- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по русскому языку 2 класс ПНШ
Рабочая программа по русскому языку 2 класс ПНШ
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Капитула О.В. |
Дата | 06.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ленинуглёвская средняя общеобразовательная школа»
Обсуждено на заседании Утверждаю
педагогического совета директор МБОУ
протокол № 42 «Ленинуглёвская СОШ»
От 30.08.2014г. _______ Н.А. Иванилова
Приказ №____ от _______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Русский язык»
на 2014-2015 учебный год
для 2 класса на 170 часов (5 часов в неделю)
к учебнику Н.А. Чуракова «Русский язык»
составлена на основе концепции «Перспективная начальная школа»
и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Составитель:
учитель начальных классов
О.В. Капитула
п. Восходящий
2014
Содержание
- Пояснительная записка ……………………………………………с. 3
- Общая характеристика учебного предмета ………………………с. 5
- Место учебного предмета в учебном плане ……………………...с. 6
- Ценностные ориентиры содержания учебного предмета………..с. 6
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета ………………………………………………….с. 7
- Содержание учебного предмета …………………………………...с. 8
- Тематическое планирование ……………………………………....с. 12
- Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Пояснительная записка
Программа по предмету «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), на основе авторской программы по обучению грамоте Н.Г. Агарковой, Н.М. Лавровой и программы по русскому языку М.Л. Каленчук, Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой - «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. - Ч.1: 240 с) - Проект «Перспективная начальная школа» , Основной образовательной программы учреждения и программы формирования УУД.
Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте». В обучении грамоте различаются три периода: подготовительный период, основной звуко-буквенный период, заключительный период.
После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Обучение русскому языку после периода обучения грамоте основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т.п.)
Цели и задачи
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
-
познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся; формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству;
формирование научного представления о системе и структуре родного языка, развитие логического и абстрактного мышления, представление родного (русского) языка как части окружающего мира;
-
социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности.
Программа «Перспективная начальная школа» сделала упор на формирование универсальных учебных действий, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
-
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
-
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
-
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
-
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
-
овладение способами орфографического действия;
-
развитие умений вычленять и характеризовать языковую единицу изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классифицировать и сравнивать;
-
формирование учебной деятельности учащихся;
-
формирование умений работать сразу с несколькими источниками информации, включая словари разного типа ( орфоэпического, обратного ( он включен в корпус УМК)).
-
усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения,
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
Материал курса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:
-
Основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), лексика, грамматика (морфология и синтаксис);
-
Орфография и пунктуация;
-
Развитие речи;
-
Лексикография.
Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка. Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.
В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
При изучении предмета «Русский язык» осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.
В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, а также средствами ИКТ.
Место учебного предмета «Русский язык в учебном плане»
Согласно учебному плану образовательного учреждения всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. Из них в 1 классе 165ч. (5ч. - в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 170 ч. (5 ч. - в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по русскому языку федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г)
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
-
осознание языка как основного средства человеческого общения;
-
восприятие русского языка как явление национальной культуры;
-
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
-
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-
способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;
-
овладение словами речевого этикета.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
* умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в
различных источниках для решения учебных задач; способность
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
* умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания,
письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуации
общения понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера,
учитывать различные мнения и координировать различные позиции в
сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
* стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
* умение задавать вопросы;
* самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять план
решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану,
сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
* умение анализировать, сравнивать, классифицировать, установление
причинных связей и зависимостей между объектами;
* умение работать с таблицами, схемами, моделями;
* умение представлять учебный материал в виде схем, моделей;
* умение анализировать учебные тексты из разных предметных областей
(математические, познавательные и др.) с точки зрения лингвистики;
* вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
* пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,
ознакомительным.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
-
овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;
-
умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
-
умение проверять написанное;
-
умение ( в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
-
способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
* интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
* познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной
самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также
умений принимать, сохранять и ставить новые цели в учебной
деятельности и работать над их достижением);
*организационных (организовывать сотрудничество и планировать
собственную деятельность).
Курс каждого года, являясь частью целого, имеет специфические задачи, которые сформулированы в программных требованиях к каждому году обучения.
Содержание учебного предмета:
Фонетика и орфография
Чередования звуков, не отражаемые на письме (фонетические чередования): чередования ударных и безударных гласных (в[о]ды- в[а]да); парных глухих и звонких согласных на конце слова и в корне перед шумным согласным {подру[г]а - дру[к], ло[ж]ечка - ло[ш]ка); согласных с нулевым звуком (мес[т]о - ме[сн]ь/й). Общее правило обозначения этих чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.
Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правописание сочетаний чк, чн, нч. Написание ы или и после ц в разных частях слова. Написание частицы не со словами, называющими действия. Разграничение на письме приставок и предлогов. Написание разделительных ь и ь.
Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук.
Лексика
Понятие о слове как основной номинативной единице языка. Многозначность слова. Понятие об омонимах (без введения термина). Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов.
Понятие о происхождении слов. Слова и их дальние родственники. Использование сведений о происхождении слова при решении орфографических задач.
Морфемика и словообразование
Понятие об окончании слова и его основе. Окончания слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий. Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончания (неизменяемых). Окончания, выраженные звуками, и нулевые.
Корень слова. Понятие о родственных словах. Как делаются слова (элементарные представления о словообразовании).
Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок.
Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.
Понятие о составе слова. Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения.
Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.
Морфология
Разграничение разных слов и разных форм одного и того же слова (словообразование и словоизменение).
Перспективная начальная школа
Понятие о начальной форме слова. Начальная форма слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий.
Изменение слов-названий предметов по числам и по команде вопросов (по падежам, без введения термина). Род слов-названий предметов.
Изменение слов-названий признаков по числу, по команде вопросов (по падежам) и по родам.
Синтаксис
Понятие о словосочетании. Различие между грамматической связью слов в словосочетании и слов, входящих в основу предложения.
Понятие о предложении. Типы предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Типы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные.
Понятие о главных и неглавных членах предложения. Формирование умения ставить вопросы к разным членам предложения. Понятие об обращении и способах его оформления на письме.
Лексикография
Знакомство с учебными словарями: толковым, орфографическим (словарь «Пиши правильно»), обратным, орфоэпическим (словарь «Произноси правильно»), этимологическим (словарь происхождения слов). Создание учебных ситуаций, требующих обращения к словарям различных типов; формирование представлений об информации, которую можно извлечь из разных словарей; элементарные представления об устройстве словарных статей в разных словарях.
Развитие речи с элементами культуры речи
Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей. Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца.
Текст-описание и текст-повествование.
Тема и основная мысль (основное переживание) текста. Составление плана текста. Изложение как жанр письменной речи. Использование плана для написания сочинения и для устного рассказа. Определение темы и основной мысли живописного произведения. Сравнительный анализ разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). Сравнение научно-популярных и художественных текстов (интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру).
«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми); освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.
Тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Тип урока
(форма и вид
деятельности
обучающихся,
форма
занятий)
Основные виды деятельности
Требования
к уровню подготовки обучающихся
(результат)
Вид
контроля
Элементы
дополнительного (необязательного)
содержания
Домашнее задание
Повторение материала 1 класса. Главное сокровище библиотеки Анишит-Йокоповны (11 часов)
1
Толковый словарь
1
Комбинированный
Использование толковых словарей русского языка
Знать:
- структуру построения учебника «Русский язык»;
- основные словари русского языка.
Уметь:
- ориентироваться в странице «Содержание»;
- выполнять практическую работу со словарями
Фронтальный опрос
Словарная статья
Т. 1.
Упр. 3
2
Обратный словарь
1
Комбинированный
Использование обратного словаря русского языка
Работа
в парах
Рифма в обратном словаре
Т. 1.
Упр. 7
3
Словари «Пиши правильно» и «Произноси правильно».
1
Комбинированный
Использование орфографического и орфоэпического словарей русского языка
Фронтальный опрос
Т. 1.
Упр. 6
4
Словарь «Происхождение слов»
1
Комбинированный
Использование этимологического словаря русского языка
Фронтальный опрос
Т. 1.
Упр. 8
5
Фонетика и орфография. Звукобуквенная зарядка
1
Комбинированный
Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Восприятие на слух и правильное произношение слов
Знать, для чего нужна звукобуквенная зарядка.
Уметь:
- различать звуки;
- выделять звуки в слове, давать им характеристику;
- составлять звукобуквенную схему слова
Работа
в парах
Звукобуквенный анализ как основа перевода слова звучащего в слово написанное
Т. 1.
Упр. 9
6
Развитие речи
с элементами культуры речи. Какие бывают предложения
1
Практическая работа
Разновидности предложений
по цели высказывания, по эмоциональной окраске
Знать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Уметь:
- читать предложения, соблюдая знаки препинания;
- употреблять знаки препинания в конце предложения
Практи-ческая работа
Т. 1.
Упр. 70
7
Главные и неглавные слова
в предложении
4
Комбинированный
Главные и второстепенные члены предложения
(без введения терминов)
Знать понятие «основа предложения».
Уметь:
- выделять основу предложения;
- находить главное слово и зависимое;
- ставить вопрос от главного слова к зависимому;
- дополнять предложение второстепенными членами, отвечающими на вопросы какая?, как?, на кого?, когда?
Самостоятельная работа
Построение схем к предложениям
Т. 1.
Упр. 10
8
Комбинированный
Фронтальный опрос
Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «туша» и «туча».
Т. 1.
Упр. 12
9
Комбинированный
Главные и второстепенные члены предложения
(без введения терминов).
Изменяемая часть слова - окончание
Знать понятие «формы слова».
Уметь:
- сравнивать формы одного и того же слова, выделять окончания;
- анализировать смысл предложения, порядок слов в предложении;
- определять, какую работу выполняют в предложении разные формы одного и того же слова;
- составлять схемы предложений
Фронтальный опрос
Форма одного и того же слова
Уч. 1,
с. 24
10
Комбинированный
Работа
в парах
Т. 1.
Упр. 11
11
Развитие речи
с элементами культуры речи. Что такое текст
1
Практическая работа
Знать, что предложения в тексте на одну тему связаны между собой по смыслу.
Уметь:
- находить группу предложений, которые являются текстом;
- подбирать название к тексту
Практи-ческая работа
Что такое текст
Т. 1.
Упр. 71
Морфология и словообразование (30 часов)
12
Окончания
слов-названий предметов
1
Комбинированный
Выделение и определение значимых частей слова. Окончание
Знать роль окончания слов в русском языке.
Уметь:
- изменять форму слова;
- выделять в слове окончание
Фронтальный опрос
Разные формы одного и того же слова
Т. 1.
Упр. 14
13
Что такое словосочетание
2
Комбинированный
Различение слова, словосочетания и предложения
Знать понятие «словосочетание». Уметь:
- находить в составе предложения все словосочетания;
- различать словосочетание и основу предложения;
- работать с толковым словарем
Работа
в парах
Слово-«командир».
Слово-«солдат»
Т. 1.
Упр. 15
14
Комбинированный
Знать, что основа предложения не является словосочетанием.
Уметь:
- задавать вопрос от слова-«командира» к слову-«солдату»;
- составлять схему предложения;
- находить в предложении все словосочетания;
- в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос
Фронтальный опрос
Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «салат» и «салют», «плющ» и «плащ»
Т. 1.
Упр. 17
15
Основа слова и его окончание
1
Комбинированный
Выделение и определение значимых частей слова. Окончание
Знать понятие «основа слова».
Уметь:
- выделять в слове окончание в словах-предметах мужского, женского и среднего рода;
- указывать основу слова
Работа
в парах
Основа слова
Уч. 1,
с. 39
16
Развитие речи
с элементами культуры речи. Что такое текст
1
Практическая работа
Знать, что определенный порядок предложений в тексте позволяет передать развитие мысли и ход событий. Уметь определять тему и основную мысль текста
Практи-ческая работа
Текст. Тема и основная мысль текста
Т. 1.
Упр. 72
17
Основа слова и его окончание.
Нулевое окончание
1
Комбинированный
Выделение и определение значимых частей слова. Окончание
Знать понятие «нулевое окончание». Уметь выделять в слове окончание
(дифференцируя материально выраженное и нулевое окончание) и основу слова
Взаимоконтроль
Нулевое окончание. Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «мели» и «цели»
Т. 1.
Упр. 18
18
Слова-названия предметов, у которых нет окончаний
2
Комбинированный
Выделение и определение значимых частей слова. Окончание
Знать слова, которые не имеют окончаний.
Уметь:
- противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;
- выделять основу слов, которые не имеют окончания
Нахождение окончания и основы слова
Слова-названия предметов, у которых нет окончаний
Уч. 1,
с. 43
19
Комбинированный
Уметь:
- работать с обратным словарем;
- составлять предложения с неизменяемыми словами иностранного происхождения;
- различать формы слов иностранного происхождения
Фронтальный опрос
Уч. 1,
с. 44
20
Слова-названия предметов, у которых нет окончаний. Род неизменяемых и изменя-емых слов-предметов
1
Комбинированный
Выделение и определение значимых частей слова. Окончание. Слова, обознача-ющие предметы мужского, женского и среднего рода
Знать понятия «мужской», «женский», «средний род».
Уметь:
- определять род слов-названий предметов с помощью слов-«командиров» «он», «она», «оно»;
- определять род неизменяемых слов-названий предметов;
- выделять окончания и основы во всех формах этих слов
Работа
в парах
Т. 1.
Упр. 19
21
Развитие речи
с элементами культуры речи. Что такое текст
1
Практическая работа
Уметь:
- определять тему и основную мысль текста;
- подбирать окончание к данному тексту
Практи-ческая работа
Текст. Тема и основная мысль текста
Т. 1.
Упр. 74
22
Слова-названия предметов, у которых нет окончаний
2
Комбинированный
Выделение и определение значимых частей слова. Окончание. Единственное и множественное число слов-предметов
Уметь:
- сравнивать формы изменяемых и неизменяемых слов-названий предметов;
- противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний
Работа
в группах
Формы изменя-емых и неизменяемых слов-названий предметов
Уч. 1,
с. 49
23
Комбинированный
Уметь:
- сравнивать формы единственного и множественного числа неизменя-емых слов-названий предметов;
- выделять основу данных слов
Фронтальный опрос
Единственное
и множественное число неизменяемых слов-названий предметов
Уч. 1,
с. 51
24
Слова-названия предметов разного рода
4
Комбинированный
Мужской, жен-ский и средний род слов-предметов
Уметь:
- определять род слов-названий предметов;
- работать со словарями;
- выписать из обратного словаря слова-названия предметов разного рода
Фронтальный опрос
Уч. 1,
с. 53
25
Комбинированный
Знать, что смысл слова заключается в «основе».
Уметь:
- выписать из обратного словаря слова-названия предметов женского, мужского и среднего рода;
- выделять окончания слов-названий предметов разного рода
Работа
в парах
Род неизменяемых слов. Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «булки» и «белки»
Уч. 1,
с. 56
26
Комбинированный
Знать родовые окончания слов-названий предметов.
Уметь выделять окончания слов-названий предметов
Фронтальный опрос
Уч. 1,
с. 59
27
Комбинированный
Уметь:
- определять род слов-названий предметов типа «хор» и «хорь»;
- выделять окончание слов с ь на конце
Работа
в парах
Уч. 1,
с. 62
28
Развитие речи
с элементами культуры речи. Что такое текст. Работа с картиной Т. Мавриной «Васильки на окне»
1
Практическая работа
Уметь:
- работать с репродукцией;
- вглядываться в детали живописной картины и понимать ее смысл
Практи-ческая работа
Текст. Тема и основная мысль текста.
Работа с картиной
Т. 1.
Упр. 79
29
Слова-названия предметов разного рода
2
Комбинированный
Мужской, женский и средний род слов-назва-ний предметов. Единственное и множественное число слов-назва-ний предметов
Знать роль окончаний в предложении. Уметь:
- выделять окончания у слов-названий предметов;
- изменять слова-предметы по числам; размещать слова в таблицу по родам
Работа
в парах
Уч. 1,
с. 65
30
Комбинированный
Уметь:
- устанавливать взаимосвязь между окончаниями слов-названий признаков и слов-названий предметов;
- составлять словосочетания по схеме с указанием родовых окончаний слов-названий предметов
Фронтальный опрос
Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «груша» и «Гриша»
Уч. 1,
с. 68
31
Начальная форма слова
1
Начальная форма слов-названий предметов. Различие имен существительных, отвечающих на вопросы кто? и что?
Знать:
- понятие «начальная форма слова»;
- структуру словарной статьи.
Уметь:
- сравнивать разные формы одного и того же слова;
- определять начальную форму слов-названий предметов
Фронтальный опрос
Т. 1.
Упр. 27
32
Начальная форма слова
1
Комбинированный
Начальная форма слов-названий признаков. Муж-ской род, единственное число имен прилагательных
Знать:
- что слова-названия признаков изменяются по родам;
- как определить начальную форму слов-признаков.
Уметь:
- сравнивать разные формы одного и того же слова;
- определять начальную форму слов-названий признаков
Работа
в парах
Уч. 1,
с. 75
33
Развитие речи
с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо
1
Практическая работа
Уметь писать письма с соблюдением норм речевого этикета
Практи-ческая
работа
Как писать письмо
Т. 1.
Упр. 80
34
Начальная форма слова
1
Комбинированный
Начальная форма слов-названий действий
Знать:
- понятие «родственные слова»; начальную форму слов-названий действий;
- как изменить форму слов-названий предметов.
Уметь:
- определять начальную форму слов-названий предметов, названий признаков и названий действий;
- находить и подбирать родственные слова к данному слову;
- выделять общую часть в родственных словах
С/р по образцу
Работа со словарем. Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «булки» и «будки»
Т. 1.
Упр. 20
35
Это слово и другое слово
3
Комбинированный
Выделение значимых частей слова (окончание, основа)
Уметь разграничивать разные слова и формы одного слова
Фронтальный опрос
Однокоренные слова. Разные слова и формы одного и того же слова
Уч. 1,
с. 84
36
Комбинированный
Знать, что общая часть слова (корень) пишется одинаково.
Уметь различать родственные слова и формы одного и того же слова
Работа
в парах
Формы одного и того же слова. Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «малина» и «машина»
Т. 1.
Упр. 35
37
Комбинированный
Уметь различать формы слова и родственные слова
Работа
с текстом в парах
Уч. 1,
с. 88
38
Развитие речи
с элементами культуры речи. Устное изложение «Утята»
1
Практическая работа
Уметь:
- определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном изложении;
- устно пересказывать текст
Практи-ческая работа
Тема и основная мысль текста, составление плана текста
Пересказ текста
39
Слово и формы этого слова. Родственные слова
3
Комбинированный
Выделение значимых частей слова (окончание, основа)
Знать, что родственные слова - это слова с разными основами.
Уметь:
- выделять в слове корень, называя однокоренные слова;
- подбирать к слову-названию предмета родственное слово-название признака
С/р
Формы одного и того же слова
Уч. 1,
с. 92
40
Комбинированный
Уметь подбирать родственные слова и определять разные формы одного
и того же слова
Фронтальный опрос
Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «флаги» и «фляги»
Т. 1.
Упр. 36
41
Комбинированный
Знать понятие «корень».
Уметь:
- выделять корень в родственных
словах;
- образовывать начальную форму слов-названий предметов
Работа
в парах
Формы одного и того же слова. Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «плед» и «плот»
Т. 1.
Упр. 34
Лексика (8 часов)
42
Слова, у которых несколько значений
2
Комбинированный
Слово и его значение. Использование словарей русского языка
Уметь правильно читать словарную статью, посвященную многозначному слову.
Иметь представление о многозначных словах
Фронтальный опрос
Многозначные слова
Т. 1.
Упр. 38
Комбинированный
Уметь выделять в слове корень, подбирая родственные слова
Работа
в парах
Авторские многозначные слова
Уч. 1,
с. 107
44
Развитие речи
с элементами культуры речи. Тема и основная мысль текста
1
Практическая работа
Знать понятия «тема» и «основная мысль».
Уметь:
- определять тему и основную мысль текста;
- понимать содержательность названия текста
Практи-ческая работа
Тема и основная мысль текста, составление плана текста
Т. 1.
Упр. 82
45
Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся
1
Комбинированный
Слово и его значение. Использование словарей русского языка
Уметь различать многозначные слова и слова-омонимы.
Иметь представление о способах разграничения многозначных и омонимичных слов
С/р
Способы разграничения многозначных и омонимичных слов
Т. 1.
Упр. 43
46
Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся
1
Комбинированный
Иметь представление об омонимах. Уметь различать формы слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий, которые случайно одинаково пишутся и одинаково произносятся
Фронтальный опрос
Омонимы
Т. 1.
Упр. 44
47
Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся
1
Комбинированный
Иметь представление о синонимах. Уметь:
- находить синонимы в тексте;
- понимать, как используются синонимы для объяснения значения слов
Работа
в парах
Отличие однокоренных слов
от синонимов
и омонимов
Т. 1.
Упр. 42
48
Слова и их дальние родственники
1
Комбинированный
Знать способ проверки слов с учетом их происхождения.
Уметь пользоваться этимологическим словарем
С/р
Этимология слова
Уч. 1,
с. 121
49
Развитие речи
с элементами культуры речи. Тема и основная мысль текста
1
Практическая работа
Уметь:
- определять тему и основную мысль текста;
- понимать содержательность названия текста
Практи-ческая работа
Тема и основная мысль текста, составление плана текста
Т. 1.
Упр. 83
Фонетика и орфография (32 часа)
50
Чередование
звуков в корнях слов, которые
мы не видим на письме
4
Комбинированный
Произношение
и обозначение
на письме парных согласных
в корне слова
(на конце слова, перед глухим звуком)
Знать правило проверки парного со-гласного на конце слова.
Уметь выделять чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме
Взаимоконтроль
Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «мошка» и «мишка»
Т. 1.
Упр. 47
51
Комбинированный
Фронтальный опрос
Уч. 1,
с. 128, 129
52
Комбинированный
Иметь представление о чередовании согласных в корнях слов, которые мы не видим на письме.
Уметь проверять сомнительные написания (безударные гласные, парные по глухости - звонкости согласные, не-произносимые согласные)
Фронтальный опрос
Т. 1.
Упр. 53
53
Комбинированный
Знать правило проверки парного согласного в корне, стоящего перед глухим звуком
Работа
в парах
Т. 1.
Упр. 54
54
Развитие речи
с элементами культуры речи. Главное переживание текста. Работа с картиной
Т. Мавриной «Костер во дворе»
1
Практическая работа
Уметь:
- определять тему и основную мысль текста, понимать содержательность названия текста;
- работать с репродукцией; чувствовать и понимать те переживания, которыми делится с нами художник
Практи-ческая работа
Тема и основная мысль текста, составление плана текста
Т. 1.
Упр. 85
55
Составь свой диктант. Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме
1
Комбинированный
Произношение и обозначение на письме парных согласных в корне слова
(на конце слова, перед глухим звуком)
Уметь:
- писать слова с изученными орфограммами;
- выполнять проверку текста с пропущенными орфограммами по образцу
Фронтальный опрос
Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «гайка» и «галка»
Т. 1.
Упр. 56
56
Работа над ошибками. Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме
1
Комбинированный
Работа
в парах
57
Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме
3
Комбинированный
Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове
Знать понятие «слово-помощник». Уметь:
- обнаруживать регулярные исторические чередования («чередования, видимые на письме»);
- вставлять пропущенные безударные гласные, парные согласные
Фронтальный опрос
Уч. 1,
с. 141
58
Комбинированный
Уметь работать с обратным словарём, находить слова на - ЖКА
Работа
в парах
Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «зайка» и «майка»
Т. 1.
Упр. 62
59
Комбинированный
Уметь работать с обратным словарём, находить слова на - ЗКА
Взаимопроверка
Т. 1.
Упр. 63
60
Развитие речи
с элементами культуры речи. Тема и основная мысль текста
1
Практическая работа
Уметь почувствовать и понять те переживания, которыми делится с нами художник
Практи-ческая работа
Тема и основная мысль текста, составление плана текста
Т. 1.
Упр. 89
61
Тайна написаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
1
Комбинированный
Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Осознавать разницу ударной и безударной позиции написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу
Фронтальный опрос
Т. 1.
Упр. 50
62
Тайна написаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
1
Комбинированный
Знать, как проверить безударный гласный в корне слова
Работа
в парах
Уч. 1,
с. 151
63
Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук
2
Комбинированный
Употребление ь после шипящих на конце существительных
Уметь:
- связывать представление о конечной букве основы слова на шипящий
с родом этого слова;
- выполнять работу с обратным словарём, выписывать слова, основы которых оканчиваются на -Ш и -ШЬ
Фронтальный опрос
Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук
Уч. 1,
с. 154
64
Комбинированный
Уметь:
- связывать представление о конечной букве основы слова на шипящий с родом этого слова;
- выполнять работу с обратным словарём, выписывать слова, основы которых оканчиваются на -Ж и -ЖЬ
Работа
в парах
Уч. 1,
с. 155
65
Развитие речи
с элементами культуры речи. Работа с картиной А. Рылова «Полевая рябинка»
1
Практическая работа
Уметь почувствовать и понять те переживания, которыми делится с нами художник
Практи-ческая работа
Работа с картиной
66
Повторение по теме «Родственные слова и формы слова»
2
Систематизация и обобщение знаний
Выделение значимых частей слова (окончание, основа)
Уметь:
- подбирать родственные слова на более высоком уровне;
- работать со словарём происхождения слов
Фронтальный опрос
Т. 1.
Упр. 66
67
Работа
в парах
Т. 1.
Упр. 68
68
Развитие речи
с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо
1
Практическая работа
Уметь писать письмо с соблюдением норм речевого этикета
Практи-ческая работа
«Как писать письмо»
69
Повторение
по теме «Лексика»
2
Систематизация
и обобщение знаний
Слово и его значение. Использование словарей русского языка
Иметь представление о многозначных словах.
Уметь:
- выполнять работу с толковым словарём в парах;
- употреблять слова в нескольких значениях
Фронтальный опрос
Многозначные и однозначные слова
Т. 1.
Упр. 59
70
Иметь представление о происхождении слов.
Уметь:
- работать с этимологическим словарем;
- объяснять написание слова, опираясь на его этимологию
Работа в парах
Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «моль» и «мель». Использование сведений о происхождении слова при решении орфографических задач
Уч. 1,
с. 166
71
Контрольное списывание
1
Урок контроля
Уметь:
- применять изученные орфограммы;
- работать со словарем
Контрольное списывание
Упр. 135
72
Повторение по теме «Орфография»
1
Систематизация и обобщение знаний
Работа с орфографическим словарем
Уметь писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом
Фронтальный опрос
Уч. 1,
с. 168
73
Повторение
по теме «Синтаксис»
1
Различение слова, словосочетания, предложения
Знать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске
Работа
в парах
Переносное значение слова
Уч. 1,
с. 170
74
Развитие речи
с элементами культуры речи. Устное изложение
1
Практическая работа
Уметь:
- определять тему и основную мысль текста;
- составлять план текста и использовать его при устном изложении;
- делить текст на части;
- устно пересказывать текст;
- пользоваться толковым словарем
Практи-ческая работа
Устное изложение
75
Контрольный диктант «Снежные
загадки»
с грамматическим заданием
1
Урок контроля
Уметь:
- проверять сомнительные написания
(безударные гласные в корне, парные по глухости - звонкости согласные) жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;
- писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом
Фронтальный опрос
76
Работа над ошибками. Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой
на шипящий звук
1
Комбинированный урок
Уметь:
- выполнять работу над ошибками;
- пользоваться словарями русского языка
Работа
в парах
77
Развитие речи
с элементами культуры речи. Как написать поздравление
1
Практическая работа
Приобретение знаний и умений в написании поздравительной открытки
с соблюдением норм речевого этикета
Практи-ческая работа
Поздравительная открытка к Новому году
Т. 1.
Упр. 92
78
Повторение
по теме «Орфография»
2
Комбинированный урок
Правописание слов. Работа
с орфографическим словарем
Уметь:
- работать с толковым словарем;
- писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом
Фронтальная проверка
Т. 1.
Упр. 28
79
Систематизация
и обобщение знаний
Фронтальный опрос
Т. 1.
Упр. 29
80
Задание для членов клуба «Ключ и заря»
1
Систематизация
и обобщение знаний
Знать изученные орфограммы.
Уметь:
- пользоваться обратным словарем;
- самостоятельно выполнять задания;
- правильно оформлять ответы на вопросы; подписывать конверт
Работа
в парах
Письмо в клуб «Ключ и заря»
81
Развитие речи
с элементами культуры речи. Письменное изложение «Весенний звон»
1
Практическая работа
Знать понятие «текст».
Уметь письменно пересказывать текст по плану
Практическая работа
Как писать изложение
Морфология (11 часов)
82
Заседание клуба, на котором все учились задавать вопросы
1
Комбинированный
Главные члены предложения
Уметь:
- задавать вопросы к главным членам предложения;
- выделять основу предложения
Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «выдра»
и «вёдра»
Т. 2.
Упр. 1, 2
83
Развитие речи
с элементами культуры речи. Что мы знаем о тексте (хокку)
1
Практическая работа
Уметь выделять тему и основную мысль текста.
Понимать, что и японские трехстишия (хокку) являются текстами благодаря их емкости
Практическая работа
Т. 2.
Упр. 93
84
Заседание клуба, на котором все учились задавать вопросы
1
Комбинированный
Главные члены предложения
Уметь:
- задавать вопросы к главным членам предложения;
- подчеркивать основу предложения;
- списывать текст, вставляя пропущенные буквы
Т. 2.
Упр. 5
85
Учимся определять начальную форму слов. Словарная работа
4
Комбинированный
Начальная форма имен существительных и глаголов
Уметь:
- ставить существительные в начальную форму;
- определять начальную форму глаголов;
- пользоваться обратным словарем; определять начальную форму слов-названий предметов множественного числа
Самоконтроль по орфографическому словарю
Начальная форма слов-названий предметов множественного числа
Т. 2.
Упр. 7
86
Комбинированный
Фронтальный опрос
Уч. 2,
с. 13
87
Комбинированный
Начальная форма имен прилагательных
Уметь:
- определять начальную форму прилагательных;
- пользоваться толковым словарем; задавать вопросы к словам
Работа
в парах
Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «чашки» и «кашки»
Т. 2.
Упр. 14
88
Комбинированный
С/р по образцу
Т. 2.
Упр. 15
89
Развитие речи
с элементами культуры речи. Что мы знаем о тексте
1
Практическая работа
Уметь выделять тему и основную мысль текста.
Понимать, что и японское трехстишие (хокку), и пословицы тоже являются текстами благодаря их емкости
Практическая работа
Т. 2.
Упр. 103
90
Написание Ы после Ц в окончаниях слов-назва-ний предметов
3
Комбинированный
Разные способы проверки правописания слов
Знать понятие «общая часть (корень)».
Уметь:
- применять основное правило написания букв И и Ы после Ц в корне слова;
- пользоваться обратным словарем
Работа
в группах
Правило написания букв «И» и «Ы» после «Ц»
Уч. 3,
с. 19
91
Комбинированный
Уметь:
- применять основное правило написания букв И и Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов;
- составлять словосочетания по данной схеме;
- пользоваться обратным словарем
Фронтальный опрос
Уч. 3,
с. 21
92
Комбинированный
Уметь:
- правильно писать изученные орфограммы;
- пользоваться обратным словарем
Работа в парах
Т. 2.
Упр. 20
Морфемика и словообразование (48 часов)
93
Как делаются слова. Что такое суффикс (суффикс слов, называ-ющих предметы)
1
Комбинированный
Выделение значимых частей слова. Суффикс. Значение суффиксов
Знать определение суффикса.
Уметь:
- находить суффикс в словах;
- пользоваться обратным словарем;
- сравнивать значения родственных слов с разными суффиксами
Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «щит» и «кит»
Т. 2.
Упр. 22
94
Развитие речи
с элементами культуры речи. Деление текста на части
1
Практическая работа
Уметь:
- выделять в тексте смысловые части; делить текст на смысловые части;
- продолжать предложения; пользоваться толковым словарем
Практическая работа
Деление текста на части
Т. 2.
Упр. 94
95
Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называ-ющих предметы
3
Комбинированный
Образование новых слов с помощью суффиксов. Выделение значимых частей слова
Уметь:
- находить суффикс в словах;
- образовывать новые слова с помощью суффиксов;
- строить схему образования нового слова
С/р по таблице
Чередование согласных в корне ч//к
Уч. 3,
с. 26
96
Комбинированный
Уметь:
- пользоваться обратным словарем;
- составлять схемы образования новых слов;
- выделять части слова
Фронтальный опрос
Уч. 3,
с. 28
97
Комбинированный
Уметь:
- подбирать проверочные слова на безударные гласные и парные согласные;
- выполнять разбор слова по составу
Работа
в парах
Уч. 3,
с. 30
98
Как делаются слова. Суффикс слов, называющих предметы и признаки. Написание буквосочетаний ЧН, ЧК
1
Комбинированный
Уметь:
- образовывать слова с помощью суффикса;
- составлять диктант со словами
на -ный, используя обратный словарь
Фронтальный опрос
Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «щук», «друг» и «лук»
Т. 2.
Упр. 27
99
Как делаются слова. Суффикс слов, называющих предметы и признаки
1
Комбинированный
Знать правило образования сложных слов.
Уметь:
- правильно писать сложные слова;
- выполнять разбор сложных слов по составу;
- пользоваться обратным словарем;
- объяснять значение сложных слов
Работа
в парах
Сложные слова. Чередование согласных ш//х в корне
Т. 2.
Упр. 29
100
Развитие речи
с элементами культуры речи. Деление текста на части
1
Практическая работа
Деление текста на части
Уметь:
- выделять части текста красной строкой или отступом;
- делить текст на части
Практическая работа
Т. 2.
Упр. 95
101
Как делаются слова. Суффикс слов, называющих предметы и признаки
4
Комбинированный
Образование новых слов с помощью суффиксов. Выделение значимых частей слова
Уметь:
- составлять текст диктанта со словами на -кий, используя обратный словарь;
- понимать механизм образования новых слов
Самопроверка по образцу
Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «ложки», «рожки» и «кишки»
Т. 2.
Упр. 31
102
Комбинированный
Уметь:
- составлять схемы образования новых слов;
Фронтальный опрос
Т. 2.
Упр. 32
103
- выполнять разбор слова по составу;
- писать слова с сочетаниями ЧН, ЧК
Работа
в парах
Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «плов» и «плот»
Т. 2. Упр. 33
104
Обобщение
Уметь:
- подбирать проверочные слова на безударные гласные и парные согласные;
- правильно писать сочетания букв ЧН, ЧК;
- выполнять разбор слова по составу
С/р по образцу
105
Развитие речи с элементами культуры речи. Деление текста на части. Работа с картиной
А. Матисса
«Разговор»
1
Практическая работа
Знать понятие «тема картины».
Уметь:
- работать с репродукцией;
- выделять части текста красной строкой или отступом
Практическая работа
106
Как делаются слова. Снова суффикс слов, называющих предметы
4
Комбинированный
Образование новых слов с помощью суффиксов. Выделение значимых частей слова
Уметь:
- объяснять способ образования новых слов;
- составлять текст диктанта со словами на -ица и -ница, используя обратный словарь
Фронтальный опрос
Уч. 3,
с. 46
107
Комбинированный
Уметь:
- объяснять значение однокоренных слов;
- пользоваться обратным словарем;
- составлять схему образования новых слов
Работа
в парах
Чередование согласных в корне к//ч
Т. 2.
Упр. 34
108
Комбинированный
Знать смысл суффикса -щик.
Уметь:
- образовывать новые слова с помощью суффикса -щик (-щиц);
- выполнять разбор слова по составу
Фронтальный опрос
Т. 2.
Упр. 35
109
Комбинированный
Уметь:
- пользоваться обратным словарем;
- образовывать начальную форму существительных;
- составлять схемы образования новых слов
Работа
в парах
Т. 2.
Упр. 38
110
Развитие речи
с элементами культуры речи. Работа с картиной К. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»
1
Практическая работа
Знать понятие «натюрморт».
Уметь:
- работать с репродукцией;
- пользоваться толковым словарем
Практическая работа
111
Что такое обращение
2
Комбинированный
Знаки препинания в конце предложения
Знать понятие «обращение».
Уметь:
- находить в тесте обращения и выделять их пунктуационно;
- пользоваться орфоэпическим словарем
Взаимопроверка
Понятие об обращении и способах его оформления на письме. Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «фантики» и «бантики»
Т. 2.
Упр. 39
112
Комбинированный
С/р по образцу
Т. 2.
Упр. 41
113
Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки
3
Комбинированный
Образование новых слов с помощью приставок. Выделение значимых частей слова
Знать:
- определение «приставка»;
- значение приставки.
Уметь:
- образовывать родственные слова с помощью приставок;
- пользоваться обратным словарем
Работа
в парах
Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «сове» и «софе»
Т. 2.
Упр. 43
114
Комбинированный
Знать отличительные признаки приставки и предлога.
Уметь:
- указывать способ словообразования
(с помощью приставки);
- выделять приставку;
- различать приставку и предлог
Фронтальный опрос
Т. 2.
Упр. 45
115
Комбинированный
Уметь правильно писать слова
с предлогами и приставками
Работа
в парах
116
Развитие речи
с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо. Поздравительная открытка к 8 Марта
1
Практическая работа
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для написания поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета
Практическая работа
Азбука вежливости. Как писать письмо. Часть 3. Поздравительная открытка
к 8 Марта
117
Написание частицы НЕ со словами, называющими действия
4
Комбинированный
Раздельное написание частицы НЕ с глаголами
Знать правило раздельного написания частицы «не» с глаголами.
Уметь:
- писать частицу «не» со словами, называющими действия;
- приводить примеры на изученное правило
Фронтальная проверка
Написание частицы НЕ с глаголами
Т. 2.
Упр. 47
118
Комбинированный
Уметь:
- выполнять разбор слова по составу;
- правильно писать слова на изученные правила
С/р по образцу
Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «букет» и «буфет»
Т. 2.
Упр. 49
119
Комбинированный
Уметь:
- составлять схемы образования новых слов;
- подбирать родственные слова
Фронтальный опрос
Т. 2.
Упр. 50
120
Комбинированный
Уметь:
- выделять на письме обращения;
- пользоваться обратным словарем;
- правильно писать частицу «не» со словами, называющими действия. Иметь представления о глаголах-антонимах
Работа
в парах
Антонимы
Т. 2.
Упр. 51
121
Развитие речи
с элементами культуры речи. Устное изложение. Как писать изложение
1
Практическая работа
Уметь:
- определять тему и основную мысль текста;
- составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении
Практическая работа
Устное изложение. Как писать изложение
122
Написание частицы НЕ со словами, называющими действия
1
Комбинированный
Раздельное написание частицы НЕ с глаголами
Знать, что суффикс -ть показывает, что глаголы стоят в начальной форме. Уметь:
- писать частицу «не» со словами, называющими действия;
- пользоваться обратным словарем
Фронтальный опрос
Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «пешки» и «пушки»
Уч. 2,
с. 77
123
Состав слова
3
Комбинированный
Разбор слова по составу
Уметь:
- выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа;
- пользоваться обратным словарем;
- объяснять значение слова с разными приставками
Работа
в парах
Т. 2.
Упр. 54
124
Комбинированный
Уметь:
- подбирать слова, близкие по значению и противоположные по значению;
- выполнять разбор слов по составу
Фронтальный опрос
Антонимы.
Синонимы
Уч. 3,
с. 78
125
Комбинированный
Знать правописание слов-названий действий с основой на -ЧЬ, стоящих в начальной форме.
Уметь выполнять разбор слова по составу
Работа в парах
Уч. 3,
с. 79
126
Развитие речи
с элементами культуры речи. Типы текстов. Описание и повествование
1
Практическая работа
Типы текстов. Описание и повествование
Уметь определять характер текста: описание или повествование
Практическая работа
Типы текстов. Описание и повествование
127
Состав слова
1
Комбинированный
Разбор слова по составу
Уметь:
- подбирать родственные слова по обратному словарю и разбирать их по составу;
- выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа
С/р
Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «форточки»
и «корточки»
Т. 2.
Упр. 57
128
Образование
слов с помощью приставки и суффикса
3
Комбинированный
Образование слов с помощью приставки и суффикса. Значение суффиксов и приставок
Уметь:
- указывать способ словообразования
(с помощью приставки и суффикса);
- читать и составлять схемы слов;
- пользоваться толковым словарем;
- объяснять образование имен сказочных героев
С/р,
подбор к схемам слов
Уч. 3,
с. 84
129
Комбинированный
Уметь:
- пользоваться орфографическим словарем;
- правильно писать безударные и парные согласные в корне;
- образовывать новые слова с помощью приставки и суффикса
Фронтальный опрос
130
Комбинированный
Работа
в парах
131
Правильное употребление приставок НА- , О-
в словах «надеть», «надевать»; «одеть», «одевать»
1
Комбинированный
Лексическое значение приставок. Правило употребления приставок
Знать лексическое значение приставок.
Уметь:
- правильно употреблять приставки НА- и О- в словах «надеть», «надевать», «одеть», «одевать»;
- пользоваться толковым словарем;
- составлять схемы словообразования
Работа
в парах
Правильное употребление приставок НА- и О- в словах «надеть», «надевать»; «одеть», «одевать»
Уч. 3,
с. 89
132
Развитие речи
с элементами культуры речи. Типы текстов. Описание и повествование
1
Практическая работа
Типы текстов
Знать, что в тексте-описании часто используют прием сравнения.
Уметь определять тип текста: описание или повествование
Практическая работа
Типы текстов
Т. 2.
Упр. 102
133
Правильное употребление приставок НА-, О- в словах «надеть», «надевать»; «одеть», «одевать».
1ч
Комбинированный
Роль приставок. Лексическое значение приставок. Правило употребления приставок
Знать лексическое значение приставок.
Уметь:
- правильно употреблять приставки НА- и О- в словах «надеть», «надевать», «одеть», «одевать»;
- пользоваться этимологическим словарем
Проверка по цепочке
Использование сведений о происхождении слова при решении орфографических задач. Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «бабка» и «папка»
Уч. 3,
с. 90
134
Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного
3
Комбинированный
Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Слово и его значение
Уметь:
- указывать способ словообразования
(сложением основ с соединительным гласным);
- объяснять значение сложных слов;
- пользоваться обратным словарем
Фронтальная проверка
Сложные слова с соединительными гласными
Т. 2.
Упр. 59
135
Комбинированный
Уметь:
- делить слова на группы: слова-названия, предметы одушевленные и неодушевленные;
- выполнять разбор сложных слов
Фронтальный опрос
Т. 2.
Упр. 61
136
Комбинированный
Знать понятие «соединительные гласные».
Уметь:
- выделять в сложных словах соединительные гласные;
- пользоваться обратным словарем
Работа
в парах
Т. 2.
Упр. 63
137
Развитие речи
с элементами культуры речи. Типы текстов. Научный и художественный текст
1
Практическая работа
Типы текстов
Уметь определять тип текста: описание или повествование
Практическая работа
Типы текстов.
Т. 2.
Упр. 107
138
Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного
2
Комбинированный
Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Слово и его значение
Уметь:
- указывать способ словообразования
(сложением основ с соединительной гласной);
- находить по обратному словарю сложные слова на букву Т;
- писать слова с изученными орфограммами
Фронтальный опрос
Уч. 3,
с. 98
139
Комбинированный
Уметь:
- составлять схемы словообразования;
- различать приставки и предлоги;
- пользоваться этимологическим и орфографическим словарями;
- писать слова с изученными орфограммами
Фронтальный опрос
Уч. 3,
с. 100
140
Диктант «Птичьи хлопоты» с грам-матическим заданием
1
Контрольный урок
Уметь:
- проверять сомнительные написания
(безударные гласные в корне, парные по глухости - звонкости согласные, не-произносимые согласные), жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;
- писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом
Работа
в парах
Фонетика и орфография (30 часов)
141
Работа над ошибками. Разделительный ь
1
Комбинированный
Написание разделительных ь
и ъ
Знать правило написания разделительного ь.
Уметь:
- выполнять работу над ошибками;
- употреблять разделительный ь
на письме
Т. 2.
Упр. 69
142
Развитие речи
с элементами культуры речи. Научный и художественный текст
1
Практическая работа
Научный и художественный текст
Знать, какой текст называется научным.
Уметь различать научный и художественный текст
Практическая работа
Т. 2.
Упр. 109
143
Разделительный Ъ
1
Комбинированный
Написание разделительных ь
и ъ
Знать правило написания разделительного Ъ.
Уметь употреблять разделительные ь и ъ на письме
С/р
Т. 2.
Упр. 79
144
Написание разделительных Ь и Ъ
3
Комбинированный
Уметь:
- пользоваться орфоэпическим и обратным словарем;
- правильно писать слова с разделительными ъ и ь
Фронтальный опрос
Чередование согласных ц//ч в корне. Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «овощ»
и «овод»
Т. 2.
Упр. 72
145
Комбинированный
Работа
в парах
Т. 2.
Упр. 7 5
146
Комбинированный
Знать понятие «родственные» слова. Уметь:
- подбирать родственные слова;
- писать слова с разделительными ъ
и ь
С/р
Т. 2
Упр. 78
147
Развитие речи
с элементами культуры речи. Работа с картиной Н. Рериха «Стражи ночи»
1
Практическая работа
Уметь:
- различать научный и художественный текст;
- пользоваться толковым словарем;
- работать с картиной
Практическая работа
Научный и художественный текст. Работа с картиной
148
Написание разделительных Ь
и Ъ
4
Комбинированный
Написание разделительных ь и ъ
Уметь:
- употреблять разделительные ь и ъ на письме;
- пользоваться орфоэпическим сло-варем;
- писать слова с изученными орфограммами;
Работа
в парах
Уч. 3,
с. 120-121
149
Комбинированный
Фронтальный опрос
Уч. 3,
с. 123
150
Комбинированный
- подбирать родственные слова;
- составлять схемы словообразования слов;
- пользоваться обратным и этимологическим словарями;
- писать сложные слова и объяснять их значение
Фронтальный опрос
Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «в чае» и «в мае»
Уч. 3,
с. 125
151
Комбинированный
Работа
в парах
Уч. 3,
с. 128
152
Развитие речи с элементами культуры речи. Устное изложение. Работа с картиной Ван Гога «Подсолнухи»
1
Практическая работа
Уметь:
- пользоваться толковым словарем;
- различать научный и художественный текст;
- работать с картиной
Практическая работа
153
Самое загадочное чередование согласных в корнях слов: чередование настоящего звука с нулевым. Непроизносимый согласный звук - нулевой звук
1
Комбинированный
Непроизносимые согласные в корне слова. Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания)
Знать, что непроизносимый согласный звук - нулевой звук.
Уметь:
- проверять слова с непроизносимыми согласными;
- подбирать родственные слова
Работа
в группах по образцу
Т. 2.
Упр. 81
154
Непроизносимый согласный звук - нулевой звук
3
Комбинированный
Знать алгоритм рассуждения при написании слов с непроизносимыми согласными в корне.
Уметь:
- пользоваться обратным словарем; делить слова на группы по видам
Фронтальный опрос
Т. 2.
Упр. 82
155
Комбинированный
Работа
в парах
Звукобуквенная зарядка.
Т. 2.
Упр. 83
156
Комбинированный
орфограмм: парные согласные и непроизносимые согласные;
- выделять обращения на письме
Работа
в парах
Анализ слов
«кадушка»
и «катушка»
Т. 2.
Упр. 85
157
Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение. Работа
с картиной Ван Гога «Церковь
в Овере»
1
Практическая работа
Уметь:
- работать с репродукцией;
- определять тему и основную мысль текста;
- составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении
Практическая работа
158
Непроизносимый согласный звук - нулевой звук
3
Комбинированный
Непроизносимые и парные согласные в корне слова. Выделение значимых частей слова (корня, при-ставки, суффикса, окончания)
Знать алгоритм рассуждения при написании слов с непроизносимыми согласными в корне.
Уметь:
- пользоваться обратным, орфографическим, этимологическим и орфоэпическим словарями;
- делить слова на группы по видам орфограмм (парные согласные и непроизносимые согласные);
- выделять обращения на письме
С/ р
Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «Ева» и «ива»
Уч. 3,
с. 140
159
Комбинированный
Фронтальный опрос
Т. 2.
Упр. 86
160
Комбинированный
Фронтальный опрос
Т. 2.
Упр. 87
161
Непроизносимый согласный звук - нулевой звук.
Проверочная
работа
1
Комбинированный
Уметь:
- проверять сомнительные написания
(безударные гласные в корне, парные по глухости - звонкости согласные, не-произносимые согласные), жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;
- писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом
Работа
в парах. Проверочная работа
Звукобуквенная зарядка. Анализ слов «чуб» и «дуб»
Т. 2.
Упр. 88
162
Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение «Ступеньки»
1
Практическая работа
Уметь:
- определять тему и основную мысль текста;
- составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;
- членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме
Практическая работа
163
Итоговая контрольная работа за II полугодие
1
Контрольный урок
Уметь:
- проверять сомнительные написания
(безударные гласные в корне, парные по глухости - звонкости согласные, не-произносимые согласные), жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;
- писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом
Контрольный диктант
164
Работа над ошибками. Непроизносимый согласный звук - нулевой звук
1
Комбинированный
Непроизносимые и парные согласные в корне слова. Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Использование словарей русского языка
Знать алгоритм рассуждения при написании слов с непроизносимыми согласными в корне.
Уметь:
- выполнять работу над ошибками; писать слова с изученными орфограммами;
- употреблять предлоги в письменной речи
Работа
в парах
Уч. 3,
с. 151
165
Непроизносимый согласный звук - нулевой звук
4
Комбинированный
Уметь:
- различать и правильно употреблять приставки;
- объяснять значение многозначных слов;
- правильно писать слова с парными
и непроизносимыми согласными в корне;
- пользоваться орфоэпическим словарем
Фронтальный опрос
Многозначные слова
Т. 2.
Упр. 89
166
167
Комбинированный
Работа
в парах
Т. 2.
Упр. 90
168
Комбинированный
Фронтальный опрос
Т. 2.
Упр. 91
169
Лексикография. Тест
1
Контрольный урок
Тест
Уметь:
- пользоваться словарями русского языка;
- находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и «читать» словарную статью, извлекая необходимую информацию
С/р
Работа со словарями
170
Развитие речи
с элементами культуры речи. Задание для членов клуба «Ключ и заря»
1
Систематизация и обобщение знаний
Уметь:
- правильно писать слова с изученными орфограммами;
- пользоваться орфографическим словарем;
- грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания
С/р с конвертами. Практическая работа
Задание для членов клуба «Ключ и заря»
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса учебного предмета «Русский язык»
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения: Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс) К - полный комплект (на каждого ученика класса) Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников) П - комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения
количество
примечание
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-методические комплекты УМК «Перспективная начальная школа» для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради для самостоятельной работы)
Примерная программа начального общего образования по русскому языку
К
Д
Библиотечный фонд сформирован с учётом типа школы с русским языком обучения на основе федерального перечня учебников, рекомендуемых (допущенных) Минобрнауки РФ.
Печатные пособия
Словари по русскому языку: орфографический, толковый.
К
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Технические средства обучения
Классная доска.
Магнитная доска.
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Сканер, принтер,цифровая видеокамера
Д
Д
Д/П
Д
Д
С диагональю не менее 72 см
При наличии
Экранно-звуковые пособия
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку
Д
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
К
Д
Д