Конспект урока по литературному чтению А. И Куприна Барбос и жулька

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения в 4 классе. Тема: Творчество А. И. Куприна «Барбос и Жулька» Цели и задачи урока: - Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Куприна; - Познакомиться с произведением «Барбос и Жулька», раскрыть смысл рассказа, верности и дружбы между животными; - Учить анализировать поступки героев; - Отрабатывать навык осознанного чтения; - Прививать любовь к животным; - Обогащать словарный запас детей и работать над выразительностью чтения; - Развивать внимание, мышление учащихся. Оборудование: ПК, презентация, учебники «Родная речь» (2 ч.) 4 кл. Климановой Л.Ф., толковые словари.

Ход урока.

  1. Орг. момент
Встаньте ровно и закройте глаза. Повторяйте за мной. «Я в любимой школе. У нас урок литературного чтения. Я учусь и радуюсь этому. Я готов к уроку».
  1. Актуализация знаний.
Слайд 1. - Прочитайте записи. («Слон», «Чудесный доктор», «Белый пудель») - Что объединяет эти произведения? (Все произведения о животных; их написал А.И. Куприн) - Скажите ещё раз, о творчестве какого писателя мы будем говорить сегодня? (А.И. Куприна) - Что вы знаете и помните об Александре Ивановиче Куприне? (высказывания детей) Слайд 2. Слово учителя. Я хочу начать вам рассказывать об этом замечательном писателе со слов Д.Н. Мамина - Сибиряка. «Почему он большой писатель? Да потому, что он живой … в каждой мелочи живой». - Как вы думаете, почему Мамин - Сибиряк выбрал именно такие слова для описания Куприна? (предположения детей). Слайд 3. - Фамилия Куприн происходит от названия речки «Купра» в Тамбовской губернии. Куприн родился в семье мелкого чиновника. Отец его умер, когда мальчику не было и четырех лет. Семья осталась без денег, и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме. Мальчик жил с ней до шести лет, а потом его отправили в сиротский пансион. Куприн был добрым, отзывчивым и талантливым человеком с широкой душой. Посмотрите на портрет писателя: это широкоплечий, коренастый мужчина с добрыми глазами. Его взгляд пронизан любовью и теплотой души. Он был очень необыкновенным человеком. Куприну было интересно всё новое: когда появились первые воздушные шары, они одним из первых поднялся на воздушном шаре. Затем летал на самолете и чуть не погиб, когда самолет начал падать. Это был отважный человек. Он мог в бурю с рыбаками выйти в открытое море в старой лодке. Спускался в скафандре на морское дно. Он работал корреспондентом газеты, зубным врачом, грузчиком арбузов, был певчим в хоре и даже суфлёром. Всё творчество Александра Ивановича Куприна дышит любовью к Родине, трудолюбивому народу, щедрой природе, к животным и людям, а также великому русскому языку. Слайд 4. Обратите внимание на выставку книг, некоторые произведения вам уже знакомы, с другими вам ещё предстоит познакомиться.
  1. Постановка целей урока.
  1. Мотивация детей на изучение произведения.
Я вам хочу загадать загадку. Ноги тонки, Бока звонки, А хвост закорючкой. Днём молчит, А ночью рычит. (собака) - Какие породы собак вы знаете? - В наше время существует более 400 пород собак. Обычно породы собак группируют по характеру их применения. - На какие группы можно разделить породы собак? Слайд 5.
  • Охотничьи
  • Служебные
  • Декоративные
- Есть ли произведения о собаках у А.И. Куприна? Назовите их.
  1. Сообщение темы и целей.
Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением - «Барбос и Жулька». - Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ? (О жизни собак; о дружбе собак; о ссорах между собаками; о том, как собаки помогали людям и др.) - Какой вы себе представляете Жульку? - I в. - Каким вы представляете себе Барбоса? - II в. Слайд 6. Задачи урока. Нам на уроке нужно познакомиться с рассказом, понять смысл произведения, проанализировать поведение и поступки героев, а также работать над выразительным чтением. Физминутка.
  1. Упражнения на расслабление мышц спины, шеи, плеч.
  2. Упражнения для глаз. Игра «Поймай муху».
  1. Работа с произведением.
  1. Словарная работа. Работа с толковыми словарями.
В тексте вам встретятся новые, непонятные слова. Попробуем найти им объяснение в толковых словарях. Повторим правила работы со словарями. Слайд 7. Практическая работа.
  1. Первичное чтение текста. - комбинированное чтение (учитель и хорошо читающие ученики). Остальные следят по тексту.

Физминутка для глаз.

  1. Проверка первичного восприятия.
- Вам понравился рассказ? С каким настроением вы его слушали? - О чём вы задумались, прослушав рассказ? - Как люди относились к собакам? (К Жульке хорошо, заботились о ней, это была домашняя собака. А Барбоса постоянно гнали на улицу, но тоже любили и заботились. А дети их очень любили и заботились). - Кто лучше всего понимал животных? (Дети). - Как вы думаете, почему автор в начале произведения подробно описывает внешний вид собак? (Чтобы мы смогли понять их характер). - Найдите и прочитайте описание собак. Охарактеризуйте собак.
  1. Внешность собак.
  2. Поведение собак.
  3. Их поступки.
I в. - Характеристика Барбоса. II в. - Характеристика Жульки. Проверка. - Какой сделаем вывод, дав характеристику собакам? (От внешности собаки не зависит её характер. Большая собака может быть трусливой, а маленькая, воспитанная собачка, быть смелой и проявлять героизм.)
  1. Вторичное чтение текста. Работа над выразительным чтением.
- Найдите и прочитайте поведение бешеного пса во дворе. - Как поступили люди, увидев во дворе бешеного пса? Прочитайте. С каким чувством вы будете читать отрывок? (С чувством страха). - А как бы вы поступили в такой ситуации? - Найдите и прочитайте, а как повёл себя Барбос в этот момент? Какие чувства передадите при чтении? (Страх) - Ожидали вы от него такого поступка? Почему? (Раньше всегда кидался в драку). - Прочитайте, как поступила Жулька. С какой интонацией вы будете читать эти строки? - Почему Жулька выбежала наперерез бешеной собаке? Можно ли её поступок считать героическим? - Как вы думаете, зачем автор пишет «Вдруг все ахнули от испуга и неожиданности. Откуда-то из-за сарая выскочила маленькая Жулька и во всю прыть своих тоненьких ножек понеслась наперерез бешеной собаке»? - Изменилось бы что-нибудь, если убрать предложение: «Вдруг все ахнули от испуга и неожиданности». - Найдите в тексте и зачитайте, что явилось причиной смерти Жульки.
  1. Работа над иллюстрацией к тексту. Слайд 8.
- Рассмотрите рисунок. Кого изобразил художник? - Какой эпизод изобразил художник? - Каким мы видим Барбоса в этот момент? Какие чувства он испытывает? Почему?
  1. Постановка проблемы.
- Как вы думаете, почему рассказ о жизни собак, так трогает нашу душу, чувства? (Это животные, за которых мы несём ответственность; они живут у нас дома и нам нужно заботиться о них и любить их; они живые существа). - А были ли у вас моменты в жизни, когда приходилось расставаться со своими питомцами? (Рассказы детей) - Какие чувства вы тогда испытывали? (Чувства тоски, горечи, боли, надежды на лучшее). - Скажите, а можно ли было изменить конец рассказа? Как? (Если бы люди и сильный Барбос не спрятались, не разбежались, а выскочили на защиту Жульки, то может быть она и осталась жива).
  1. Итог урока
  1. Обобщение анализа текста.
Давайте вернёмся к началу урока. На какой главный вопрос мы должны были ответить на уроке? (В чём смысл произведения «Барбос и Жулька».) - Кто может ответить на этот вопрос? (Автор нам показал, что между животными есть дружба и преданность друг другу и к людям; показал, что люди берут животных и должны нести за них ответственность.) Иногда эта дружба, ребята, гораздо крепче, чем у людей. - А какие ещё рассказы о дружбе между животными вы читали? («Приёмыш», «Серая шейка» М.- Сибиряка, «Лев и собачка» Л. Толстого и др).
  1. Работа с пословицами. Слайд 9.
Вспомните пословицы и поговорки о дружбе. Теперь посмотрите на экран, прочитайте пословицы о дружбе. - Какой из этих пословиц вы бы озаглавили рассказ? (Без беды, друга не узнаешь. Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает. Друг познаётся в беде.)
  1. Домашнее задание. Слайд 10.
Перечитайте рассказ ещё раз, но концовку измените, придумайте свою.


© 2010-2022