Обучение грамоте на тему Звук Х Буква Х. ( 1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема:

Звук х. Буква Х, х.

Цели:

Обучающая

  • Изучить новые звуки ( Х) и (Х), букву Х х;

  • Продолжить работу по формированию навыка чтения у детей;

  • Расширить представление о мире, словарный запас;


Развивающая
  • Развивать частично-поисковую деятельность;
  • Развивать мышление, внимание, речь;
  • Развивать навык фонетического слуха, навык конструирования.

Воспитательная
  • Воспитывать прилежание, умение помочь ближнему( добрососедство);
  • Воспитывать бережное отношение к хлебу, стремление к получению новых знаний.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ:

- золотой ключик,

- фото Тима и Тома,

- карточки с дифференцированными заданиями,

- карточки для конструирования,

- « волшебная палочка»,

- костюмы Мальвины, Буратино, Карабаса- Барабаса, - слайды на тему « Как хлеб пришёл на стол»,

- карточки для конструирования,

- « Стихотворение- загадка» , « Слово рассыпалось».

Ход урока:

  1. Организация класса.

( В класс входит учительница в костюме Мальвины)

-Здравствуйте, ребята. Сегодня у вас будет необычный урок. Сказочный. Вести урок буду я, Мальвина. А помогать мне будет Буратино. Но что-то он опаздывает. Пока его ждём, проведём зарядку.

( Включается песня из мультфильма « Весёлая зарядка». Дети выполняют движения за Мальвиной.)

- Садитесь.

II.Актуализация знании

( Неожиданно раздаётся громкий стук в дверь и входит Карабас - Барабас (К-Б)

К-Б: Что это вы так развеселились?! Расплясались?! Вот только Буратино вам и не хватает!

Мальвина (М): Мы ждём Буратино. Не знаешь ли ты К-Б, где он?

К-Б: Да, знаю, знаю. Спрятал я его. Не люблю умных детей, А Буратино и все мои куклы хотят ходить в школу и учиться, Но я их пока спрятал, а сам пришёл посмотреть, что здесь интересного происходит. И принёс много сложных заданий, Если вы их выполните, я вам отдам ключик от волшебной дверцы, где спрятан Буратино. И тогда он будет учиться вместе с вами.

М: Ребята, вы согласны помочь Буратино? Давай К-Б своё задание!

( К-Б достаёт из кармана бумагу и передаёт её Мальвине ).

М: Ребята, послушайте задание: Изучить звуки (Х)и (Х), букву Х

III. Повторение.

М: Начнём работу.

- На какие две группы делятся все звуки в русском языке? - Сколько гласных? -Назовите их хором.

- Почему они относятся к гласным?

- Какие ещё звуки есть?

- Почему они относятся к согласным?

- Почему согласные располагаются на таблице в два ряда?

- Какие ещё могут быть согласные звуки?

IV. Работа над темой урока. - К какой группе относится звук (Х)?

- Может ли он быть мягким? Назовите.

Фонетическая зарядка ( отвечаем хором и используем новый звук).

- Как стонет больной?

- Как мы смеёмся?

Игра « Тим и том»

У нас в гостях наши друзья Тим и Том. Том - друг твёрдых согласных, Тим- друг мягких согласных.

( Весь класс делится на друзей Тома и Тима)

М: Я называю слова. Если в них есть звук (Х)- твёрдый, встают друзья Тома, если мягкий- Тима. ( хор, хищник, холод, химик, хвост, хлыст).

М: У вас на столе карточки, в них записаны слова, в которых встречаются новый звук. Возьмите зелёный карандаш и подчеркните в этих словах мягкий звук (Х).

( карточки разного уровня сложности для сильных и слабых учеников)

Мы выяснили, что звук (Х) может быть твёрдым и мягким. А ещё этот звук может быть звонким и глухим.. Давайте, определим звук(Х) глухой или звонкий.

Произнесём его хором?

- Глухой или звонкий?

- Почему?

- Какой можно сделать вывод? ( Звук(Х)- глухой)

Знакомство с буквой.

А теперь узнаем какой же буквой можно обозначить новый звук. Эта буква родится прямо у вас в руках. Для этого нужно лишь развернуть букву К.

- Ребята, на что похожа буква Х?

( отвечают дети)

-Х- забавная игрушка, деревянная зверюшка.

- Х - всё ходит, ходит, ходит, места что- ли не находит?

- Кто может показать букву Х при помощи рук и ног?

( чтение по учебнику слогов слияния).

Физминутка.

« Буратино»

Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развёл. Ключик что-ли не нашёл?

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

« Прятки»

Ребята я сейчас отвернусь, а вы должны спрятаться. Но из класса не выходить.

Учитель поворачивается, говорит удивлённо:

- Где же все ребята?

- сейчас я снова отвернусь и посчитаю до трёх и вы занимаете своё место. 1 ,2, 3.

Игра « Буква потерялась»

М: У меня на столе появились какие-то странные слова. В них потерялся первый звук. Какой это звук

- Прочитайте слова и сразу опишите звук.

_алва, _ леб, _ итрец, _ алат, _обот.

Развитие речи.

_ Что такое хобот?

- У кого он есть? ( слон, бабочка)

-Для чего он нужен?

Посмотрите на рисунок и расскажите.

Стихотворение -загадка.

- Прочитайте стихотворении е -загадку и угадайте пропущенное слово.

Хомяку сказал хорёк:

--------------твой узок, мой широк.

- О чём идёт речь?

- Охарактеризуйте звук (Х) в слове « хвост».

Игра «Хвосты»

- Сейчас я раздам карточки, на которых слева нарисованы хвосты, а справа- названия животных. Ваша задача соединить верно хвост и животное, к которому оно относится.

- Если затрудняешься - посоветуйся с соседом.

( после завершения работы карточки сдаются ).

Люди придумали и сделали машину, которая летает высоко и далеко. У неё как у птицы есть хвост.

-Что это за машина?

- Зачем ей хвост?

Игра « Слово рассыпалось»

К-Б нёс нам задания из нескольких слов, но споткнулся и рассыпал буквы. Ребята составьте из рассыпанных букв слова.

А) устно

Б) 1 ряд пишет на доске.

В) 2 ряд откладывает слово в кассе.

Физминутка.

« Хомка»

Хомка, хомка, хомячок.

Полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт,

Шейку моет, щёчки трёт.

Подметает хомка хату и выходит на зарядку.

1, 2, 3, 4, 5- хомка хочет сильным стать!

К-Б: Ну, удивили так удивили! Как это всё у вас получается? Но вот с этим заданием вам не справиться. Угадайте, что здесь нарисовано.?

( к доске выходят дети и рассказывают подготовленные дома стихотворения)


  1. Подошёл к ребятам Витя.

Показал листок:

-Взгляните!

Кто сумеет угадать, Что я начал рисовать?


  1. - Угадал! - сказал Володя.

Это солнышко восходит!


  1. Возразила сразу Зина:

- Здесь арбуза половина!

- Нет !-

Сказал, подумав Боря,-

Это гриб, чего тут спорить.

  1. Головой качает Вася:

- Я с тобою не согласен.

Я уверен, будет тут нарисован парашют!

Витя свой рисунок взял

Улыбнулся и сказал:

- Вы догадливыми были,

Только жаль, про хлеб забыли.

Как собрали урожай,

Испекли мы каравай! ( ученик вносит каравай хлеба)

М: Ребята, какое важное слово начинается со звука (Х)?

А знаете ли вы, откуда пришёл хлеб на стол?

( Мальвина рассказывает о том, как хлеб пришёл на стол и сопровождает свой рассказ слайдами или рисунками)

Хлеб приходит с поля. Тракторист вспахивает землю. Хлебороб засеивает зерном поле. Колосья убирает комбайнёр. Машины везут зерно на мельницу. Зерно перемалывают в муку . Из муки пекарь готовит тесто и выпекает хлеб.

- вот видите, ребята насколько долог и труден путь хлеба к нашему столу. За много лет народ сочинил немало пословиц и поговорок о хлебе.

« Хлеб- всему голова», « Худ обед, коли хлеба нет»

Наверное, не раз вам говорили мама и папа, дедушка и бабушка о том, что хлеб нужно беречь.

-Ребята, как вы бережёте хлеб?

Для того, чтобы хлеб пришёл на стол, трудятся много людей.

Прочитайте: Комбайнёр, тракторист.

- Объясните значение этих слов.

- Как можно назвать одним словом? ( хлебороб)

-У кого из вас родители хлеборобы?

Работа по учебнику.


  1. Чтение учителем рассказа.

- на странице 56 найдите рассказ «Заботливая внучка» послушайте.

(учитель читает)

  1. Беседа по содержанию.

- Что значит « грамотный»?

- Считаете ли вы себя грамотными?

3. Чтение рассказа учащимися.

-А теперь давайте скажем Карабасу- Барабасу хорошо ли быть грамотными?

V. Итог урока.

Ну что, Карабас - Барабас - выполнили мы твоё задание?

К-Б: Да, я очень доволен. Но теперь скажите мне, что нового изучили на уроке.

М: Ребята, какие звуки изучили? Какой буквой они обозначаются? Звонкий звук или глухой? Сейчас я возьму волшебную палочку, пройду по рядам. До кого дотронусь, тот произносит слово с новым звуком.

К-Б: Вы просто молодцы! Вот ключ.

М: Сегодня все хорошо работали. Но лучшим был.. (..). Ему предоставляется право открыть дверь. ( Дверь открывается, вбегает Буратино.)

Буратино: Здравствуйте, Ребята! Спасибо за то, что меня освободили. Теперь я буду учиться вместе с вами и стану умненьким и благоразумненьким.

М: Всем за хорошую работу мы дарим танец « Буратино»!

( Мальвина, Буратино, Карабас-Барабас танцуют. Кланяются. Уходят.




© 2010-2022