Урок литературного чтения «Тайна названия рассказа Ю. Коваля «Воробьиное озеро»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
МОУ «Рудногорская средняя общеобразовательная школа»












Урок литературного чтения в 1А классе. Система Л.В. Занкова.

Тема: «Тайна названия рассказа Юрия Коваля «Воробьиное озеро»











Выполнила: Иващенко Марина Евгеньевна, учитель начальных классов







Рудногорск, 2013 г. Тема: Тайна названия рассказа Юрия Коваля «Воробьиное озеро» Цель: учить детей анализировать литературное произведение. Задачи: предметные
  • - открыть удивительную способность писателя сказочно красиво рассказывать о мире, который нас окружает;
  • - увидеть красоту художественного слова в описании размеров рыбы, островов-кораблей;
  • - открыть тайну Воробьиного озера;
  • - пофантазировать, придумывая историю названия рассказа.

метапредметные

  • создавать учебные ситуации, которые позволят овладевать способностью принимать и сохранять учебные задачи;

  • учить контролировать действия в соответствии с поставленной задачей;

  • акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле;

  • побудить учащихся к ведению диалога, изложению своего мнения, аргументации своей точки зрения.

  • развивать духовно-нравственные взаимоотношения одноклассников.

  • формировать навыки коммуникативного характера


Оборудование: презентация «Юрий Коваль» ; выставка книг: сборники стихов «Станция Лось», «Слоны на Луне», повесть «Приключения Васи Куролесова»; 5 чистых листов и фломастеры.

Ход урока I. Организационный момент. Итак, друзья, внимание - Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее - Начнем скорей урок. II. Проверка домашнего задания. Ч т е н и е п о р о л я м о т р ы в к а из сказки М. Горького «Воробьишко». - Какие особенности «воробьиного разговора» передает писатель? - Как это называется в литературе? (Звукоподражание.) III. Введение в тему урока. - Вы когда-нибудь слышали такое название: «Заячий остров»? - Как вы думаете, почему его так назвали? ( высказывания детей) - А Воробьевы горы? (Высказывания детей) - О чем, по-вашему, может говориться в рассказе, который называется «Воробьиное озеро»? (Выссказывания детей. Выделение гепотиз, которые записываются на доске) Учитель читает записанное на доске: Заголовок - окошко для взгляда вперед Посмотри и подумай: что тебя ждет? Заголовок - это не просто слова: Эти слова - всему голова. - Мы сегодня будем исследователями на уроке. Как вы думаете, что нам предстоит исследовать? (Дети: Рассказ «Воробьиное озеро» - Какую задачу мы поставим? (Дети: Узнать, о чем этот рассказ. Почему он так называется? Открыть тайну Воробьиного озера.) - Приступим к исследованию. IV. Чтение рассказа учителем (с. 40-41). - Поделитесь своими чувствами, мыслями, которые у вас появились во время прослушивания этой истории. (Высказывания детей) - Хотели бы вы попасть на это озеро? - Чем заинтересовало вас это место? (Дети: Там водятся огромные лещи, щуки и черный окунь. Посреди озера есть три острова, похожие на корабли и т.д.) - Давайте прочитаем этот рассказ еще раз. V. Чтение рассказа «Воробьиное озеро» детьми (по цепочке). - Объясняет ли автор, почему озеро названо Воробьиным? (Дети: нет, не объясняется) - Как вы думаете, почему? Учитель предлагает пофантазировать. VI. Работа над текстом рассказа. 1. С л о в о у ч и т е л я. - Молодцы. Для этого надо постараться представить себе не только то, что увидел автор, но и то, что он недосказал нам, скрыл. Ведь природа - великая тайна, и открыть ее может только тот человек, который старается увидеть необычное в обычном. Равнодушному взгляду, холодному сердцу чудеса не открываются. 2. В ы б о р о ч н о е ч т е н и е. - Каким увидел автор озеро, когда добрался до него? Зачитайте. - Что особенно заинтересовало его на озере? Найдите это место в рассказе. Физминутка Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо все выше, выше. 3. В ы п о л н е н и е и л л ю с т р а ц и й к рассказу. Работа группами по 4 человека. - Сейчас мы превратились в художников и попробуем нарисовать острова-корабли с парусами-березами. Дети на листах рисуют фломастерами. Особенно удачные зарисовки прикрепляются на доску. 4. Б е с е д а. - Почему вы нарисовали острова на одной линии? Докажите словами из текста. (Дети: Острова эти похожи на узконосые корабли, которые плывут друг за другом ) - Почему острова похожи на треугольники? (Узконосые корабли.) - Ребята, а почему автор сравнивает участки суши с кораблями? (Дети: у автора такое воображение, фантазия. Он по-своему видит окружающий мир) - Обратите внимание на этот рисунок. Чем он отличается от всех остальных? (Дети: Над березами нарисованы летящие птицы.) - А что это за птицы? (Дети: Иволги.) - Могли ли там появиться другие птицы? Какие? (Дети: Могли .Нам кажется, что воробьи, раз и у рассказа такой заголовок.) - Посмотрите внимательно, на этом рисунке березки наклонились в сторону, стоят не прямо. Объясните, почему? (Дети: Они наклонились под порывами ветра.) - Давайте найдем это место в тексте и зачитаем, какие слова подбирает писатель, чтобы мы точно представили себе эту картину. (Дети: Бились под ветром и трепетали, а не могли сдвинуть с места свои корабли.) - Что же восхитило автора на озере? (Дети: Что есть такие корабли, которые нельзя сдвинуть с места.) - Так в чем чудесная тайна озера? - С чем же можно сравнить эту картину? (Дети: Со сказкой.) - Молодцы! Автор - в одном лице и сказочник, и писатель, который тонко чувствует жизнь природы. - Предполагал ли увидеть писатель какие-то чудеса на озере? (Дети: Да. Он много слышал про это озеро) - С какой целью он добирался до Воробьиного озера? Что удивительного он надеялся там увидеть? (Дети: Он хотел поймать огромных рыб, которые не влезают в ведро, таз) Физминутка. Рыбки плавали, плескались В теплой чистенькой воде. То сжмуться, разожмуться, То зароются в песке. - Какие слова описывают сказочно большие размеры рыбы в этом озере? Зачитывают. - Как говорится о ее настоящих размерах? (Дети: это преувеличение, гипербола) - Как вам кажется, был ли огорчен автор, что не оправдались его ожидания? Почему? (Дети: Нет, он увидел там много другого интересного, например, острова, похожие на корабли) VII. Сообщение об авторе - Юрии Иосифовиче Ковале. - Кто же этот человек, который побывал на Воробьином озере и рассказал нам о нем? Рассказ подготовленного ученика с использованием презентации. Ю. И. Коваль (1938-1995) родился в Москве в семье офицера и врача. После окончания школы поступил на филологический факультет (отделение в институте, где изучают русский язык и литературу) Московского государственного педагогического института. После окончания института работал учителем русского языка и литературы. Придумывал забавные рассказы, которые помогали ученикам быстро запомнить правила русской грамматики. Сотрудничал с издательством «Малыш», которое выпустило в свет его первую детскую книжку. Книга «Полынные сказки» получила первую премию Всесоюзного конкурса на лучшую детскую книгу. Одна из книг - «Избушка на Вишере» - была проиллюстрирована самим автором. VIII. Итог урока. Рефлексия. - Что особенно понравилось на этом уроке? - О чем бы вы хотели рассказать родным? - Закончить урок хотелось бы такими словами: Фантазия писателя щедра. Она нам дарит столько неожиданного. Представьте, насколько б жизнь была бедна, Коль не было бы в ней чудес невиданных. - Спасибо за работу на уроке. Домашнее задание: прочитать стихотворения и выполнить задания к ним (с. 42-43).



© 2010-2022