- Преподавателю
- Начальные классы
- «Земля-наш общий дом»
«Земля-наш общий дом»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Спорадько Н.Л. |
Дата | 19.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Земля - наш дом».
С давних пор люди занимаются хозяйством, строят города и сёла, возделывают поля. Но часто, чтобы проложить дорогу или создать новое поле , люди уничтожают леса. С каждым годом на нашей планете остаётся всё меньше лесов, загрязняются воздух, водоёмы. Многие животные и растения оказываются на краю гибели, а некоторые уже навсегда исчезли с лица Земли. Каждая маленькая веточка- это маленькая рана, нанесённая природе. Ей так трудно их залечивать.
Наша задача - научиться жить в согласии с окружающим миро
Наша природа очень красива и разнообразна.
( слайд 1)
Ученик 1
Возле речки в тумане
Чуть звенят тополя…
Может ими и манит
Человека земля?
Ученик 2: Иль плясуньей калиной,
Или первой травинкой,
Пробивающей лед.
Или этим и тем
В суть вопроса вникая,
Я так думаю - всем!
Ученик 3: И рябины кустами,
И лужком заливным,
И грибными дождями
И дождем не грибным.
Ученик 4: Первой звонкой капелью.
И росой на устах,
Соловьиною трелью
В соловьиных кустах.
Ученик 5: И родными местами,
Где ты жил, где ты был,
И цветами, цветами -
Чуть о них не забыл
Ученик 6: Манят волею реки
И раздольем поля…
Не обманет вовеки
Человека земля!
Ученик 7
Мы безмерно богаты,
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых -
Просто диву даёшься.
Но спросите иного,
Что он знает о птицах?
Пусть ответит толково-
И, гляди, удивится:
Как же, фауна, дескать
Как же , наше богатство-
На полях , в перелесках
Так сказать , птичье царство..
Птичье царство и только?
- Ну, дрозды, ну, синички
Где запомнить их клички?
Просто птички и только.
А цветы разве знаем на лугах,
Разве ценим? Всё травой называем,
А подкошены - сеном.
И с деревьями тоже:
Роща, в общем и целом
Ель от пихты не можем
Отличить грешным делом.
И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно,
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем,
Ни за что не в ответе.
Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось.
Не хозяева вроде,
Так добро своё губим.
А гордимся природой
И отечество любим.
Чтобы оберегать природу, нужно стремиться узнать о ней как можно больше.
Вокруг нас происходит много интересного. Надо только остановиться и внимательно посмотреть вокруг.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть , но нет сапожек,
Шляпка есть - нет головы.
Люди долго спорили : что такое грибы? Растения…. Но грибы не похожи на них .Главное - не зелёные. Животные….. Но на животных они тем более не похожи.
В 19 веке один учёный предложил выделить их в отдельное царство - царство грибов. Давайте туда заглянем.
(Грибные частушки).
Внимательно слушайте и запоминайте последовательность названий грибов.
Сколько лет тебе, сморчок?
Ты по виду - старичок.
Удивил грибок меня:
Возраст мой - всего два дня.
Понапрасну ты ,грибник,
Лезешь под дубочек!
Там найдёшь не дубовик,
А сухой листочек!
Двум свинушкам мы сказали
Оттого вас так прозвали,
Что грязны вы. И к тому же
Развалились возле лужи.
( Припев).
Дождик капнул. В тот же миг
Дождевик в траве возник.
Круглый точно колобок.
Изо рта идёт дымок.
( Припев.)
Старый ясень скрип да скрип.
Вырос сатанинский гриб.
Ядовитый, точно змей.
Ты срывать его не смей.
( Припев.)
Только - только из пелёнок
Шею вытянул козлёнок.
Эта шея так худа,
Ну а шляпа - в два пуда.
Расположите грибы в том порядке, в котором их называли.
( Слайд 2).
Какой гриб ядовитый?
Какие ещё ядовитые грибы знаете?
( Выходят Мухомор и Бледная поганка).
Какие правила надо соблюдать при сборе грибов?
Можно ли сбивать несъедобные грибы? Почему?
( Слайд 3. Не собирай грибы, которых не знаешь.
Не сбивай грибы, даже несъедобные.)
Положите головы на руки. Закройте глаза и послушайте.
( Пение соловья.)
Кто что представил, слушая эту песню.
Птицы поют только во время высиживания яиц, а потом у них на песни не остаётся времени: нужно выкармливать прожорливых птенцов.
( слайд 4)
Мухоловка в течение суток 630 раз подлетает с кормом к своему гнезду. А за 2 месяца эта птичка уничтожает не менее 50000 мух.
( Слайд 4. Иволга, овсянка, горихвостка.)
Кто знает, как называются эти птицы ?
У иволги яйцо - не голубое, не розовое.
У горихвостки - не белое, не розовое.
Определите, где чьё яйцо?
Какая птица своего гнезда не вьёт, свои яйца в чужие гнёзда кладёт?
( Слайд 5)
Некоторые птицы, обнаружив в своём гнезде чужое яйцо, выбрасывают его.
Другие - оставляют само гнездо. Но многие не замечают чужого яйца. Кукушки ухитряются « окрасить» свои яйца под цвет яиц приёмных родителей.
Как вы думаете, почему она это делает?
Кукушки питаются большими мохнатыми гусеницами. И только ими.
Такая взрослая пища навредит малышам-кукушатам. Вот и приходится птенчикам расти без мамы.
Как надо вести себя в лесу во время высиживания птицами яиц?
( Слайд 6. Не шуми в лесу.
Не бери в руки птенцов.
Не пытайся их накормить.)
Посмотрите на нашу поляну. Что это за слова?
АИНМАЛ
ШНАДЫШ
РКАПВИА
Назовите одним словом?
Какое растение «лишнее»?
А что у них общего?
Растения исчезают по многим причинам: из-за красоты, из-за своих лечебных свойств. Некоторые страдают от вытаптывания - люди не пользуются тропинками.
Я считаю, что растения беззащитнее, чем звери и птицы.
Согласны ли вы с этим утверждением? Объясните.
Немногим выпадает удача поучаствовать в спасении китов или тигров, а вот радость оставить жизнь цветку доступна каждому.
Как надо относиться к растениям?
( Слайд 7)
Что это за шум?
(Выходят туристы)
1 турист.
Сегодня мы пришли гулять,
Благо лес - рукой подать.
Закупили всё подряд:
Пищу, спички, лимонад.
2 турист:
Свежий воздух возбудит
Наш здоровый аппетит!
А пакеты, банки , склянки
Раскидаем по полянке.
Лес большой - он всё вместит!
3 турист.
Расположимся скорей!
Тут уж нам не помешают:
Жги и лей, руби и бей!
Урны нет? Неси в кусты!
Мы с природою на «ты»!
1 турист.
Банки в землю закопаем,
Мусор птицам разбросаем!
В речку скинем все бутылки,
В море пусть плывут посылки
2 турист.
МЫ - цари! Молчи, природа!
Всё здесь наше - лес и воды!
Выскажите своё отношение к увиденному.
Но самое страшное, когда после таких туристов , в лесу начинается пожар.
( Слайд 8. Лесные пожары.)
Ученик.
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры впереди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Ученик:
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел,
Как вспуганная стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы,
(Слайд 9 .Не разводи в лесу костров.)
Природа хрупка и ранима. Да и планета у нас одна.
Какой бы вы хотели видеть нашу Землю?
Я хочу, чтобы……. Для этого я буду………
Финальная песня.