столицу России, границы России,
1-2 города, столицу России, родной Работать с иллюстрациями, видеокадрами достопримечательностей Москвы. Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе дополнительной информации.
Работать с иллюстрациями, видеокадрами герба столицы, достопримечательностей городов России.
Урок -открытие
62
Московс-кий кремль
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Знать достопримечательности Москвы.
Уметь:
- показывать на карте город Москву - столицу России;
- называть 2-3 достопримечательности.
Урок презентация
63
Город на Неве Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе дополнительной информации.
Знать достопримечательности города на Неве.
Уметь:
- показать на карте город на Неве;
- называть 2-3 достопримечатель-
ности. Работать с иллюстрациями, видеокадрами достопримечательностей Санкт-Петербурга..
Работа с готовыми моделями (глобус, карта).
Города
России (2-3): название,
достопримечательно-сти, расположение на карте
Заочное путешествие
64
Путешест-вие по Оке
- умение определять своё отношение к миру.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе дополнительной информации.
Работать с иллюстрациями, видеокадрами герба столицы, достопримечательностей городов России.
Заочное путешествие
65
Путешест-вие по планете
Познакомить с некоторыми странами мира. Работа с готовыми моделями (глобус,
карта)
Знать страны мира.
Уметь:
- ориентироваться на местности с
помощью компаса;
- показывать на карте, глобусе мате-
рики, океаны, горы, равнины, моря,
Работать с иллюстрациями, видеокадрами достопримечательностей стран и городов разных государств. Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов Европы на основе дополнительной информации.
Работать с иллюстрациями, видеокадрами герба столицы, достопримечательностей разных стран.
Проверка
знаний
66
Страны мира
67
Путешест-вие в космос
представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России.
Земля - планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. Карта звёздного неба.
Знать фамилию первого космонавта,
2-3 созвездия.
Уметь работать с картой звездного неба Характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли.
Заочное путешествие
68.
Впереди лето
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию окружающего мира;
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ.
Обучающийся получил возможность научиться:
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- навыкам взаимоконтроля;
- учитывать другое мнение и позицию.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте.
Летние изменения в природе.
Экскурсия в природу.
Игра